fbpx

Марина АЛЕКСАНДРОВА

Государственная власть громко заявила о намерениях взять курс на структурные реформы - это одно из основных условий внешних кредиторов Беларуси. Президент Беларуси пока не сказал последнего слова по данному поводу, но дал понять, что не будет «резать по живому». Отдельные элементы планируемых реформ были озвучены в Минске на международной конференции «Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития».

структурные реформы

Структурные реформы невозможны в условиях ручного управления экономикой. Такое мнение высказал помощник Президента по экономическим вопросам Кирилл Рудый. По его словам, сегодня - очень интересное время для белорусской экономики. «Это время требует новых идей, становятся востребованными экономисты, ученые, юристы, - отметил он. - Если мы меняем ориентиры, как это будет сочетаться с уже существующей системой ручного управления? В данной системе государство управляет не только государственными предприятиями, но и вмешивается в деятельность частных. Госорганы управляют деньгами, бюджетом, финансовыми ресурсами тех или иных предприятий».

Пять элементов
Помощник Президента выделил пять элементов ручного управления. Первый элемент - директивное доведение показателей (система планирования). По его словам, в последнее время  ни один из доведенных показателей не выполнен. Второй элемент - ручное управление долгами. «Мол, вы начинайте строить, а мы потом вам деньги вернем, или вы берите кредит, а мы его поможем погасить», - пояснил К.Рудый. Третий элемент - административный ресурс, когда местные или центральные власти проводят совещания, расширенные коллегии, направляют предписания, запрашивают статистическую информацию, рекомендуют бизнесу оказывать спонсорскую помощь. Четвертый элемент - закрепление должностных лиц за предприятиями, испытывающими сложности с реализацией продукции.

Результат - за 8 месяцев т.г. на предприятиях Минпрома складские запасы не сократились, а, наоборот, увеличились. Пятый элемент - контрольные мероприятия. «У нас в последнее время в борьбе с импортом и инфляцией отмечается всплеск проверок. Цель контроля - выполнение доведенных поручений, исполнение норм.

В итоге растут издержки и цены. Бизнес старается согласовать свои действия с властями, что приводит к росту коррупции. Контроль ведет к тому, что вся предпринимательская энергия идет на внутреннюю борьбу, вместо того, чтобы бороться на внешних рынках, с конкурентами, заниматься экономическим развитием», - считает К.Рудый.

Противоречит и перечит
По его мнению, ручное управление экономикой, финансами вызывает ряд противоречий. Первое противоречие - оно начинает тормозить экономику. «Иногда временная поддержка предприятий превращается в постоянную, и стимулом для его руководителей становится не удовлетворение запросов покупателя и повышение качества, а выбивание денег.

В результате этот постоянный доступ к государственным средствам позволяет скрывать управленческие ошибки. Сложно делать вывод: удался или не удался проект, эффективно или неэффективно использованы ресурсы. Из-за льготирования ставок для государственных предприятий для частных они более высокие», - подчеркнул помощник Президента.

Второе противоречие - в рамках ручного управления происходит смешение финансов государства и госпредприятий. В долгосрочном периоде это приводит к недофинансированию ряда сфер - науки, образования. Размер господдержки по отдельным нерентабельным отраслям сравним с местными бюджетами областей, годовыми расходами на здравоохранение и образование.

Третье противоречие - при ручном управлении плавающий курс валют не позволяет снизить инфляцию. На это влияет и девальвация. Например, августовская - на 15%, которая в конце года, несомненно, отразится на инфляции. «Рыночный валютный курс не может быть в нерыночной экономике. Если мы регулируем цены, депозитные ставки, производство и одновременно отпускаем курс, то он не рыночный, а просто нестабильный.

Переход к плавающему курсу - важный приоритет. Но опыт других стран показывает, что на период реформ курс, наоборот, надо зафиксировать, чтобы это сказывалось на реальных доходах населения. После этого можно дать ему возможность находить свое рыночное равновесие», - отметил К.Рудый.

Четвертое противоречие - ручное управление требует конкурентоспособной кадровой вертикали, но она в результате проигрывает рыночной стихии. По его мнению, важно привлекать в госаппарат высокопрофессиональные кадры, которые могли бы представлять не ведомственный, а общественный национальный интерес.

Пятое противоречие - усиление контрольных и правоохранительных аспектов в экономике. Ручное управление требует постоянного личного контроля.

От ручного к институциональному
По мнению помощника Президента, необходимо провести переход от ручного управления к институциональному. «Как уйти от ручного управления экономикой? Первое - децентрализация и делегирование полномочий. Это азы менеджмента. Полномочия от министерств и ведомств необходимо передавать на места», - отметил он. Второе - разделение финансов государства и финансов госпредприятий. Необходимо провести границу для вмешательства государства в финансы госпредприятий. «Национальная безопасность, социальная сфера и естественные монополии - три направления, которые можно отнести к финансам государства.

Все, что остается за их пределами, можно отправить в режим свободного плавания», - считает К.Рудый. Это предполагает, что не бюджет будет давать деньги предприятиям, а получать дивиденды от государственной собственности. Госпредприятия должны будут их платить помимо налогов, как это делают частные предприятия, которые платят своему собственнику. Это потребует управляемой санации, ликвидации предприятий, а где-то и приватизации.

Кроме того, уход от ручной системы управления экономикой предполагает переход на государственное управление, ориентированное на результат. «Такая система приведет к тому, что зарплата и дальнейшая карьера каждого госслужащего будут напрямую зависеть от выполнения доведенных показателей эффективности. Эта система работает в большинстве стран мира», - констатировал К.Рудый.

По его словам, еще один элемент переформатирования - совершенствование кадрового обеспечения. Здесь потребуется привлечение сотрудников с высококачественным образованием. И последнее - контроль за финансовыми результатами переориентировать на аудит, на контроль за валютным обеспечением, налогами. Надо подумать, как ослабить контроль за малым и средним бизнесом, подчеркнул он.

«Экономическая реформа невозможна без отмены ручного управления, потому что оно притупляет необходимость реформ, позволяет решать текущие проблемы, но не раскрывает стратегические ошибки и не позволяет делать четкие объективные выводы и в целом проводить реформы. Экономика сейчас изменилась. В начале 1990-х ручная модель была эффективной. Теперь у нас половина экономики - частная, есть иностранные компании, другие элементы рыночной экономики, которые выходят из-под ручного управления», - резюмировал К.Рудый.

Диагноз поставлен
Элементов реформы коснулся в своем выступлении и первый заместитель министра экономики Александр ЗАБОРОВСКИЙ. «В экономике нет простых решений и теорий. Экономика по сути своей - это живой организм. И не зря ряд категорий в экономической науке имеют сугубо терапевтический, своего рода медицинский субстантив», - отметил он. Например, «голландская болезнь», шоковая терапия, стерилизация денежной базы, т.е. недопущение мультипликации - размножения денег и т.д. Кстати, все эти термины активно используются в дискуссиях об экономической политике в Беларуси, России, Казахстане и мире в целом.

Например, «голландская болезнь», ряд симптомов которой были характерны для белорусской экономики с 2010 по 2014 г.: завышенный курс национальной валюты; бурный рост отраслей, производящих неторгуемые товары (строительство, услуги, связь, финансы); резкий разрыв зарплат и производительности труда; развитие с опорой на внутренний спрос.

Далее А.Заборовский привел примеры влияния на белорусскую экономику внешних факторов: «Из теории международной торговли известно, что колебания курса валюты основного торгового партнера выше 10% - чувствительнее для внешней торговли, чем таможенно-тарифные бартеры. По оценкам экспертов, сумма потерь чистого поступления валютной выручки в страну в результате девальвации российского рубля в 2014-2015 гг. составила более 4 млрд долл.

Таким образом, в число триггеров нашей экономической политики вошли петро-показатели: цена нефти, а также теперь уже производные от них - курс российского рубля, цены сырья и т.д.». В целом экономика Беларуси адаптировалась к новой реальности или к «новой нормальности» - new normal. Так называют снижение темпов мирового экономического роста вместе с высокой волатильностью на всех товарных и денежных рынках, снижением эффективности традиционной государственной политики. Имеются в виду фискальные, монетарные инструменты и стимулы.

Технический перевод
По поводу реформ А.Заборовский отметил: «Если такие популярные сегодня слова как «структурные реформы» перевести на более технический язык, собственно экономический, я бы сказал, что для белорусской экономики структурные реформы - это рост совокупной факторной производительности, т.е. эффективности сочетания труда и капитала; резкое снижение зависимости от мировой конъюнктуры, т.е. избавление от симптомов «голландской болезни», адаптация к новой нормальности; диверсификация экономики в самом широком смысле этого слова; гармоничное развитие частного и государственного секторов с расширенным развитием одного и ростом эффективности другого».

«Эти три главных приоритета мы провели через прогнозные документы 2016 г. в увязке с проектировками трехлетки и пятилетки. По выполненным НИЭИ Минэкономики оценкам, их реализация позволит устойчиво выйти в Беларуси на темпы экономического роста выше среднемировых даже в неблагоприятной экономической конъюнктуре», - считает представитель Минэкономики.

По расчетам экспертов, в 2016 г. при цене нефти 50 долл. за баррель и курсе 63 росс. руб. за доллар, росте российской экономики не ниже 100,0%, т.е. параметрах, которые приняты в Российской Федерации, есть возможность хоть и небольшого, но экономического роста в 2016 г. Именно сценарий 50/63 (т.е. 50 - средняя цена за баррель нефти, 63 - обменный курс российского рубля за доллар) является базовым для всех проектировок и документов на следующий год. Из него рассчитан бюджет и отработаны все индикативные показатели прогноза.

Как считает А.Заборовский, в краткосрочной перспективе (полгода - год) по сути будут главными два фактора роста: первый - экспорт, а второй - рост эффективности валового накопления. В том числе за счет использования средств открытых кредитных линий и институтов развития.

Он отметил, что рост экспорта будет стимулироваться всеми инструментами экономической политики, главный из которых - валютная политика. «Реальный эффективный курс должен и по прогнозу будет содействовать нашему экспорту. Введенный Нацбанком механизм курсообразования обеспечит конкурентоспособность белорусской продукции и непривлекательность импорта. За счет валютной выручки и притока капитала по финансовому счету платежного баланса будет обеспечен бездефицитный платежный баланс», - отметил представитель Минэкономики.

Девальвация и инфляция
«Эластичность переноса изменения курса на инфляцию также ослабла в 2 раза: с 0,6 в 2011 г. до 0,3 в 2015 г. То есть если раньше 1% ослабления номинального эффективного обменного курса белорусского рубля приводил к росту цен на 0,6 процентного пункта, то сейчас - на 0,3 процентного пункта. Это фундаментальные, структурные изменения в экономической системе. Они позволяют проводить макрополитику, содействующую экспорту и оптимизирующую внутреннее потребление. Планируем закрепить эти структурные достижения следующими новыми механизмами экономической политики на 2016 г. и всю пятилетку», - сказал А.Заборовский.

По его словам, вводится жесткое бюджетное правило: не менее половины валютного долга страны будет выплачиваться за счет собственных источников, вторая половина - рефинансироваться. Это выдержано в текущем году. На таких принципах сформирован бюджет 2016 г., профицит которого запланирован порядка 2% ВВП.

Кредиты станут дешевле
Еще один элемент структурных реформ - рост эффективности кредитного канала как системного фактора экономического развития. «В адрес правительства и Нацбанка сегодня звучит немало критики за дороговизну кредитов и отказ в кредитовании. На мой взгляд, эта критика поверхностна. Она не учитывает диспаритет ставок на кредитно-депозитном рынке. За счет льгот одним - «задираются» ставки для других. Средняя процентная ставка по всем кредитам реальному сектору в январе-сентябре 2015 г. - около 17%.

При этом по льготным - 9,1%, по не льготным - 36,6%. На 2016 г. реализация мер правительства и Нацбанка позволит снизить ставки по не льготным кредитам с 37 до 24-27%, средняя ставка составит 15% годовых при инфляции 12%. В перспективе к 2020 г. выйдем на процентные ставки 11-12% по не льготным кредитам и инфляцию 5%, с широким доступом к коммерческому банковскому кредитованию для всех», - заверил А.Заборовский. «Это, полагаю, станет важным фактором экономического роста. Но надо набраться терпения. Простых решений здесь нет», - подчеркнул он.

Управляемое банкротство
«Отключение от бюджетной кормушки неэффективных предприятий неизбежно приведет к их финансовой несостоятельности. Предприятия, которые окажутся не в состоянии без нее существовать, должны быть ликвидированы или реструктуризированы. Конечно, это влечет проблемы для работников, кредитующих банков, местных властей. Вопросы сложные, но на то есть экономические и управленческие органы на местах, чтобы их решать. Вовлечение неэффективного капитала в экономический оборот внесет свой важный вклад в развитие», - считает первый замминистра.

Малая приватизация
Как заверил А.Заборовский, привлеченные комфортные ресурсы, а это 3 из 7 млрд долл. кредитов КНР, согласованные с ЕБРР около 100 млн долл. и еще столько же кредитов от Всемирного банка по низким ставкам будут направлены на новые рабочие места в частном бизнесе. Во всем мире - от коммунистического Китая до капиталистических США малое и среднее предпринимательство является главным источником новых рабочих мест и массового импортозамещения. «Критически важна здесь эффективная малая и средняя приватизация, которая наряду с доступом к дешевому финансированию способна ускорить мотор экономического роста», - подчеркнул представитель Минэкономики.

«Базовая, фундаментальная реформа - реформа системы управления экономикой. Она была емко сформулирована в предвыборной программе главы государства: разделение функций государства как регулятора и собственника; введение на госпредприятиях систем корпоративного управления на основе лучших мировых практик.

И главное - развитие открытой глобальному миру инновационной экономики, обеспечение безусловных гарантий прав частной собственности, запрет на повышение старых и введение новых налогов в течение 5 лет. В целом, все это и есть структурные реформы. Суть и смысл их в том, чтобы адаптироваться к новой нормальности, выйти на качественно более высокий уровень совокупной факторной производительности», - резюмировал А.Заборовский.

{jcomments on}