fbpx

№7 (193) - Июль

 
  • За работу, товарищи! В последнее время обнародованные статистические данные и заголовки новостей на экономические темы больше напоминают боевые сводки.
  • Запас прочности: О том, как выжить сегодня строительной отрасли, рассказывает руководитель объединения «Брестоблсельстрой».
  • Торговый коридор в Евразию: Как известно, простых путей в развитии не бывает...
  • Винтики в мировой машине: Единственный путь развития экономики Беларуси - широкая кооперация, встраивание в мировые корпорации.
  • Уязвимый транзит: анализ развития белорусских ТЛЦ: количество пока не перешло в качество.
  • Три «кита» белорусского экспорта: динамика внешнего товарооборота Беларуси не вселяет особого оптимизма.
  • В зоне неопределенности: Ключевым вопросом по сделкам с облигациями является наличие льгот по налогообложению доходов.

Елена КОВАЛЕВА

ОАО «Климовичский ликеро-водочный завод» - одно из старейших предприятий не только в Могилевской области, но и республике (основано в 1858 г. помещиком Карлом Каминским). А еще заслуженно считается одним из самых успешных предприятий и основным плательщиком налогов в регионе.

Олег БУЯНОВ,
генеральный директор ОАО «Климовичский ликеро-водочный завод»

- Как оцениваете достижения завода, который возглавили в минувшем году?

- На современном этапе предприятие представляет собой комплекс подразделений, начиная от самой низкой технологической цепочки производства спирта и заканчивая выпуском готовой продукции. Мы производим широкий ассортимент продукции: крепкие алкогольные напитки, плодово-ягодные вина и бальзамы. На заводе работают около 800 чел. Средняя зарплата сегодня составляет 6,5 млн. руб.

Переломным для предприятия стал 2001 г., когда была смонтирована первая современная автоматическая линия итальянского производства, позволившая улучшить внешний вид и качество выпускаемой продукции. В 2013 г. на заводе завершили модернизацию спиртового производства в рамках совместного проекта «Белгоспищепрома» и Могилевского облисполкома.

И теперь только наше предприятие в республике выпускает альфаспирт. Это новый этап в развитии отрасли. Но сегодня мы пошли еще дальше, освоив выпуск солодового спирта - продукта, превосходящего по качеству другие виды спирта и позволяющего выпускать элитную продукцию.

- Каковы основные рынки сбыта вашей продукции? Удается ли осваивать новые?

- Благодаря своевременной и глубокой модернизации завода, нашу продукцию можно увидеть не только на полках белорусских магазинов, а и магазинов дьюти-фри, в РФ, некоторых европейских странах (в частности, Германии, Прибалтике). Сейчас прорабатываем вопросы сотрудничества с США, Канадой и Китаем.

Конечно же, выходить на новые рынки непросто. Везде очень высокая конкуренция, и уступать свою нишу предприятия, которые уже пришли на рынок конкретной страны до нас, не хотят. И это неудивительно - продажа продукции, на которой мы специализируемся, - высокодоходный бизнес.

- За счет чего удается преодолевать сильную конкуренцию на этих рынках?

- Помогают две составляющие - цена и качество. Если предприятие попадает в яблочко по их соотношению, то может конкурировать даже с очень сильными предприятиями или брендами-соперниками. Для того чтобы снизить себестоимость продукции, нам пришлось приложить немало усилий. Так, оптимизировали штат предприятия. Производства, которые не могли обеспечить добавленную стоимость, законсервировали.

Также существенно снизили расходы на содержание предприятия. Оптимизировали систему закупок, реализовали эффективную программу по энергосбережению. Третий год подряд на заводе наблюдается рост объемов производства на фоне снижения затрат на энергопотребление, а это очень хороший показатель.

После того, как подкорректировали три важных показателя - фонд заработной платы, материалоемкость и энергоемкость продукции, удалось выйти на себестоимость, позволившую конкурировать на рынках и зарабатывать хорошие деньги. В ближайшие несколько лет будем наращивать объемы выпуска продукции прежними силами и при сохранении нынешних издержек.

- Боитесь ли вы конкурентов? Что помогает им уверенно чувствовать себя на рынке?

- Наши конкуренты очень сильны. Главная составляющая их силы и успеха - эффективно выстроенная система дистрибьюции и маркетинга. Это позволяет продавать продукцию в больших объемах и на более выгодных условиях. Поэтому мы первым делом усовершенствовали систему продаж.

Выходя на новый рынок, сразу же создавали дистрибьюторскую сеть. Ее отсутствие было нашим самым слабым местом, которое устранили. Отделы прямых продаж теперь созданы во всех областях Беларуси.

Сегодня борьба за рынок - это борьба за конкретные полки. Аналогичной продукции на рынке любой страны хватает. Чтобы человек купил именно наш товар и совершил покупку повторно, необходимо, чтобы она вызывала положительные эмоции. Покупатель должен увидеть преимущества нашей продукции перед конкурентами.

Для этого используем промоутеров и проводим дегустации. Вместо 56 наименований продукции оставили три линейки и несколько брендов, которые пользуются популярностью и их целесообразно продвигать. Сегодня явный лидер продаж - бренд «Каласы». Мы вывели его на рынок в сентябре прошлого года и сегодня достигли уровня продаж до полумиллиона бутылок в месяц.

- Отсутствие эффективной дистрибьюторской сети - проблема многих белорусских предприятий. А как вам удается ее решать?

- Сложнее всего было найти хороших специалистов, которых в Беларуси, к сожалению, не хватает. У них нет достаточного опыта и практических знаний, которые за рубежом нарабатываются не одним поколением. Понятия «мерчендайзер», «торговый агент» у нас появились недавно, как и специалисты этого профиля.

Пришлось также потратить время, чтобы научиться разговаривать с торговыми сетями на одном языке. Сегодня наше предприятие успешно сотрудничает не только с крупными торговыми сетями, но и магазинами шаговой доступности, организациями торговли «Белкоопсоюза».

- Насколько сильно изменился покупательский спрос?

- Покупатели стали более консервативными. Они меньше доверяют новинкам, а больше - проверенным брендам. Поэтому вопрос брендирования сегодня актуален как никогда. Но и бренд должен соответствовать соотношению цены и качества. Покупателям важно, чтобы товар был не только раскрученным, а и недорогим, и качественным.

Поэтому постоянно работаем над совершенствованием соотношения «цена-качество». На покупательском спросе также отразился уровень падения доходов населения, изменившаяся структура потребления.

- Как оценивается состояние и перспективы развития вашего предприятия и всей отрасли?

- Возлагаем большие надежды на создание холдинга, в который войдут 8 предприятий отрасли. Соответствующий указ уже подписан главой государства. Уверен, что этот шаг поможет оперативному решению проблем отрасли, а их накопилось немало. Наши предприятия столкнулись с жестким падением рынка: по сравнению с прошлым годом он сократился на 30%, а в 2013 г. -на 20% по сравнению с 2012 г. В результате в отрасли появились незадействованные мощности, что привело к снижению объемов производства.

Для предприятий отрасли также актуален вопрос закредитованности, вызванной существующей дисциплиной расчетов и акцизной политикой. Ведь раньше акцизы необходимо было оплачивать при отгрузке товара. При этом разница между сроками уплаты акцизов и поступления выручки от проданного товара составляла до 100 дней.

Сейчас ситуация начала меняться в лучшую сторону, но, к сожалению, не так быстро. Справиться с закредитованностью в отрасли только методом снижения себестоимости и сокращением издержек сегодня невозможно. Необходимы более действенные методы.

Свою роль сыграла и острая конкуренция между предприятиями при сбыте продукции, которая фактически превратилась в «товарный каннибализм», когда конкурируют не на уровне брендов, а на уровне объемов. Это, в свою очередь, негативно отражается на покупательском спросе: человек, приходя в магазин, теряется, весь товар ему кажется одинаковым.

А это неправильно, ведь покупатель должен понимать, чем отличается продукция одного предприятия от другого. Рассчитываем, что с образованием холдинга и эта проблема будет решена.

ОАО «Климовичский ликеро-водочный завод»
213633, Могилевская область,
г. Климовичи, ул. Набережная, 10
 Тел.: +375 (2244) 5-65-30

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.e-mail:
УНП 700103211 www.klimlvz.by

 

{jcomments on} 

Владислав ПЛАТУН

Диапазон потребительских мотиваций на рынке бытовой химии или, как ее еще называют маркетологи, - сегменте парфюмерно-косметической и санитарной продукции - «поплыл» в сторону более доступных по цене отечественных изделий. Сегодня 95,5% респондентов на сайте ОАО «Брестский завод бытовой химии» голосуют за низкую цену в качестве основного стимула для покупки. Показатели рекламной активности, внешнего вида продукции остаются на уровне математической погрешности.

Олег РОНЧИНСКИЙ,
директор ОАО «Брестский завод бытовой химии»

- Насколько финансовый кризис повлиял на данный сегмент бизнеса, ведь ни для кого не секрет, что конкурирующие мировые бренды закладывают в цену своих продуктов до 70% расходов на рекламу?»

- Принимаю вопрос как вызов, благо 99% химических формул для веществ, которые используются в бытовой химии, абсолютно ни для кого не составляют секрета. К примеру, некоторые энзимы - биологически активные вещества - открыты лет сто назад и с тех пор их способность, скажем, к расщеплению жиров не изменилась ни на йоту.

Совершенно ответственно заявляю, что все белорусские производители - их сейчас менее десятка, и вряд ли будет больше - оперируют на основе ингредиентов одних и тех же ведущих мировых поставщиков. Аналогично европейские бренды - польские, немецкие или дочерние российские - отнюдь не являются исключением. В основе их продуктов примерно та же рецептура, основанная на аналогичной элементной базе крупнейших концернов.

Да простят мне коллеги избитую, известную еще со времен древних алхимиков сентенцию: в мире компонентов нет эквивалентов. Если BASF или DuPont создают некую рецептурную единицу (назовем ее так), то конечному переработчику ничего не остается, как подчиниться технологическому диктату лидера. В этом плане мы были и останемся ведомыми в процессе создания новых рыночных продуктов.

Вопрос лишь в грамотном планировании обеспечения сырьевых закупок, организации бизнеса: во всяком случае, наши лаборатории недаром купаются в океане ароматических отдушек - этими эфирными субстанциями Брест (не сомневаюсь, что и Минск, и Витебск) исходные производители обеспечивают с завидной регулярностью. Все мы являемся частью разветвленного международного бизнеса - в этом качестве нас и воспринимайте.

- Тут вас, Олег Янушевич, и поджидает главный подвох: как при равенстве характеристик продукта удается обеспечивать растущие объемы продаж в условиях падения жизненного уровня белорусов?

- Подведем баланс интересов: с одной стороны, мы в результате кризиса потеряли известную часть оборотных средств, перспективных российских контрактов, с другой - вошли в национальные товаропроводящие сети, где сегодня реализуем до 80% своей продукции. Это «Корона», «Мила» и др.

Кроме того, в качестве отечественного производителя мы получили немалый фискальный бонус по уплате НДС (прямые импортеры платят его в момент поставки товарной партии с трехмесячной отсрочкой). В результате обгоняем конкурентов в плане накопления и использования оборотных средств. Хотя по сумме всех экономических факторов, возможно, мы просто обнулили оперативные активы - так правильнее сказать.

Но следуя вашей логике, в потребительской корзине белорусской семьи продукты питания действительно значительно потеснили все остальные товарные группы. Поэтому моющие, чистящие и прочие средства также плавно перекочевали из сегмента «выше среднего» в сторону «среднего» - в ассортиментную нишу ОАО «Брестский завод бытовой химии».

Возможно, вновь возьму на себя излишнюю ответственность, но скажу, что впервые попробовать новый продукт, предположим - моющее средство, домохозяйка может под влиянием чисто субъективных факторов: реклама на ТВ, советы друзей или, как в нашей современной ситуации, доступность покупки.

При этом отказ от использования всегда лично и логично мотивирован - не работает и все! Сумма субъективных мнений перетекает во вполне объективное и категорическое отрицание. Таким образом, спрос самым непосредственным образом тестирует качество!

- То есть сегодня, если на обрез-противовес тележки из гипермаркета поставить продукт Procter & Gamble, компании с многомиллиардным рекламным бюджетом, и изделие брестской фабрики, - в какую сторону качнется маятник потребительского предпочтения?

- Вот тем и интересен момент финансовой нестабильности, когда местный, более бюджетный вариант побеждает продукты, созданные европейскими гениями прикладной химии и маркетинга. Принимайте это как сигнал сбытовым сетям, оптовым организациям и рядовым потребителям.

- Сколько сегодня стоит «входной билет» на рынок, известно, что в вашем сегменте пытаются оперировать сразу несколько компаний?

- Набор оборудования, плюс логистика поставок ингредиентов и распространения готовой продукции обойдутся примерно в 15-20 млн. долл. Возможно больше, поскольку, к примеру, ОАО «Брестский завод бытовой химии», с одной стороны, уже располагает необходимыми основными фондами.

А с другой, отнюдь не гарантирует свою лояльность к новому конкуренту. Мы прошли достаточно длительный путь полноценного технологического развития для того, чтобы предложить своим клиентам и партнерам вполне конкурентоспособный продукт под собственной торговой маркой.

Справка «Директора»
ОАО «Брестский завод бытовой химии» начал свою деятельность в феврале 1970 года, с создания дирекции строящегося завода. В июле 1972 г. был торжественно введен в эксплуатацию первый объект - трансформаторная подстанция, к концу года построены производственные корпуса. В 1977 г. продукция завода (пенно- моющее средство «Селена») получила почетную для того времени награду - Государственный знак качества. В 1983 г. предприятием достигнута максимальная за всю историю численность работающих - 878 человек. В 1991 г. завод преобразован в акционерное общество.
На сегодняшний день ассортимент выпускаемой продукции включает: парфюмерно-косметическую продукцию (лаки и муссы для волос «Belaluxe», пены для бритья «Brillet», шампуни и бальзамы для волос, гели для душа, пены для ванн); бытовую химию (освежители воздуха, моющие и чистящие средства, средства для стирки, средства для борьбы с насекомыми, антистатики); автокосметику; смазки; клеящие средства; средства технического назначения. С 2007 года на предприятии внедрена и действует система менеджмента качества с учетом требований СТБ ИСО 9001-2001. С 2009 г. внедрена система управления окружающей средой, разработанная в соответствии с требованиями СТБ ИСО 14001. Качество продукции, выпускаемой ОАО «Брестский завод бытовой химии» было неоднократно отмечено высокими наградами и медалями на различных выставках и международных конкурсах.

ОАО «Брестский завод бытовой химии»
224025, г. Брест, ул. Белорусская, 51
Тел.: +375 (162) 29-20-24
Факс: +375 (162) 29-27-43
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.bzbh.ru

{jcomments on} 

Александр АЛЕСИН

Последние новости о спросе на белорусские грузовые автомобили на российском рынке не могут порадовать отечественных производителей автотехники.

Согласно данным агентства «Автостат», по итогам мая 2015 г. продажи грузовиков МАЗ в РФ упали на 81,8% (c 483 до 88) относительно уровня 2014 г. Падение за 5 месяцев было чуть менее катастрофичным, но тоже впечатляющим: 60,4%. Поэтому нет ничего странного в том, что доля Минского автозавода на российском рынке сократилась с 7,4 до 3,3%.

Равные права. А возможности?

Здесь, очевидно, уместно сказать, что этот процесс начался не вчера и обусловлен экономическим кризисом в России и санкциями Запада против нее. Но так как полноценных альтернативных рынков у наших машиностроителей нет, они пытаются проникнуть в любую более-менее благоприятную товарную нишу. До недавних пор такой казалась ниша грузовых автомобилей и автобусов на газовом топливе.

В марте т.г. в Минске под председательством заместителя премьер-министра Владимира Семашко и заместителя председателя правления ОАО «Газпром» Виталия Маркелова состоялось выездное совещание по вопросам реализации дорожной карты проекта «Расширение использования высокотехнологичной продукции и технологий Беларуси для ОАО «Газпром».

Напомним, этот документ был подписан в ноябре 2014 г. во время специализированной выставки «Беларусь - «Газпром»: Промышленность. Технологии. Сотрудничество». Помимо того, в повестке дня совещания значились вопросы стандартизации продукции, выпуска газомоторных автомобилей и производства газовой аппаратуры для «Газпрома».
Насколько можно было понять из заключительного выступления В.Семашко, принципиально решено, что ... продолжение читайте в печатной версии журнала

{jcomments on} 

Александр ПЕРЕВЕРЗЕВ

По результатам рейтинга Белорусского союза лизингодателей ОАО «Промагролизинг» лидирует среди коллег по основным показателям: объему нового бизнеса, размеру лизингового портфеля и объему лизинговых платежей. Компания осуществляет поставки техники белорусских производителей по договорам международного лизинга в страны СНГ, Европейского союза и Африки. О реализации проектов по освоению новых рынков рассказал заместитель генерального директора компании Олег ВОДЧИЦ.

Олег ВОДЧИЦ
заместитель генерального директора ОАО «Промагролизинг»

- Прежде всего, следует отметить, что мы являемся лизинговой компанией, которой постановлением Совмина Республики Беларусь от 19 ноября 2009 г. №1505 предоставлены полномочия на создание эффективного механизма международного финансового лизинга, продвижение продукции, произведенной в Беларуси, на внешние рынки, а также привлечение иностранных инвестиций в экономику республики.

Поэтому для нас важно, кроме увеличения оборотов на традиционных рынках сбыта, открывать новые, предлагая не только конкурентоспособную продукцию, но и инновационные финансовые инструменты. Поскольку сегодня востребован как чистый лизинг, так и его разновидности.

Чтобы постоянно двигаться вперед, нужно придерживаться гибкой рыночной стратегии, которая в сочетании с ресурсами, предоставляемыми правительством через ОАО «Банк развития Республики Беларусь», позволяет создавать для лизингополучателей достаточно комфортные условия. Причем не только на внешних, но и на внутреннем рынках.

В этом году в соответствии с Указом №146 «О финансировании в 2015 году закупки современной техники и оборудования» наша компания определена оператором по приобретению современной техники и оборудования у организаций-производителей Евразийского экономического союза для последующей передачи в лизинг юридическим лицам Республики Беларусь.

Всего за несколько месяцев действия этого нормативного акта нами законтрактовано в лизинг более 1,1 тыс. единиц техники белорусских производителей на сумму более 710 млрд руб. Причем заявок по этой программе поступило на сумму более 2,5 трлн. руб., поскольку техника предоставляется на выгодных условиях.

Так, организациям агропромышленного комплекса передача в лизинг современной техники и оборудования осуществляется под 2,0% годовых, а для предприятий, осуществляющих деятельность в других отраслях экономики, -9,5% годовых. Понятно, что вряд ли удастся полностью удовлетворить столь ажиотажный спрос, но стремление к максимальному результату заставляет нас напряженно работать без выходных.

Ограниченность ресурсной базы стимулирует потенциальных лизингополучателей оперативно подавать заявки, которые приходится рассматривать и оформлять также быстро, поскольку любая заминка приводит к нежелательным последствиям. Кроме того, следует учитывать сезонность спроса, потому что сельхозтехника для уборки урожая необходима до начала страды, а не после нее. Поэтому мы понимаем, что все необходимо делать вовремя, не зря же говорят, что дорога ложка к обеду.

- Насколько легко вашим потенциальным клиентам с периферии, в том числе небольшим фермерским хозяйствам, «достучаться» до крупной компании, офис которой расположен в Минске?

- Мы не делим клиентов на «крупных» и «мелких», поэтому одинаково открыты для всех. К тому же для нас более важна финансовая составляющая, прежде всего платежеспособность предприятия, эффективность его работы, рентабельность, а не масштабность.

Для максимального приближения сервиса к клиентской базе совместно с Банком развития было принято решение об открытии филиалов компании в областных центрах. Уже проведен конкурсный отбор персонала, и в ближайшее время начнут работать наши представительства в регионах, что упростит процедуру оформления лизинговых договоров для конечного потребителя.

Ведь кроме наращивания объемных показателей следует стремиться к повышению качества предоставляемых услуг. И судя по тому, что большинство клиентов довольны всем спектром предоставляемых финансовых услуг, мы выбрали правильное направление развития компании.

На внешних рынках стараемся выстраивать взаимодействие с товаропроводящими сетями белорусских производителей, способными обеспечить надлежащий сервис техники, переданной лизингополучателям. Ведь при экспортных поставках, кроме финансовой эффективности, важны и другие факторы, например, репутация. Причем не только конкретного производителя, нашей компании, но и страны в целом.

- На внутреннем рынке, где легко найти всю необходимую информацию о платежеспособности лизингополучателя, финансовые риски невелики. А как вам удается минимизировать их при оформлении лизинговых сделок за рубежом?

- К каждой стране подходим очень индивидуально. На традиционных рынках (Россия, Казахстан, Украина и т.д.) мы способны оценить риски, даже не выезжая за пределы Беларуси, поскольку существуют базы данных, из которых можно получить всю необходимую информацию.

В некоторых странах, где заемщиком является государственное предприятие, а договор заключается под гарантии правительства, соответствующая финансовая отчетность вообще может отсутствовать. Есть государства, где мы работаем с крупными лизинговыми компаниями при банках, имеющими мировой рейтинг. Конечно, такие сделки менее привлекательны по доходности, но зато они подвержены меньшим рискам.

- Какой стратегии компания придерживается при выходе на новые рынки сбыта?

- Стараемся избегать прежних ошибок, когда вхождение в тот или иной рынок основывалось на преимуществах наших финансовых инструментов, при этом, в силу определенных причин, меньше внимания уделялось вопросу последующего технического сервиса.

Сейчас стремимся предоставлять весь комплекс услуг, именно в таком ключе изначально готовился контракт по поставке в Бангладеш техники и оборудования производства ОАО «Амкодор» на сумму 50 млн долл., на разработку и подготовку которого ушло более 2 лет. Прежде белорусская техника в эту страну не поставлялась.

На данный рынок мы пришли благодаря нашей настойчивости, стремлению ОАО «Амкодор» покорить новые рынки, целеустремленности белорусского посольства в Индии. Этот рынок традиционно делили между собой производители из Азиатско-Тихоокеанского региона, но нам всем удалось отвоевать небольшой плацдарм, который при должном подходе и настойчивости со временем может превратиться в форпост белорусского машиностроительного комплекса в этом важном регионе.

В строящемся сервисном центре планируется выполнять не только обслуживание, но и сборку белорусской техники, в том числе МАЗ и МТЗ. Это будет торгово-демонстрационная площадка, где можно ознакомиться с продукцией и оформить контракт на ее поставку. Сейчас совместно с ОАО «Амкодор» обучаем персонал из Бангладеш.

Данный проект очень важен не только для его непосредственных участников, но и для страны в целом. Поскольку если этот опыт окажется положительным, то по аналогичной схеме можно будет выходить на рынки других регионов мира.

Нам все чаще приходится выступать в роли интегратора между потенциальными зарубежными лизингополучателями и отечественными производителями машин и оборудования. Наши специалисты на постоянной основе посещают белорусские предприятия, где знакомятся со всей линейкой производимой продукции, планируемом выпуске новинок.

Такой финансово-производственный тандем более продуктивен, чем самостоятельные действия. Даже в снятом в этом году презентационном ролике больше рассказывается о наших партнерах, чем о «Промагролизинге». В этом и состоит наша главная задача - стать связующим звеном между белорусским машиностроительным комплексом и потребителями его продукции.

ОАО «Промагролизинг»
220002, г. Минск,
пр-т Машерова,35-445
Тел./факс: +375 (17) 334-34-35, 335-24-32, 335-24-31
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.pal.by

{jcomments on} 

Павел ГАЙДУКЕВИЧ

Реалии рыночной экономики и конкуренция между промышленными предприятиями диктуют высокие требования к сертификации и экологической безопасности не только продукции и производственных процессов, но и к прилегающих территорий, воздуха, сточных и подземных вод и т.д. Поэтому сегодня просто не обойтись без организаций, занимающихся контролем соблюдения экологических норм.

И контролировать, и просвещать
Одной из старейших отечественных научных организаций в области охраны окружающей среды и природопользования является РУП «Бел НИЦ «Экология», которая вот уже почти четверть века стоит на страже экологического здоровья страны.

Белорусский научно-исследовательский центр «Экология» (Бел НИЦ «Экология») был образован постановлением Совмина Беларуси от 20 мая 1991 г. №191. С самого начала создания его коллектив занимается не только мониторингом окружающей среды и выполнением контрольных функций, но и научно-исследовательской работой в области экологии.

Подготовка проектов ряда масштабных нормативно-правовых актов, начало разработки территориальных комплексных схем охраны окружающей среды, организация переподготовки экологических кадров, научно-техническое сопровождение национальных программ в области экологии, создание главного информационно-аналитического центра Национальной системы мониторинга окружающей среды Беларуси - вот далеко неполный перечень научно-организационных активов коллектива Бел НИЦ «Экология» в первое десятилетие деятельности.

РУП «Бел НИЦ «Экология» сертифицирован на оказание услуг в области охраны окружающей среды согласно требованиям, установленным СТБ 1803-2007, и аккредитован в качестве научной организации.

В настоящее время центр состоит из отделов: экологического мониторинга, экологической сертификации и аудита, обращения с отходами, комплексных экологических исследований и др. Специфика их деятельности позволяет охватить все вопросы экологической безопасности республики, а также проводить научные исследования, заниматься издательской деятельностью и просветительской работой в сфере экологии.

Ряд сотрудников Бел НИЦ «Экология» успешно защитили докторские и кандидатские диссертации, внеся значительный вклад в развитие национальной экологической школы. За прошедшее время заложены основы сотрудничества в экологической области со странами ближнего и дальнего зарубежья, проведен ряд совместных научно-практических конференций и выполнены исследовательские проекты.

Впечатляет перечень нормативных актов, разработанных Бел НИЦ «Экология», - почти 700 наименований. Об объемах проделанных работ красноречиво говорит тот факт, что за 1991-2014 гг. ученые и специалисты центра выполнили более 800 НИР, в том числе разработали комплексные схемы охраны окружающей среды ряда крупных городов и областей республики, включая Могилев, Гомель, Барановичи и др. С 2009 г. предприятием бессменно руководит кандидат медицинских наук Виктор Ключенович, награжденный орденом Почета и медалью «Участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС».

В государственных интересах
Современная деятельность центра предполагает планирование и проведение научных разработок в сфере экологии, подготовку научных кадров, а также развитие сферы экологических услуг юридическим лицам на основе соответствующих лицензий. Так, отдел комплексных экологических исследований центра аккредитован на проведение испытаний в соответствии с требованиями СТБ ИСО/МЭК.

Его сотрудники специализируются на количественном и качественном анализе состава выбросов вредных веществ, загрязняющих атмосферный воздух, отборе проб сточных и природных (подземных, поверхностных) вод, почв и промышленных отходов.

Только в 2007-2014 гг. специалисты отдела проанализировали хозяйственную деятельность десятков предприятий, среди которых РУП «БМЗ», РУП «Экзон-глюкоза», ОАО «Александрийское» и др. Кроме того, разработано около 20 паспортов полигонов размещения экологических отходов для пивоваренной компании «Сябар», РУП «СПО «Химволокно», РУПП «Гранит» и др. Выполнены работы по проверке эффективности пылегазоочистных установок ряда предприятий. Проведена паспортизация ПГУ ООО «Белсибуголь», УП «Ремид» и ГП «Борисовводоканал».

Весьма ответственные задачи стоят перед отделом мониторинга окружающей среды РУП «Бел НИЦ «Экология». Среди прочих, - это выполнение работ в области охраны окружающей среды на предприятиях (организация мониторинга и проведение исследований загрязнения почв, поверхностных, сточных и подземных вод, разработка экологических паспортов предприятий, работы по инвентаризации и оценке объектов растительного мира), разработка разделов «Охрана окружающей среды» для рабочих проектов реконструируемых и строящихся объектов и производств.

Ведущим подразделением РУП «Бел НИЦ «Экология», работающим с юридическими лицами, является отдел экологической сертификации и аудита. С момента создания отдела проведен сертификационный аудит более 50 организаций, в том числе впервые - в ОАО «Ивацевичдрев», ОАО «Гродненский КСМ», КУП «Молодечноводоканал» и СОАО «Ляховичский молочный завод», повторно в 16 организациях: ОАО «Бабушкина крынка», ОАО «Лента», РУП «Бреставтодор», РУП «Витебскавтодор», СООО «Малиновщизненский спиртоводочный завод - «Аквадив»», РПУП «Гомельоблгаз» и др.

Сегодня для многих производственных предприятий одной из ключевых является проблема утилизации отходов. Отдел обращения с отходами РУП «Бел НИЦ «Экология» оказывает комплексные услуги по проведению инвентаризации и анализу образования отходов производства, разработке инструкций по обращению с ними и экологических паспортов предприятий.

В 2005 г. лаборатория РУП «Бел НИЦ «Экология» была аккредитована в соответствии с требованиями СТБ ИСО/МЭК 17025 на проведение испытаний промышленных выбросов; аэродинамических испытаний вентиляционных систем; отбор проб сточных и природных (поверхностных, подземных) вод, отходов производства и почв; дозиметрических обследований (мощность дозы гамма-излучений) на территории предприятий, лесных и сельскохозяйственных угодий, зданий и сооружений, а также территорий размещения планируемой деятельности.

Успех определяет научный подход
Экологическая наука развивается стремительными темпами, и белорусская научная школа в этом плане не исключение. Среди перспективных направлений в работе центра нужно выделить научно-методологическое сопровождение экологического нормирования. Действующая система экологических требований не учитывает комплексности природоохранного эффекта в процессе осуществления конкретного вида экономической деятельности.

А это в свою очередь не стимулирует собственника или инвестора на вложение «зеленых инвестиций». Поэтому для каждого вида экономической деятельности необходимо научное обоснование экологических индикаторов, позволяющих оценить вклад любого субъекта хозяйствования в экологизацию экономики в целом.

Второе перспективное научное направление деятельности «Бел НИЦ «Экология» - создание и сопровождение научно обоснованной системы оценок природно-ресурсного потенциала территориальных образований (район, область, бассейн, особо охраняемые природные территории) и обоснование возможности изъятия и использования природных ресурсов без нарушения устойчивости развития территорий. Научно-инновационные разработки в данном направлении позволяют центру повысить роль в государственной экспертизе проектов использования природных ресурсов субъектами хозяйствования.

Третье базовое направление, в котором полномасштабно участвует «Бел НИЦ «Экология», - научная проработка вопросов обращения с отходами, предотвращения их воздействия на окружающую среду и увеличения извлечения из них вторичных материальных ресурсов.

Научные исследования в данном направлении позволяют центру внедрить такие новые виды услуг, как обоснование рациональной технологии и оптимальных мощностей по переработке отходов для природопользователей, а также подготовка рекомендаций по снижению объемов образования, повышению уровня использования и расширению возможностей переработки отходов или их экологически безопасное захоронение. В целом коллектив центр активно участвует в разработке новых научных, приемлемых для Беларуси условий, концептуальных подходов для оптимизации в стране действующих схем обращения с отходами.

Четвертое направление касается изучения и адаптации к проблемам изменения климата. В процессе исследований специалисты «Бел НИЦ «Экология» выполняют следующие научные задачи: прогнозирование изменений климата; разработка методики оценки климатической уязвимости территории Беларуси и определения ущерба или риска от опасных погодных явлений; совершенствование системы индикации влияния изменений климата на устойчивость социально-экономического развития страны.

И, наконец, пятое направление деятельности центра - научное сопровождение аспектов, связанных с выполнением Беларусью обязательств по международным природоохранным договорам. В этом контексте разрабатывается система учета технической, финансовой и другой помощи стране по международным грантам и проектам, получившим реальную отдачу в процессе выполнения конвенций и соглашений.

Специалисты Бел НИЦ «Экология» успешно реализовали ряд международных проектов, в том числе:
•    проект «Повышение потенциала для разработки национальных регистров выбросов и переноса загрязнителей в двух странах с переходной экономикой: Республике Беларусь и Республике Таджикистан в рамках Орхусской конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды»
•    проект ОБСЕ «Содействие осуществлению Орхусской конвенции в Беларуси»;
•    проект ГЭФ - Доклады по конвенциям. Беларусь - Подготовка шестого национального сообщения по осуществлению Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН);
•    проект «Экологизация экономик в странах Восточного партнерства» (EaP GREEN).

Все направления деятельности РУП «Бел НИЦ «Экология», безусловно, являются актуальными не только с научной, но и с практической точки зрения. Научные исследования направлены прежде всего на качественное обеспечение реализации общегосударственной функции управления в области охраны окружающей среды и природопользования, возложенной законами и главой государства на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.

РУП «Бел НИЦ «Экология»
220095, г. Минск, ул. Г.Якубова, 76
Тел.: (017) 395-57-67
Факс: (017) 367-56-85
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.ecoinfo.by

{jcomments on} 

Борис АЛЕКСЕЕВ

Наверное, всем хотя бы раз приходилось задумываться над тем, что же было первично - курица или яйцо? А вот 140 сотрудникам ГП «Слуцкий племптицезавод» ежедневно на практике приходится отвечать на этот философский вопрос.

- Наше предприятие выполняет роль племрепродуктора, - отметил директор ГП «Слуцкий племптицезавод» Иван ШИШКАНОВ. - Его основная задача - получение инкубационного яйца и производство суточных цыплят-бройлеров. Поэтому особое внимание уделяем качеству работы, чтобы обеспечить должный спрос на нашу продукцию.

Слуцкий племптицезавод производит 1 млн инкубационных яиц в месяц и реализует их в основном отечественным сельхозпредприятиям, у которых птицеводство не является главной отраслью, но, тем не менее, существенно влияет на развитие агробизнеса. А если учесть, что ежегодная потребность птицефабрик в республике составляет около 10 млн суточных цыплят, то роль племенного хозяйства из Слуцка становится особенно актуальной.

Среди его покупателей - Полоцкий производственный участок по птицеводству ОАО «Глубокский комбикормовый завод», «Могилевхлебопродукт», ПСК «Семежево» и др. По достоинству оценили инкубационные яица случан в Ярославской и Псковской областях, Чувашии и Казахстане. Правда, сейчас возникли сезонные перебои с поставками (до осени), а в Казахстане серьезную конкуренцию им составляют коллеги из Китая, Индонезии, Малайзии и др. А вот суточных цыплят за рубеж они не поставляют, так как не включены в соответствующий реестр.

Птицеводство является одной из самых интенсивных отраслей в республике. По статистике, на душу населения в Беларуси производится около 30 кг мяса птицы и 400 яиц в год. В хорошо организованных промышленных хозяйствах от одной несушки получают в среднем до 14-16 кг яичной продукции в год, а от одной особи современных мясных пород выращивают 130-150 цыплят в год.

Однако некоторые птицефабрики предпочитают завозить «живой товар» для выращивания из-за границы, тратя на это валюту и рискуя нарушить ветеринарно-санитарные требования. И это в то время, когда на первый план в деятельности всех хозяйствующих субъектов выдвигается вопрос импортозамещения, на чем настаивает руководство страны.

- Мы готовы работать только на белорусский рынок, - говорит И.Шишканов. - Правда, ситуацию осложняет закредитованность многих предприятий, переживающих не лучшие времена. Дебиторская задолженность сегодня составляет 7 млрд руб., что затрудняет дальнейшую модернизацию и развитие, не хватает оборотных средств.

Как отметил руководитель ГП «Слуцкий племптицезавод», имеющиеся производственные мощности - 10-12 млн яиц в год - уже не позволяют удовлетворять внутренний спрос. Сегодня остро назрела необходимость строительства новой птицефабрики, так как нынешняя за полвека с лишним уже выработала свой ресурс.

Однако осуществить это без господдержки или серьезных инвестиций невозможно. В начале года появились потенциальные инвесторы из России, когда у них возник острый дефицит поставок инкубационных яиц из-за экономических санкций Запада. Но сейчас они уже не проявляют прежнего интереса к племптицезаводу… Не отказались бы случане и от шефов - банка, колхоза или хлебокомбината, как у многих птицеводческих хозяйств страны.

- Пока же приходится рассчитывать только на свои силы, - подытожил беседу И.Шишканов. - В 2015 г. вышли на безубыточный уровень: в первом квартале получили 2,6 млрд руб. прибыли, а за первое полугодие обеспечили прирост объемов производства на 116%. Надеюсь, в дальнейшем сумеем закрепить этот успех. Главное, чтобы наши потребители ориентировались на отечественный, а не зарубежный рынок. Тогда общими усилиями сможем достойно решить продовольственную программу.

Коллектив ГП «Слуцкий племптицезавод» в эти дни отмечает 55-летие со дня образования. Редакция журнала «Директор» поздравляет всех сотрудников и ветеранов предприятия со знаменательной датой и желает им успехов в развитии отечественного птицеводства, крепкого здоровья и благополучия.

ГП «Слуцкий племптицезавод»
223620, Минская обл., Слуцкий р-н, д. Селище
Тел.: +375 (1795) 9-92-23
Тел./факс: +375 (1795) 9-92-68
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

{jcomments on} 

Михаил Бондарович

Июль и август - традиционное время вступительных экзаменов, горячая пора не только для студентов и преподавателей, но и руководства вузов, особенно частных, в последнее время не на шутку обеспокоенного снижением наплыва абитуриентов. Об особенностях вступительной компании, а также о перспективах частного образования в нашей стране рассказал учредитель ЧУО «БИП-Институт правоведения» (БИП) Степан СОКОЛ.

Степан СОКОЛ,
учредитель ЧУО «БИП-Институт правоведения», профессор, доктор юридических наук

- Оценивая первые итоги вступительной кампании, могу сказать, что количество абитуриентов в этом году в целом оправдало наши ожидания. Ни для кого не секрет, что число студентов сегодня сокращается как в частных, так и в государственных вузах.

Такая картина наблюдается не только в Беларуси, но и в соседних странах, например, в Польше и России, что связано в первую очередь с демографической проблемой - спадом рождаемости, который произошел около 20 лет назад. По прогнозам специалистов, эта ситуация продлится до 2018 г., после чего ожидается новый демографический подъем.

Главное преимущество нашего вуза в том, что я являюсь соучредителем трех частных юридических колледжей (еще один колледж был создан при моем участии), студенты которых обучаются по согласованной с нашим вузом программе, а также могут поступать к нам на сокращенное обучение с учетом ранее изученных предметов.

При нашем институте действуют магистратура и аспирантура, куда стремится молодежь, склонная к научной работе. Мне как учредителю особенно приятно, что в этом году в магистратуру было подано намного больше заявлений, чем в прошлом, а это говорит о качестве образования и интересе к нашему вузу. В ближайшее время планируем придать институту статус академии, уже готовятся соответствующие документы. Думаем, это повысит наш престиж в системе образования республики.

К осени планируем завершить строительство собственного общежития для студентов. Считаем, это повысит интерес к поступлению в БИП не только иногородних жителей Беларуси, но и иностранцев. Активно сотрудничаем с польскими и российскими вузами. В частности, наш могилевский филиал наладил тесные контакты со смоленским филиалом Российской академии народного хозяйства.

В результате студенты получают необходимые знания в области белорусской и российской юриспруденции, а также экономики, что позволяет им работать в сфере правового обеспечении экономических процессов на пространстве ЕврАзЭС. Аналогичную схему работы используем и с некоторыми частными вузами Польши, мы называем это идеей двух дипломов.

В преддверии юбилея
В конце года наш институт отметит свое 25-летие. За это время БИП-Институт правоведения сумел развиться не только как кузница юридических кадров для всех сфер деятельности, но и как научно-правовая школа. Примечательно, что многие наши выпускники сегодня работают на высших руководящих постах в прокуратуре, следственном комитете, судах и др.

Беларусь не стоит в стороне от образовательных процессов в Европе и мире, идет работа по ее присоединению к Болонскому процессу. Это позволит унифицировать наши системы подготовки кадров с европейскими стандартами, откроет студентам дорогу в европейские вузы, позволит проходить стажировки и обмениваться преподавателями, устранит проблемы с признанием наших дипломов, появится более четкое определение понятий «бакалавр» и «магистр».

Не исключено, что в будущем наши министерства и ведомства введут при приеме на работу на некоторые должности в системе суда, прокуратуры и других структурах обязательное квалификационное требование - наличие степени магистра. Поэтому должно быть четко определен уровень знаний, соответствующий данной степени.

Также будут расширены возможности самоуправления, касающиеся выбора на должности ректоров, совета вуза и разработки эксклюзивных учебных планов. Все это и многое другое будет иметь огромное значение и для нашего вуза, и для развития образования в Беларуси в целом.

Сегодня БИП идет в ногу со временем, развиваясь вместе со страной и ее потребностями. Как известно, Беларусь транзитная республика, поэтому растет спрос на специалистов в сфере экономико-правового обеспечения транспортной логистики. Это не только менеджеры и инженеры, но и экономисты, юристы, знающие как отечественное, так и международное право, владеющие иностранными языками.

Совсем недавно мы начали подготовку специалистов для данной сферы. К сожалению, пока это направление не очень популярно у наших абитуриентов, возможно, из-за недостаточной осведомленности и рекламы. Так что будем работать в этом направлении. Планируем и подготовку специалистов для работы в сфере недвижимости. Сегодня востребованы юристы, владеющие спецификой земельных вопросов и недвижимости, взаимодействия с БРТИ, исполкомами, риелторами и т.д.

Оставить след на земле
После окончания в 1967 г. юридического факультета БГУ мне некоторое время пришлось работать помощником прокурора в одном из райцентров Минской области. Эта работа дала мне бесценный опыт взаимодействия с представителями различных госорганов, позволила, что называется, живьем почувствовать хлеб юриста.

Сейчас в рамках нашего института действует так называемая юридическая клиника, где студенты получают первый опыт правовой деятельности, оказывая бесплатные юридические консультации. Это удобно для тех, у кого нет возможности обратиться в платную консультацию, и полезно нашим студентам, получающим первый опыт в качестве правоведов.

Те, кто имеет первое высшее образование, могут пройти переподготовку и получить у нас вторую специальность юриста. Это можно сделать заочно, без отрыва от производства и с учетом перечня предметов, изученных в первом вузе. Кстати, такая же возможность предоставляется и студентам очного отделения, желающим приобрести вторую специальность. Цены на обучение в нашем вузе вполне демократичные.

Первоначально наш институт размещался в бывшем здании детского сада на проспекте Рокоссовского в Минске. Со временем мы построили отдельный корпус, открыли филиалы в Могилеве и Гродно. В качестве эксперимента планируем открыть детский сад или подготовительную школу в одном из областных городов. Таким образом, попробуем создать образовательный кластер, позволяющий получить образование на всех ступенях образования - от начальной до высшей школы.

Кроме прочего, как учредитель института хочу создать свой фонда поддержки правовой науки и правового образования. Сейчас готовим уставные документы, чтобы к сентябрю он начал свою работу. С помощью фонда планируем заниматься воспитанием талантливых студентов, посвятивших себя правоведению.

В перспективе будем организовывать правовые олимпиады, конкурсы и т.д., награждая грантами или стипендиями победителей. Причем в них смогут участвовать не только наши студенты. Со временем планируем вывести эти акции на общереспубликанский межвузовский уровень.

Для меня это особенно важно, так как правоведение и развитие правовой мысли в Беларуси давно стало делом и смыслом моей жизни. В свое время я защитил докторскую диссертацию по вопросам истории развития права в Беларуси, издал ряд монографий. Тогда это было одним из первых научных исследований по данной тематике.

Сегодня его продолжили многие аспиранты нашего вуза, поэтому мне особенно приятно считать себя основоположником данного направления в юридической науке. Возможно, кому-то это покажется пафосным, но я хочу, чтобы дело моей жизни продолжалось. Надеюсь, фонд переживет меня и будет служить делу развития правового общества в Беларуси. А аббревиатура «БИП» и логотип «Сокол», ставшие за эти годы своеобразными брендами, так или иначе будут узнаваемыми всеми юристами нашей страны.

ЧУО «БИП-Институт правоведения»
220030,г. Минск, ул. Короля, 3
Тел.: (017) 211-01-58
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.bip-ip.by

{jcomments on} 

Дина СТАРОВОЙТОВА, директор ООО «АЭК», председатель Совета по бухгалтерскому учету и аудиту ОО «БСП», Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сегодня особую актуальность приобретает стабильность налогового законодательства. Ведь его частые поправки и корректировки не лучшим образом влияют на развитие бизнеса, а принятые изменения порой противоречат друг другу и сильно усложняют ведение бухгалтерского учета субъектами хозяйствования.

Проиллюстрируем это конкретными примерами. В конце 2014 г. при подготовке проекта Налогового кодекса (НК) на новый год были внесены изменения в 120 статей, не считая приложений к нему. Они касались налогооблагаемой базы, моментов признания выручки, объектов налогообложения и прочих уточняющих моментов в части исчисления налогов и сборов.

Соответственно, субъектам хозяйствования до начала 2015 г. в срочном порядке пришлось проштудировать весь НК для внесения необходимых корректировок, и привлечь аудиторов, юристов, чтобы разобраться, что изменится в текущей деятельности предприятий после корректировки необходимых статей НК на будущий год.

Кроме того, потребовалось доработать ПО, адаптировав его к своей структуре управления, и «перезагрузить» бухгалтера, так как новации вступают в силу в начале квартала, и лишь в конце года станет окончательно понятно, как применять на практике прошлогодние изменения НК, чтобы учесть и скорректировать данные в годовой отчетности 2014 г. и не пропустить изменения в первом квартале 2015 г. И так из года в год… Можете поверить, для бухгалтеров - это серьезная проблема и постоянный стресс.

На наш взгляд, необходимо подготовить окончательную и неизменную (хотя бы на 5 лет) новую редакцию НК, чтобы стабилизировать налоговое законодательство и всемерно упростить правила бухучета.

Следующий пример - налог на недвижимость: что является объектом, а что нет. Раньше у бухгалтеров не возникало вопросов по объектам для исчисления налога на недвижимость - это раздел 1 бухгалтерского баланса (форма 1) Долгосрочные активы «Основные средства» (строка 110).

Согласно разъяснениям налоговых органов к капитальным строениям (зданиям, сооружениям) отнесены «не только капитальные строения (здания, сооружения), подлежащие государственной регистрации, и передаточные устройства, но и иные объекты, классифицируемые в соответствии с законодательством как здания и сооружения для целей определения нормативных сроков службы основных средств в соответствии с приложением к постановлению Минэкономики от 30.09.2011 г. №161 «Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь».

Таким образом, постановление №161 можно применять для определения нормативных сроков службы к объектам, учтенным на иных счетах бухгалтерского учета (например, счет 07 «Оборудование к установке и строительные материалы», счет 10 «Материалы» и счет 41 «Товары»). То есть налоговую базу для исчисления налога на недвижимость бухгалтеру необходимо искать не только в долгосрочных активах, но и в разделе 2 баланса (форма 1) «Краткосрочные активы», что искажает саму суть налога на недвижимость, так как актив не является долгосрочным.

До сих пор остается много вопросов по рекламным щитам, объектам, предназначенным для реализации и незавершенного строительства. А ведь за ошибки в исчислении налогов и сборов предусмотрены серьезные штрафные санкции. Так что с учетом кризисной ситуации и высокой ставки рефинансирования Нацбанка цена бухгалтерской ошибки может быть ощутимой: от «вымывания» оборотных средств до сворачивания бизнеса.

Кому это выгодно?
Далее более подробно остановимся на разных объектах исчисления отчислений от фонда оплаты труда (ФОТ) в ФСЗН и Белгосстрах. Базы разнятся между собой. Ряд инициатив ФСЗН по расширению объектов обложения взносами приводит к проблемам в администрировании платежей, усложнению учета и негативно влияет на позиции нашей страны в рейтинге Doing Business по индикатору «Налогообложение».

Затраты организаций по учету платежей по ряду объектов обложения, «включенных в объекты», по инициативе ФСЗН многократно превышают «выгоду» государства от расширения объекта сбора по ним.

Минимальный порог отчислений для ФСЗН для индивидуальных предпринимателей, нотариусов. Индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты самостоятельно уплачивают обязательные страховые взносы со дня постановки их на учет в качестве плательщиков в органах Фонда.

Сумма указанных взносов, причитающаяся к уплате в бюджет Фонда, исчисляется из определяемого ими дохода за истекший год. При этом она не должна быть менее суммы, исчисленной за указанный период, из суммы размеров минимальной заработной платы, установленной и проиндексированной в соответствии с законодательством. Например, за 2014 г. сумма отчислений составила 7 325 200 руб. Уплата обязательных страховых взносов осуществляется ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом.

С 27.02.2014 г. юридическое лицо обязано уплачивать обязательные страховые взносы в ФСЗН за физическое лицо, являющееся его учредителем (собственником) и выполняющее функции руководителя (п. 1-1 Положения №40).

Согласно письму №08-07/2690, в случае заключения договора на оказание услуг по управлению организацией с индивидуальным предпринимателем, который является собственником ее имущества (участником, членом, учредителем), на выплачиваемое вознаграждение начисляются обязательные страховые взносы в ФСЗН.

При этом отмечено, что в период уплаты взносов юридическим лицом за физическое лицо, являющееся его учредителем и выполняющее функции руководителя, последний освобождается от обязательной уплаты взносов как индивидуальный предприниматель, уплачивающий взносы за себя.

Минимальный порог отчислений для Белгосстраха. Сумма страховых взносов, подлежащая уплате страхователем в отношении каждого застрахованного лица, должна быть не менее суммы этих взносов, исчисленной из размера 60% средней заработной платы рабочих и служащих в Республике Беларусь за месяц, предшествующий месяцу их начисления, пропорционально отработанному времени.

Максимальный порог отчислений для ФСЗН. Для работодателей и работающих граждан определен порог суммы выплат, превышение которого не признается объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН. С 1.01.2015 г. эта предельная величина (максимальное ограничение) установлена в размере 5-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (подп. 1.5 п. 1 Указа от 8.12.2014 г. №570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения»). Напомним, что для наименования максимального ограничения далее используется обозначение «5-кратная величина».
Максимальный порог отчислений для Белгосстраха отсутствует.

Сегодня объектом для отчислений в ФСЗН является и питьевая вода, закупаемая организациями для обеспечения нормальных условий труда сотрудников. Согласно этому обоснованию, в Минске водопроводная вода является питьевой по ГОСТу. Спрашивается, почему в соответствии с его требованиями тогда не организованы питьевые точки из водопровода во всех офисных помещениях? Об этом история умалчивает.

Не секрет, что многие субъекты хозяйствования испытывают серьезные затруднения, связанные с ведением налогового учета, составлением и представлением налоговой декларации (расчетов). Ярким примером тому служит пресловутое постановление Министерства по налогам и сборам от 24.12.2014 г. №42 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов (пошлин), иных платежей, контроль за исчислением и уплатой которых осуществляют налоговые органы» вместе с прилагаемыми инструкциями.

Этими документами утверждены новые формы налоговых деклараций с расширенным списком справочных показателей, обязательных для заполнения. Соответственно для этого необходимо приобрести обновления к программным бухгалтерским продуктам, увеличились и временные затраты на оформление отчетности.

В целях проведения камеральных проверок налоговыми органами внесены изменения в налоговые декларации с помощью электронного декларирования. Из-за этого первый квартал 2015 г. побил все рекорды по количеству уточненных расчетов. Вы думаете, виноваты ошибки в налоговой базе или ее определении? Вовсе нет.

Ошибки допустили все плательщики в справочной информации (в декларациях по налогам на прибыль, УСН и ЕНВД) в части суммы подоходного налога. Справочные показатели по подоходному налогу не согласуются с отчетным периодом самих налоговых деклараций. Такой вывод «АЭК» может сделать как профессиональная компания по оказанию бухгалтерских услуг организациям по всей стране.

Так вот, в ходе мониторинга ситуации в 2015 г. мы получали разъяснения от различных районных и городских ИМНС по заполнению справочных данных, кардинально противоречащие друг другу! Как тут не запутаться бухгалтерам, если даже налоговые органы не могут прийти к общему знаменателю?

Соразмерность наказания
Практика свидетельствует, что ряд субъектов хозяйствования привлекается контролирующими органами к административной ответственности по ст. 12.1 КоАП за нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и правил хранения бухгалтерских и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. Более того, нам стало известно, что готовится новая редакция статьи об ужесточении ответственности за утрату документов.

На наш взгляд, это совершенно неоправданный шаг со стороны контролирующих органов, особенно с учетом курса на сокращение бумажного документооборота в стране, провозглашенного Законом от 28.12.2009 г. №113-З «Об электронном документе». Поэтому несложно установить круг субъектов и контрагентов через данные банковских выписок и полученных актов сверок по запросу контролеров.

В различных электронных базах сегодня содержится любая информация, поэтому специалистам контролирующих органов остается только профессионально все проанализировать, и тогда ваша хозяйственная деятельность будет как на ладони. И, конечно же, субъекту невыгодно уничтожать свои бухгалтерские документы, так как при определении суммы налогов в соответствии с п.17 Указа №510 и п. 2 ст. 81 НК в случае отсутствия у проверяемого субъекта или непредставлении им документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, проверяющие вправе в ходе проверки определить размер причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании:
- сведений о движении денежных средств по счетам в банке;
- сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц;
- либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности.

При проведении проверки расчетным методом необходимо руководствоваться Положением о порядке определения размера причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений о движении денежных средств по счетам проверяемого субъекта в банке и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности (далее - Положение), утвержденным постановлением Совмина от 24.03.2010 г. №426 (с изменениями и дополнениями).

Запись о примененном методе определения размера причитающихся к уплате в бюджет налогов производится в акте проверки. При этом в отношении проверки каждого календарного года (его части, если проверке подлежит часть календарного года) может применяться только один из указанных методов.

Согласно п. 14 Положения в случае, если у проверяемого субъекта имеются документы, связанные с налогообложением, за отдельные периоды (месяц, квартал, год), за которые проводилась (проводится) проверка, то они могут быть использованы для исчисления размера налогов за периоды, в которых они отсутствуют или не представлены.

Определенные расчетным методом суммы налогов, сборов пересматриваются налоговым органом при условии восстановления плательщиком (иным обязанным лицом) бухгалтерского, налогового учета и представления документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, но не позднее трех месяцев со дня вручения (направления) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю акта проверки (ч. 2 п. 2 ст. 81 НК, п. 7 Положения).

С этой целью руководителем налогового органа назначается дополнительная проверка (абз. 8 подп. 9.2 п. 9 Указа №510). По итогам дополнительной проверки в первоначальный акт проверки вносятся соответствующие изменения и дополнения (п. 20 Положения).

Не секрет, что субъекты хозяйствования в своей практике продолжают сталкиваться с необоснованными требованиями законодательства, за несоблюдение которых при этом установлена административная ответственность. Например, по требованию налоговых органов необходимо предоставлять объяснительную записку по убыткам, полученным по результатам отчетного периода, и указывать варианты выхода из сложившейся ситуации.

Причем тот факт, что предприятие только начало хозяйственную деятельность, и это «пусковые расходы», значения не имеет. Объяснение должно представляться в письменном виде.

«Неподъемная нагрузка»
Органы статистики активно применяют санкции за непредоставление очередной формы отчета, даже если компания не ведет деятельность более 3 лет. А вот отчет по форме 4-ф (инвест) организациям надо предоставлять ежегодно, хотя при этом данные в нем не меняются, а деятельность субъектами не осуществляется.

Вообще предоставление государственной статистической отчетности является большой нагрузкой на бизнес. Потому что чем больше видов деятельности, тем больше отчетных форм, которые иногда дублируют друг друга. А особенно при ведении компанией внешнеэкономической деятельности, даже при осуществлении сделки в белорусских рублях с представительством нерезидента на территории Беларуси. При получении выручки от нерезидента банку предоставляются сведения, а органам статистики - отчет формы 12-вэс (услуги) ежемесячно 18-го числа (а не 20-го, как налоговые отчеты).

1. Отчет представляют юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс:

- предоставившие нерезидентам и (или) получившие от нерезидентов услуги, стоимость которых в пересчете в доллары США по конкретному виду услуги суммарно по странам составила 1 000 долл. и более за отчетный месяц;

- при оказании услуг в области образования (коды видов услуг - 2110 - 2120), здравоохранения (2200), культуры и отдыха (2310 - 2320), спорта (2400), а также прочих услуг физическим лицам (2500), если суммарная стоимость услуг в пересчете в доллары США составила 50 долл. и более за отчетный месяц по конкретной стране.

2. Отчет юридического лица должен включать данные по расположенным за пределами Беларуси представительствам, филиалам и иным обособленным подразделениям независимо от размера бизнеса.

Ежеквартально возникает необходимость предоставлять в ФСЗН сведения о принятых и уволенных сотрудниках строго по срокам. Но даже у микроорганизаций возникают сложности с персоналом, так как в штате нет инспектора по кадрам. В результате они нередко просто забывают подать сведения об увольнении. А в годовой форме ПУ-3 отражается вся информация о принятых и уволенных по каждому сотруднику и поквартально. С одной стороны, в результате Фонд располагает всеми данными, а с другой - это не спасает субъекты хозяйствования от ответственности.

В первой половине 2014 г. ФСЗН провел мониторинг своевременности уплаты взносов микроорганизациями (численностью до 15 человек), которые в соответствии с Указом от 16.01.2009 г. №40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» могли уплачивать взносы ежеквартально.

Следует отметить, что ситуация была проанализирована тщательно. Так как даже при возникновении округлений при перечислении взносов (например, 1 бел. руб. меньше начисленных взносов (за счет округлений)) организация утрачивала льготу на уплату страховых взносов ежеквартально. А ФСЗН присылал ей «письма счастья».

{jcomments on} 

ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. ВНЕБИРЖЕВОЙ РЫНОК ФОРЕКС
Установлено, что в Республике Беларусь деятельность по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (деятельность на внебиржевом рынке Форекс) вправе осуществлять только:
- юридические лица, зарегистрированные в Республике Беларусь, уставный фонд которых сформирован с учетом требований настоящего Указа в размере не менее 2 млрд руб., и включенные Нацбанком в реестр форекс-компаний;
- Национальный форекс-центр;
- банки;
- небанковские кредитно-финансовые организации.

Совершение индивидуальными предпринимателями инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, а также юридическими лицами, не перечисленными выше, является незаконным и запрещается.

Указ Президента от 04.06.2015 г. №231 «Об осуществлении деятельности на внебиржевом рынке Форекс». Вступает в силу с 07.03.2016 г.

ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЫ. ТОРГОВЛЯ ПО ОБРАЗЦАМ
Определено, что при торговле по образцам через интернет-магазин продавец обязан предоставить покупателям возможность расчета за приобретаемый в интернет-магазине товар путем дистанционного перечисления денежных средств.

Обязательным при этом является обеспечение покупателю возможности оплаты посредством использования банковской платежной карточки, автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства.

Постановление Совмина от 19.06.2015 г. №517 «О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь». Вступает в силу (за исключением отдельных положений) с 26.09.2015 г.

ДЕНЕЖНЫЕ ПЕРЕВОДЫ. ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ
Определен порядок денежных переводов - не связанных с предпринимательской деятельностью безналичных переводов денежных средств через систему денежных переводов, по которому одна или обе стороны являются физическими лицами.

Участниками системы денежных переводов признаются: расчетный центр, банки, юридические лица - нерезиденты, имеющие в соответствии с законодательством страны их нахождения право осуществлять денежные переводы и заключившие договоры (соглашения) на участие в системе денежных переводов.

Определены порядок оформления перевода и перечень основных необходимых документов. При приеме к исполнению заявления на перевод (заявления на получение перевода) банк в случаях, установленных законодательством, может потребовать представления дополнительных документов (сведений), необходимых ему для выполнения функций агента валютного контроля, а также для соблюдения требований законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, в иных случаях, определенных правилами системы денежных переводов.

Постановление Правления Нацбанка от 22.06.2015 г. №376 «О некоторых вопросах осуществления денежных переводов». Вступает в силу с 07.09.2015 г.

ПЕРЕВОЗКИ. ВЪЕЗД В РЕСПУБЛИКУ БЕЛАРУСЬ. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
Установлен порядок информирования юридических лиц и ИП, осуществляющих международные перевозки пассажиров, о документах, необходимых для въезда в Республику Беларусь. Информирование осуществляется Министерством транспорта и коммуникаций (далее - Минтранс) и Государственным пограничным комитетом (далее - Госпогранкомитет).

Минтранс и Госпогранкомитет обеспечивают в пределах своих полномочий предоставление юридическим лицам и ИП, осуществляющим международные перевозки пассажиров, информации о документах, необходимых для въезда в Республику Беларусь, путем размещения ее в специальной рубрике на официальных сайтах Минтранса и Госпогранкомитета.

Информация также может непосредственно доводиться до субъектов хозяйствования, осуществляющих международные перевозки пассажиров, по их запросу. Запрос подается в письменной либо электронной форме и рассматривается в порядке и сроки, установленные законодательством об обращениях.

Постановление Совмина от 10.06.2015 г. №482 «О порядке получения информации о документах, необходимых для въезда в Республику Беларусь». Вступило в силу с 23.07.2015 г.

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ. ПАСПОРТ НА ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО.
Правительства государств - членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в целях создания условий для обеспечения свободного обращения транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники на единой таможенной территории Таможенного союза и определения порядка оформления паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и паспортов самоходных машин (далее - паспорта транспортных средств) и других видов техники по единым формам приняли решение:
- о применении единых форм паспорта транспортного средства;
- о применении электронных паспортов транспортных средств;
- о создании системы электронных паспортов и утверждении порядка ее функционирования.

Также формируется Единый реестр уполномоченных органов (организаций) государств - членов Таможенного союза и организаций-изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов транспортных средств (далее - Единый реестр).

Электронные паспорта транспортных средств оформляются с 01.07.2015 г.  уполномоченными органами (организациями) государств-сторон Соглашения и организациями-изготовителями, включенными в Единый реестр, в порядке, утверждаемом Евразийской экономической комиссией.

Закон от 01.06.2015 г. №265-З «О ратификации Соглашения о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов». Вступил в силу с 15.06.2015 г.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА. ЭЛЕКТРОННАЯ ОЧЕРЕДЬ
Создается система электронной очереди транспортных средств для въезда в автодорожные пункты пропуска через Государственную границу Республики Беларусь (далее - система электронной очереди).

При выезде из Республики Беларусь очередность пропуска транспортных средств, пересекающих госграницу, в автодорожные пункты пропуска может устанавливаться посредством использования системы электронной очереди из зон ожидания.

Зона ожидания - специально оборудованная площадка, расположенная перед пунктом пропуска и предназначенная для регистрации транспортных средств в системе электронной очереди, их размещения на безвозмездной основе, а также направления для въезда в пункт пропуска в соответствии с очередностью, установленной системой электронной очереди.

Установлено, что въезд транспортных средств в пункты пропуска из зон ожидания может осуществляться в забронированное в системе электронной очереди время, в порядке очередности без предварительного бронирования времени въезда в пункт пропуска, а также с правом въезда в пункт пропуска вне очереди.

Указ Президента от 02.07.2015 г. № 305 «О системе электронной очереди транспортных средств в пунктах пропуска». Вступает в силу (за исключением отдельных положений) с 08.01.2016 г.

Подготовила Елена КОРНУШЕНКО,
адвокат адвокатского бюро «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий СБХ».

{jcomments on} 

Вадим ИОСУБ,
старший аналитик Альпари

Белорусский рубль избежал обвала, на Forex после ослабления планируется рост «американца», сырьевые рынки пока далеки от стабильности.

Белорусский валютный рынок: бегство из рубля стало реальностью
Переход валютных торгов на БВФБ с начала июня на режим непрерывного двойного аукциона больших сюрпризов не преподнес. Худшие опасения не оправдались: обвала национальной валюты не произошло, да и волатильность заметно не увеличилась.

Курсы доллара и евро в июне второй месяц подряд продемонстрировали рост, зато российская валюта за первый летний месяц впервые с начала текущего года продемонстрировала падение. Валютная корзина подорожала, но не так значительно, как в апреле и мае.

В результате на конец июня сложилась следующая картина: доллар США вырос за месяц с 14 890 до 15 346 (+3,06%). Евро вырос с 16 300 до 16 974 (+4,13%). Российский рубль снизился с 280,50 до 275,73 (-1,70%). Валютная корзина выросла за месяц на 1,44%. Всего с начала года доллар подорожал на 29,50%, евро на 18,04%, а российский рубль на 28,55%. Валютная корзина прибавила за это время 25,58%... продолжение читайте в печатной версии журнала

{jcomments on} 

Ева МАРЦИНКЕВИЧ, юрист

Среди корпоративных споров иски об исключении участника из ООО (ОДО) занимают особое место. Дело в том, что обстоятельства, являющиеся основанием для подобных действий, относятся к разряду оценочных категорий, а само исключение участника - к исключительной компетенции экономического суда.

Процесс может быть запущен только в судебном порядке по требованию иных участников общества, доли которых в совокупности составляют не менее 10% уставного фонда этого общества, в случае, если такой участник грубо нарушает свои обязанности либо действиями (бездействием) препятствует деятельности общества.

Моментом исключения участника из общества является дата вступления в законную силу соответствующего решения суда (ст.ст.103, 112 Закона от 9.12.1992 г. №2020-XII «О хозяйственных обществах», далее - Закон).

ОБЩЕСТВО НАСТАИВАЕТ
Право на обращение с требованием об исключении участника ООО (ОДО) также предоставлено одному участнику при условии, что его доля в уставном фонде составляет 10% и более. ООО (ОДО) и иным участникам общества такое право Законом не предоставлено (п.31 постановления Пленума ВХС от 31.10.2011 г. №20 «О некоторых вопросах рассмотрения дел с участием коммерческих организаций и их учредителей (участников)»).

Ответчиком по искам является участник общества, об исключении которого заявлено требование. Иск может быть предъявлен и нескольким ответчикам при условии... продолжение читайте в печатной версии журнала

{jcomments on}