fbpx
×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID 651.

Алесандр АЛЕСИН

Кризис в России делает неопределенным будущее белорусского автомобильного «китайца».

От «отверточной» сборки - до конвейера
Недавно Президент Александр ЛУКАШЕНКО провел очередное совещании, где рассматривался вопрос реализации инвестиционного проекта по производству легковых автомобилей под брендом Geely на белорусско-китайском предприятии «БелДжи». По мнению главы государства, для обеспечения успеха этого начинания в проект следует привнести отечественный опыт и наработки.

«Естественно, создавать самим, с нуля, легковой автомобиль сегодня - смерти подобно. И не для Беларуси эта тема, поскольку и рынок не тот и прочее. И самое главное - ведь многие государства, которые производят легковые автомобили, не просто на годы, на века ушли вперед... Конкурировать с этими странами очень сложно», - подчеркнул Президент.

Поэтому была поставлена задача - найти страну-партнера, готовую помочь белорусам создать приемлемый по соотношению цена-качество автомобиль для народа. В качестве технологического донора выбрали КНР, автопром которой уверенно завоевывает мировые рынки.

«Это не значит, что мы просто возьмем и один в один скопируем и произведем аналогичный автомобиль, - отметил глава государства. - Там, где можем, а мы можем, у нас есть опыт сборки и производства грузовых автомобилей и компонентов для легковых автомобилей, мы должны использовать собственный опыт и собственные наработки. Они есть и в Национальной академии наук, и в прикладной науке также. Поэтому потихоньку мы должны усовершенствовать этот автомобиль и построить новый завод».

Между тем, как считает Президент, уже сейчас надо побеспокоиться о рынках сбыта продукции: «Самое главное - где будем продавать? Будет ли рынок для наших автомобилей? Понятно, внутренний рынок мы обеспечим, создадим соответствующие условия... Конечно, мы заставим коллектив делать самые качественные автомобили, учитывая, что здесь и производство, и сервис, и власть все-таки требовательна в стране».

Здесь, очевидно, уместно будет напомнить, что меморандум о сотрудничестве в области производства легковых автомобилей между Минпромом Беларуси и китайской компанией Geely был подписан в октябре 2011 г. А через 2 месяца было основано СЗАО «БелДжи». Официальными инвесторами проекта являются ОАО «БелАЗ», Geely и СЗАО «Союзавтотехнологии».

На предварительной стадии проекта, реализуемой в настоящее время, мощность СЗАО «БелДжи» в режиме «отверточной» сборки (т.е. из импортированных из КНР узлов и агрегатов высокой заводской готовности) составляет 10 тыс. авто в год. В феврале 2013 г. в режиме «отвертки» был собран первый автомобиль. Продажи Geely «Made in Belarus» начались уже в марте 2013 г. В дальнейшем предусматривается создание производственного комплекса, включающего сварку, окраску и сборку кузовов. Плановый срок окончания работ - до 1 января 2017 г. К этому времени уровень локализации производства должен будет составить 30%, а к июлю 2018 г. - до 50%.

В случае успешного завершения данного этапа, в 2018 г. инициаторы проекта предполагают начать строительство второй очереди завода по выпуску легковых авто в режиме полного цикла и довести общую мощность совместного предприятия до 120 тыс. шт. в год.

Оценивая рыночные перспективы продукции белорусско-китайского автозавода, заместитель премьер-министра Владимир СЕМАШКО выразил уверенность, что даже в условиях некоторого экономического спада, по самому пессимистичному сценарию развития событий, «БелДжи» сможет продавать в год до 50 тыс. автомобилей.

Правда, аргументируя свою точку зрения, вице-премьер опирался на данные продаж 2013 г. Из них следовало, что объемы реализации машин всех ведущих автопроизводителей упали в России на 15-35%, а вот продажи Geely, напротив, выросли на 41%. Из чего был сделан вывод, что уже через два года потребность российского рынка составит 3 млн. новых легковых машин, из которых на долю Geely придется не менее 10%.

Завышенные ожидания
Сегодня события развиваются несколько иначе. Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых и легких коммерческих (LCV) авто в РФ в ноябре 2015 г. снизились на 42,7% (или на 97 860 шт.) по сравнению с ноябрем прошлого года и составили 131 572 шт. В сентябре емкость рынка в годовом исчислении сократилась на 28,6%, в октябре - на 38,5%. За 11 месяцев т.г. в России было продано на 34,5% автомобилей меньше, чем за аналогичный период 2014 г. - 1 454 253 шт. За весь прошлый год в РФ продали 2,49 млн шт. (снижение к уровню 2013 г. -- 10,3%). В 2015 г., по прогнозу АЕБ, российский авторынок сократится на 24,2% и будет продано 1,89 млн шт.

По итогам октября в перечне самых продаваемых марок в России 1-е место занимает Lada (несмотря на снижение сбыта на 46% - до 20,6 тыс. шт.), 2-е - Kia (-17% до 14,4 тыс.), 3-е - Hyundai (-8% до 14,1 тыс. шт.).

«Наша» Geely оказалась на 20-м месте среди 63 представленных на российском рынке брендов, увеличив продажи по сравнению с октябрем прошлого года... на 1%, с 1 364 до 1 376 шт. Что разумеется, не смогло компенсировать потери в 35% (c 14 519 до 9 483 шт.), понесенные с начала т.г. Как результат, 24-е место по итогам 9 месяцев.

Продукции «БелДжи» не оказалось и в топ-25 самых популярных в октябре моделей: 1-е место занимает Hyundai Solaris (-10% до 9,5тыс. шт.), на 2-м месте - Lada Granta (-55,3% до 9,3 тыс. шт.), на 3-м- KIA New Rio (+27% до 9 тыс. шт.).
Серьезные трудности с реализацией своих автомобили «БелДжи» испытывает не только в России, но и в Беларуси. По последним данным, продажи Geely на отечественном рынке упали примерно на 50%. При этом часть из них закупается на бюджетные деньги для нужд министерств и ведомств.

На этом фоне планы реализации в 2017 г. 10 тыс. автомобилей внутри страны и 50 тыс. - в России выглядят, мягко говоря, слишком оптимистичными. По расчетам аналитиков The Boston Consulting Group, авторынок РФ сможет выйти на докризисный уровень продаж лишь к 2020 г. И тем не менее в белорусском правительстве не собираются корректировать график строительства автозавода полного цикла по производству автомобилей марки Geely. По словам В.Семашко, уже в январе-феврале 2016 г. планируют начать поставку и монтаж оборудования. Первая очередь предприятия будет запущена к концу следующего года.

Мы за ценой не постоим?
В соответствии с бизнес-планом объем инвестиций на строительство завода и всей внутренней инфраструктуры должен составить 318 млн долл., еще около 320 млрд руб. пойдут на создание внешней инфраструктуры: дорог, железнодорожной ветки, газо- и электроснабжения, канализации, водообеспечения и др.

Между тем падение спроса на главных рынках - не единственная проблема, которая подстерегает Geely белорусской сборки. Речь идет об инициативе России и Казахстана, которые предложили отменить экспортные льготы для зарубежных автоконцернов, которые осуществляют «отверточную» сборку в СЭЗ в ЕАЭС.

Сейчас их предоставляют только заводам, работающим по соглашениям о промышленной сборке, в соответствии с которыми уровень локализации производства должен достигать 30%, а с июля 2018 г. - 50%. Пока в виде исключения льготы распространяются и на резидентов СЭЗ. Суть предложений России и Казахстан состоит в том, что для продукции производителей, которые не выполнили условия локализации, вводятся экспортные квоты. С нарушителей будет взиматься пошлина.

Если намерения Казахстана и России реализуются, то велик риск того, что в 2017-2018 гг. про беспошлинный экспорт продукции «БелДжи» на российский рынок придется забыть, и ее ценовая конкурентоспособность там резко ухудшится. Напомним: 50% ного уровня локализации производства белорусско-китайских Geely планируется достичь лишь во второй половине 2018 г.

{jcomments on}