fbpx
×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID 651.

Иван ЗАИМКА

В Минске объявлены победители 12-го Республиканского конкурса «Лучший строительный продукт года-2015». Элитарная атмосфера мероприятия, прошедшего в концертном зале «Верхний город» под звуки старинной музыки ансамбля «Кантабиле», не оставляла места для мыслей о тревожных трендах в развитии отрасли, падении платежеспособного спроса и других неприятных вещах. Лидеры строительного бизнеса заслужили право на праздник, пусть и всего на два церемониальных часа.

Чтобы быстрее высушить ложку дегтя, которую критики в очередной раз приготовили организаторам «Лучшего продукта», честно отметим, что в последнее десятилетие обильная раздача лауреатских званий ведомственными, общественными и коммерческими организациями, а вкупе с ними и выставочными компаниями совершенно нивелировала престиж профессиональных наград. К слову, павильоны некогда крупнейшей международной выставки страны «БУДПРАГРЭС-2015», которая открылась накануне церемонии в «Верхнем городе», поразили пугающей пустотой - стенды активных игроков рынка не смогли занять даже половины поля Футбольного манежа на проспекте Победителей…

Несомненным преимуществом конкурса «Лучший строительный продукт года-2015» и главным секретом его долголетия является подчеркнуто профессиональный характер и состав экспертного совета, который при поддержке Минстройархитектуры был сформирован из ведущих специалистов Госстандарта, БНТУ, РУП «Стройтехнорм», РУП «Белстройцентр», института БелНИИС, Белорусского института строительного проектирования, Командно-инженерного института МЧС, других учреждений и организаций.

Но и при столь авторитетном составе жюри все же остается зерно сомнения: как в число номинантов попадают предприятия-монополисты, практически не испытывающие конкурентного давления со стороны как белорусских, так и зарубежных компаний. В их числе РУП «Гранит» - единственный национальный производитель строительного щебня с богатой коллекцией дипломов.

Впрочем, на этот раз предприятие отказалось от участия в каких-либо номинациях и выступало в почетном статусе генерального партнера конкурса: «В минувшем году жюри отметило специальным призом заполнитель для бетона фракции 16/22 мм, - комментируют специалисты «Гранита». - Продукт стал своего рода технологическим компромиссом между потребностями широкого круга заказчиков и производственной спецификой нашего предприятия.

В идеале мы должны выпускать товарные партии крупных и мелких фракций в соотношении 50х50. Чем мельче щебень, тем больше образуется отсева. С одной стороны, отпускная цена мелких фракций существенно выше, но с другой, как говорится, потомки нас не простят за бездумный перевод ценного горного сырья в отсев. Благо зачастую создание железобетонных изделий и конструкций допускает и требует использования именно крупных фракций».

Сбережение природной ренты от использования геологических богатств республики для потомков в ущерб сиюминутной выгоде - такова логика естественной монополии «Гранита».

Кстати, на этом фоне более рельефно проявляются плоды деятельности компаний, которые в ходе приватизации начали эксплуатацию отечественных предприятий стройндустрии рангом пониже. Так, после многолетнего противостояния с международной группой «КНАУФ» российская «Волма» установила контроль над госпакетом акций «Белгипса».

Тем не менее оба непримиримых конкурента оказались в премиальном списке конкурса: ИООО «Кнауф Маркетинг» с цементной плитой АКВАПАНЕЛЬ, а «Белгипс» уже под белорусско-российскими флагами - с пазогребневыми плитами для перегородок. Велик соблазн произвести сравнительный анализ продуктов, но они из разных функциональных, сбытовых и ценовых ниш, не имеют общих корней по стране происхождения и технологической природе.

На конкурсе крайне редко соревнуются между собой прямые аналоги. Гораздо большее практическое значение имеет закадровая информация о скором начале строительства нового завода «Белгипса» по выпуску гипсокартона в пос. Гатово под Минском, двухмесячной приостановке производства на основных площадях для завершения оперативной модернизации технологических линий.

Результатом станет преобладающие (более 50-60%) позиции головной российской компании с офисом в Волгограде на местном рынке. Кстати, «Волма» в качестве бренда (это - приток Свислочи) совсем не режет белорусское ухо, но российские инвесторы решили не менять название ОАО «Белгипс».

Продолжим премиальную цепочку дальше: представители ОАО «Стеклозавод «Неман» уехали в родную Березовку в Лидском районе с дипломом за маты теплоизоляционные из стекловаты М-11. Прямо скажем, это заслуженная награда участникам многострадального инвестиционного проекта, сроки реализации которого откладывались зачастую по чисто субъективным причинам. К счастью, эта история уже в прошлом.

А сегодня стеклозавод заключил стратегическое соглашение с ОАО «Белгипс» и компанией «ВОЛМА» о программе разработки и проведении экспертизы серии узлов «Система утепления «БЕЛГИПС-НЕМАН». Стены, кровля, перегородки и полы с тепло- и звукоизоляцией «НЕМАН+». А это значит, что в скором времени на белорусском рынке появится уникальный отечественный аналог действующих российских комплектных систем, позволяющий проектным организациям использовать ряд оригинальных технологических решений. Явный претендент на диплом на конкурсе «Лучший продукт-2016».

Идем по списку победителей дальше. Если бы организаторы конкурса ввели призовую категорию «Симпатии прессы», то мы, безусловно, отдали бы свой голос ООО «Завод отопительного оборудования «Виктори» - за газовый котел мод. АОГВ24Т, который позиционируется как элемент системы «Умный дом» - может управляться и регулироваться с мобильного телефона. К реальному введению подобных опций пока и близко не приблизились зарубежные конкуренты в данной ценовой нише.

Всего в результате тщательного многоуровневого отбора экспертный совет присудил награды более 70 предприятиям строительной отрасли, 96 наименований продукции и услуг были отмечены как лучшие в своей категории.

В числе победителей как крупнейшие производители строительных материалов республики, так и молодые компании: ОАО «Белорусский металлургический завод - управляющая компания холдинга «БМК», ОАО «Белорусский цементный завод», ОАО «Кричевцементношифер», ОАО «Красносельскстройматериалы», ООО «ТехноНИКОЛЬ-Строительные системы», ОАО «БАТЭ» управляющая компания холдинга «Автокомпоненты», ОАО «Кобринская прядильно-ткацкая фабрика «Ручайка», ОАО «Керамин», ОАО «Березастройматериалы», ООО «МеталлПрофиль», ОАО «Домановский производственно-торговый комбинат», ЗАО «Завод полимерных труб», ОАО «Минский комбинат силикатных изделий» и другие предприятия.

Очередной соревновательный сезон впервые ознаменовался присуждением Гран-при конкурса, которого удостоилось Могилевское ЗАО «Завод полимерных труб» - крупнейший производитель трубопроводных систем в стране. Жюри впечатлил инновационный характер продукции - они снабжены системой контроля, которая извещает о нарушении изоляции в период эксплуатации и позволяет точно определить место повреждения.

Импортозамещающие изделия пользуются высоким спросом при строительстве и реконструкции теплотрасс. Отечественные потребители уже закупили около 100 км таких труб, что позволило ЗАО в первом полугодии увеличить объем продаж по сравнению с аналогичным периодом минувшего года. Но сохранится ли эта тенденция в будущем, могилевчане пока не загадывают.

{jcomments on}