fbpx

№11 (197) - Ноябрь

 
  • Надежда умирает последней. Шансы на получение Беларусью новых кредитов невелики: кредиторы требуют структурных реформ.
  • Кластер международного уровня: В декабре ведущему техническому вузу Беларуси - БНТУ исполняется 95 лет.
  • Неограниченный потенциал сотрудничества: Беларусь и Словакия заинтересованы в значительном увеличении товарооборота.
  • Рынок труда: требуются реформы: Приоритетом экономической политики должна стать эффективная занятость трудовых ресурсов страны.
  • Снять с ручника: Структурные реформы невозможны в условиях ручного управления экономикой.
  • Старая песня о главном? Что показали итоги Всемирной недели предпринимательства в Беларуси.
  • Индекс делового пессимизма: Тревожный сигнал от отечественного бизнес-сообщества.

Глеб ПОКРОВСКИЙ

Высокие эксплуатационные расходы пользователей транспортной инфраструктуры, экономические потери из-за аварий на автомобильных дорогах могут повлечь до 5% снижения ВВП страны. Сегодня только слаженное и безопасное движение грузов и пассажиров оказывает определяющее влияние на деятельность всех предприятий и организаций. Автомобильные дороги становятся средой обитания миллионов владельцев транспортных средств, обеспечивающей свободу экономического и социального поведения.

Николай ЧЕРНЮК,
генеральный директор РУП «Белорусский дорожный инженерно-технический центр»

- Создание полностью интегрированной системы является скорее программным ориентиром, в основе которого лежит как рост транспортно-эксплуатационных параметров автомобильных дорог, технических характеристик автомобильного парка, так и интенсивности и востребованности внутренних и транзитных перевозок. Но именно в нашей компетенции находятся экономический анализ и прогноз развития ситуации, диагностика, инженерно-техническое сопровождение и внедрение современных систем и стандартов управления дорожным хозяйством.

Информационные технологии предлагают лишь матрицу решения стоящих перед нами проблем, но так как они используются при экспертной оценке и разработке государственных законодательных актов прямого действия на уровне правительства, то можно говорить о тесной интеграции инженерного разума и административной воли. На этом уровне Беларусь располагает вполне эффективным инструментом для реализации проектов любой степени сложности.

- Николай Иванович, представим виртуальное жюри из числа водителей и владельцев 500 тыс. грузовых машин и более чем 3 млн единиц частных транспортных средств - без претензий, очевидно, не обойдется?

- Конечно, у пользователей пока есть вопросы к нашей работе, но мне думается, их все меньше, а наши согласованные действия становятся более эффективными. Если оперировать более конкретными показателями, то за последние годы нам удалось повысить скорость движения на республиканских магистралях с 90 до 120 км/ч. Нагрузка на ось увеличилась до 11,5 т, снижен уровень аварийности, особенно с тяжелыми последствиями. При этом интенсивность дорожного движения на республиканских автомобильных дорогах за последние пять лет, несмотря на экономический кризис, выросла на 10%, что в среднем составило на каждой дороге до 3 тыс. автомобилей в сутки.

Этот наглядный индикатор качества дорожного покрытия, кстати, не остался без внимания зарубежных перевозчиков, осуществляющих до 1,5 млн рейсов через нашу страну между Евросоюзом и РФ. При этом ни один транспортно-логистический оператор пока не назвал плохое качество дорог в качестве причины для выбора обходного маршрута, и это в наших условиях финансирования дорожного хозяйства, которое намного меньше, чем в развитых странах.

Понятно, что перевозчики, а тем более рядовые автолюбители не обязаны вникать в наши профессиональные тонкости. Между тем борьба за либерализацию скоростного режима (крейсерская скорость современных автомобилей достигает 150 км/ч) и повышение нагрузок на дорожное полотно ведется в области высоких технологий.

У всех на слуху проект строительства второй объездной дороги вокруг белорусской столицы с применением бетонного полотна. К этой идее мы вновь обратились после 20-летнего перерыва, используя новые высокомарочные цементы, выпускаемые на модернизированных заводах Беларуси. Поставки цемента с требуемыми характеристиками из России, к примеру, из Старого Оскола, давно стали нерентабельными с учетом стоимости доставки.

Но возврат к «старому» методу произошел на совершенно новом технологическом уровне с использованием укладчиков, работающих в 3D-режиме, автоматизированных систем GPRS-контроля основных операций. Эта конструкция позволяет пропускать нагрузки на 30% больше существующих и без ограничений по погодным условиям.

Другой, возможно, не столь известный проект касается повышения устойчивости асфальтобетонного дорожного полотна. Битумы белорусских НПЗ стандартной рецептуры обеспечивают надежную работу покрытия в довольно скромном температурном диапазоне, хотя летом воздух нередко прогревается до +30-350 С, на асфальтобетонном покрытии температура достигает 70 градусов, что приводит к возникновению колейности и вынуждает значительно ограничивать движение большегрузного транспорта.

Применение модифицированных битумов на основе полимеров - очень дорогостоящее решение, поэтому совместно с БелдорНИИ мы реализовали альтернативную технологию использования в асфальтобетонной смеси резиновой крошки, получаемой после переработки изношенных автомобильных шин - вторичного сырья. В результате удалось создать составы, успешно работающие в диапазоне температур от -20 до +500 С. Инвестиционный бюджет проекта финансировался за счет собственных средств и государственных ассигнований в пропорции 20х80%.

Этот пример иллюстрирует второе направление интеграции - четкое согласование инициатив подрядчика в лице проектных и дорожно-строительных организаций и запросов заказчика - налогоплательщика, чьи интересы, согласно законодательству, делегированы органам госуправления. Согласитесь, что перевод работы отрасли на прозрачную рыночную, тендерную процедуру стал значительным шагом вперед по сравнению с бытовавшей ранее системой вертикального подчинения.

- Предполагаем, что на третьем уровне интеграции разноплановых, а иногда и разновекторных устремлений участников транспортного процесса находятся вопросы безопасности дорожного движения?

- Вы правы, безопасность - верхушка пирамиды, которая в конечном итоге венчает усилия специалистов РУП «Белдорцентр» и смежных структур. Объемы текущего и капитального ремонтов дорог и мостовых сооружений не позволяют своевременно восстанавливать эксплуатационные параметры. Единственным безусловным приоритетом были и остаются мероприятия, направленные на снижение аварийности.

Каждое ДТП имеет свою природу, нередко обусловленную человеческим фактором. Но системный анализ позволяет приблизиться к созданию аппаратно-программного комплекса по предотвращению аварийности на основных магистралях с использованием современных инженерных разработок, научных и архитектурных решений.

Отдельные элементы комплекса уже успешно эксплуатируются на магистральных и республиканских дорогах, многие из них прошли успешную апробацию. Так, сегодня программные продукты, используемые для контроля за проездом по платным дорогам, системы контроля скоростного режима и нагрузки, мониторинга состояния покрытия в сложные периоды поставляются различными компаниями - их, в частности, и требуется привести к общему знаменателю.

Плюс к тому следует отработать механизмы быстрого реагирования на повышение аварийной опасности в результате обледенения и других климатических влияний, механизмы управления транспортным потоком в зависимости от сезонной и даже суточной интенсивности. В любом случае эффективность инноваций в данной сфере (даже на уровне отдельных элементов) на несколько порядков превосходит практику контроля на дороге специальными службами.

Мы начали разговор с программных ориентиров, так вот ими и предлагаю его завершить: дороги и мостовые сооружения по всем международным классификаторам относятся к архитектурно-строительным объектам высших категорий сложности. Соответственно и методы управления этим сложным хозяйством требуют постоянно возрастающей профессиональной квалификации и ответственности со стороны специалистов РУП «Белдорцентр».

РУП «Белорусский дорожный инженерно-технический центр»
220036, г. Минск, пер. Домашевский, 11
Тел. +375 (17) 259-76-05
Факс: +375 (17) 208-86-50
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.beldor.centr.by

{jcomments on} 

Александр СОРОКИН

По своему географическому положению Витебская область находится на перекрестке транспортных маршрутов. Двенадцать дорог, обслуживаемых РУП «Витебскавтодор», выходят на внешние границы Беларуси и являются важнейшей частью ее транспортной системы, поскольку обеспечивают внутренние и транзитные автоперевозки с Россией и странами Балтии. О состоянии дорожной сети самого северного региона страны мы попросили рассказать руководителя предприятия.

Адам КОНОПЛИЧ,
генеральный директор РУП «Витебскавтодор»

- Наше предприятие является заказчиком, который осуществляет государственные закупки, закупки за счет собственных средств, а также собственными силами выполняет работы по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог и мостовых сооружений. Протяженность находящихся на обслуживании автомобильных дорог республиканского значения составляет 3 016 км, в том числе три магистральных трассы: М1/Е30 (Брест - Минск - граница РФ, М3 - Минск - Витебск и М8/Е95 - граница РФ - Витебск - Гомель - граница Украины, - отметил А.КОНОПЛИЧ.

В последние годы белорусские дороги резко сдали позиции с точки зрения качественных характеристик. Главная причина - снижение финансирования. Так, протяженность автомобильных дорог РУП «Витебскавтодор» с просроченными межремонтными сроками капитального и текущего ремонтов по состоянию на 01.01.2015 г. составила 2 844 км, или 94% общей протяженности. Из них подлежат капитальному ремонту - 2 432 км, текущему - 412 км. Для проведения всего комплекса ремонтных мероприятий необходимо более 15,09 трлн руб. При этом протяженность участков, не соответствующих транспортно-эксплуатационным параметрам (прочности, ровности, дефектности и сцепным качествам), составляет 2520 км, или 84% (!) общей протяженности дорог.

В соответствии с материалами диагностики на автомобильных дорогах РУП «Витебскавтодор» необходимо выполнить капитальный ремонт 175 км (из них неотложного аварийного капремонта требуют 26,5 км на 156,3 млрд руб.) и текущий ремонт 1 142 км (из них неотложного аварийного текущего ремонта - 543 км на сумму 977,6 млрд руб.). Для выполнения капитального и текущего ремонтов на 1 317 км необходимо более 3 086 млрд руб. в действующих ценах, в то время как в т.г. на эти цели выделено 205 млрд руб., или 6,6%(!) от потребности, что позволило осуществить капитальный ремонт 4,6 км автомобильной дороги М-1/Е-30, 4 моста (100,6 погонного метра), текущий ремонт - 191,1 км дорог и 1 мост (43 погонных метра).

Осциллограмма проблем
Действительно, если взглянуть на диаграмму километража выполненных работ по капитальному ремонту за 2008-2015 гг. на дорогах РУП «Витебскавтодор», то она напоминает осциллограмму сердечного ритма больного, находящегося на грани жизни и смерти и срочно нуждающегося в реанимации.

Главные причины ухудшения технического состояния автомобильных дорог - рост интенсивности движения, воздействие на дорожные объекты сверхдопустимых нагрузок от проезда тяжеловесного автотранспорта и, конечно, недостаточное финансирование.

Дефицит финансовых средств на проведение капитальных и текущих ремонтов сети обслуживаемых дорог привел к тому, что сегодня более 1,1 тыс. км (38%) дорог области эксплуатируется с ограничением несущей способности на ось транспортного средства (с нагрузкой на ось 6 т), при том что по всей республике таких дорог около 1,5 тыс. км. Проведение капитального ремонта этих дорог с доведением их несущей способности до 10 и 11,5 т на ось в действующих ценах потребует до 6,5 тыс. млрд руб.

- Для сохранения и удержания сети дорог в должном состоянии нам необходимо ежегодно ремонтировать не менее 400 км дорог, - убежден А.Коноплич, - в том числе выполнять капремонт до 220 км в год. Но кроме дорог в соответствующем уходе нуждаются и мостовые сооружения. По данным СУ СМ «Белмост», на 322 мостовых сооружениях (87% общего количества) необходимо проводить ремонтные работы, в том числе реконструировать - 79 сооружений, капитально отремонтировать - 131, осуществить текущий ремонт - 112. По прогнозам, на эти цели потребуются более 870 млрд руб.

В сложившихся условиях средств, выделяемых на содержание дорог, недостаточно для поддержания технико-эксплуатационных характеристик закрепленной сети и обеспечения на ней безопасности движения.

В то же время, по словам А.Коноплича, в последние годы значительно увеличилось качество всех видов ремонта, во многом благодаря тому, что в верхних слоях покрытия применяется более качественная асфальтобетонная смесь. Но проблема в том, что основные подрядчики практически не имеют объемов работ в Витебской области и вынуждены искать их в других регионах страны. Сейчас значимые работы выполняются только на одном объекте - строительстве моста на Западной Двине в районе г.п. Руба, за последние 10 лет - это уже третий мост через данную речную артерию.

- Нас еще «прощает» природа, поскольку в два последних года были довольно мягкие зимы, мало температурных переходов точки замерзания, есть возможность проведения ямочных ремонтов, что щадит дорожное покрытие, - пояснил руководитель предприятия.

К проблемам - по-деловому
- Казалось бы, после введения оплаты за проезд по дорогам ситуация должна была улучшиться, но пока мы особых сдвигов не заметили, - заявил генеральный директор РУП «Витебскавтодор». К примеру, объем средств, выделенных на содержание автодорог Витебской области в долларовом исчислении в т.г., составил 13,3 млн долл., или 59% к уровню 2008 г. (тогда этот показатель был 22,5 млн долл.). Снизились и объемы по текущему ремонту: если в 2008 г. было отремонтировано 302,4 км, то в 2015 г. - 191,1, а в 2014 г. - 142 км. Поэтому приходится заниматься в основном ямочным ремонтом, объемы которого составляют почти 200 тыс. кв. м в год.

Кроме того, предприятие столкнулось с такой проблемой, как существенный износ специализированной техники, необходимой для осуществления ремонта и содержания дорог. Большая часть ее имеет износ, который превышающий 70%, она часто выходит из строя и не позволяет стабильно, без сбоев поддерживать закрепленную дорожную сеть на должном уровне.

- В этом году удалось значительно обновить машинный парк, прежде всего, за счет выгодных лизинговых условий, предложенных ОАО «Промагролизинг», и китайского кредита (в рамках реконструкции трассы М5), - пояснил А.Коноплич. В лизинг приобретено 13 автомобилей МАЗ со снегоочистителями и устройствами для разбрасывания песчано-соляной смеси, 6 погрузчиков «Амкодор», несколько тракторов с косилками. Приобретено 5 мощных погрузчиков, 3 автогрейдера, 3 автомобиля MAN со снегоочистителями и устройствами для разбрасывания песчано-соляной смеси, 2 экскаватора, несколько тракторов, машина для ямочного ремонта и бульдозер.

Всего закуплено техники более чем на 30 млрд руб., тогда как раньше в среднем на эти цели расходовалось 8-10 млрд.руб. в год. Но для того, чтобы стабильно выполнять финансовые обязательства по возврату заемных средств, необходим соответствующий объем работ, который пока, к сожалению, не просматривается.

РУП «Витебскавтодор»
210026, г. Витебск, ул. Суворова, 16
Тел./факс: +375 (212) 36 56 47
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.vitavtodor.by

{jcomments on} 

Александр ПЕРЕВЕРЗЕВ

Совершенствование транспортной инфраструктуры является приоритетом развития любого государства, поскольку там, где появляются дороги, оживает экономика. Сейчас в Беларуси при строительстве новых магистралей начали использовать современные технологии укладки цементно-бетонных покрытий. О том, как это скажется на сроке службы и качестве дорог, мы решили выяснить в строительно-монтажном тресте №8.

Сергей АЛИМКИН,
управляющий ОАО «Строительно-монтажный трест №8»

- Когда принимали решение о строительстве МКАД-2 (М-14) с цементно-бетонным покрытием, то рассматривали два основных направления в мировом опыте: европейский и американский. Наши коллеги начали работать по европейскому направлению с использованием техники крупнейшего немецкого концерна Wirtgen. Мы же основной упор сделали на американскую технологию. При всей схожести обеих технологий, на наш взгляд, американская несколько проще в применении. Мы остановились на комплексе бетоноукладочной техники Gomaco c использованием системы автоматического погружения штырей IDBI и завода по выпуску бетона Vince Hagan. Это старейшие производители специализированной техники на американском рынке. Опыт работы в этом году показал, что мы не ошиблись с выбором.

Применение новой системы IDBI позволяет при дальнейшей эксплуатации дорог с цементно-бетонным покрытием избежать дефекта, называемого дорожниками «клавиши». Весной и осенью его можно наблюдать на старых бетонках: плиты начинают смещаться по вертикали и при проезде температурных швов водители испытывают дискомфорт от постоянной тряски.

Но самое главное - это то, что новое оборудование и технологии позволяют гарантировать стабильность качественных характеристик, потому что минимизируют влияние «человеческого фактора». Весь процесс максимально компьютеризирован и автоматизирован, что позволяет максимально снизить внешнее вмешательство и повысить качество работ.

- Новое оборудование потребовало и новых знаний. Предусматривал ли контракт на его поставку обучение персонала?

- Договором было предусмотрено техническое сопровождение, поскольку оборудование очень сложное. Поэтому на первой стадии процесс его освоения контролировали 10-12 сотрудников фирм-производителей и их представительств в странах СНГ из Великобритании, США и России. Тем более что раньше мы не сталкивались с системой автоматического армирования формируемых бетонных плит IDBI. Но наши специалисты справились с поставленной задачей и довольно быстро освоили новые технику и технологию, хотя времени на раскачку практически не было.

- Каков срок окупаемости приобретенного оборудования?

- Любой бизнес-проект предполагает различные сценарии, мы же рассчитываем, что наши вложения окупятся в течение 4-5 лет. Уверенность в этом подкреплена намерением руководства страны продолжить строительство дорог с цементно-бетонным покрытием, о чем Президент заявил во время митинга, посвященного открытию движения на первом участке МКАД-2.

В будущем году продолжим работы на трассе М14, кроме того, планируется строительство второй взлетно-посадочной полосы в национальном аэропорту «Минск», где также могут быть задействованы наши техника и оборудование.

- Пока все развязки и мосты, которые пересекает новая цементно-бетонная дорога, выполняются с асфальтобетонным покрытием. Не планируете ли в дальнейшем и их возводить с применением бетона?

- Насколько известно, наши коллеги из ОАО «Мостострой» собираются приобрести специальное оборудование, которое позволит выполнять подобные работы. Поэтому не исключено, что в ближайшее время при строительстве развязок и мостов также будут использоваться цементно-бетонные покрытия.

Конечно, дороги с цементно-бетонным покрытием на 20-30% дороже, чем асфальтобетонные. В первый год эксплуатации бетон нуждается в щадящем уходе, требуется снизить степень воздействия агрессивных факторов, к которым относят и дорожные смеси, содержащие соль.

Поэтому согласно нормативным документам и технологическим особенностям бетонного покрытия дорожные службы должны обрабатывать трассу фракционными смесями (например, песком). Зато такие дороги дешевле в эксплуатации, хотя, как и везде, многое зависит от качества строительства.

К примеру, во время строительства МКАД-1 в 2001 г. мы выполняли работы на участке (35-й - 37,8-й км) от гродненской развязки до Ждановичей. Не без гордости могу отметить, что он пока единственный на этой дороге, который не подвергался капитальному ремонту (с обновлением покрытия).

Я убежден, что необходимо концептуально менять отношение к сопровождению вновь построенных дорог в процессе эксплуатации. Ведь чем позже начинается уход за ними, тем дороже последующее сервисное обслуживание. Это в одинаковой степени касается всех дорог независимо от вида покрытия. К примеру, для цементно-бетонных покрытий очень важно поддерживать в надлежащем состоянии температурные швы, которые разрушает вода.

- Тогда, может, следует изменить подход к организации строительства и эксплуатации дорог. За рубежом, как правило, кто строит дорогу, тот ее впоследствии и обслуживает…

- Этот вопрос у нас активно обсуждается, а в России уже работает. Главное, что начались дискуссии, в том числе и на уровне Минтранса Беларуси. Нам нужно использовать не только современные технологии строительства дорог, но и лучший мировой опыт в организации их качественной эксплуатации.

- Вы затратили немалые средства не только на приобретение техники, но и на повышение профессиональной квалификации персонала. Есть ли производственный резерв на будущее, который позволит удержать наших специалистов в стране?

- В Российской Федерации, куда ранее уезжало много наших специалистов, резко сократился объем строительства дорог, поэтому многие вернулись на родину. Перед служебными кабинетами начальников филиалов весной выстраивались очереди из желающих работать в Беларуси, потому что благодаря большой загрузке мы способны обеспечить достойную зарплату своим сотрудникам.

Начиная с 2001 г. наше предприятие участвует в строительстве и реконструкции всех значимых магистралей страны: МКАД (М9), М4 (Минск-Могилев), Р-58 (Минск - Калачи - Мядель), М5 (Минск - Гомель) и т.д. Мы участвовали и в возведении республиканского полигона для испытаний автотракторной техники (н.п. Озерище), где сооружена динамометрическая дорога с покрытием, способным выдержать 20-тонную расчетную нагрузку на ось.

При создании предприятия в 1991 г. планировалось, что оно будет заниматься строительством зданий и сооружений. Поэтому наше ОАО - единственное из дорожно-строительных трестов страны называется «строительно-монтажным». Мы сохранили это направление деятельности, которым в небольших объемах занимается ПМК-1. Построили малосемейное общежитие в Ждановичах, планируем возвести такое же в Толочине.

В структуру нашего треста входят дорожно-строительные управления №43 (г. Минск), №63 (г. Толочин) и ПМК №1 (г. Минск). По решению руководства холдинга «Белавтодор» к нам присоединили ОАО «Мостоотряд №88» (г. Минск), а в 2016 г. в состав треста войдет и ОАО «Дорожно-строительное управление №64» (г. Борисов). Так что мы прирастаем не только объемами и новой техникой, но и кадрами. Однако мы живем не только работой. Для создания дружной команды единомышленников надо встречаться не только на стройке. Наши команды, как треста, так и филиалов, участвуют в различных спортивные соревнованиях, турнирах и турслетах, а внутри треста проводим ежегодные спартакиады. Только так можно создать настоящий коллектив, которому по силам самые сложные задачи.

ОАО «Строительно-монтажный трест №8»
220073, г. Минск, ул. Кальварийская, 37
Тел.:+375 (17) 256-11-14, факс:+375 (17) 204-02-76
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.smt8.open.by

{jcomments on} 

Надежда КОВШ

В Беларуси все больше внимания, в том числе и на законодательном уровне, уделяют развитию органического сельского хозяйства

На III Международной конференции по развитию органического сельского хозяйства стало известно, что подготовлена концепция проекта закона «О производстве и обращении органической продукции» и о том, что в 2016 г. он, возможно, будет принят в Беларуси.

Это будет основной, но не первый документ, в котором декларируется развитие производства экологически чистой продукции в нашей стране. Так, например, Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития на период до 2030 г. предусматривает увеличение доли органических земель в общей площади сельскохозяйственных угодий до 3-4%.
Беларусь не единственная из стран СНГ приняла решение развивать органическое сельское хозяйство. Аналогичное законодательство уже работает на Украине, в Армении и Молдове, недавно закон «О производстве органической продукции» принят в Казахстане, а в России он должен появиться в 2016 г... продолжение читайте в печатной версии журнала

{jcomments on} 

Стас ВИДОВ

Прошедший после Чемпионата мира по хоккею-2014 год показал, что в сфере оказания услуг по размещению гостей в Минске сформировались новые условия, которые не позволяют вести хозяйственную деятельность прежними методами.

Владимир СТАШКЕВИЧ,
генеральный директор ОАО «Минотель»

Точка невозврата
«С вводом новых объектов в Минске увеличился общий номерной фонд гостиниц в среднем ценовом сегменте. В состав ОАО «Минотель» входят три гостиницы категории «3 звезды», (общее количество мест – 1 146), что составляет более 30% общего объема номерного фонда гостиниц столицы в этом сегменте (3 809 мест). То есть мы фактически являемся основным игроком на рынке гостиниц среднего класса», - отметил В.СТАШКЕВИЧ.

Использование этого преимущества способствует дальнейшей реализации стратегических бизнес-целей ОАО «Минотель», связанных с завоеванием лидирующих позиций на гостиничном рынке в сегменте middle market, росту уровня рентабельности и продаж, увеличению прибыли.

Наглядным примером служит ЧМ по хоккею, прошедший в мае 2014 г. По оценкам экспертов, за время проведения чемпионата минские гостиницы получили двухмесячную выручку. Этот факт и ряд других масштабных мероприятий в стране позволяют сделать вывод о том, что в современных условиях если не единственным, то одним из основных направлений вывода гостиничной сферы (туристической отрасли) из кризиса становится системная политика развития ивентного (событийного) туризма в масштабах Беларуси. Особенно сегодня, когда для нашей страны сформировались благоприятные внешнеполитические и, как следствие, экономические условия.

Верные ориентиры
По словам В.Сташкевича, ОАО «Минотель» ориентируется на высокое качество предоставляемых услуг, повышение конкурентоспособности, увеличение доступности гостиничного продукта для массового потребителя и укрепление позиций в своем сегменте на рынке. Анализ показывает, что основными потребителями услуг являются иностранные граждане, которые формируют выручку предприятия на 80%. И это на фоне снижения цен за год в сегменте «3 звезд» на 20% в долларовом эквиваленте.

Система управления ОАО «Минотель» доказала свою жизнеспособность, что наглядно подтверждают финансово-экономические показатели: все годы своего существования оно является устойчиво прибыльным предприятием. У ОАО нет задолженностей по выплате зарплат и платежам в бюджет, регулярно выделяются средства на модернизацию объектов. Так, три года назад открылась реконструированная гостиница «Гарни», а в 2014 г. приняла первых клиентов после 3-летнего перерыва обновленная гостиница «Беларусь». Также большое внимание уделяется повышению уровня профессиональной подготовки кадров и внедрению IT-технологий.

«Фактически ОАО «Минотель» представляет собой сеть гостиниц, объединяющую три гостиницы категории «3 звезды» и одну гостиницу эконом-класса, которые имеют единую структуру и принципы функционирования, единый бренд и стандарты оказания услуг. В то же время для удовлетворения запросов различных целевых аудиторий мы используем специфические особенности и уникальность каждого объекта, привнося в оказываемый клиентам сервис элемент самобытности», - подчеркнул руководитель предприятия.

Все три гостиницы ОАО «Минотель» категории «3 звезды» («Беларусь», «Гарни» и «Спутник») находятся рядом с административным и деловым центром столицы, имеют удобную транспортную инфраструктуру. Например, особой популярностью у гостей столицы пользуется самая высокая в республике - 22-этажная гостиница «Беларусь». Ее изюминкой являются панорамный лифт и аквапарк с саунами, джакузи, водной горкой и водопадами, тренажерный зал. К слову, воспользоваться их услугами могут не только постояльцы отеля, но и все желающие. С этой целью здесь регулярно предлагаются семейные пакеты услуг и проводятся акции в выходные и праздничные дни.

За здоровую конкуренцию
Как отметил В.Сташкевич, ОАО «Минотель» постоянно ориентируется на повышение качества обслуживания и прилагает максимальные усилия для сохранения имеющихся и поиска новых клиентов. Прогресс в этом направлении возможен только при регулярном системном мониторинге и анализе конъюнктуры рынка гостиничных услуг, клиентуры, гостиниц-конкурентов, проведении активной рекламной и сбытовой политики.

Неотъемлемым условием эффективной и рентабельной работы любого объекта гостиничных услуг является его стабильная загрузка по тарифам, обеспечивающим окупаемость затрат. «К сожалению, некоторые участники рынка ведут нечестную политику, продавая клиентам услуги уровня выше «3 звезд» по более низкой цене. Однако нам есть чем достойно ответить на подобные «скидки», - констатировал руководитель предприятия.

Одним из ключевых условий развития ОАО «Минотель» стало постоянное повышение качества гостиничных услуг (и расширение их ассортимента), диверсификация предлагаемого продукта на основе имеющихся и уже подтвердивших свою эффективность наработок. Особый акцент при этом делается на предоставлении различных дополнительных услуг. Так, если бесплатный Wi -Fi или зонт в непогоду для гостиниц уже давно стали привычными, то, например, продажа пакетов мобильных операторов или бесплатный 3-G модем на время проживания, которые ОАО «Минотель» планирует внедрить в своих гостиницах, пока еще являются приятными новинками на рынке услуг в нашем сегменте рынка.

«Одним из преимуществ предприятия являются филиалы  «Ресторан «Панорама» и «Бюро путешествий «Минотель Экспресс», которые вместе со структурными подразделениями обеспечивают комфортное пребывание гостей в гостиницах и оказывают дополнительные услуги как им, так и жителям столицы, - сказал В.Сташкевич. - Качественные услуги общественного питания оказываются на базе ресторанов, кафе и баров различной наценочной категории, расположенных в гостиницах, предлагающих широкий выбор блюд старобелорусской и европейской кухонь по доступной ценам».

Экономическую политику и направления деятельности структурных подразделений определяет аппарат управления ОАО «Минотель» с учетом общих интересов гостиниц, общепита, ФОК и туристических услуг. В результате гостиницы получают качественные дополнительные услуги, которые являются обязательными для категории «3 звезды». В этом направлении очень важную роль играют туроператоры, которые обеспечивают до 15% загрузки гостиниц, и среди них филиал - турбюро «Минотель Экспресс».

Заслуженный рейтинг
О неизменном качестве предоставляемых ОАО «Минотель» услуг свидетельствуют высокие награды. Так, все его гостиницы в 2014 г. были удостоены награды портала Booking.com за отличные отзывы гостей, с максимальной оценкой «8,4» по отдельным средствам размещения. К слову, за прошедшее время они уже сумели улучшить этот показатель. А гостиница «Беларусь» в т.г. получила сертификат качества TripAdvisor-2015 как соответствующая высоким стандартам обслуживания в гостиничном бизнесе (за отличные отзывы на крупнейшем мировом сайте о путешествиях).

Справка «Директора»
Основанное в 1997 г. ОАО «Минотель» является первой сетью гостиниц и ресторанов в Беларуси и объединяет 4 гостиницы на 700 номеров разной ценовой категории:
•    «Беларусь»*** - 484 номера на 816 мест, г. Минск, ул. Сторожевская, 15;
•    «Спутник»*** - 136 номеров на 234 места, г. Минск, ул. Брилевская, 2;
•    «Гарни»*** - 47 номеров на 94 места, г. Минск, ул. Интернациональная, 11;
•    «Вояж» - 33 номера на 68 мест, г. Минск, ул. Якубовского, 52А.

ОАО «Минотель»
220002, г. Минск, ул. Сторожевская, 15
Тел.: +375 (17) 209-71-00, 209-73-19
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.minotel.by, www.hotel-belarus.com

{jcomments on} 

Виктор АНИСИМОВ

Компания «Арцингер и партнеры» работает на рынке Беларуси с 2006 г. и за почти 10-летнее существование минского офиса получила высокую оценку в международных юридических рейтингах (в ее списке уже более 1 000 клиентов). Мы решили выяснить секреты успеха первой международной юридической фирмы в нашей стране, сумевшей добиться высокого признания далеко за пределами Беларуси.

Сергей МАШОНСКИЙ,
управляющий партнер ООО «Арцингер и партнеры»

- Недавно вы широко отметили в Минске четверть века основания первого офиса компании «Арцингер и партнеры» в Германии.

- Юбилей - отличный повод для того, чтобы вспомнить, как все начиналось и к чему мы пришли. Компания «Арцингер и партнеры» обязана своим появлением доктору Райнеру Арцингеру, который в 1990 г. основал одноименное адвокатское бюро в Берлине. Это был поистине неординарный руководитель, он не только владел 16 иностранными языками, но и отличался умением находить общий язык с коллегами из других стран.

И спустя 25 лет, благодаря видению этого уникального человека, партнеры из разных стран Европы и Азии уже не только общаются на одном языке, но и ведут совместные проекты, обмениваются опытом, обсуждают планы на будущее.

- Да, у вас действительно богатая история. А чем сегодня живет фирма?

- «Высококвалифицированные и компетентные профессионалы», которые «понимают всю глубину потребностей клиентов, предлагая решения, а не просто юридические консультации», - так отзываются о специалистах «Арцингер и партнеры» наши клиенты в международных рейтингах Chambers Europe and Global, Legal 500 и IFLR1000. Благодаря многолетней работе нам удалось вывести фирму на уровень одной из лучших в Беларуси.

Сегодня она является стабильно развивающейся компанией со значительным опытом во всех сферах права. Среди наших клиентов такие известные компании как INDITEX (ZARA) (к слову, после проекта с ней я купил самку испанского мастифа и назвал Зарой в честь нашего клиента) IKEA, которой мы оказывали необходимую юридическую поддержку по исполнению инвестиционного договора, а также Fishman Group, с которой работали по проекту застройки Парка высоких технологий.

Мы постоянно стремимся к тому, чтобы помочь каждому клиенту независимо от того, в какой стране он находится. Например, недавно подписали меморандум о сотрудничестве с международной юридической фирмой GRATA International, чья юрисдикция распространяется на страны Азии, Европы и Америки. Однако сотрудничество с ней для нас не просто очередной выгодный контракт, GRATA стала частью нашей семьи. Теперь совместными усилиями мы оказываем юридическую поддержку клиентам в более чем 18 странах мира. Однако наш «Эверест» еще не покорен, нам еще есть куда стремиться.

- Каковы ваши планы на будущее?

- Наше дело мы начинали вчетвером, а опыт работы в бизнесе, причем небольшой, был только у одного. Сейчас в компании работают около 20 юристов. Скоро фирма пополнится одноименным адвокатским бюро, появление которого станет новой страницей истории «Арцингер и партнеры». Несмотря на то, что мы активно растем и приспосабливаемся к постоянно меняющимся условиям бизнеса, есть вещи, которые всегда останутся неизменными. В первую очередь - это забота о клиентах, и всесторонний анализ их проблем для выработки наиболее оптимальных решений, а также высокий уровень профессионализма каждого члена нашей команды.

6 декабря Беларусь отметила День юриста. Искренне поздравляем с профессиональным праздником коллектив компании и всех юристов страны!

ООО «Арцингер и партнеры»
220114, Минск, пр-т Независимости, 169, офис 304С
Тел.:+375 (17) 218-10-55, факс:+375 (17) 218-10-54
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.arzinger.by

{jcomments on} 

Мария Михайлова

В Беларуси все активнее начинает развиваться рынок франчайзинга, особого инструмента тиражирования бренда компании-владельца за счет продажи франшизы небольшим фирмам или предпринимателям. При этом компания-владелец позволяет использовать свои технологии, методы и правила ведения бизнеса.

По данным Международной ассоциации франчайзинга, в мире насчитывается более 1,2 млн франчайзеров с более чем 1,2 млн франчайзи. Лидерами в этой сфере являются США, Корея, Канада, Бразилия и Япония. Проблемы, опыт и перспективы развития франчайзинга в нашей стране были рассмотрены на третьем международном форуме «Франчайзинг. Беларусь-2015».

{jcomments on} 

Вадим ИОСУБ,
старший аналитик Альпари

Белорусский рубль медленно отвоевывает позиции, на Forex укрепляет позиции юань, а на сырьевых рынках - вновь разнонаправленная динамика.

Белорусский валютный рынок: затишье перед бурей
В октябре валютный рынок демонстрировал удивительное спокойствие, а белорусский рубль впервые с июля даже укрепился к валютной корзине благодаря снижению курсов доллара и евро. Основные события, всколыхнувшие рынок, - объявление о деноминации национальной валюты и серьезное переформатирование рынка депозитов, - были обнародованы лишь в ноябре, и ближайшие месяцы с точки зрения динамики валют могут оказаться не столь размеренными и сонными как октябрь.

Отчасти похожую динамику мы наблюдали последний раз в апреле. Тогда тоже доллар и евро дешевели, а российский рубль рос. Но тогда рост российской валюты перевесил падение западных коллег, и валютная корзина подорожала, в этот же раз вышло наоборот. Доллар США снизился... продолжение читайте в печатной версии журнала

{jcomments on} 

БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ДЕПОЗИТЫ
Установлено, что договоры срочного и условного банковского вклада (депозита) (далее - вклад) подразделяются на безотзывные и отзывные. Вкладчик не вправе требовать досрочного возврата вклада по договору срочного безотзывного или условного безотзывного банковского вклада. Вклад по указанным договорам может быть возвращен досрочно только с согласия вкладополучателя.

Вкладчик вправе потребовать возврата вклада по договору срочного отзывного или условного отзывного банковского вклада до истечения срока возврата вклада либо до наступления (ненаступления) определенного в договоре обстоятельства (события). Вкладополучатель обязан возвратить вклад в течение срока и в порядке, установленном в договоре срочного отзывного или условного отзывного банковского вклада.

Фактической выплатой процентов по вкладу считается их зачисление на счет вкладчика, владельца счета, либо перечисление в оплату расчетных документов, представленных вкладчиком, владельцем счета, либо использование в соответствии с указаниями вкладчика, владельца счета, либо выдача наличными денежными средствами вкладчику, владельцу счета.

Декрет Президента от 11.11.2015 г. №7 «О привлечении денежных средств во вклады (депозиты)». Вступил в силу (за исключением отдельных положений) 12.11.2015 г.

НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
Для информирования налоговых органов иностранных государств, с которыми Республикой Беларусь заключены международные договоры об улучшении соблюдения международных налоговых правил, и в целях формирования информации о счетах (договорах) и выполнения обязательств по международным соглашениям финансовые учреждения Республики Беларусь в устанавливаемом ими порядке информируют организации и физических лиц, обратившихся за открытием счета (заключением договора), о необходимости заполнить формы документов для их идентификации в целях проверки статуса иностранной организации.

При отказе владельца счета (клиента по договору) в даче согласия на представление информации (непредставлении такого согласия в течение 60 рабочих дней, следующих за днем запроса) финансовыми учреждениями представляются сведения о количестве принадлежащих владельцу счета (клиенту по договору) счетов (договоров), общей сумме по ним, а также в случаях, установленных соглашением, о выплаченных в отношении этих счетов (договоров) суммах доходов.

Также финансовые учреждения вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения заключенного договора при отказе владельца счета (клиента по договору) в даче согласия на представление информации (непредставлении такого согласия в течение 60 рабочих дней, следующих за днем запроса).

Указ от 15.10.2015 г. №422 «О представлении информации налоговым органам иностранных государств». Вступил в силу 18.10.2015 г.

ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА. УТИЛИЗАЦИОННЫЙ СБОР
Документом устанавливается утилизационный сбор за каждое транспортное средство, достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси, предоставленного заказчиком, если в результате такой достройки производитель (изготовитель) присвоил транспортному средству идентификационный номер (VIN). В указе также приведены исключения из этого правила.

От утилизационного сбора освобождаются транспортные средства:
- произведенные (изготовленные) на территории Республики Беларусь и отчуждаемые производителем (изготовителем) за пределы Республики Беларусь;
- переоборудованные на территории Республики Беларусь на базе транспортного средства, ранее зарегистрированного в Республике Беларусь;
- ввозимые (ввезенные) в Республику Беларусь и обращенные в собственность (доход) государства.

Указ от 30.10.2015 г. № 445 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь». Вступает в силу с 04.02.2016 г. (за исключением п. 2, вступившего в силу 30.10.2015 г.).

ПЛАТНЫЕ ДОРОГИ. ПЛАТА ЗА ПРОЕЗД
Пользователь платной дороги, заключивший договор пользования платной дорогой, посредством персонализированного защищенного доступа к официальному сайту может ознакомиться с информацией о плате за проезд по платной дороге, а также о зафиксированных нарушениях и их типах (неоплата и (или) неполная оплата), за которые плата в увеличенном размере не внесена. Информация о плате за проезд содержит данные последних 180 дней.

Информация о зафиксированных нарушениях и их типах доступна только в отношении транспортных средств, зарегистрированных на территории Республики Беларусь и зарегистрированных пользователем в системе электронного сбора платы, за периоды, когда устройство электронной оплаты, позволяющее производить оплату за проезд в установленном порядке, выдано пользователю. Персонализированный защищенный доступ к официальному сайту создается оператором на основании данных, предоставляемых пользователем при регистрации. Инструкция о правилах пользования персонализированным защищенным доступом к официальному сайту передается пользователю при заключении договора пользования платной дорогой, а также размещается на официальном сайте.

Постановление Совмина от 30.10.2015 г. №911 «О внесении изменений в Положение о порядке взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь». Вступил в силу 01.11.2015 г.

ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ. ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
Внесены изменения в постановление Госкомитета по имуществу от 24.03.2015 г. №11 «Об утверждении Инструкции об основаниях назначения и порядке технической инвентаризации недвижимого имущества, а также проверки характеристик недвижимого имущества при совершении регистрационных действий».

Уточнен порядок применения методов технической инвентаризации. В частности, метод нормативного износа применяется для определения физического износа сооружений и их составных элементов при наличии одного из следующих оснований:
- невозможность определения удельного веса конструктивных элементов;
- отсутствие признаков физического износа, установленных нормативными актами Республики Беларусь;
- невозможность обследования сооружения вследствие его расположения в недоступных для обследования местах (под землей и т.п.).

Определено, что справка о технических характеристиках приватизируемой квартиры содержит сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества на дату его последней технической инвентаризации и (или) проверки характеристик.
Постановление Госкомитета по имуществу от 27.10.2015 г. №37 «О внесении изменений и дополнений в постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 24 марта 2015 г. №11». Вступает в силу с 01.04.2016 г. (за исключением отдельных положений).

Подготовила Елена КОРНУШЕНКО,
адвокат адвокатского бюро «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий СБХ»

{jcomments on} 

Максим ЖУКОВ,
магистр юридических наук,
юрист ООО «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий»

Законом от 15.07.2015 г. №308-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам хозяйственных обществ» осуществлена очередная реформа регулирования в области корпоративных отношений.

Существенная часть данных изменений касается деятельности директора как лица, осуществляющего компетенцию исполнительного органа хозяйственного общества. Новыми правилами необходимо руководствоваться с 26.01.2016 г., причем даже в тех случаях, когда устав организации еще не приведен в соответствие с изменившимся законодательством.

Общество с одним участником
В обществах с одним участником, создание которых будет разрешено после вступления изменений в силу, деятельность директора существенно упростится в части реализации обязанностей по созыву и проведению общих собраний участников. В новой редакции ст. 33 Закона «О хозяйственных обществах» (далее - Закон) прямо предусмотрено отсутствие необходимости созыва общего собрания в обществах с одним участником, с директора фактически снимаются обязанности по принятию решения о созыве общего собрания, направлению уведомлений участникам и иные формальности, связанные с процедурой созыва общего собрания.

Принципы руководства
В Законе впервые закрепляются базовые принципы, которыми должен руководствоваться директор как орган управления хозяйственного общества:
- принцип открытости, который обязывает доводить до сведения участников и совета директоров не только информацию, которая должна быть предоставлена на основании Закона, устава и локальных нормативных актов, но и ту, которая может оказать влияние на реализацию полномочий иных органов управления;
- принцип равного и справедливого отношения ко всем участникам;
- принцип надлежащего использования имущества общества;
- принцип добровольного исполнения обязанностей, предусмотренных Законом и уставом хозяйственного общества... продолжение читайте в печатной версии журнала

{jcomments on} 

Максим НАУМЧИК,
юрист

В организации работают материально ответственные лица, с которыми нанимателем заключены договоры о полной материальной ответственности (начальник отдела и заведующий складом данного отдела). Начальник отдела увольняется в связи с истечением срока действия заключенного с ним контракта.

Может ли наниматель предъявить какие-либо требования к увольняемому (уволенному) работнику в случае выявления недостачи материальных ценностей на складе?

Условия и порядок привлечения работников к материальной ответственности определяются Трудовым кодексом (далее - ТК) и другими актами законодательства, коллективными договорами, соглашениями и иными локальными нормативными актами.
При заключении договора о полной индивидуальной материальной ответственности следует руководствоваться нормами гл. 37 ТК, Примерным перечнем должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми нанимателем могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности (далее - Примерный перечень), и Примерным договором о полной индивидуальной материальной ответственности (далее - Примерный договор), утвержденными постановлением Совмина от 26.05.2000 г. №764; постановлением Пленума Верховного суда от 26 марта 2002 г. №2 «О применении судами законодательства о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей» (далее - постановление Пленума №2)... продолжение читайте в печатной версии журнала

 

{jcomments on}