fbpx

№9 (195) - Сентябрь

 
  • В одной связке…: Беларусь не станет торопиться со вступлением в ВТО, чтобы не нанести вреда ЕАЭС.
  • Женщина в мужском бизнесе: путь успеха: Руководитель и собственник группы компаний «ОптСтройЭко» Галина Кравченко знает секреты успеха в бизнесе и жизни.
  • Инвесторов ждут в регионах: При явном доминировании госсобственности сделать это будет непросто.
  • Парадигмы монетаризма и банковской политики: Так банковская система для экономики или экономика для банковской системы?
  • Дедолларизация бензина: Насколько оправдывает себя привязка цены топлива в Беларуси к «американцу»?
  • На принципах добрососедства и партнерства: О перспективах развития торгово-экономического сотрудничества Беларуси и Польши.
  • Продажи на «Раз-два-три!»: Как избежать типичных ошибок в системах продаж?

Мария МИХАЙЛОВА

Возможное введение акциза на безалкогольные тонизирующие напитки в Беларуси неблагоприятно скажется на производителях, отметили участники прошедшего в Минске круглого стола «Введение акциза на безалкогольные тонизирующие напитки: планируемое изменение законодательства». Мероприятие было организовано Ассоциацией европейского бизнеса (AEB).

По мнению заместителя председателя АЕВ Марины БОРОВКО, введение акциза на данную категорию товаров заложено в проекте изменений в Налоговый кодекс, обнародованном в августе. Предполагается, что акциз составит 7 тыс. руб. за литр. По расчетам экспертов, это повысит цену на продукцию с 37 тыс. до 44,9 тыс. руб. за литр с учетом стоимости контрольных знаков и НДС.

«По предварительным расчетам, которые произвела ассоциация, введение акциза привет к снижению рынка данного вида продукта на 11%. При условии ежегодного уменьшения рынка энергетических напитков в Беларуси в среднем на 10% и того, что на снижение повлияет введение акциза, мы прогнозируем его падение примерно на 20%», - сказала М.Боровко. - Это приведет к недополучению бюджетом налогов на добавленную стоимость и прибыль». «Снижение рынка скажется и на принятии решения о приходе на рынок новых инвесторов с прямыми иностранными инвестициями», - считает зампредседателя АЕВ...продолжение читайте в печатной версии журнала

{jcomments off} 

Марина НОСОВА

Уже несколько лет пивовары Беларуси, России и Казахстана обсуждают тему запрета розлива пива в ПЭТ-бутылки из полиэтилентерефталата. Он может вступить в силу, если будет принят Технический регламент Таможенного союза с предложениями разработчиков, согласно которым пиво приравняют к алкогольной продукции. Вот что об этом думают представители различных пивных компаний.

Запретами проблему не решить
Генеральный директор ОАО «Криница» Александр КИЖУК считает, что запрет розлива в ПЭТ-тару в рамках ЕАЭС может привести к краху отечественной пивной промышленности. «Все пивовары Беларуси в вышестоящих организациях, в том числе государственных органах, говорят о том, что этот запрет неприемлем. Сегодня около 70% отечественного рынка занимает пиво в ПЭТ-упаковке.

И ее отмена, на мой взгляд, будет крахом не только для «Криницы»», но и для всей пивной отрасли». По его мнению, во-первых, резко поменять структуру потребления в Беларуси невозможно. Во-вторых, в линии по розливу вложены большие инвестиции, а заменить их розливом в жестяную банку или стекло еще дороже, на приобретение новых линий потребуются миллионы долларов.

«Кроме того, есть вопрос и с сырьем для тары. Металлические банки у нас не производятся, а при принятии решения об отмене ПЭТ-упаковки соответственно увеличится их экспорт в страну. Есть вопрос и по поводу мощностей стекольной промышленности», - отметил А.Кижук. Также не доказано отрицательное влияние ПЭТ-тары на качество пива и других напитков. «Сегодня она применяется даже в такой пивной стране, как Германия. Более того, ПЭТ-упаковка у них оборотная, и никто не говорит об ухудшении качества продукта или ее вреде для потребителей», - отметил он.

Руководитель ОАО «Криница» проинформировал, что консолидированное мнение Гильдии пивоваров Беларуси против запрета ПЭТ-тары направлено во все заинтересованные ведомства. «Сегодня не самое подходящее время для принятия такого решения. Вначале надо повысить культуру потребления пива, а потом уже что-то предпринимать», - считает А.Кижук.
Белорусские пивовары также выступают против регламентирования доли солодового и несолодового сырья, которое заложено в проект регламента Таможенного союза.

«В этом плане нам бояться нечего, у нас процент гораздо выше, мы не используем сахар, сироп и т.д. Но когда нет ограничений - всем работать проще. Сегодня есть спрос на самое разнообразное пиво. При отсутствии ограничений маркетологам и технологам легче работать. Поэтому считаем, что нужно более широкое поле для деятельности», - сказал руководитель предприятия.

Заместитель генерального директора по производству ИЗАО «Пивоварни Хайнекен» Евгений РОДИН считает, что запрет на производство пива в ПЭТ-бутылке вряд ли будет принят. «Споры по данному поводу ведутся уже более 10 лет, высказываются разные мнения. В производство этой тары вложены значительные средства, на рынках ЕАЭС пиво в ней занимает значительную долю, - отметил он. - Я в принципе против каких-либо запретов, пусть потребитель голосует рублем».

Е.Родин также не видит смысла в запрете продажи пива в таре объемом более 2 л, который вступил в силу 22 июля 2014 г. «В России уже рассматривается предложение по снижению максимального объема до 1,5 л. Если раньше для компании покупалось пиво в большой упаковке (2,5 л), то сейчас берут две бутылки по 1,5 л. В чем смысл снижения объема?» - поинтересовался специалист.

Генеральный директор ОАО «Пивзавод «Оливария» Денис ШЕРСТЕННИКОВ отметил: «Вопрос об отказе от ПЭТ-тары обсуждается давно во многих странах, в том числе в рамках Таможенного союза. В этом отношении Беларусь - страна уникальная. Пиво в ПЭТ-упаковке на рынке занимает 76-77%. Исторически белорусский рынок предрасположен к ней из-за того, что барно-ресторанный сегмент развит еще слабо, поэтому потребление смещено в домашние условия.

А для такой структуры потребления более удобна и экономична именно пластиковая упаковка. Если не будет ПЭТ, это окажет серьезное негативное влияние на рынок. Производителям будет тяжело справиться с выпуском пива в бутылках и банках, так как это потребует серьезного технического перевооружения. Надеюсь, что до этого дело не дойдет», - считает руководитель «Оливарии».

Неравнозначная замена
Для запрета ПЭТ-тары при розливе пива в рамках ЕАЭС нет оснований. Такое мнение высказала директор по корпоративным коммуникациям ООО «Пивоваренная компания «Балтика» Татьяна АНТОНЧИК. Она сказала, что подобные предложения периодически звучат в России и странах Таможенного союза последние 5-7 лет. «Следует отметить, что для введения запрета ПЭТ-тары нет объективных причин: эта упаковка полностью безопасна, удобна, более экологична, чем, например, стеклянная бутылка. Российские и международные экспертные исследования подтверждают безопасность ПЭТ-упаковки не только для пива, но и для других видов напитков», - подчеркнула специалист.

«Вместе с тем российские пивовары с пониманием отнеслись к тому, что присутствующие на рынке пластиковые бутылки с пивом слишком большого размера вызывают определенную озабоченность общественности и некоторых органов государственной власти, что порой выражается в эмоциональных призывах к полному запрету такой упаковки. Осенью 2013 г. Союзом российских пивоваров было принято решение о самоограничении производства.

С 1 января 2014 г. пивовары добровольно отказались от производства пива и пивных напитков в полимерной потребительской упаковке объемом более 2,5 л, а также пива и пивных напитков с содержанием этилового спирта свыше 6% в полимерной потребительской упаковке объемом более 2 л», - отметила Т.Антончик. Однако, по словам представителя компании «Балтика», дискуссия о запрете и ограничении ПЭТ-упаковки на этом не закончилась: «В настоящее время на рассмотрении в Государственной думе РФ находятся два законопроекта, которые предлагают ограничить ПЭТ-упаковку для пива объемом 0,5 л (законопроект №280796-6) и запретить использование ПЭТ-упаковки для любого вида алкоголя (№828560-6) соответственно». Как ранее заявляли белорусские пивные компании, если данные ограничения будут приняты в России, они распространятся и на Беларусь.

Пострадает малый бизнес
У этой проблемы есть и экономический аспект, дополнила представитель «Балтики». Продажа пива в ПЭТ-упаковках является основой экономического развития значительного сегмента российского и других рынков постсоветского пространства. «Участники этого сегмента - мелкие предприниматели, специализирующиеся на продаже разливного пива, и мелкие пивоварни - столкнутся с угрозой закрытия бизнеса после вступления запрета в силу.

Это в свою очередь приведет к падению уровня занятости, общему ухудшению состояния отечественного бизнеса и упущенной прибыли для государства в виде не уплаченных налогов на предпринимательскую деятельность», - отметила Т. Антончик.

По ее словам, на сегодняшний день почти 50% производимого в России пива выпускается в пластиковых бутылках, которые составляют четверть всего объема производства ПЭТ в стране. «Запрет на их использование увеличит себестоимость пива, удорожит его для потребителей. В результате часть основной целевой аудитории недорогого пива может переключиться на более дешевый крепкий алкоголь», - считает представитель компании «Балтика».

«Мнимый эффект от запрета использования ПЭТ-упаковки, предполагающий уменьшение количества мусора на улицах, будет нивелирован негативным эффектом увеличения выбросов СО2 в атмосферу при выпуске иных видов тары. При производстве ПЭТ-бутылок выбросы углекислого газа в 2,5 раза ниже, чем при производстве стеклянного аналога. Вместо запрета использования ПЭТ необходимо развивать систему сбора, повторного использования и переработки этой тары», - резюмировала Т. Антончик.

{jcomments on}

Борис Алексеев

Сегодня многие производители сетуют на кризис, оправдывая им свои просчеты в организации бизнес-процессов. Однако при этом в стране немало компаний, сумевших успешно перестроить свою работу. Правда, для этого им пришлось отказаться от производства «как у всех» и полностью изменить модель своего бизнеса. Именно так поступили в компании «Мебельная Лига» и не прогадали.

Денис АЛЕХНО,
директор ООО «Мебельная Лига»

- В 2008-2013 гг. в Минске ежегодно сдавался почти 1 млн кв. м жилья. В свою очередь рынок индивидуальной мебели (сегмент B2C) рос двузначными цифрами. Массовое потребление, высокий средний чек сделали эту нишу весьма привлекательной для крупных и мелких инвестиций. Можно однозначно сказать, что в тот период рынок был перегрет.

Сегодня в его структуру входят крупные производители мебели, работающие через дилерскую сеть; средние производители с собственной розничной сетью; мелкие производители, продающие мебель через посредников; индивидуальные предприниматели-производители и импортеры, включая luxury-сегмент.

За последнее время количество игроков на рынке практически не изменилось, а новые почти не появляются. Основная борьба развернулась за условно-массового потребителя в ценовом диапазоне от 5 до 30 млн руб. (стоимость комплекта мебели для кухни). Такую цену предлагают крупные производители серийной мебели и, соответственно, их дилерская сеть. Маржинальность сделок дилеров падает, а фабрики удерживают объемы и долю рынка... продолжение читайте в печатной версии журнала

{jcomments on} 

Александр ПЕРЕВЕРЗЕВ

ГЛХУ «Гомельский лесхоз» лесхоз состоит из 12 лесничеств, которые разделены на 35 мастерских участков и 160 обходов, общей площадью более 113 тыс. га. Обслуживать такое хозяйство весьма непросто. Руководитель учреждения Игорь ДЕГТЯРИК возглавил его в 2011 г., когда предприятие находилось на 89-м месте в отраслевом рейтинге. По итогам прошлого года лесхоз стал уже 7-м в отрасли, победив в номинации «Лучшая организация лесного хозяйства» в Гомельской области, за что был занесен на областную Доску почета.

Игорь ДЕГТЯРИК,
директор ГЛХУ «Гомельский лесхоз»

- Сегодня предприятиям лесной отрасли для эффективной работы с одной стороны, необходимо оптимизировать штатную численность сотрудников, иначе низкий уровень зарплаты отразится на материальной заинтересованности. С другой стороны нельзя переусердствовать, потому что сокращение персонала может негативно сказаться на сохранности лесного фонда. С подобной ситуацией, к примеру, столкнулись в России, где на одного лесника приходится от 10 до 60 тыс. га - жизни не хватит, чтобы только обойти такие «владения». Отсюда и проблемы, связанные с «черными лесорубами», неконтролируемыми вырубками, лесными пожарами и т.д.

- Игорь Николаевич, а какие подходы применяются в Беларуси?

- Минлесхоз считает, что на одного лесника должно приходиться не менее 1 тыс. га леса. С учетом этого мы уже оптимизировали штат, благодаря чему наш лесхоз по средней заработной плате занимает первое место в отрасли. Зарплата лесничего составляет 10-12 млн руб. в месяц, а у некоторых достигает 15 млн.

Сегодня всем доведен план по реализации, за выполнение которого предусмотрены дополнительные премии для лесничих в зависимости от объемов реализованной древесины. Раньше такой материальной заинтересованности не было, а без стимулов, согласитесь, сложно работать интенсивнее и с полной отдачей. Кроме того, мы постарались максимально облегчить условия труда. Пешком обойти все угодья невозможно, поэтому в 2014 г. приобрели для всех лесничеств новые служебные автомобили «Нива».

В этом году завершили строительство Дома рыбака и охотника, который возвели всего за полгода. К слову, недавно он принял первых гостей, и мы рассчитываем, что новое направление деятельности станет для нас прибыльным.

- А как обстоит дело с другими направлениями деятельности?

- Сегодня наш лесхоз работает от расчетной лесосеки почти на пределе возможностей. Ежегодное освоение составляет 96%. Следим за тем, чтобы зрелые леса не перестаивали. Если где-то не справляемся сами, привлекаем подрядчиков. Вышли почти на 100%-ную загрузку технологических мощностей, обновленная техника работает не только на рубке, но и на вывозе лесоматериалов.

За первое полугодие выручка от реализации продукции, работ и услуг выросла по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 122%, реализация пиломатериалов и щепы - на 110%, темпы роста производительности труда - на 104% к плановым показателям. В 2014 г. экспорт продукции составил 2,1 млн долл. при плане 1,5 млн, в этом году по данному показателю опережаем плановые показатели примерно на 20%.

- В последние годы заметно меняются климатические условия, становится значительно теплее и суше. Изменились ли в связи с этим приоритеты в выборе посадочных материалов?

- Если раньше мы высаживали в основном сосну и березу, то теперь стараемся придерживаться большего разнообразия. Сегодня высаживаем клен, ясень и лиственницу европейскую.

Главой государства поставлена задача максимально использовать зарубежный опыт ведения лесного хозяйства, прежде всего, Финляндии. В частности, это касается современных методов переработки лесосеменного сырья и выращивания посадочного материала с закрытой корневой системой, развития лесной селекции. В настоящее время в белорусских лесхозах создаются лесосеменные плантации 2-го поколения. Новый лесопитомник на 5 га обеспечивает посадочным материалом не только наш, но и другие лесхозы Гомельской области.

Мы активно сотрудничаем с Институтом леса Национальной академии наук Беларуси, совместно занимаемся выращиванием элитных растений методом микроклонального размножения, проще говоря - выращиванием из пробирки. Так, получаем элитный посадочный материал ольхи, липы, березы, дуба и т.п. В год высаживаем около 450 га лесных культур, а за счет того, что в наше распоряжение предоставили низкобалльные земли сельскохозяйственного пользования, сажаем по площади больше леса, чем вырубаем.

- Как новые посадки в этом году перенесли аномальную жару?

- Те, что были высажены на месте прежних лесных угодий, пережили нынешнее жаркое лето достаточно уверенно. А вот саженцы на землях сельхозназначения не смогли адаптироваться к экстремальным погодным условиям.

- Вы уже упоминали об использовании передового зарубежного опыта. Какие еще новации применяются в Гомельском лесхозе?

- Прежде всего, изменились технологии заготовки. Для рубок ухода и заготовки деловой древесины применяем харвестеры, а для вывоза заготовленного сырья с тяжелых почв - форвардеры. Сейчас механизированная заготовка в лесхозе составляет около 40% общего объема, и этот показатель с каждым годом будет расти.

Но не нужно искусственно ускорять этот процесс, поскольку во главе угла должна стоять экономическая целесообразность. Мы сегодня выставляем услуги по заготовке древесины на биржу и видим, что при заготовке харвестером в связке с форвардером себестоимость 1 куб. м составляет примерно 160-170 тыс. руб. А если нанять частных лесозаготовителей с бензопилами, то это обойдется в 110-120 тыс. руб.

Наш лесхоз эффективно использует различные способы заготовки, так как отпускная цена продукции одинаковая. Рентабельность реализованной продукции по итогам 2014 г. у нас составила около 10%.
Сейчас завершаем модернизацию лесопильного хозяйства, поэтому ассортимент продукции пока небольшой: выпускаем шпалы для БелЖД, поставляем на экспорт и внутренний рынок палетную доску, щепу, обрезную и необрезную доску. В промышленном секторе лесхоза занято около трети персонала.

- Это лето стало по-настоящему горячим и в плане пожароопасности…

- Действительно, погодные условия в последние годы бьют тепловые рекорды. По данным областного гидрометеоцентра, в 2014 г. на территории Гомельской области были зафиксированы самая жаркая весна и самая сухая осень за всю историю наблюдения. А в этом году - самое жаркое лето.

В прошлом году в нашем лесхозе было зарегистрировано 7 лесных пожаров на площади 1,36 га, а в т.г. - 9 на площади 12 га, или 1,3 га на один случай, что значительно меньше, чем в среднем по лесхозам страны. Увеличение количества лесных пожаров произошло из-за аномально жаркой погоды и длительного отсутствия осадков.

Чтобы снизить вероятность возгораний, ведем активную работу по профилактике лесных пожаров. В частности, во время подворных обходов знакомим население с правилами пожарной безопасности в лесах, распространяем соответствующие листовки.

Для предупреждения возникновения лесных пожаров в лесхозе ежегодно создаем 1,5 тыс. км противопожарных минерализованных полос и осуществляем уход на более чем 3,5 тыс. км. Обустроили 9 наблюдательных вышек, установили современные системы видеонаблюдения. В 9 лесничествах созданы пункты противопожарного инвентаря, укомплектованные мобильными средствами тушения (ранцевыми опрыскивателями и мотопомпами), оборудованы 4 пожарно-химические станции и т.д.

Делаем все возможное, чтобы минимизировать последствия природных катаклизмов, поскольку лес не только национальное богатство, но и важная часть нашей жизни. И сберечь его для потомков - наш долг.

ГЛХУ «Гомельский лесхоз»
246062, г. Гомель, ул. Ленинградская,46
Тел: +375 (0232) 26 03 76
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.gomelles.by

{jcomments on} 

Глеб ПОКРОВСКИЙ

Сельскохозяйственный и промышленный потенциалы юго-восточных районов Гомельщины, территорий наиболее пострадавших от аварии на ЧАЭС, постепенно восстанавливаются. Однако даже по самым оптимистичным расчетам они не достигнут дочернобыльского уровня при жизни нынешнего поколения белорусов. В то же время, по словам руководителя республиканского специализированного унитарного предприятия «Полесье» Евгения БЕЛАША, работы по дезактивации, сбору и захоронению радиоактивных отходов будут завершены уже в обозримом будущем.

Евгений БЕЛАШ,
директор РСУП «Полесье»

- Существует принципиальная разница в подходах к решению этой проблемы у нас и, к примеру, в соседних областях Украины и России - Черниговской и Брянской, где реабилитация загрязненных участков отдана на откуп структурам самой разнообразной ведомственной подчиненности. Специализированные предприятия, подобные «Полесью», а также системы их бюджетного финансирования там не были созданы.

В результате, как и любое дитя у 7 нянек, территории приходят в упадок, здания и сооружения разрушаются под воздействием атмосферной и почвенной эрозии, покрываются дикой растительностью. Они стали идеальными декорациями натурного полигона для поклонников компьютерной игры «Сталкер», приема групп экстремальных туристов.

К сожалению, доходы от такого бизнеса, мягко говоря, совсем «не греют» жителей пострадавших регионов. Почему мы продолжаем вкладывать деньги в проблемные зоны? Возможно, все дело в том, что белорусы просто не располагают лишней землей для продолжения радиационных экспериментов.

- Можно ли предположить, что после реализации Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС из названия вашего предприятия исчезнет определение «специализированное»?

- Пока об этом рано говорить, но экономический прогноз никогда не бывает лишним. Работа в зонах радиоактивного загрязнения из массового производственного процесса давно превратилась в сложнейший конгломерат точечных действий, подчиненных десяткам нормативных актов, лицензий, согласований между местными и областными органами власти. Сегодня нельзя бросить силы в один населенный пункт, чтобы спустя некоторое время отрапортовать: работы выполнены.

Все чаще приходится иметь дело с частными подворьями, иногда формально покинутыми, но не бесхозными. Их снос законодательно обусловлен выплатой компенсации владельцам. Напомню, по линии МАГАТЭ «Полесье» получило оборудование для смыва и дезактивации крыш, небольшие фронтальные погрузчики для сбора загрязненного и завоза чистого грунта на небольших приусадебных территориях.

Так что наша специализация пока не уходит с повестки дня, ведь определение уровня загрязнения крыш и стен объекта, подготовку проектно-сметной документации и т.д. по законодательству нельзя поручить другой структуре. Другое дело, что после разборки строений строительный мусор в обязательном порядке сортируется: то, что превышает допустимый уровень радиационного загрязнения, вывозится в 80 пунктов захоронения отходов дезактивации на территории Гомельской области - это также зона нашей ответственности.

В то же время образуется достаточно серьезный массив вторичного сырья, в перспективе вполне пригодного для последующей утилизации в виде вторичного бетонного щебня. Рециклинг ЖБК сегодня не оправдывает себя с экономической точки зрения, так как плечо доставки к действующим в области дробилкам достигает 130 км (плюс расходы непосредственно на переработку).

Определенные надежды связываем с продолжением финансирования в рамках программ Союзного государства Беларуси и России. Приобретение мобильной установки по утилизации ЖБИ/ЖБК, дополнительного навесного оборудование на имеющийся парк машин (к примеру, гидромолоты) - все это в перспективе может существенно расширить профиль деятельности «Полесья». Но исходя из ресурсов, машинного парка и штата специалистов, в числе наиболее вероятных сфер приложения наших сил пока рассматривается строительная, дорожная, мелиоративная и некоторые другие.

- Насколько серьезное влияние на производственные планы «Полесья» оказывает поступательное ужесточение экологических норм и правил в рамках ЕАЭС, унификации национального законодательства с требованиями Евросоюза?

- Недостатка в нормативном регулировании своей деятельности мы никогда не испытывали - ни по национальным, ни по международным канонам. И здесь назревает парадокс сколь же любопытный, столь и тревожный. По ряду обновленных и «ужесточенных» показателей экологическое состояние индустриальных территорий в некоторых вполне благополучных городах все более отклоняется от санитарных норм, приближаясь к уровню «чернобыльских рисков».

В свое время мы активно работали на таких объектах как «ЗЛиН» и «Гомсельмаш» - разбирали вентиляционные шахты, каждый элемент отмывался в специальном растворе, тщательно очищался от радиоактивных веществ. Стоки вывозились в комплекс по переработке жидких отходов, где в них по специальной технологии добавляли цементно-песчаную смесь. Бочки с затвердевшими отходами заваривались и помещались в специальные могильники.

К чему столь подробное технологическое описание? В основном, к сведению представителей муниципальных властей, девелоперов, частных застройщиков, которые занимаются освоением бывших промзон под жилищное и коммерческое строительство. Не лишней будет эта информация и для инвесторов, планирующих размещение новых производств в старых цехах. Преодолевая радиационную угрозу, не стоит забывать о рисках токсического, химического и биологического заражения.

Думаю, что использование опыта «Полесья» в данной сфере может быть чрезвычайно полезным и продуктивным. Хотя, вновь подчеркну, пока мы практически полностью сосредоточены на выполнении Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС и Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства.

РСУП «Полесье»
246017, г. Гомель, ул. Карповича, 11
Тел.: (+375 0232) 77-67-51, 77-57-50
Факс: 74-74-86
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

{jcomments on} 

Уникальный мастер-класс"Самомотивация" в Минске 19-го ноября в Виктории Олимп от известного в России и СНГ бизнес-тренера Филиппа Богачева.

    - Сертифицированный бизнес-тренер и предприниматель с 14-летним стажем.
    - Владелец 8 бизнесов, которые успешно работают по всей России и СНГ.
    - Автор 11 книг, общий тираж которых составил более 300 000 экземпляров
    - Основатель крупнейшего международного обучающего центра для мужчин «РМЭС», филиалы которого работают в 85 городах по всему миру.
    - Автор обучающих курсов по развитию коммуникативных навыков, продажам, бизнесу и повышению личной эффективности.  Разработал ряд уникальных обучающих методик, которые используются на всех семинарах Проекта Webtrening.

За время своей деятельности в качестве тренера (с 1999 г.) лично обучил более 100 000 студентов, лучшие из которых достигли поразительных результатов в своем деле: в спорте — стали чемпионами страны и мира; в бизнесе — стали миллионерами; в специальности — получили профессиональное признание. Узнать подробности и записаться на мастер-класс - samomotiv.by

 

Виктор АНИСИМОВ

Сегодня проблемы качества продукции приобретают особую актуальность для производителей, стремящихся занять лидирующие позиции не только на внутреннем, но и на внешних рынках. В этом плане показателен пример ОAО «Здравушка-милк», которому недавно вручен престижный сертификат соответствия международным стандартам безопасности пищевых продуктов FSSC 22000. О том, какие новые экспортные пути и возможности после этого открылись перед компанией, мы попросили рассказать руководителя предприятия Владимира ЛАПИЦКОГО.

Владимир ЛАПИЦКИЙ,
генеральный директор ОAО «Здравушка-милк»

Справка «Директора»
ОАО «Здравушка-милк» ведет свою историю с Борисовского молочного комбината (образован в 1944 г.) и является одним из старейших и известных отечественных производителей натуральных молочных продуктов.За 70-летний период оно прошло сложный путь от небольшого комбината до крупного высокотехнологичного предприятия с мощностью переработки до 800 т молока в сутки,что позволяет производить до 300 т цельномолочной продукции и 34 т сыров.
В структуру ОАО «Здравушка-милк» входят 4 филиала: 2 производственных - «Холопеничский» (производство сыров российской группы), «Березинский» (производство сыров голландской группы) и 2 сельскохозяйственных - «Щавры» (Крупский район) и «Здравушка-агро» (Березинский район).
С 2004 г. продукция комбината выпускается под торговой маркой «Здравушка». Сегодня ОАО «Здравушка-милк» производит более 150 наименований молочной продукции: молоко питьевое пастеризованное и стерилизованное, кефир и биокефир, сметану и биосметану, творог, сырки творожные сладкие, глазированные сырки, коктейли молочные и напитки кисломолочные, йогурты и биойогурты, масло, сыры, сухое обезжиренное молоко,сухую сыворотку и заменитель цельного молока.
В структуре переработки предприятия преобладают твердые сыры (16 наименований) - 45% общего объема. Более половины всей продукции экспортируется в Россию, Казахстан, Азербайджан, Туркменистан, Украину и Польшу. В 2014 г. ОАО «Здравушка-милк» выполнило оптовые поставки за рубеж 40 видов молочной продукции почти на 72 млн долл.

На первом месте - качество
«Выпуск высококачественной, конкурентоспособной и экологически безопасной продукции, оправдывающей и даже превосходящей ожидания потребителей, для нас является приоритетом, - отметил генеральный директор ОAО «Здравушка-милк» Владимир ЛАПИЦКИЙ. - Наша целевая аудитория - в основном жители г. Борисова (более 30%), столицы и Минской области (более 35%) со средним уровнем достатка, преимущественно женщины, которые традиционно чаще покупают молочную продукцию для всей семьи».

Сегодня для повышения конкурентоспособности продукции и гибкого реагирования на изменения потребностей рынка в объединении применяются системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001, для усовершенствования системы управления предприятием - система управления качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе анализа рисков и критических контрольных точек (НАССР) СТБ 1470-2004, а также система менеджмента безопасности пищевых продуктов ISO 22000:2005. Недавно ОAО «Здравушка-милк» одним из первых предприятий по производству молочных продуктов в Беларуси было удостоено сертификата соответствия международным стандартам безопасности пищевых продуктов FSSC 22000.

«Главная цель внедрения новой системы - безопасность нашей продукции, которая служит гарантией доверия потребителей. Мы строго выполняем все требования и стандарты: по сырью, рецептуре, технологиям, условиям производства, и в итоге - по всему циклу. Благодаря внедрению эффективной программы отслеживания и идентификации продукции можно оперативно проверить всю цепочку - от предприятия до магазина. Чтобы внедрить систему FSSC, нашему коллективу пришлось приложить немало усилий. В результате поменялась не только система менеджмента - изменилось отношение специалистов к работе: сегодня они по-новому воспринимают свои задачи и ответственность на всех этапах производства», - прокомментировал В.Лапицкий.

Внедрение стандарта FSSC на производстве гарантирует высокий уровень безопасности и качества продукции на протяжении всего технологического цикла: от поступления сырья до отправки продукции потребителю. В настоящее время эти стандарты используются более чем в 140 странах мира и включают единые жесткие требования к организации производства, соблюдению санитарных норм, схеме технологического процесса, квалификации персонала и т.д.

По мнению руководителя ОAО «Здравушка-милк», сертификация по стандарту FSSC 22000 избавит предприятие от многочисленных проверок представителей торговли и клиентов, что в свою очередь позволит снизить затраты на производство и, естественно, обеспечит прямой выход на международный молочный рынок.

О высоком качестве продукции «Здравушки» свидетельствуют как постоянно расширяющаяся география продаж на внутреннем рынке, так и растущие объемы экспорта в Россию (95%). Особым знаком признания для предприятия являются многочисленные дипломы, медали и награды за участие в престижных выставках и конкурсах - Гран-при народного конкурса дегустации «Чемпион вкуса», «Бренд года», «Лучшая продукция года» и «Народная марка».

В 2012 г. ОAО «Здравушка-милк» была присуждена премия правительства Беларуси за внедрение высокоэффективных методов управления качеством и выпуск конкурентоспособной продукции.

В 2014 г. предприятие завоевало престижную премию «Экспортер года». С самой титулованной выставки в Восточной Европе «Продэкспо-2015» (Москва) представители «Здравушки» привезли сразу две высокие награды: «золото» - за лучшую цельномолочную продукцию и «серебро» - за твердые сыры.

А с 3-го сырного фестиваля в Гродно производители вернулись с очередным успехом - 1-го места удостоен сыр «Грювер».

Модернизация плюс оптимизация
ОAО «Здравушка-милк» представляет собой современное производственное предприятие, оснащенное высокотехнологичным оборудованием ведущих фирм Европы, которое соответствует самым строгим стандартам и нормам.

Стабильно высокое качество продукции обеспечивается на основе совершенствования технологических процессов, внедрения новых современных технологий и модернизации оборудования. Так, только за три последних года на модернизацию предприятия потрачено более 10 млн долл. В результате реализации инвестиционных проектов на 80% обновлен технический парк комбината.

На предприятии активно внедряют новые виды упаковки для сыров, творога и сырков, сырковой массы, молока, масла и йогуртов, что позволяет повысить качество, увеличить сроки годностии реализации продукции, причем без применения консервантов. Например, новое оборудование для выдува ПЭТ-бутылки (0,5 и 1 л), установленное для 2 линий розлива молока INDEX-6, позволило самостоятельно производить необходимое количество тары и увеличить объемы производства продукции.

В 2014 г. проведено серьезное техническое перевооружение филиалов ОAО «Здравушка-милк». В Холопеничском филиале введена в эксплуатацию пастеризационно-охладительная установка для переработки молока производительностью 25 т в час, оборудование для формирования, прессования, нарезки и упаковки твердых сычужных сыров. Также налажено производство твердых сыров элитных сортов в латексной упаковке, пользующихся повышенным спросом. Автоматизация и модернизация производственного процесса позволили увеличить объем выпускаемого сыра до 17 т в сутки.

В Березинском филиале в прошлом году установлено новое оборудование для заквасочного отделения и упаковки твердых сыров,автомат для упаковки сливочного масла. В результате производительность выросла до 16 т сыра в сутки. Модернизация распылительно-сушильной установки для производства сухой молочной сыворотки позволила значительно расширить ассортимент выпускаемой продукции, востребованной не только на внутреннем, но и на внешних рынках.

В ОAО «Здравушка-милк» ведется планомерная работа по оптимизации производственных процессов: руководством поставлена задача по ежемесячному снижению не менее чем на 3,5% всех расходов по сравнению с показателями предыдущего месяца. Здесь стремятся рационально использовать сырье, обеспечивая максимальный выход готовой продукции с каждой тонны поставляемого молока и стабильную рентабельность продаж.

По итогам 7 месяцев т.г. прибыль предприятия от реализации составила более 68 млрд руб.,в том числе чистая прибыль -3,9 млрд руб. При этом, отметил В.Лапицкий, эти показатели могли быть выше, если бы не сложная ситуация на валютном рынке и курсовые колебания российского рубля в 2014-2015 гг.

Ставка - на новинки
«Качество - неотъемлемое условие успеха, достигаемого не только в рамках производственного цикла, но и в процессе новых разработок и маркетинга», - отметил руководитель ОAО «Здравушка-милк». На комбинате используется только натуральное сырье, позволяющее постоянно повышать качество и расширять ассортимент выпускаемой продукции на зависть конкурентам. Так, недавно начали производить йогурт «Греческий» (9%, 150 г стакан), глазированные сырки в новом формате «творобушки» в полипропиленовой упаковке (25 г, 26% жирности) и биойогурт с шоколадными звездочками с крышкой-топпер (1,5%, 140 г), которые особо понравились детям  

В последнее время все более актуальной для потребителей и производителей становится тема здорового питания. В частности, отмечается тенденция увеличения потребления молочных продуктов, обогащенных лактобактериями, пробиотиками, кальцием и фруктозой, которые не содержат сахара, красителей и консервантов. Идя в ногу со временем, в «ОAО «Здравушка-милк» создали линейку биойогуртов «Био Трио» с низким содержанием жира (1,0-1,5%), обогащенных различными пищевыми добавками, а также биойогурт, обогащенный комплексом пребиотиков «Иммулин». Покупателям сегодня предлагается широкий ассортимент кисломолочных напитков: питьевой «живой» йогурт и кисломолочный напиток «Емми» (0,5%) с различными фруктами в удобной ПЭТ-бутылке с ярким, красочным дизайном. В продолжение линии продуктов для здорового (и вкусного) питания выпускаются натуральные соки марки «Салют Фреш».

Как считает генеральный директор ОАО «Здравушка-милк», нельзя довольствоваться сегодняшним багажом, надо постоянно чем-то удивлять потребителей и конкурентов. Так, в ближайших планах предприятия - выпуск сметаны (42% жирности), шоколадного масла в пачках (180 и 200 г), сливок (22- и 33% жирности) и взбитых сливок, новых твердых сортов сыра повышенной жирности и с различными наполнителями, остро востребованных сегодня российскими заказчиками из-за экономических санкций Запада. В ближайшее время планируют начать выпуск ультрапастеризованного молока, возобновить производство ряженки и топленого молока в ПЭТ-бутылках.

Молочники из «Здравушки» внимательно следят за коллегами по цеху: устраивают закрытые дегустации, где профессионально оценивают их новую продукцию. Регулярно проводят маркетинговые исследования и различные акции, позволяющие жителям региона первыми продегустировать новинки. Например, для привлечения дополнительной целевой аудитории к биойогуртам «БиоТрио» совместно с ФК «БАТЭ» решили использовать логотип клуба для популяризации здорового питания среди любителей футбола.

И все это - в интересах многочисленных клиентов в Беларуси и других странах, которые давно отдают предпочтение вкусной и полезной молочной продукции торговой марки «Здравушка», выбирая именно ее на полках магазинов. Недаром девиз предприятия - «Ощути вкус полезного!»

ОAО «Здравушка-милк»
222120, Минская обл., г. Борисов,
ул. Ковалевского, 2а
Тел. +375 (177) 79-29-43, факс: +375 (177) 79-19-90
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.zdravushka.by

{jcomments on} 

Сергей ГРИЦУК
финансовый аналитик ЗАО «Внешпромагроинвест»,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Экономический и социальный дрейф, в котором страна пребывает с начала 2015 г., можно охарактеризовать как нащупывание пути «Как жить дальше?»

Неестественное увеличение чистого экспорта, сокращение внутреннего спроса и падение ВВП, усиление административного контроля и налоговая «зачистка», фактический рост безработицы и количества малоимущих вкупе с беспокойством от того, что происходит с курсом рубля на валютной бирже, нет-нет да и наводят на мысли о предстоящих «тощих» годах. Потому-то сегодня столь актуальны вопросы: что происходит и как долго продолжится, на что повлияет и что делать?...продолжение читайте в печатной версии журнала

{jcomments on} 

Евгений РОМАНЕНКО,
эксперт по продажам, TetraSales.ru

В статье «Ваш бизнес - это не производство. Это продажи!» (журнал «Директор» №8 за 2015 г.) мы подвергли жесткой критике производственную ментальность в XXI в. И вывели новый постулат: «Продажи - единственное, что приносит в бизнес деньги. Все остальное их расходует». Теперь разберемся, что нужно сделать, чтобы отдел продаж приносил не головную боль, а обеспечивал растущую выручку. Анализ практики работы различных компаний позволяет выделить 5 типичных ошибок, которые руководители допускают в системах продаж.

5 типичных ошибок в организации отдела продаж
Ошибка №1. Игнорирование «воронки продаж». В уже упомянутой статье мы говорили об одном из важных принципов: в любых продажах - и огурцов на рынке, и АЭС - можно выделить три базовых этапа: привлечение потенциального клиента, продажа и удержание... продолжение читайте в печатной версии журнала

{jcomments on} 

Надежда Ковш

У Беларуси с Польшей не только общие границы, но и давние добрососедские отношения. О сегодняшнем уровне и дальнейших перспективах двустороннего торгово-экономического сотрудничества по просьбе редакции рассказал руководитель отдела содействия торговле и инвестициям Посольства Республики Польша в Республике Беларусь Збигнев ШМУНЕВСКИ.

- Господин Збигнев, в последние годы польская экономика развивается довольно активно, ваши товары хорошо известны и пользуются спросом за пределами страны. Чем можно объяснить такой успех?

- Действительно, Польша достигла хороших экономических результатов. Десять лет назад, когда она вступила в Европейский союз, объем ВВП на душу населения составлял около 40% среднего показателя по странам Евросоюза. Сегодня эта цифра превышает 70%. Наши белорусские друзья, приезжая в Польшу (а их приезжает много), всегда отмечают происшедшие изменения в лучшую сторону.

Важным фактором успешного экономического развития Польши является рост экспорта, который объясняется высоким качеством товаров и их конкурентоспособной ценой. За последнее десятилетие их экспорт вырос почти в 3 раза. Только в т.г. стоимость товаров, вывозимых за границу, достигла почти 220 млрд долл., экспорт услуг составил 50 млрд евро. Доля экспорта в формировании ВВП Польши достигает 47%.

Наиболее важными экспортными позициями являются машины и оборудование, транспортные средства и электротехнические товары. За рубежом хорошо известны польская мебель, бытовая химия, косметика и одежда, а также вкусные и качественные продовольственные товары.

Главным рынком сбыта для Польши являются страны Европейского союза, где реализуются примерно 75% товаров. Основной торговый партнер - Германия, куда направляются почти 30% экспортных потоков.

- Польша очень привлекательна для иностранных инвесторов. В чем секрет? Из каких стран чаще поступают инвестиции?

- Иностранные инвестиции играют значительную роль в развитии польской экономики. За период с 1992 по 2015 г. их совокупный объем превысил 250 млрд долл. Надо отметить, что иностранные инвестиции - это не только новые технологии изготовления товаров. В первую очередь, это новые методы управления и руководства процессами производства, торговли и экономикой в целом. Технологический и организационный прогресс позволил достичь 7-кратного роста производительности труда в польской экономике! Высокая производительность труда - источник экспортной силы, так как этот фактор влияет на цену и качество товаров и услуг.

Интерес иностранных инвесторов к нашей стране объясняется в первую очередь тем, что Польша занимает центральное положение в Европе, имеет емкий внутренний рынок и развитые транспортные коммуникации. Также зарубежные инвесторы смогли задействовать хорошо подготовленные и относительно недорогие местные инженерно-технические, управленческие и исполнительные кадры. Но самым главным фактором стала открытость нашей экономики, участие в глобализационных процессах и международном разделении труда. Мы были готовы к изменениям, к работе в условиях свободного рынка и неограниченной конкуренции.

- Как сегодня развивается товарооборот между Беларусью и Польшей? В чем причины снижения объемов взаимной торговли в последнее время?

- Двусторонние экономические отношения развиваются на принципах партнерства и добрососедства. За последние 6 лет достигнут почти 2-кратный рост взаимного товарооборота - с 1,6 до 2,4 млрд долл. Среди поставляемой в Беларусь польской продукции доминируют транспортные средства, электротехнические товары, бытовая техника и т.д. Ваша страна экспортирует в Польшу минеральные удобрения, полуфабрикаты для дальнейшей переработки, а также тракторы и грузовики.

В последнее время наблюдается сокращение объемов взаимной торговли: с 1 января по 30 июня т.г. товарооборот между нашими странами снизился примерно на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это в одинаковой мере касается взаимных поставок товаров из Беларуси и Польши. Спад фиксируется на фоне общего сокращения внешнего товарооборота вашей страны.

На наш взгляд, главным фактором, тормозящим рост поставок польских товаров, является защита внутреннего рынка, которую разными методами осуществляют государственные органы Республики Беларусь, в том числе ограничения на покупку валюты.

- Насколько активно польские компании инвестируют средства за рубеж? В частности, каковы объемы и динамика ваших инвестиционных потоков в Беларусь? Назовите, пожалуйста, примеры удачных инвестиционных проектов.

- Динамичное развитие польской экономики в последние годы позволило многим компаниям аккумулировать достаточный капитал, который сегодня они готовы инвестировать в различные проекты в других странах. Например, горно-металлургический медный комбинат из Легницы приобрел шахту в Чили, НПЗ Orlen - завод в Чехии. Производитель горного оборудования FASING имеет заводы в Германии, США, Китае, Индии и Украине, рассматривается также возможность строительства подобного предприятия в Беларуси. И, полагаю, с каждым годом примеров успешных польских инвестиций в другие страны будет все больше.

Что касается Беларуси, то, к сожалению, не могу назвать значительным поток польских инвестиций в вашу страну. На 30 июня общий объем инвестиций составил 144 млн долл. Это небольшая сумма, но условия и климат для иностранных инвесторов у вас немного отличаются от общепринятых норм и требований инвесторов.

К наиболее удачным примерам польских инвестиций в Беларуси можно отнести предприятие «Тайфун» по производству сухих строительных смесей в Гродно, завод по производству упаковки в Лиде, мебельную фабрику и мясоперерабатывающий завод в Бресте. Разрабатываются также проекты в деревообрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве и переработке, а также в транспортной сфере. Примером удачных польских инвестиций является отель VICTORIA II в Минске.
Мы также приветствуем белорусских инвесторов в Польше и готовы оказывать им всяческое содействие. Так, объем предоставленных Банком народного хозяйства Республики Польша вашим инвесторам кредитов сегодня составляет более 155 млн евро.

{jcomments on} 

Марина АЛЕКСАНДРОВА

В Беларуси цены на топливо регулируются не рынком, а концерном «Белнефтехим». Ранее их корректировали довольно часто, но незначительно - на 3 - 5%. Потом было принято решение привязать цену к доллару. Курс «американца» с начала т.г. значительно вырос, а цены с января стоят на месте.

«Сегодня при формировании цены на топливо учитываются и экономические, и валютные факторы, а также уровень цен в сопредельных странах», - заявил на пресс-конференции в Минске заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Виталий ПАВЛОВ. «Мы видим, что цены на нефтепродукты у нас выше, чем в России, но существенно ниже, чем в странах Балтии, Польше и Украине», - отметил он. Также влияет цена на сырье - на нефть с учетом «налогового маневра», применяемого Россией. Его суть заключается в резком снижении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты при одновременном повышении налога на добычу полезных ископаемых...продолжение читайте в печатной версии журнала

{jcomments on}