fbpx

Александр СОРОКИН

По своему географическому положению Витебская область находится на перекрестке транспортных маршрутов. Двенадцать дорог, обслуживаемых РУП «Витебскавтодор», выходят на внешние границы Беларуси и являются важнейшей частью ее транспортной системы, поскольку обеспечивают внутренние и транзитные автоперевозки с Россией и странами Балтии. О состоянии дорожной сети самого северного региона страны мы попросили рассказать руководителя предприятия.

ВитебскавтодорАдам КОНОПЛИЧ,
генеральный директор РУП «Витебскавтодор»

- Наше предприятие является заказчиком, который осуществляет государственные закупки, закупки за счет собственных средств, а также собственными силами выполняет работы по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог и мостовых сооружений. Протяженность находящихся на обслуживании автомобильных дорог республиканского значения составляет 3 016 км, в том числе три магистральных трассы: М1/Е30 (Брест - Минск - граница РФ, М3 - Минск - Витебск и М8/Е95 - граница РФ - Витебск - Гомель - граница Украины, - отметил А.КОНОПЛИЧ.

В последние годы белорусские дороги резко сдали позиции с точки зрения качественных характеристик. Главная причина - снижение финансирования. Так, протяженность автомобильных дорог РУП «Витебскавтодор» с просроченными межремонтными сроками капитального и текущего ремонтов по состоянию на 01.01.2015 г. составила 2 844 км, или 94% общей протяженности. Из них подлежат капитальному ремонту - 2 432 км, текущему - 412 км. Для проведения всего комплекса ремонтных мероприятий необходимо более 15,09 трлн руб. При этом протяженность участков, не соответствующих транспортно-эксплуатационным параметрам (прочности, ровности, дефектности и сцепным качествам), составляет 2520 км, или 84% (!) общей протяженности дорог.

В соответствии с материалами диагностики на автомобильных дорогах РУП «Витебскавтодор» необходимо выполнить капитальный ремонт 175 км (из них неотложного аварийного капремонта требуют 26,5 км на 156,3 млрд руб.) и текущий ремонт 1 142 км (из них неотложного аварийного текущего ремонта - 543 км на сумму 977,6 млрд руб.). Для выполнения капитального и текущего ремонтов на 1 317 км необходимо более 3 086 млрд руб. в действующих ценах, в то время как в т.г. на эти цели выделено 205 млрд руб., или 6,6%(!) от потребности, что позволило осуществить капитальный ремонт 4,6 км автомобильной дороги М-1/Е-30, 4 моста (100,6 погонного метра), текущий ремонт - 191,1 км дорог и 1 мост (43 погонных метра).

Осциллограмма проблем
Действительно, если взглянуть на диаграмму километража выполненных работ по капитальному ремонту за 2008-2015 гг. на дорогах РУП «Витебскавтодор», то она напоминает осциллограмму сердечного ритма больного, находящегося на грани жизни и смерти и срочно нуждающегося в реанимации.

Главные причины ухудшения технического состояния автомобильных дорог - рост интенсивности движения, воздействие на дорожные объекты сверхдопустимых нагрузок от проезда тяжеловесного автотранспорта и, конечно, недостаточное финансирование.

Дефицит финансовых средств на проведение капитальных и текущих ремонтов сети обслуживаемых дорог привел к тому, что сегодня более 1,1 тыс. км (38%) дорог области эксплуатируется с ограничением несущей способности на ось транспортного средства (с нагрузкой на ось 6 т), при том что по всей республике таких дорог около 1,5 тыс. км. Проведение капитального ремонта этих дорог с доведением их несущей способности до 10 и 11,5 т на ось в действующих ценах потребует до 6,5 тыс. млрд руб.

Витебскавтодор

- Для сохранения и удержания сети дорог в должном состоянии нам необходимо ежегодно ремонтировать не менее 400 км дорог, - убежден А.Коноплич, - в том числе выполнять капремонт до 220 км в год. Но кроме дорог в соответствующем уходе нуждаются и мостовые сооружения. По данным СУ СМ «Белмост», на 322 мостовых сооружениях (87% общего количества) необходимо проводить ремонтные работы, в том числе реконструировать - 79 сооружений, капитально отремонтировать - 131, осуществить текущий ремонт - 112. По прогнозам, на эти цели потребуются более 870 млрд руб.

В сложившихся условиях средств, выделяемых на содержание дорог, недостаточно для поддержания технико-эксплуатационных характеристик закрепленной сети и обеспечения на ней безопасности движения.

В то же время, по словам А.Коноплича, в последние годы значительно увеличилось качество всех видов ремонта, во многом благодаря тому, что в верхних слоях покрытия применяется более качественная асфальтобетонная смесь. Но проблема в том, что основные подрядчики практически не имеют объемов работ в Витебской области и вынуждены искать их в других регионах страны. Сейчас значимые работы выполняются только на одном объекте - строительстве моста на Западной Двине в районе г.п. Руба, за последние 10 лет - это уже третий мост через данную речную артерию.

- Нас еще «прощает» природа, поскольку в два последних года были довольно мягкие зимы, мало температурных переходов точки замерзания, есть возможность проведения ямочных ремонтов, что щадит дорожное покрытие, - пояснил руководитель предприятия.

Витебскавтодор

К проблемам - по-деловому
- Казалось бы, после введения оплаты за проезд по дорогам ситуация должна была улучшиться, но пока мы особых сдвигов не заметили, - заявил генеральный директор РУП «Витебскавтодор». К примеру, объем средств, выделенных на содержание автодорог Витебской области в долларовом исчислении в т.г., составил 13,3 млн долл., или 59% к уровню 2008 г. (тогда этот показатель был 22,5 млн долл.). Снизились и объемы по текущему ремонту: если в 2008 г. было отремонтировано 302,4 км, то в 2015 г. - 191,1, а в 2014 г. - 142 км. Поэтому приходится заниматься в основном ямочным ремонтом, объемы которого составляют почти 200 тыс. кв. м в год.

Кроме того, предприятие столкнулось с такой проблемой, как существенный износ специализированной техники, необходимой для осуществления ремонта и содержания дорог. Большая часть ее имеет износ, который превышающий 70%, она часто выходит из строя и не позволяет стабильно, без сбоев поддерживать закрепленную дорожную сеть на должном уровне.

- В этом году удалось значительно обновить машинный парк, прежде всего, за счет выгодных лизинговых условий, предложенных ОАО «Промагролизинг», и китайского кредита (в рамках реконструкции трассы М5), - пояснил А.Коноплич. В лизинг приобретено 13 автомобилей МАЗ со снегоочистителями и устройствами для разбрасывания песчано-соляной смеси, 6 погрузчиков «Амкодор», несколько тракторов с косилками. Приобретено 5 мощных погрузчиков, 3 автогрейдера, 3 автомобиля MAN со снегоочистителями и устройствами для разбрасывания песчано-соляной смеси, 2 экскаватора, несколько тракторов, машина для ямочного ремонта и бульдозер.

Всего закуплено техники более чем на 30 млрд руб., тогда как раньше в среднем на эти цели расходовалось 8-10 млрд.руб. в год. Но для того, чтобы стабильно выполнять финансовые обязательства по возврату заемных средств, необходим соответствующий объем работ, который пока, к сожалению, не просматривается.

РУП «Витебскавтодор»
210026, г. Витебск, ул. Суворова, 16
Тел./факс: +375 (212) 36 56 47
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.vitavtodor.by

{jcomments on}