№9 (195) - Сентябрь
|
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Александр МАКАРОВ
Геннадий Четвериков - известный каскадер и актер. В его арсенале - съемки более чем в 120 фильмах, многие из которых нам хорошо знакомы еще с детства: «Пираты ХХ века», «Пока бьют часы», «Дмитрий Кантемир», «И на камнях растут деревья», «Новые сказки Шахерезады», «Черный замок Ольшанский», сериал «Супермаркет»…
«Всегда оставаться мужчиной»
На пороге меня встретил крепкий мужчина. Глядя на Геннадия Четверикова, никогда не дал бы ему 80. Не располагали к этому и окружавшие предметы гардероба юбиляра: роскошные ковбойские шляпы, туфли-«казаки»… Перехватив мой взгляд, хозяин отметил: «Мужчина в любом возрасте должен оставаться мужчиной».
…Кто бы мог подумать, что родившийся семимесячным малыш станет человеком, чья прекрасная физическая форма будет привлекать к себе внимание режиссеров, скульпторов и художников. А тогда, опасаясь простуд, родители держали мальчонку на печке в корзине с ватой.
С детства Гена зачитывался сказками о богатырях, нередко и сам представлял себя на их месте, всегда с уважением смотрел на людей в военной форме. После войны, как только представилась возможность, поступил в Уфимское военно-музыкальное училище. Здесь он всерьез увлекся спортом, закаливанием. После окончания училища был призван в армию, в спортивную роту. Уволившись в запас, Г.Четвериков продолжал активно заниматься спортом и даже выходил на арену цирка для участия в профессиональных матчах...продолжение читайте в печатной версии журнала
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Федор ШВЕДОВ
Беларусь полна нераскрытых тайн и загадок, прекрасных природных ландшафтов, увлекательных историй и легенд, а потому, как поется в песне: не нужен нам берег турецкий и Индия нам не нужна. Для любознательных людей хватает малоизвестных страниц и на родной земле: первый пункт нашего маршрута - Ошмяны.
Справка «Директора»
Федор Шведов родился в Светлогорске, в 2-летнем возрасте с родителями переехал в Ошмяны. Получил два высших образования: ГрГУ им. Я.Купалы - физик, БГУ - экономист-юрист. Однако с раннего детства мечтал стать археологом или геологом, в общем, не сидеть на месте. Видимо, его детская мечта реализовалась во взрослых увлечениях - водный туризм, краеведение и археология. Поэтому считает себя и близких друзей «ненормальными» людьми, в любое время готовыми сорваться с места и ехать, плыть, идти за новыми впечатлениями и знаниями.
Женат, воспитывает троих детей, которые с удовольствием разделяют его увлечения. Благодаря жене Ольге, учителю белорусского языка и литературы, Федор увлекся интеллектуальными играми. В 2006 г. она предложила ему сыграть в «Что? Где? Когда?» за школьный коллектив… В итоге в 2013 г. Ф.Шведов возглавил команду знатоков Белорусского телевизионного клуба «Что? Где? Когда?».
Ошмяны расположены на реке Ошмянке, на западной оконечности Ошмянской возвышенности, в 50 км от Вильнюса. Наш город построен на землях балтских племен, о чем свидетельствуют названия многих населенных пунктов в Ошмянском районе - Биютишки, Цуденишки, Рамейкишки, Войшнарышки и др. Происхождение названия города имеет несколько версий. Чаще всего...продолжение читайте в печатной версии журнала
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
СОТРУДНИЧЕСТВО С КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ (КНР). ИНВЕСТИЦИИ. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
Согласно документу целевым направлением сотрудничества с КНР определено совместное развитие в торговой, инвестиционной, финансовой и инновационной сферах, создание и реализацию совместных проектов и предприятий. Совмину вместе с заинтересованными государственными органами, облисполкомами и Минским горисполкомом до 01.01.2016 г. поручено определить персональную ответственность руководителей республиканских и местных органов государственного управления и иных государственных организаций за развитие сотрудничества с КНР.
В инвестиционной сфере до 01.07.2016 г. необходимо сформировать перечень предприятий для привлечения крупных китайских компаний в проекты по развитию кооперации и вхождению в акционерный капитал в сфере сельскохозяйственного и тяжелого машиностроения, станкостроения, производства бытовой техники и электроники, оптико-механической промышленности, производства изделий из полимеров, товаров медицинского назначения и бытовой химии.
Закреплено положение о необходимости внедрения во взаимной торговле электронного сертификата контроля качества и карантина, системы предложения и продвижения белорусских товаров на электронных торговых площадках КНР.
Директива от 31.08.2015 г. №5 «О развитии двусторонних отношений Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой». Вступила в силу с 01.09.2015 г.
БЕЗВОЗМЕЗДНАЯ ПОМОЩЬ. КОНТРОЛЬ ЗА ЦЕЛЕВЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
Определено, что под иностранной безвозмездной помощью понимаются денежные средства, в том числе выделяемые иностранными учредителями для финансирования созданных ими учреждений Республики Беларусь, взносы иностранных учредителей (членов) некоммерческих организаций Республики Беларусь, беспроцентные займы, а также товары (имущество), за исключением недвижимого имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь, и имущественных прав, безвозмездно предоставляемые получателям в пользование, владение и (или) распоряжение отправителями.
В документе перечислены направления использования помощи, а также запреты на ее использование.
Установлено, что не допускается предоставление в качестве помощи:
пищевых продуктов со сроком годности менее 4 месяцев, изделий медицинского назначения с остаточным сроком службы менее 1 года, медицинской техники - менее 5 лет, за исключением их ввоза в экстренных случаях в порядке, предусмотренном Совмином;
запрещенных к ввозу товаров;
ограниченных к ввозу товаров без наличия разрешения на ввоз, выданного в соответствии с законодательством;
транспортных средств, с года выпуска которых прошло более 15 лет.
Декрет от 31.08.2015 №5 «Об иностранной безвозмездной помощи» (вместе с «Положением о порядке получения, учета, регистрации, использования иностранной безвозмездной помощи, контроля за ее получением и целевым использованием, а также регистрации гуманитарных программ»). Вступает в силу (за исключением отдельных положений) с 04.03.2016 г.
ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ. ПЛАТЕЖНЫЕ ТЕРМИНАЛЫ
Уточнено, что согласно абз. 19 п. 2 Инструкции о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками, утвержденной постановлением Правления Нацбанка от 18.01.2013 г. №34, под использованием банковской платежной карточки понимается совершение ее держателем с применением банковской платежной карточки либо ее реквизитов действий, в результате которых осуществляются безналичные расчеты, а также предоставляются информационные и иные услуги в зависимости от технологий, используемых участниками платежной системы.
С учетом вышеизложенного расчеты карточками могут осуществляться как с применением платежных терминалов, так и с использованием реквизитов банковских платежных карточек посредством интернет-эквайринга.
Разъяснение Министерства по налогам и сборам «О платежных терминалах». Применяется с 25.08.2015 г.
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА. ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ
Постановлением Совмина от 06.08.2015 г. №666 «О внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. №156» (далее - постановление №666), пунктами 10.22-1, 10.22-2 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и ИП, введена административная процедура - государственная санитарно-гигиеническая экспертиза продукции зарубежного производства с выдачей санитарно-гигиенического заключения на продукцию (за исключением продукции, подлежащей государственной регистрации), осуществляемая по заявительному принципу. Постановление № 666 вступило в силу 27.08.2015 г.
Разъяснено, что проведение государственной санитарно-гигиенической экспертизы в отношении продукции, прошедшей в установленном порядке государственную регистрацию на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза 021/2011, 029/2012 в период с 01.07.2013 г. до 15.02.2015 г. (тонизирующие напитки, пищевые добавки, технологические вспомогательные средства и т.д.), а также на алкогольную продукцию, сопровождающуюся свидетельствами о государственной регистрации, оформленными до 01.07.2013 г., не требуется.
Санитарно-гигиенические заключения на продукцию, поименованную в п. 3.5 решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. №880, выданные до 26.08.2015 г. включительно, действуют до окончания сроков действия.
Письмо Минздрава «О государственной санитарно-гигиенической экспертизе продукции зарубежного производства». Применяется с 03.09.2015 г.
САНИТАРНЫЕ НОРМЫ. СОДЕРЖАНИЕ ЖИЛЫХ ДОМОВ
Требования документа распространяются на проектируемые, строящиеся, реконструируемые и эксплуатируемые многоквартирные жилые дома, за исключением многоквартирных, одноквартирных и блокированных жилых домов, модернизация, реконструкция и строительство которых началось до вступления в силу указанных санитарных норм и правил. Данные санитарные нормы и правила обязательны для соблюдения государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в том числе ИП.
В частности, при размещении в жилых домах предприятий общественного питания, магазинов общей торговой площадью до 1000 кв. м, отделений связи общей площадью до 700 кв. м, мастерских по ремонту бытовых машин и приборов, ремонту обуви общей площадью до 100 кв. м и других объектов, технологический процесс которых требует выполнения ежедневной загрузки и разгрузки, операции по загрузке и разгрузке должны производиться с торцов жилых домов, не имеющих окон, или из подземных тоннелей, или со стороны магистралей при наличии закрытых загрузочных помещений.
Постановление Минздрава от 20.08.2015 г. №95 «Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Требования к устройству, оборудованию и содержанию жилых домов», признании утратившими силу постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 августа 2009 г. №95, от 13 ноября 2009 г. №122, от 18 декабря 2010 г. №169 и внесении изменения в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 февраля 2009 г. №17». Вступает в силу с 11.09.2016 г.
Подготовила Елена КОРНУШЕНКО,
адвокат адвокатского бюро «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий СБХ»
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Иван ЗАИМКА
В Минске объявлены победители 12-го Республиканского конкурса «Лучший строительный продукт года-2015». Элитарная атмосфера мероприятия, прошедшего в концертном зале «Верхний город» под звуки старинной музыки ансамбля «Кантабиле», не оставляла места для мыслей о тревожных трендах в развитии отрасли, падении платежеспособного спроса и других неприятных вещах. Лидеры строительного бизнеса заслужили право на праздник, пусть и всего на два церемониальных часа.
Чтобы быстрее высушить ложку дегтя, которую критики в очередной раз приготовили организаторам «Лучшего продукта», честно отметим, что в последнее десятилетие обильная раздача лауреатских званий ведомственными, общественными и коммерческими организациями, а вкупе с ними и выставочными компаниями совершенно нивелировала престиж профессиональных наград. К слову, павильоны некогда крупнейшей международной выставки страны «БУДПРАГРЭС-2015», которая открылась накануне церемонии в «Верхнем городе», поразили пугающей пустотой - стенды активных игроков рынка не смогли занять даже половины поля Футбольного манежа на проспекте Победителей…
Несомненным преимуществом конкурса «Лучший строительный продукт года-2015» и главным секретом его долголетия является подчеркнуто профессиональный характер и состав экспертного совета, который при поддержке Минстройархитектуры был сформирован из ведущих специалистов Госстандарта, БНТУ, РУП «Стройтехнорм», РУП «Белстройцентр», института БелНИИС, Белорусского института строительного проектирования, Командно-инженерного института МЧС, других учреждений и организаций.
Но и при столь авторитетном составе жюри все же остается зерно сомнения: как в число номинантов попадают предприятия-монополисты, практически не испытывающие конкурентного давления со стороны как белорусских, так и зарубежных компаний. В их числе РУП «Гранит» - единственный национальный производитель строительного щебня с богатой коллекцией дипломов.
Впрочем, на этот раз предприятие отказалось от участия в каких-либо номинациях и выступало в почетном статусе генерального партнера конкурса: «В минувшем году жюри отметило специальным призом заполнитель для бетона фракции 16/22 мм, - комментируют специалисты «Гранита». - Продукт стал своего рода технологическим компромиссом между потребностями широкого круга заказчиков и производственной спецификой нашего предприятия.
В идеале мы должны выпускать товарные партии крупных и мелких фракций в соотношении 50х50. Чем мельче щебень, тем больше образуется отсева. С одной стороны, отпускная цена мелких фракций существенно выше, но с другой, как говорится, потомки нас не простят за бездумный перевод ценного горного сырья в отсев. Благо зачастую создание железобетонных изделий и конструкций допускает и требует использования именно крупных фракций».
Сбережение природной ренты от использования геологических богатств республики для потомков в ущерб сиюминутной выгоде - такова логика естественной монополии «Гранита».
Кстати, на этом фоне более рельефно проявляются плоды деятельности компаний, которые в ходе приватизации начали эксплуатацию отечественных предприятий стройндустрии рангом пониже. Так, после многолетнего противостояния с международной группой «КНАУФ» российская «Волма» установила контроль над госпакетом акций «Белгипса».
Тем не менее оба непримиримых конкурента оказались в премиальном списке конкурса: ИООО «Кнауф Маркетинг» с цементной плитой АКВАПАНЕЛЬ, а «Белгипс» уже под белорусско-российскими флагами - с пазогребневыми плитами для перегородок. Велик соблазн произвести сравнительный анализ продуктов, но они из разных функциональных, сбытовых и ценовых ниш, не имеют общих корней по стране происхождения и технологической природе.
На конкурсе крайне редко соревнуются между собой прямые аналоги. Гораздо большее практическое значение имеет закадровая информация о скором начале строительства нового завода «Белгипса» по выпуску гипсокартона в пос. Гатово под Минском, двухмесячной приостановке производства на основных площадях для завершения оперативной модернизации технологических линий.
Результатом станет преобладающие (более 50-60%) позиции головной российской компании с офисом в Волгограде на местном рынке. Кстати, «Волма» в качестве бренда (это - приток Свислочи) совсем не режет белорусское ухо, но российские инвесторы решили не менять название ОАО «Белгипс».
Продолжим премиальную цепочку дальше: представители ОАО «Стеклозавод «Неман» уехали в родную Березовку в Лидском районе с дипломом за маты теплоизоляционные из стекловаты М-11. Прямо скажем, это заслуженная награда участникам многострадального инвестиционного проекта, сроки реализации которого откладывались зачастую по чисто субъективным причинам. К счастью, эта история уже в прошлом.
А сегодня стеклозавод заключил стратегическое соглашение с ОАО «Белгипс» и компанией «ВОЛМА» о программе разработки и проведении экспертизы серии узлов «Система утепления «БЕЛГИПС-НЕМАН». Стены, кровля, перегородки и полы с тепло- и звукоизоляцией «НЕМАН+». А это значит, что в скором времени на белорусском рынке появится уникальный отечественный аналог действующих российских комплектных систем, позволяющий проектным организациям использовать ряд оригинальных технологических решений. Явный претендент на диплом на конкурсе «Лучший продукт-2016».
Идем по списку победителей дальше. Если бы организаторы конкурса ввели призовую категорию «Симпатии прессы», то мы, безусловно, отдали бы свой голос ООО «Завод отопительного оборудования «Виктори» - за газовый котел мод. АОГВ24Т, который позиционируется как элемент системы «Умный дом» - может управляться и регулироваться с мобильного телефона. К реальному введению подобных опций пока и близко не приблизились зарубежные конкуренты в данной ценовой нише.
Всего в результате тщательного многоуровневого отбора экспертный совет присудил награды более 70 предприятиям строительной отрасли, 96 наименований продукции и услуг были отмечены как лучшие в своей категории.
В числе победителей как крупнейшие производители строительных материалов республики, так и молодые компании: ОАО «Белорусский металлургический завод - управляющая компания холдинга «БМК», ОАО «Белорусский цементный завод», ОАО «Кричевцементношифер», ОАО «Красносельскстройматериалы», ООО «ТехноНИКОЛЬ-Строительные системы», ОАО «БАТЭ» управляющая компания холдинга «Автокомпоненты», ОАО «Кобринская прядильно-ткацкая фабрика «Ручайка», ОАО «Керамин», ОАО «Березастройматериалы», ООО «МеталлПрофиль», ОАО «Домановский производственно-торговый комбинат», ЗАО «Завод полимерных труб», ОАО «Минский комбинат силикатных изделий» и другие предприятия.
Очередной соревновательный сезон впервые ознаменовался присуждением Гран-при конкурса, которого удостоилось Могилевское ЗАО «Завод полимерных труб» - крупнейший производитель трубопроводных систем в стране. Жюри впечатлил инновационный характер продукции - они снабжены системой контроля, которая извещает о нарушении изоляции в период эксплуатации и позволяет точно определить место повреждения.
Импортозамещающие изделия пользуются высоким спросом при строительстве и реконструкции теплотрасс. Отечественные потребители уже закупили около 100 км таких труб, что позволило ЗАО в первом полугодии увеличить объем продаж по сравнению с аналогичным периодом минувшего года. Но сохранится ли эта тенденция в будущем, могилевчане пока не загадывают.
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Александр ФИЛИПИШИН,
старший юрист юридической фирмы «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий»
С 26.01.2016 г. вступают в силу изменения в Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 г. №2020-XII «О хозяйственных обществах».
После вступления изменений в силу уставы действуют в части, не противоречащей обновленному Закону «О хозяйственных обществах» (далее - обновленный Закон). При внесении изменений или дополнений хозяйственные общества должны привести свои уставы в соответствие с законодательством.
Зависимое хозяйственное общество должно до 01.07.2016 г. произвести отчуждение долей (акций) в уставном фонде хозяйственного общества, по отношению к которому оно признается зависимым.
Хозяйственные общества с одним участником
Предусмотрена возможность создания и деятельности хозяйственных обществ с одним участником в форме акционерного общества (АО), общества с ограниченной ответственностью (ООО), общества с дополнительной ответственностью (ОДО) путем:
- изначального учреждения одним участником;
- в результате выхода всех участников, кроме одного;
- в результате реорганизации юридического лица.
В хозяйственных обществах с одним участником не проводится учредительное собрание. Ответственность по обязательствам, возникшим до государственной регистрации общества и связанным с его учреждением, несет учредитель. При этом хозяйственное общество может принять на себя ответственность по обязательствам учредителя, связанным с учреждением этого общества.
В хозяйственных обществах с одним участником также не проводятся общие собрания участников, их полномочия осуществляет единоличный участник...продолжение читайте в печатной версии журнала
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Вадим ИОСУБ,
старший аналитик Альпари
Белорусский рубль пытается восстановить утраченные позиции, на Forex - разнонаправленная динамика основных валют по отношению к доллару, на сырьевых рынках произошла переоценка ценностей.
Белорусский валютный рынок: максимальный рост корзины
Август стал «черным» месяцем для отечественного валютного рынка. Слабым утешением может служить то, что последний месяц лета оказался неблагоприятным не только для Беларуси. Штормило российский рубль, казахстанский тенге, китайский юань, стоимость нефти обновила многолетние минимумы.
Однако списать все только на неблагоприятные внешние факторы не получится. Свою роль в резком снижении национальной валюты сыграло административное уменьшение процентных ставок по срочным депозитам в белорусских рублях. Это привело к массовому выходу рублевых вкладчиков и росту спроса на валюту.
В августе доллар вырос с 15 221 до 17 539 (+15,23%), евро - с 16 698 до 19 789 (+18,51%), российский рубль - с 257,89 до 262,65 (+1,85%). Валютная корзина подорожала за месяц на 10,6%. Это максимальный месячный рост доллара, евро и корзины с начала т.г. И впервые с января все три валюты, входящие в корзину, продемонстрировали рост. Всего с начала года доллар подорожал на 48,01%, евро - на 37,61, а российский рубль - на 22,45%. Валютная корзина прибавила за это время 34,23%...продолжение читайте в печатной версии журнала
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Оксана МАТУСЕВИЧ
При реорганизации предприятия необходим комплексный анализ планируемых изменений, чтобы предусмотреть все возможные нюансы.
Вы решили разделить предприятие. Причины такого решения могут быть разными, например:
- одно из направлений деятельности выросло до серьезных масштабов, имеет свои площади и оборудование, само обеспечивает себя и хочет стать самостоятельным;
- предприятие приобрело в собственность производственные площади вне места расположения головного офиса, поэтому придется создавать либо филиал, либо новое юридическое лицо;
- предприятие построило, приобрело в собственность или арендовало площади за пределами города (в сельской местности) для переноса собственного производства и имеет возможность использовать льготу по налогам на недвижимость и прибыль по реализации продукции и услуг собственного производства;
- собственники решили продать часть бизнеса либо разделить его направления между собой и т.д.
Один из возможных вариантов - реорганизация предприятия путем выделения из него нового юридического лица.
Выделением признается создание нового юридического лица с передачей ему части прав и обязанностей реорганизованного юридического лица без прекращения деятельности реорганизованного юридического лица.
Таким образом, вместо одного предприятия в результате реорганизации появляются два (выделенное предприятие считается вновь созданным, реорганизованное - продолжающим свою деятельность).
При этом на вновь созданное предприятие «перемещается» часть активов реорганизуемого предприятия, а также:
- часть обязательств;
- или часть собственного капитала;
- или часть обязательств и часть собственного капитала на общую сумму, равную стоимости перемещаемых активов.
Существует подробный пошаговый алгоритм юридических действий, которые необходимо провести для реорганизации:
- оформить протоколы участников общества с соответствующими решениями;
- уведомить кредиторов о предстоящей реорганизации;
- согласовать наименование вновь создаваемого юридического лица;
- провести инвентаризацию активов и обязательств;
- составить разделительный баланс и передаточный акт;
- зарегистрировать новое предприятие;
- назначить директора и главного бухгалтера;
- перевести часть персонала;
- перезаключить соответствующие договоры с контрагентами.
Вместе с тем существует множество важных нюансов, которые следует учитывать при реорганизации.
Самый простой способ рассмотреть процесс в деталях - составить черновой разделительный баланс и передаточный акт. И таким образом определить, какие именно активы и пассивы при проведении реорганизации мы хотим переместить на новое предприятие, а какие оставить на старом.
При этом надо помнить, что стоимость перемещаемых активов должна быть уравновешена суммой перемещаемых пассивов. Затем надо подробно проанализировать каждую статью.
Рассмотрим некоторые разделы и статьи баланса, а также ситуации, которые могут возникнуть на предприятии при реорганизации.
1. Имущество
Следует составить перечень имущества, которое необходимо переместить на новое предприятие.
Если в перечне есть недвижимость, то надо проанализировать документы, оформленные при ее приобретении. В них не должно быть факторов, ограничивающих отчуждение или целевое использование имущества. Например, объект недвижимости был давно приобретен у государственного предприятия на аукционе и в договор купли-продажи включено условие: «покупатель обязуется использовать площади для производства экспортно-ориентированной продукции».
Возможно, что предприятие, на котором остается (либо на которое будет перемещена) недвижимость, уже не станет выпускать продукцию, а будет сдавать площади в аренду. И тогда возникает неоднозначная ситуация, при которой здание находится в собственности предприятия, расчет произведен, а распоряжаться в полной мере своим имуществом предприятие не может. В таком случае имеет смысл привести в порядок документы и подписать дополнительное соглашение с продавцом недвижимости, в котором будет сказано, что данный пункт договора утратил силу. Может сложиться так, что продавец недвижимости уже прекратил свое существование. Тогда проблему придется решать с Минпромом.
Следует уточнить, применялись ли льготы при приобретении имущества, которое мы хотим переместить. Если использовались (например, льготы по декретам №10 и №6), то надо внимательно проанализировать последствия подобного шага, так как можно без злого умысла нарушить ограничения, которые обычно установлены в виде запрета на отчуждение имущества, приобретенного с использованием льгот, в течение определенного срока.
2. Обязательства
При реорганизации в форме выделения параллельно с активами, возможно, придется перемещать и обязательства. Поэтому необходимо проработать налоговые последствия, которые могут возникнуть в связи с этим. Рассмотрим примеры.
Одним из учредителей реорганизуемого предприятия является нерезидент с долей владения более 20%, который также выступает для него займодавцем. В этом случае задолженность предприятия по договору займа перед своим учредителем-нерезидентом считается контролируемой. И если соотношение контролируемой задолженности и собственного капитала более 3:1, то действует правило недостаточной капитализации, при котором проценты по долговым обязательствам будут учитываться при исчислении налога на прибыль в ограниченном объеме.
И если при реорганизации в выделенном предприятии уставный фонд будет сформирован в небольшом объеме, а кредиторская задолженность по займу будет перемещена, то предприятие не сможет учесть проценты по займу в полном объеме в составе затрат, учитываемых при налогообложении.
До проведения реорганизации предприятие взяло кредит на приобретение основного средства. Согласно законодательству проценты по кредиту, взятому на приобретение основного средства, введенного в эксплуатацию, относятся на расходы, учитываемые при налогообложении.
Если же обязательства по уплате основного долга и процентов переместить на выделенное предприятие, а объект оставить на реорганизованном, то проценты по кредиту в новом предприятии уже нельзя будет отнести на расходы, учитываемые при налогообложении, так как объект не находится на балансе предприятия и не используется им в предпринимательской деятельности.
Следовательно, если стоит задача переместить часть задолженности по кредитам, то имеет смысл составить перечень кредитных договоров, указать целевое назначение каждого кредита и постараться выбрать для перемещения на новое предприятие задолженности по тем договорам, которые связаны с перемещаемыми активами.
3. Уставный фонд
Можно использовать один из двух способов формирования уставного фонда во вновь созданном предприятии:
- сформировать его заново при регистрации выделенного предприятия;
- перенести его частично из реорганизуемого предприятия. При выборе данного варианта необходимо помнить, что снижение размеров уставного фонда общества (а у реорганизуемого предприятия он будет уменьшаться) допускается только после уведомления всех его кредиторов. Последние в этом случае вправе потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.
4. Налоги по приобретенным активам
В качестве передаваемых активов может выступать и входной НДС. Если на балансе реорганизуемого предприятия числится значительная сумма входного НДС, то имеет смысл смоделировать работу обоих предприятий после реорганизации и рассчитать суммы НДС, которые каждое из них, например, уплатило бы за год, если бы не было запаса входного НДС.
После этого надо распределить входной НДС между предприятиями, чтобы не сложилась ситуация, при которой одно предприятие начнет уплачивать НДС сразу после реорганизации, а второе не будет его платить в течение нескольких лет.
При этом сумма перемещаемого входного НДС должна быть не более суммы, определенной как стоимость перемещаемых материальных ценностей, умноженная на ставку НДС.
Таким образом, перед тем как начинать проект по реорганизации предприятия методом выделения, необходимо:
- проработать в деталях каждую предполагаемую к перемещению статью баланса;
- предварительно получить официальные разъяснения ИМНС по ситуациям, имеющим неоднозначное трактование;
- обеспечить коллективную работу юриста и главного бухгалтера над этим проектом.
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Галина ОЛЕХНОВИЧ,
профессор кафедры международного бизнеса БГЭУ
В современном глобальном мире у крупных, диверсифицированных компаний немного шансов удержать лидирующие позиции на рынке. Это убедительно подтверждают так называемые фанк-корпорации, возникающие в развитых странах мира как антипод корпорациям в их традиционном виде.
Будущее за фанк-корпорациями?
Перефразируя пьесу Бернарда Шоу «Человек и Сверхчеловек», можно сказать: разумная организация адаптируется к окружающему миру, неразумная - пытается адаптировать весь мир под себя. Глобализация уже перевернула многие наши представления. В смысле географии такие понятия, как «пространство», «расстояние», «удаленность» вообще исчезли из нашего обихода.
Интернет в секунды связывает партнеров, находящихся за десятки тысяч километров друг от друга. У каждого производителя с одной стороны практически появилась возможность доступа к рынку любой страны, но с другой - глобализация привела к тому, что требовательность покупателей на этих рынках растет в геометрической пропорции, что ставит перед производителем немало трудных проблем. Требовательному клиенту нужно только самое лучшее. Но быть лучшим абсолютно во всем, что производится, нельзя. Нужны приоритеты.
Это с одной стороны. С другой - рыночные ниши в современном, активно фрагментирующемся мире становятся все меньше. Вспомним, еще в 1776 г. основоположник экономической науки Адам Смит считал, что с ростом рынка должна расти и степень его специализации. Прошло 200 лет и его пророчество сбывается. Рост количества индивидуальных заказов как результат глобализации научно-технологического прогресса с его радикальными изменениями покупательских предпочтений (ценностей) уже привел к тому, что микрорынки начинают преобладать над массовыми рынками.
И этот процесс также набирает силу. Скорее всего, мы стоим на пороге нового общества, где будет править система отношений «один на один». При этом надо помнить, что логика требовательного покупателя проста: «это ваши проблемы, как мне услужить, - говорит он, - но имейте в виду, что я не такой, как все другие».
Исходя из этой логики, возникающие в западном мире фанк-корпорации надо воспринимать как прообраз будущего производства. Они максимально кастомизированы, т.е. предлагают продукцию с учетом требований не группы клиентов, а каждого из них. Практика показывает, что конкуренция на глобальных рынках сегодня настолько жесткая, что «убивает» даже товары среднего качества (а следовательно, и производителей средней руки). Поэтому на них преобладают лидеры мирового производства, предлагающие товары наивысшего качества
Конечно, при кастомизации производства возрастает проблема риска. Но в нынешних условиях экономики изобилия нужно, скорее, приветствовать риск, чем бояться его. Размышляя о том, что мировой лидер по производству упаковочных материалов - компания Tetra Pak сделала ставку на развитие за счет единственного продукта, ее президент Ханс Раузинг заметил: «Мы минимизируем риск, максимизировав его».
Концентрация на главном
Фанк-корпорации не похожи ни на что - это не традиционный скучный конгломерат, но и не махровое линейно-функциональное (бюрократическое) производство. Основной принцип ее деятельности предельно ясен - быть категорически конкретным, сфокусированным на каждого клиента и таким образом добиваться самых высоких результатов - по качеству, дизайну, свойствам, цене и прочим характеристикам выпускаемой продукции.
Мировая практика показывает, что фокусировать свое внимание надо на том, в чем вы близки к совершенству, т.е. умеете отлично делать. Выбрав для себя тот или иной вид продукции (деятельности) и сфокусировав на нем внимание и профессиональные умения, активно приглашайте к производству остальных технологических операций малый и средний бизнес, заключая с ними партнерские соглашения и одновременно выходя с соответствующими предложениями по формированию законодательной базы. Это и есть истинный смысл фанк-корпорации.
Так, компания Аmerican Airlines выяснила, что ее основной успех связан не с эксплуатацией самолетов, а с компьютерной системой бронирования билетов Sabre, которая приносила ей 44% прибыли - и вопрос был решен. Американская компания Sears поняла, что ее истинная сила - в логистике и создании торговых марок, а не в управлении магазинами, как было раньше. Компании Erisson и Xerox практически также переключились на консалтинг, а производимая ими ранее продукция выпускается под их жесточайшим контролем на основе заключаемых контрактов с франчайзинговыми, аутсорсинговыми и прочими фирмами. Знаменитая IBM, проанализировав свои доходы от компьютерных услуг (более 50%), еще в 2004 г. продала свой бизнес по производству компьютеров китайской компании Lenovo, сосредоточив основное внимание только на их оказании, и т.д.
Учиться на чужих ошибках
Среди белорусских производителей появились компании, активно продвигающие свои бренды на мировом рынке: «Савушкин» и «Бабушкина крынка» (почти 1/3 мирового рынка молочных продуктов), «Дарида», «Кристалл», трактор «Беларус» (реализуется в 162 странах), БелАЗ (30% мирового рынка большегрузных самосвалов) и др. Вскоре могут появиться белорусские бренды в IT-секторе, большие перспективы и у отечественного льна.
Очевидно, возникает основа для формирования фанк-процессов и в белорусской экономике, поскольку бренд - это уже раскрученное имя, часть национального имиджа, который формирует восприятие страны у зарубежной общественности. Но бренд еще не гарантия того, что занимаемые сегодня данным производителем позиции на мировом рынке и завтра останутся незыблемыми. Как было сказано выше, в условиях ужесточенной конкуренции и наступления эпохи микрорынков такую позицию надо постоянно укреплять, поднимая планку своей конкурентной способности все выше.
К сожалению, белорусские производители пока не укрепляют, а теряют (и достаточно активно!) свои рынки. С повышением благосостояния покупатели становятся более требовательными, предпочитая (невзирая на цены) импортные товары отечественным по качеству, дизайну и т.д. Если взять данные по отдельным видам товарной продукции, то картина складывается отнюдь не радужная.
Так, согласно статистике, доля иностранных компаний на белорусском рынке обуви к началу 2015 г. составила более 74%, на рынке мыла -72,6, велосипедов - 73,2, телевизоров - 87, косметики - 92, радиоприемников - 99% и т.д. Смещение продаж в сторону импорта сегодня настолько заметно, что отечественному производителю скоро придется решать более сложные проблемы, чем разгрузка полных складов готовой продукции, не имеющей спроса.
Самые большие потери рынка у отрасли, выпускающей телевизоры, - ее доля упала с 44% (2012 г.) до 13% (2015 г.), 2-е место занимают стиральные машины - с 65% (2012 г.) до 44 (2015 г.), 3-е место - синтетические моющие средства - их доля на рынке снизилась с 60% (2012 г.) до 42% (2015 г.).
Как видим, конкуренция уже неотвратимо наступает на пятки и безжалостно отсекает производителей, которые предпочитают работать по старинке. Один из реальных выходов - это переход на адаптивные методы управления производством, глубокое фокусирование всей производственной деятельности на маленьких рыночных нишах с продукцией наивысшего качества и одновременным развитием разных форм сотрудничества с малым и средним бизнесом путем аутсорсинга, производственной кооперации и т.д.
Слов нет, переход на такие принципы работы на рынках для нас задача сложная, но решаемая, если помнить библейскую истину - «дорогу осилит идущий».
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Екатерина ЮЛИКОВА,
кандидат экономических наук
Торговые отношения Беларуси и Польши всегда характеризовались положительной динамикой, но в последнее время тенденция резко изменилась.
Польша является одним из основных торговых партнеров Беларуси. Удельный вес товарооборота между странами неизменно составляет около 3,5-4% в общем товарообороте Беларуси. Однако в последние годы во взаимной торговле наметились неблагоприятные для нашей стороны тенденции. В первую очередь, это сокращение экспорта белорусских товаров в Польшу, что стало причиной отрицательного для нашей страны сальдо взаимной торговли...продолжение читайте в печатной версии журнала
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Виктор АНИСИМОВ
Согласно рейтингу Всемирного банка «Ведение бизнеса» в 2014 г. Беларусь заняла 57-ю строчку. Казалось бы, есть повод для оптимизма - надежда занять еще более высокие позиции в будущем. Однако опрос представителей бизнес-союзов показал, что все еще остается немало серьезных проблем, осложняющих улучшение делового климата в стране.
Татьяна КОЗЛОВСКАЯ,
председатель общественного объединения предпринимателей Могилевской области:
- Похоже, в Беларуси становится традиционным административный прессинг на предпринимателей во время экономических кризисов. Как правило, в эти периоды особенно остро встает проблема пополнения бюджета, для решения которой государственные органы идут на любые меры. В частности, участились и ужесточились штрафы на представителей бизнеса за незначительные нарушения. Причем при наказании за одни и те же нарушения к государственным организациям относятся намного лояльнее, чем к частным фирмам...продолжение читайте в печатной версии журнала
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Валентин ДМИТРИЕВ
Инкубаторы малого предпринимательства начали создаваться в республике по решению правительства БССР еще в конце 80-х гг. XX в. Их история предполагает рождение не только позитивных традиций, но и своеобразного профессионального сленга, к примеру, микроофис площадью 7-8 кв. м иронично называют «бизнес-кельей». Но для начинающей компании большего и не требуется! Главное - получить первый юридический адрес и помещение с коммуникациями за умеренную плату, отметила директор одного из первых в стране инкубаторов - ЗАО «МАП ЗАО» Марина НАЙДОВИЧ.
Недавно в МАП ЗАО под Минском съехались гости со всей Беларуси - участники круглого стола на тему «Развитие молодежного предпринимательства и деловой инициативы: возможные формы, методы, опыт и перспективы». Инициаторами и организаторами мероприятия выступили Минский столичный союз предпринимателей и работодателей и Республиканская конфедерация предпринимательства.
Модератор встречи председатель Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир КАРЯГИН особо подчеркнул, что сегодня от задач «инкубации» молодежного предпринимательства следует переходить к его активной акселерации. Деловое сообщество создало для этого реальные предпосылки. Так, Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимательства готов обеспечить перспективные проекты льготными займами в объеме 500 млн - 1 млрд руб. Около 700 млрд руб. аккумулированы в «Банке развития» для реализации ярких инновационных идей. Кроме того, для этих целей могут быть мобилизованы средства иностранных доноров.
Тема была продолжена в выступлениях руководителя Центра поддержки и развития юношеского предпринимательства Натальи Шаппо, управляющего ОДО «СТАРТАП ТЕХНОЛОГИИ» Алексея Шабловского. Диапазон молодежных инициатив сегодня практически не ограничен, простираясь от IТ-сферы до художественных промыслов.
Если говорить непосредственно о МАП ЗАО, то ряд находящихся на его площадях фирм с большой натяжкой можно отнести не только к молодежным, но и к начинающим компаниям - новое здание технопарка занимают офисы вполне состоявшихся структур. Более того, сам бизнес-инкубатор оказал мощное влияние на формирование инфраструктуры Колодищ как первое респектабельное административное здание с благоустроенной территорией, первая цивилизованная торговая площадка, пришедшая на смену ветхим коммерческим киоскам.
Здесь же размещается поликлиника, хотя, как сообщила Марина Найдович, по первоначальному плану это крыло должна была занять местная администрация. Откровенно жаль, что планы изменились, иначе мы получили бы хороший наглядный пример частно-государственного партнерства.
«Развитие предпринимательства в регионах остается одним из важнейших направлений нашей деятельности», - подчеркнула директор МАП ЗАО в ходе небольшой экскурсии, демонстрируя быстровозводимый офисный модуль. Конструкцию в считаные недели можно смонтировать в любом уголке республики, надо только подключить связь и коммунальные коммуникаций.
Разумеется, арендаторам в Колодищах, кроме условных квадратных метров, предлагается также пакет полезных опций, которые по определению невозможно найти во «взрослых» бизнес-центрах. Это прежде всего консалтинговые услуги и оперативный аудит результатов деятельности для предупреждения убыточности, вовлеченность в актуальные тренды развития белорусского делового сообщества.
{jcomments on}