Владислав Платун
КПУП «Брестводоканал» реализует крупный инвестиционный проект, направленный на оздоровление экологической ситуации в Прибугском регионе. Сейчас готовится тендерная документация для торгов на поставку оборудования и распределения подрядов. О ходе его реализации мы попросили рассказать директора предприятия Михаила САЦА.
- Названия рек Беларуси плотно вписаны в историю и географию развития транспортной системы Старого Света, а также роста крупнейших промышленных центров Европы. Однако все это оплачено весьма высокой ценой, калькуляцию которой определили современные экологи.
К примеру, стоки Бреста непосредственно влияют на состояние природной среды в бассейне Вислы и в целом Балтийского моря. Здесь по определению у нас нет и не может быть внутренних проблем. Отсюда и быстрое развитие международного сотрудничества.
Причем в нашем случае речь идет не о разовых инвестициях, а о полноценной программе трансграничного взаимодействия. В декабре 2012 г. наша страна заключила кредитное соглашение с Северным инвестиционным банком (Nordic Investment Bank) по реализации проекта «Беларусь: экологический инфраструктурный проект - 1-й этап».
Документом предусматривалась реконструкция очистных сооружений канализации Бреста с целью доведения чистоты сточных вод до стандартов государств-членов Комиссии по защите морской среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ) и поступательно растущих национальных требований.
В марте 2013 г. были подписаны субкредитное соглашение между Республикой Беларус и коммунальным производственным унитарным предприятием «Брестводоканал», проектное соглашение и соглашение о гранте Экологического партнерства «Северное измерение» (ЭПСИ) между «Брестводоканалом», г. Брестом и Северным инвестиционным банком, чуть позже - соглашение о гранте СИДА. А в конце 2013 г. был определен и консультант проекта Sweco/Poyry, который призван содействовать управлению проектом, включая разработку рабочей документации, закупки и технический надзор.
В декабре 2014 г. утверждена разработанная консультантом программа приоритетных инвестиций, которой предусмотрено на очистных сооружениях канализации г. Бреста реконструкция объектов механической очистки со строительством системы удаления запаха, с учетом близости городских территорий; реконструкция и строительство сооружений биологической очистки; строительство выпускного коллектора с системой обеззараживания стоков на выходе.
Возможно, стоит уточнить, что работы по экологическому обустройству региона в ходе длительного переговорного процесса не прекращались. Ввод в эксплуатацию, к примеру, нового аэротенка на городских очистных сооружениях, состоявшийся менее года назад, стал важным событием для Бреста.
- Реализация проектов в Бресте осуществляется с использованием Рамочного механизма финансирования экологической инфраструктуры, созданного совместно с ЕБРР. Насколько корректно соблюдается в этом документе баланс капитальных вложений, направляемых на решение проблем стран ХЕЛКОМ и локальных техногенных угроз, которым подвергается областной центр?
- Мы неоднократно обращали внимание участников переговоров именно на этот аспект. Специфика Бреста как крупного центра мясомолочной и рыбо-перерабатывающей промышленности обусловливает сброс в канализацию большого количества животного белка. Разлагаясь в трубопроводах без действия кислорода, он приводит к сверхнормативному выбросу в атмосферу сероводорода.
Поэтому проблему эффективности очистных сооружений в Бресте можно не только наблюдать в лабораторных условиях, но и «обонять», когда юго-западный ветер дует в направлении жилых кварталов. Этот актуальный для города вопрос также решается с использованием как собственных финансовых источников, так и зарубежной помощи.
С технологической точки зрения, мы уже имеем конкретное инженерное решение, как обеспечить защиту воздушной среды города. Не вдаваясь в профессиональные тонкости, скажу, что речь идет об оборудовании очистных сооружений защитными колпаками, использовании спецреагентов и фильтров. Удовольствие не из дешевых, но все работы по реконструкции и строительству новых очистных систем планируется завершить к 2018 г.
- Следуя логике бюджетного планирования, «Брестводоканал» как государственное предприятие должен реализовывать коммунальные проекты за счет собственной выручки…
- К сожалению, нам приходится только мечтать о таком экономическом сценарии. Фактически мы превратились в одного из крупнейших кредиторов города. Дебиторская задолженность на 1.07.2015 г. составила 15,4 млрд руб.
Теперь еще немного о грустных нюансах: ряд крупных предприятий заявили о начале процедуры санации или прямом банкротстве. Это означает, что в обозримом (до 5 лет) будущем нам и мечтать не приходится о возврате их долгов (на 1.07.2015 г. - 1,1 млрд руб).
Плюс к тому ощутимо возрастает задолженность местного бюджета. Напомню, область работает в режиме эксперимента по ликвидации перекрестного субсидирования. Мы не устанавливаем свои тарифы - это прерогатива облисполкома. До недавних пор себестоимость добычи и транспортировки одного кубометра воды определялась в размере 4,6 тыс. руб., население оплачивало 1,2 тыс. руб.
Чтобы смягчить тарифную политику для рядовых граждан, предприятия платили практически двойную цену - до 12 тыс. руб./куб. м. В экспериментальном режиме дополнительные выплаты принимает на себя бюджет, однако начиная с мая, компенсации «Брестводоканалу» проводятся с заметными задержками.
- Полагаем, что именно на этом «поле» и развертывается второй эшелон переговоров о чистой воде?
- По значимости для коллектива - он скорее первый. Специфика нашей работы в том и заключается, что все соседние предприятия активно ратуют за расширение производства и сбыта своей продукции. Для нас же каждый кубометр чистой воды или переработанных стоков повышает сумму производственных затрат, особенно в плане прогноза потребления и платежной дисциплины клиентов. В какой-то степени мы защищаем себя от избыточных потерь благодаря активным мероприятиям по энергосбережению.
Однажды пришлось остро подискутировать с одним из представителей отраслевой науки, мол, мы в Бресте неправильно используем формулы энергоэффективности. Хорошо бы, чтобы начисления из «Энергосбыта» проводились по схожим формулам. Но там требуют «живые» деньги и не выходят за рамки простейших бухгалтерских исчислений!
Поэтому считаю, что погружной насос производительностью 100 куб. м мощностью 22 кВт окупит замену со сдачей в утиль аналогичного 42-киловаттного агрегата. Мы уверены, что модернизация системы отопления и горячего водоснабжения на водозаборе «Западный» с помощью солнечного коллектора окупит расходы за 2,5 года, а введенный здесь в эксплуатацию тепловой насос - менее чем за 9 лет.
Более того, у нас есть объекты, где за счет тепловой энергии подземных вод снабжаются в круглогодичном режиме многоквартирные жилые дома.
Жилищно-коммунальное хозяйство - крайне сложная и многофункциональная структура, которая требует внимания и капитальных вложений в развитие отрасли.
КПУП «Брестводоканал»
224024, г. Брест, ул. Красногвардейская, 125
Тел.: +375 (0162) 45-44-96
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.bvod.by
{jcomments on}