Галина ОЛЕХНОВИЧ,
профессор кафедры международного бизнеса БГЭУ
В современном глобальном мире у крупных, диверсифицированных компаний немного шансов удержать лидирующие позиции на рынке. Это убедительно подтверждают так называемые фанк-корпорации, возникающие в развитых странах мира как антипод корпорациям в их традиционном виде.
Будущее за фанк-корпорациями?
Перефразируя пьесу Бернарда Шоу «Человек и Сверхчеловек», можно сказать: разумная организация адаптируется к окружающему миру, неразумная - пытается адаптировать весь мир под себя. Глобализация уже перевернула многие наши представления. В смысле географии такие понятия, как «пространство», «расстояние», «удаленность» вообще исчезли из нашего обихода.
Интернет в секунды связывает партнеров, находящихся за десятки тысяч километров друг от друга. У каждого производителя с одной стороны практически появилась возможность доступа к рынку любой страны, но с другой - глобализация привела к тому, что требовательность покупателей на этих рынках растет в геометрической пропорции, что ставит перед производителем немало трудных проблем. Требовательному клиенту нужно только самое лучшее. Но быть лучшим абсолютно во всем, что производится, нельзя. Нужны приоритеты.
Это с одной стороны. С другой - рыночные ниши в современном, активно фрагментирующемся мире становятся все меньше. Вспомним, еще в 1776 г. основоположник экономической науки Адам Смит считал, что с ростом рынка должна расти и степень его специализации. Прошло 200 лет и его пророчество сбывается. Рост количества индивидуальных заказов как результат глобализации научно-технологического прогресса с его радикальными изменениями покупательских предпочтений (ценностей) уже привел к тому, что микрорынки начинают преобладать над массовыми рынками.
И этот процесс также набирает силу. Скорее всего, мы стоим на пороге нового общества, где будет править система отношений «один на один». При этом надо помнить, что логика требовательного покупателя проста: «это ваши проблемы, как мне услужить, - говорит он, - но имейте в виду, что я не такой, как все другие».
Исходя из этой логики, возникающие в западном мире фанк-корпорации надо воспринимать как прообраз будущего производства. Они максимально кастомизированы, т.е. предлагают продукцию с учетом требований не группы клиентов, а каждого из них. Практика показывает, что конкуренция на глобальных рынках сегодня настолько жесткая, что «убивает» даже товары среднего качества (а следовательно, и производителей средней руки). Поэтому на них преобладают лидеры мирового производства, предлагающие товары наивысшего качества
Конечно, при кастомизации производства возрастает проблема риска. Но в нынешних условиях экономики изобилия нужно, скорее, приветствовать риск, чем бояться его. Размышляя о том, что мировой лидер по производству упаковочных материалов - компания Tetra Pak сделала ставку на развитие за счет единственного продукта, ее президент Ханс Раузинг заметил: «Мы минимизируем риск, максимизировав его».
Концентрация на главном
Фанк-корпорации не похожи ни на что - это не традиционный скучный конгломерат, но и не махровое линейно-функциональное (бюрократическое) производство. Основной принцип ее деятельности предельно ясен - быть категорически конкретным, сфокусированным на каждого клиента и таким образом добиваться самых высоких результатов - по качеству, дизайну, свойствам, цене и прочим характеристикам выпускаемой продукции.
Мировая практика показывает, что фокусировать свое внимание надо на том, в чем вы близки к совершенству, т.е. умеете отлично делать. Выбрав для себя тот или иной вид продукции (деятельности) и сфокусировав на нем внимание и профессиональные умения, активно приглашайте к производству остальных технологических операций малый и средний бизнес, заключая с ними партнерские соглашения и одновременно выходя с соответствующими предложениями по формированию законодательной базы. Это и есть истинный смысл фанк-корпорации.
Так, компания Аmerican Airlines выяснила, что ее основной успех связан не с эксплуатацией самолетов, а с компьютерной системой бронирования билетов Sabre, которая приносила ей 44% прибыли - и вопрос был решен. Американская компания Sears поняла, что ее истинная сила - в логистике и создании торговых марок, а не в управлении магазинами, как было раньше. Компании Erisson и Xerox практически также переключились на консалтинг, а производимая ими ранее продукция выпускается под их жесточайшим контролем на основе заключаемых контрактов с франчайзинговыми, аутсорсинговыми и прочими фирмами. Знаменитая IBM, проанализировав свои доходы от компьютерных услуг (более 50%), еще в 2004 г. продала свой бизнес по производству компьютеров китайской компании Lenovo, сосредоточив основное внимание только на их оказании, и т.д.
Учиться на чужих ошибках
Среди белорусских производителей появились компании, активно продвигающие свои бренды на мировом рынке: «Савушкин» и «Бабушкина крынка» (почти 1/3 мирового рынка молочных продуктов), «Дарида», «Кристалл», трактор «Беларус» (реализуется в 162 странах), БелАЗ (30% мирового рынка большегрузных самосвалов) и др. Вскоре могут появиться белорусские бренды в IT-секторе, большие перспективы и у отечественного льна.
Очевидно, возникает основа для формирования фанк-процессов и в белорусской экономике, поскольку бренд - это уже раскрученное имя, часть национального имиджа, который формирует восприятие страны у зарубежной общественности. Но бренд еще не гарантия того, что занимаемые сегодня данным производителем позиции на мировом рынке и завтра останутся незыблемыми. Как было сказано выше, в условиях ужесточенной конкуренции и наступления эпохи микрорынков такую позицию надо постоянно укреплять, поднимая планку своей конкурентной способности все выше.
К сожалению, белорусские производители пока не укрепляют, а теряют (и достаточно активно!) свои рынки. С повышением благосостояния покупатели становятся более требовательными, предпочитая (невзирая на цены) импортные товары отечественным по качеству, дизайну и т.д. Если взять данные по отдельным видам товарной продукции, то картина складывается отнюдь не радужная.
Так, согласно статистике, доля иностранных компаний на белорусском рынке обуви к началу 2015 г. составила более 74%, на рынке мыла -72,6, велосипедов - 73,2, телевизоров - 87, косметики - 92, радиоприемников - 99% и т.д. Смещение продаж в сторону импорта сегодня настолько заметно, что отечественному производителю скоро придется решать более сложные проблемы, чем разгрузка полных складов готовой продукции, не имеющей спроса.
Самые большие потери рынка у отрасли, выпускающей телевизоры, - ее доля упала с 44% (2012 г.) до 13% (2015 г.), 2-е место занимают стиральные машины - с 65% (2012 г.) до 44 (2015 г.), 3-е место - синтетические моющие средства - их доля на рынке снизилась с 60% (2012 г.) до 42% (2015 г.).
Как видим, конкуренция уже неотвратимо наступает на пятки и безжалостно отсекает производителей, которые предпочитают работать по старинке. Один из реальных выходов - это переход на адаптивные методы управления производством, глубокое фокусирование всей производственной деятельности на маленьких рыночных нишах с продукцией наивысшего качества и одновременным развитием разных форм сотрудничества с малым и средним бизнесом путем аутсорсинга, производственной кооперации и т.д.
Слов нет, переход на такие принципы работы на рынках для нас задача сложная, но решаемая, если помнить библейскую истину - «дорогу осилит идущий».
{jcomments on}