Анна ЛИПЕНЬ

Консультации между Россией, Еврокомиссией и Украиной по вопросу имплементации Киевом соглашения об ассоциации с Евросоюзом успеха не принесли. В результате президент РФ Владимир Путин подписал закон о приостановлении с 1 января 2016 г. договора о зоне свободной торговли (ЗСТ) в отношении Украины. Это значит, что любой украинский товар, поступающий на территорию России, будет облагаться ввозными пошлинами, предусмотренными единым таможенным тарифом ЕАЭС.

С того же дня Москва ввела против Украины продовольственное эмбарго - как ответ на присоединение Киева к антироссийским санкциям Евросоюза и США. И если эти меры были анонсированы заранее, то указ президента России №1 от 1.01.2016 г. стал полной неожиданностью.

В Казахстан через Оршу
Согласно указу транзит всех украинских грузов, предназначенных для Казахстана, с 1 января по российской территории может проходить только через территорию Беларуси. Прямой транзит украинских грузов в Казахстан через украинско-российскую границу запрещен.

Причем при следовании грузов через Беларусь пересечение границы возможно лишь в строго обозначенных местах. Для белорусско-российской границы - автомобильный КПП «Красное» на трассе М-1 (на стыке Витебской и Смоленской областей, недалеко от Орши) и железнодорожная станция «Смоленск-Сортировочная». Для российско-казахстанской - передвижные автомобильные КПП на А-300 (на стыке Оренбургской и Западно-Казахстанской областей и А-310 (на стыке Челябинской и Кустанайской областей), а также железнодорожный пункт «Озинки» (на стыке Саратовской и Западно-Казахстанской областей).

Следует учитывать, что кроме Казахстана по ту сторону Российской Федерации у Украины есть и другие торговые партнеры - Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, а главное - Китай, годовой экспорт в который превышает 2,5 млрд долл.

Так вот, прямой транзит в третьи страны по территории России, как следует из сообщений украинских ведомств, де-факто тоже запрещен. Хочешь доставить украинский груз в Китай - добро пожаловать в Оршу.

Если руководствоваться соображениями безопасности при транзите запрещенных в РФ товаров, то это решение нелогично. Исходя из позиции российских властей, Беларусь - та самая аномальная зона, где запрещенные продукты с Запада активно мутируют, превращаясь в разрешенные белорусские. Намеренно перенаправлять транзитные украинские грузы в Беларусь - все равно что провоцировать страну на новую волну контрабанды.

Было бы куда надежней, если бы российские таможенники на белгородской таможне проверяли пломбы на фурах и выдавали водителям учетные талоны. Ведь именно этого - личного контроля грузов на внешней границе ЕАЭС - добивался Россельхознадзор в разгар белорусско-российского конфликта на почве продовольственного эмбарго.

Мы будем жить теперь по-новому…
Но даже без учета новых правил транзита российские санкции против Киева ставят немало вопросов о том, каким образом украинские товары будут перемещаться по территории Беларуси. Украинский Х-фактор делает непредсказуемым движение торговых потоков в ЕАЭС в новом году.

Неудивительно, что на саммите ЕАЭС в Москве 21 декабря 2015 г. эта тема обсуждалась среди приоритетных. Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов тогда заверил, что лидеры других стран-членов ЕАЭС, наряду с Россией, считают правильным также выйти из соглашения о зоне свободной торговли с Украиной.

«Не так звучала позиция - готовы они или не готовы, - пересказал И.Шувалов журналистам содержание встречи. - Они сказали, что в принципе было бы правильно, чтобы такое решение - единое решение - было принято всеми пятью странами. Чтобы это был единый режим и для общего внешнего контура таможенной границы, и для отслеживаемости, и в силу различных причин». Правда, он сразу заметил, что российская делегация не настаивала на том, чтобы другие страны ЕАЭС присоединялись к ограничительным мерам против Украины.

Однако на примере антизападного продовольственного эмбарго Минск и Астана уже прекрасно знают, что означает подобное одностороннее самоограничение России. «Кремлевская диета» привела к контрабанде товаров через нашу страну и частично через Казахстан, постоянным конфликтам на этой почве, а также к нарушению нормальных поставок западных товаров в него через территорию России. Эту схему теперь можно смело накладывать на торговлю с Украиной.

Так что, скорее всего, российский вице-премьер очень вольно интерпретировал позицию президентов Беларуси и Казахстана. Верится с трудом, что Минск и Астана изъявили желание прекратить торговлю с Украиной. Потому что риск захлебнуться в беспошлинных европейских товарах, которые могут потечь в ЕАЭС под видом украинских, пока лишь гипотетический. И от него можно застраховаться локальными мерами, вроде дополнительной санитарно-гигиенической экспертизы, которую Минск ввел для импорта из-за пределов ЕАЭС еще в августе 2015 г.

А вот громкое изгнание Украины из ЗСТ не гипотетически, а вполне реально подпортит отношения Минска и Астаны с Западом. Кстати, пока президент Казахстана Нурсултан Назарбаев участвовал в саммите ЕАЭС в Москве, министр иностранных дел страны Эрлан Идрисов и Высокий представитель Евросоюза по вопросам внешней политики и безопасности Федерика Могерини подписали соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве с ЕС. Тем не менее озабоченность у всех стран ЕАЭС в связи с вступлением в силу экономической части соглашения об ассоциации Украины с ЕС самая серьезная. Это подтвердил Александр Лукашенко, выступая на правах президента страны-председателя ЕАЭС в 2015 г.

«Естественно, это соглашение напрягает не только Россию», - сказал А.Лукашенко, имея в виду ситуацию, что «товар Украины будет замещен товаром Евросоюза, а их товар хлынет на нашу территорию». Или же европейский товар, ввезенный по нулевой ставке, будет перетекать в ЕАЭС под видом украинского.

Поэтому, по его мнению, партнерам по ЕАЭС надо быть готовыми обсуждать эти проблемы с Украиной. «Потому что само не рассосется», - констатировал он.

ЕАЭС продумывает защиту, Киев - обходные пути
Вопрос на саммите обсудили, но с выводами торопиться не стали. «Мы приняли решение: в течение первого квартала 2016 г. ряд вопросов мы изучаем и рассматриваем, как поступить, прежде всего, Казахстану и

Беларуси, чтобы поддержать нашу союзническую Россию», -  рассказал о результатах А.Лукашенко.
По его словам, одной из возможных мер может стать электронное декларирование товаров при перемещении между странами ЕАЭС. Принято решение в течение первого полугодия т.г. создать единую информационную систему, которая позволит учитывать и взаимно предоставлять информацию по всем товарам, поступающим на территорию ЕАЭС.

Как это будет работать, представить сложно. Ведь даже белорусско-российскую торговлю продовольствием никак не удается перевести в бесконфликтный режим, несмотря на действующую систему электронного слежения за поднадзорными грузами «Меркурий» и многолетние попытки Россельхознадзора внедрить ее в работу на белорусском участке внешней границы ЕАЭС.

Опять же, даже если такая информационная система и заработает безотказно, то она, вероятно, поможет выстроить барьер против контрабанды и против реэкспорта товаров в Россию. Но как она защитит отдельно взятую Беларусь от легального потока товаров, который якобы хлынет на ее территорию с Украины? Или предполагается, что электроника будет призвана лишь вовремя подать сигнал о том, что пора закрывать границу?

Что до Киева, то там демонстрируют сосредоточенность на поиске альтернативных путей торговли. Вместо того чтобы прощупывать выделенный узкий коридор через Беларусь и Россию, украинское правительство ведет переговоры с Азербайджаном и Казахстаном о выработке альтернативного маршрута для грузов - через Черное море, Кавказ и паромную переправу на Каспии.

В качестве эксперимента в середине января из порта Ильичевск в Одесской области отправился демонстрационный рейс контейнерного поезда из 20 контейнеров по маршруту Украина - Грузия - Азербайджан - Казахстан - Китай. Туда контейнеры ушли пустыми, а обратно обещают вернуться с грузом.
Правда путь этот очень долгий и дорогой, и в его экономическую эффективность для Украины мало кто верит.

{jcomments on}