fbpx

Глеб ПОКРОВСКИЙ

Сельскохозяйственный и промышленный потенциалы юго-восточных районов Гомельщины, территорий наиболее пострадавших от аварии на ЧАЭС, постепенно восстанавливаются. Однако даже по самым оптимистичным расчетам они не достигнут дочернобыльского уровня при жизни нынешнего поколения белорусов. В то же время, по словам руководителя республиканского специализированного унитарного предприятия «Полесье» Евгения БЕЛАША, работы по дезактивации, сбору и захоронению радиоактивных отходов будут завершены уже в обозримом будущем.

Евгений БЕЛАШ,
директор РСУП «Полесье»

РСУП «Полесье»- Существует принципиальная разница в подходах к решению этой проблемы у нас и, к примеру, в соседних областях Украины и России - Черниговской и Брянской, где реабилитация загрязненных участков отдана на откуп структурам самой разнообразной ведомственной подчиненности. Специализированные предприятия, подобные «Полесью», а также системы их бюджетного финансирования там не были созданы.

В результате, как и любое дитя у 7 нянек, территории приходят в упадок, здания и сооружения разрушаются под воздействием атмосферной и почвенной эрозии, покрываются дикой растительностью. Они стали идеальными декорациями натурного полигона для поклонников компьютерной игры «Сталкер», приема групп экстремальных туристов.

К сожалению, доходы от такого бизнеса, мягко говоря, совсем «не греют» жителей пострадавших регионов. Почему мы продолжаем вкладывать деньги в проблемные зоны? Возможно, все дело в том, что белорусы просто не располагают лишней землей для продолжения радиационных экспериментов.

- Можно ли предположить, что после реализации Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС из названия вашего предприятия исчезнет определение «специализированное»?

- Пока об этом рано говорить, но экономический прогноз никогда не бывает лишним. Работа в зонах радиоактивного загрязнения из массового производственного процесса давно превратилась в сложнейший конгломерат точечных действий, подчиненных десяткам нормативных актов, лицензий, согласований между местными и областными органами власти. Сегодня нельзя бросить силы в один населенный пункт, чтобы спустя некоторое время отрапортовать: работы выполнены.

Все чаще приходится иметь дело с частными подворьями, иногда формально покинутыми, но не бесхозными. Их снос законодательно обусловлен выплатой компенсации владельцам. Напомню, по линии МАГАТЭ «Полесье» получило оборудование для смыва и дезактивации крыш, небольшие фронтальные погрузчики для сбора загрязненного и завоза чистого грунта на небольших приусадебных территориях.

Так что наша специализация пока не уходит с повестки дня, ведь определение уровня загрязнения крыш и стен объекта, подготовку проектно-сметной документации и т.д. по законодательству нельзя поручить другой структуре. Другое дело, что после разборки строений строительный мусор в обязательном порядке сортируется: то, что превышает допустимый уровень радиационного загрязнения, вывозится в 80 пунктов захоронения отходов дезактивации на территории Гомельской области - это также зона нашей ответственности.

В то же время образуется достаточно серьезный массив вторичного сырья, в перспективе вполне пригодного для последующей утилизации в виде вторичного бетонного щебня. Рециклинг ЖБК сегодня не оправдывает себя с экономической точки зрения, так как плечо доставки к действующим в области дробилкам достигает 130 км (плюс расходы непосредственно на переработку).

Определенные надежды связываем с продолжением финансирования в рамках программ Союзного государства Беларуси и России. Приобретение мобильной установки по утилизации ЖБИ/ЖБК, дополнительного навесного оборудование на имеющийся парк машин (к примеру, гидромолоты) - все это в перспективе может существенно расширить профиль деятельности «Полесья». Но исходя из ресурсов, машинного парка и штата специалистов, в числе наиболее вероятных сфер приложения наших сил пока рассматривается строительная, дорожная, мелиоративная и некоторые другие.

РСУП «Полесье»- Насколько серьезное влияние на производственные планы «Полесья» оказывает поступательное ужесточение экологических норм и правил в рамках ЕАЭС, унификации национального законодательства с требованиями Евросоюза?

- Недостатка в нормативном регулировании своей деятельности мы никогда не испытывали - ни по национальным, ни по международным канонам. И здесь назревает парадокс сколь же любопытный, столь и тревожный. По ряду обновленных и «ужесточенных» показателей экологическое состояние индустриальных территорий в некоторых вполне благополучных городах все более отклоняется от санитарных норм, приближаясь к уровню «чернобыльских рисков».

В свое время мы активно работали на таких объектах как «ЗЛиН» и «Гомсельмаш» - разбирали вентиляционные шахты, каждый элемент отмывался в специальном растворе, тщательно очищался от радиоактивных веществ. Стоки вывозились в комплекс по переработке жидких отходов, где в них по специальной технологии добавляли цементно-песчаную смесь. Бочки с затвердевшими отходами заваривались и помещались в специальные могильники.

К чему столь подробное технологическое описание? В основном, к сведению представителей муниципальных властей, девелоперов, частных застройщиков, которые занимаются освоением бывших промзон под жилищное и коммерческое строительство. Не лишней будет эта информация и для инвесторов, планирующих размещение новых производств в старых цехах. Преодолевая радиационную угрозу, не стоит забывать о рисках токсического, химического и биологического заражения.

Думаю, что использование опыта «Полесья» в данной сфере может быть чрезвычайно полезным и продуктивным. Хотя, вновь подчеркну, пока мы практически полностью сосредоточены на выполнении Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС и Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства.

РСУП «Полесье»
246017, г. Гомель, ул. Карповича, 11
Тел.: (+375 0232) 77-67-51, 77-57-50
Факс: 74-74-86
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

{jcomments on}