fbpx

Оксана МАТУСЕВИЧ

При реорганизации предприятия необходим комплексный анализ планируемых изменений, чтобы предусмотреть все возможные нюансы.

Вы решили разделить предприятие. Причины такого решения могут быть разными, например:
- одно из направлений деятельности выросло до серьезных масштабов, имеет свои площади и оборудование, само обеспечивает себя и хочет стать самостоятельным;
- предприятие приобрело в собственность производственные площади вне места расположения головного офиса, поэтому придется создавать либо филиал, либо новое юридическое лицо;
- предприятие построило, приобрело в собственность или арендовало площади за пределами города (в сельской местности) для переноса собственного производства и имеет возможность использовать льготу по налогам на недвижимость и прибыль по реализации продукции и услуг собственного производства;
- собственники решили продать часть бизнеса либо разделить его направления между собой и т.д.

Один из возможных вариантов - реорганизация предприятия путем выделения из него нового юридического лица.
Выделением признается создание нового юридического лица с передачей ему части прав и обязанностей реорганизованного юридического лица без прекращения деятельности реорганизованного юридического лица.

Таким образом, вместо одного предприятия в результате реорганизации появляются два (выделенное предприятие считается вновь созданным, реорганизованное - продолжающим свою деятельность).

При этом на вновь созданное предприятие «перемещается» часть активов реорганизуемого предприятия, а также:
- часть обязательств;
- или часть собственного капитала;
- или часть обязательств и часть собственного капитала на общую сумму, равную стоимости перемещаемых активов.

Существует подробный пошаговый алгоритм юридических действий, которые необходимо провести для реорганизации:
- оформить протоколы участников общества с соответствующими решениями;
- уведомить кредиторов о предстоящей реорганизации;
- согласовать наименование вновь создаваемого юридического лица;
- провести инвентаризацию активов и обязательств;
- составить разделительный баланс и передаточный акт;
- зарегистрировать новое предприятие;
- назначить директора и главного бухгалтера;
- перевести часть персонала;
- перезаключить соответствующие договоры с контрагентами.

Вместе с тем существует множество важных нюансов, которые следует учитывать при реорганизации.
Самый простой способ рассмотреть процесс в деталях - составить черновой разделительный баланс и передаточный акт. И таким образом определить, какие именно активы и пассивы при проведении реорганизации мы хотим переместить на новое предприятие, а какие оставить на старом.

При этом надо помнить, что стоимость перемещаемых активов должна быть уравновешена суммой перемещаемых пассивов. Затем надо подробно проанализировать каждую статью.
Рассмотрим некоторые разделы и статьи баланса, а также ситуации, которые могут возникнуть на предприятии при реорганизации.

1. Имущество
Следует составить перечень имущества, которое необходимо переместить на новое предприятие.
Если в перечне есть недвижимость, то надо проанализировать документы, оформленные при ее приобретении. В них не должно быть факторов, ограничивающих отчуждение или целевое использование имущества. Например, объект недвижимости был давно приобретен у государственного предприятия на аукционе и в договор купли-продажи включено условие: «покупатель обязуется использовать площади для производства экспортно-ориентированной продукции».

Возможно, что предприятие, на котором остается (либо на которое будет перемещена) недвижимость, уже не станет выпускать продукцию, а будет сдавать площади в аренду. И тогда возникает неоднозначная ситуация, при которой здание находится в собственности предприятия, расчет произведен, а распоряжаться в полной мере своим имуществом предприятие не может. В таком случае имеет смысл привести в порядок документы и подписать дополнительное соглашение с продавцом недвижимости, в котором будет сказано, что данный пункт договора утратил силу. Может сложиться так, что продавец недвижимости уже прекратил свое существование. Тогда проблему придется решать с Минпромом.

Следует уточнить, применялись ли льготы при приобретении имущества, которое мы хотим переместить. Если использовались (например, льготы по декретам №10 и №6), то надо внимательно проанализировать последствия подобного шага, так как можно без злого умысла нарушить ограничения, которые обычно установлены в виде запрета на отчуждение имущества, приобретенного с использованием льгот, в течение определенного срока.

2. Обязательства
При реорганизации в форме выделения параллельно с активами, возможно, придется перемещать и обязательства. Поэтому необходимо проработать налоговые последствия, которые могут возникнуть в связи с этим. Рассмотрим примеры.

Одним из учредителей реорганизуемого предприятия является нерезидент с долей владения более 20%, который также выступает для него займодавцем. В этом случае задолженность предприятия по договору займа перед своим учредителем-нерезидентом считается контролируемой. И если соотношение контролируемой задолженности и собственного капитала более 3:1, то действует правило недостаточной капитализации, при котором проценты по долговым обязательствам будут учитываться при исчислении налога на прибыль в ограниченном объеме.

И если при реорганизации в выделенном предприятии уставный фонд будет сформирован в небольшом объеме, а кредиторская задолженность по займу будет перемещена, то предприятие не сможет учесть проценты по займу в полном объеме в составе затрат, учитываемых при налогообложении.

До проведения реорганизации предприятие взяло кредит на приобретение основного средства. Согласно законодательству проценты по кредиту, взятому на приобретение основного средства, введенного в эксплуатацию, относятся на расходы, учитываемые при налогообложении.

Если же обязательства по уплате основного долга и процентов переместить на выделенное предприятие, а объект оставить на реорганизованном, то проценты по кредиту в новом предприятии уже нельзя будет отнести на расходы, учитываемые при налогообложении, так как объект не находится на балансе предприятия и не используется им в предпринимательской деятельности.

Следовательно, если стоит задача переместить часть задолженности по кредитам, то имеет смысл составить перечень кредитных договоров, указать целевое назначение каждого кредита и постараться выбрать для перемещения на новое предприятие задолженности по тем договорам, которые связаны с перемещаемыми активами.

3. Уставный фонд
Можно использовать один из двух способов формирования уставного фонда во вновь созданном предприятии:
- сформировать его заново при регистрации выделенного предприятия;
- перенести его частично из реорганизуемого предприятия. При выборе данного варианта необходимо помнить, что снижение размеров уставного фонда общества (а у реорганизуемого предприятия он будет уменьшаться) допускается только после уведомления всех его кредиторов. Последние в этом случае вправе потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

4. Налоги по приобретенным активам
В качестве передаваемых активов может выступать и входной НДС. Если на балансе реорганизуемого предприятия числится значительная сумма входного НДС, то имеет смысл смоделировать работу обоих предприятий после реорганизации и рассчитать суммы НДС, которые каждое из них, например, уплатило бы за год, если бы не было запаса входного НДС.

После этого надо распределить входной НДС между предприятиями, чтобы не сложилась ситуация, при которой одно предприятие начнет уплачивать НДС сразу после реорганизации, а второе не будет его платить в течение нескольких лет.
При этом сумма перемещаемого входного НДС должна быть не более суммы, определенной как стоимость перемещаемых материальных ценностей, умноженная на ставку НДС.

Таким образом, перед тем как начинать проект по реорганизации предприятия методом выделения, необходимо:
- проработать в деталях каждую предполагаемую к перемещению статью баланса;
- предварительно получить официальные разъяснения ИМНС по ситуациям, имеющим неоднозначное трактование;
- обеспечить коллективную работу юриста и главного бухгалтера над этим проектом.

{jcomments on}