Виктор Анисимов,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
С небольшой творческой мастерской ведет свою предысторию столичное ПТУП «АртИдея», которое занимается оперативной полиграфией и выпуском сувенирной продукции. Уникальное предприятие, где трудятся преимущественно люди с ограниченными возможностями, которым не нашлось места на открытом рынке труда.
«Наше предприятие было образовано в сентябре 2010 г. в рамках проекта ОО «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам» с целью создания рабочих мест для людей с комбинированными нарушениями, - поделилась директор ПТУП «АртИдея» Наталья АМПЛЕЕВА. - А намного раньше, в 2004 г., я инициировала создание общественной мастерской для детей-инвалидов в Октябрьском районе столицы».
Помоги себе сам
Стать волонтером Наталью Александровну заставила жизнь, а точнее серьезное генетическое заболевание сына. Чтобы ухаживать за Денисом, она ушла с 5-го курса института в медучилище. Получив диплом медсестры, стала работать с инвалидами, в том числе и в доме ребенка, активно занималась общественной деятельностью.
Будучи человеком неравнодушным, Н.Амплеева вместе с коллегами в 2004 г. открыла творческую мастерскую, где юноши и девушки с проблемами в развитии могли свободно общаться друг с другом и приобретать творческие навыки. Затем она привела сюда и сына, чтобы помочь справиться с его проблемами. Спустя год удалось достичь определенного прогресса в развитии Дениса, после чего женщина уже не смогла оставить руководство общественной мастерской, к которой прикипела материнским сердцем.
Чтобы развивать дополнительные навыки воспитанников мастерской в рамках проектной деятельности общественной организации были приобретены материалы и оборудование для открытия полиграфического направления.
«Условно наше помещение можно разделить пополам. С правой стороны находится общественная мастерская. Фактически это центр дневного пребывания для 20 парней и девушек, которые приходят сюда после окончания вспомогательных школ или специальных интернатов. В аналогичные государственные учреждения их не принимают, потому что они состоят на учете в психоневрологическом диспансере. В мастерской мы начинаем развивать их навыки, а уже затем самых способных через год переводим в левое крыло, на работу в наше предприятие», - делится Н.Амплеева.
В ПТУП «АртИдее» все начиналось в 2010 г. с создания 5 рабочих мест для людей с множественными нарушениями развития, которые раньше не могли реализовать свое право на труд на свободном рынке: художника-дизайнера компьютерной графики, бухгалтера, оператора цифровой печати и сборщиков изделий. Сегодня на предприятии трудятся 10 парней и девушек с ограниченными возможностями, а также 3 специалиста, помогающие им.
Не в деньгах счастье…
Поскольку в штате ПТУП «АртИдея» в основном люди с множественными нарушениями, то и зарплаты у сотрудников небольшие, ребята работают на четверть или половину ставки - у некоторых зарплата всего 583 тыс. руб. «Поймите, для ребят и это деньги, причем лично заработанные. И они горды тем, что трудятся на коммерческом предприятии.
Да, они получают пенсии по инвалидности, но для них гораздо важнее статус рабочего человека, - объясняет директор предприятия. - Кроме того, мои подопечные находят здесь не только занятие по душе, но и общение в трудовом коллективе. А это очень важно для них».
Трудоустройство работников в ПТУП «АртИдея» происходит по программе «Адаптация к рабочему месту», которая финансируется управлением занятости Мингорисполкома. По ее условиям, предприятие в течение года должно помочь им освоиться в новой профессии, приобрести новые или усовершенствовать имеющиеся профессиональные знания, умения и навыки работы, а потом вывести своих специалистов с ограниченными возможностями на открытый рынок труда. А те, кто не сумел справиться с этим процессом, возвращаются в творческую мастерскую на дополнительное обучение. Но это бывает очень редко.
На стендах и стеллажах в кабинете директора - настоящая художественная галерея: праздничные дизайнерские открытки, календари, брошюры, буклеты, плакаты, листовки, визитки, конверты, разнообразная упаковка (пакеты и коробочки, в том числе из экоматериалов), сувениры из гипса, свадебная атрибутика и украшения для девочек... Все сделано с любовью и старанием. На предприятии говорят, что у них самые низкие цены в городе на подобную продукцию, однако есть вопросы со сбытом. В чем проблема?
«Наши основные заказчики - общественные и благотворительные организации, - говорит Н.Амплеева. - Вроде многие в столице уже знают про «АртИдею», время от времени делают заказы, но на этом и все. Надо искать новых клиентов, которыми могли бы стать крупные бизнес-структуры. Но как до них достучаться? Надо, чтобы информацию о таких предприятиях как наше, можно было найти на сайтах Мингорисполкома или Минтруда и соцзащиты в разделе «Социальные предприятия города».
Есть проблема у предприятия и с маркетингом, несмотря на солидный ассортимент продукции. Сами сотрудники «АртИдеи» не могут в силу ограниченных физических возможностей стоять за прилавком, рекламируя свой товар. Остается только пригласить специалиста со стороны, однако вряд ли он станет заниматься продажами безвозмездно, а волонтеров для этого найти непросто. Вот и получается замкнутый круг: товар есть, а как его реализовать?
Кто протянет руку помощи?
Понятно, что ПТУП «АртИдея» не отличается высокой рентабельностью, только аренда помещения обходится в 4 млн руб. в месяц, а еще нужно выплатить зарплату и налоги…
«К сожалению, у нас в законодательстве даже нет понятия «социальное предприятие», - сетует директор «АртИдеи». - Если на предприятии работают больше 50% инвалидов, то оно получает льготы по аренде и налогообложению. В соответствии со ст.140 освобождается от налога на прибыль сумма, переданная предприятию спонсорами, однако особо желающих нет».
Как выяснилось, определенные льготы у «АртИдеи» все же есть. Так, предприятие платит меньшие налоги в ФСЗН и Белгосстрах, имеет понижающий коэффициент по аренде. С 2010 г. работало по «упрощенке», однако с июля пришлось перейти на общую систему налогообложения с уплатой НДС, что отрицательно сказалось на количестве заказчиков.
«Наше предприятие нельзя сравнивать с производственными структурами Белорусского общества инвалидов, потому что в «АртИдее» работают молодые люди с психофизическими особенностями развития. В штате у нас таких 83%, - поясняет Н.Амплеева. - Поэтому на предприятии создаются специализированные рабочие места с сопровождением на рабочем месте. Кроме «АртИдеи», в Беларуси еще 3 предприятия трудоустраивают людей с множественными нарушениями развития: «Дорога в жизнь» в Столине, в Барани - «Бараньские арабески» и в Лунинце - «Перпектива». А значит, и подход к нам со стороны государства должен быть особый».
И все же Наталья Александровна надеется на лучшее. Недавно она вернулась с новыми планами из поездки по программе обмена для профессионалов Community Connection, организованной Агентством США по международному развитию в Беларуси. Например, мечтает о создании единого пространства, где будут соединены мастерские, кафе и галерея изделий людей с инвалидностью, которые можно тут же приобрести. Идей у Н.Амплеевой действительно много, ведь не случайно она даже дала соответствующее название предприятию - «АртИдея». Но иногда появляется уже знакомый вопрос: где найти поддержку, чтобы эти смелые задумки осуществить?
{jcomments on}