fbpx

Татьяна МАНЕНОК

Беларусь в 2014 г. снизила доходы от транзита в сравнении с предыдущим годом на 3,2% - до 3 млрд. долл. Белорусские транспортники объясняют спад резким изменением внешнеэкономической конъюнктуры - санкциями в отношении РФ, российским эмбарго и падением экономики соседней страны.

транзитВсе это так, но специалисты обращают внимание на то, что пока наша страна не в полной мере использует свой транзитный потенциал. Беларусь, находясь между двумя такими крупными экономическими центрами как Евросоюз и Россия, на самом деле имеет хороший шанс увеличить транзит.

Сегодня проходящие по ней трансъевропейские коридоры развиваются и модернизируются, но этого мало. В стране должна быть создана современная логистическая инфраструктура, позволяющая эффективно обслуживать грузы.

В последние годы Беларусь стремится активно развивать логистическую отрасль. По оценкам, финансовые вложения в развитие логистики в 2014 г. составили более 150 млн. евро, а прирост логистических площадей - около 150 тыс. кв.м. В 2015 г. объем инвестиций в строительство логистических центров приблизится к 1 млрд. долл., еще 130 млн. планируется вложить в развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Однако пока национальная логистическая отрасль в своем развитии не приблизилась к уровню ближайших стран-соседей.

Отечественные транспортно-логистические центры (ТЛЦ) пока загружены на 60-70%. В 2014 г. логистические центры и операторы Беларуси обработали всего лишь около 11% транзитных грузов, следующих через территорию страны автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом, и заработали на этом почти 2 млрд. долл. Пока в отечественной логистике очень слабо используется аутсорсинг. К примеру, в Китае доля аутсорсинга на рынке транспортно-логистических услуг составляет 48%, а у нас - не более 2%.

В целом в Беларуси за счет логистики сейчас формируется около 7,5% ВВП, в то время как в странах Евросоюза - 20-25%. При этом доля логистических издержек в конечной стоимости продукции в нашей стране за 2014 г. составила около 20% (а в некоторых случаях она достигает 35%), хотя в европейских государствах доля таких издержек находится на уровне 11%.

Белорусские ТЛЦ: количество VS качество

Согласно данным исследования состояния современной складской инфраструктуры в Беларуси, которое провела кафедра логистики Международного университета «МИТСО» (исследование проводилось в мае-июне 2015 г., в нем проанализирована как информация государственных органов, так и предоставленная логистическими центрами, содержащаяся на официальных сайтах логистических операторов), в стране сейчас функционируют 37 логистических центров (ЛЦ) (19 ЛЦ создано в рамках Программы развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 г., еще 18 центров построены вне данной программы).

В рамках Программы создано 5 ЛЦ в Бресте (вне программы - 1 центр), по одному - в Гомеле («Гомель Белтаможсервис») и Гродненской области (ООО «Белагротерминал», 11 центров - в Минском районе (вне программы - 17), в Минской области - 1 (вне программы - 4, из них 2 - в Заславле, 1 - в Марьиной Горке и 1 - в Червенском районе).

Среди действующих ЛЦ 9 являются государственными, остальные созданы за счет инвестиций национальных и иностранных инвесторов - из России, Азербайджана, Украины, Ирана и Бельгии.

Анализ показал, что самыми привлекательными регионами для строительства ЛЦ являются Минский (за МКАД, вблизи II и IX трансъевропейских транспортных коридоров) и Брестский (граница с Польшей) регионы.

Из 37 действующих в Беларуси 13 ЛЦ располагают на своей территории складами временного хранения, таможенными складами (СООО «Брествнештранс», ОАО «Белмагистральавтотранс», ОАО «Торгово-логистический центр «Озерцо-логистик», РТЭУП «Белинтертранс - транспортно-логистический центр», 5 ЛЦ РУП «Белтаможсервис», СП «Доминик ООО, СП «Транзит» ООО, ООО «Л-БИТ Групп», ЗАО «Поинт логистик»).

7 ЛЦ являются мультимодальными, т.е. имеют подъездные пути двух и более видов транспорта (железнодорожные и автомобильные), - СООО «Брествнештранс», ОАО «Торгово-логистический центр «Озерцо - логистик», РТЭУП «Белинтертранс - транспортно-логистический центр», РУП «Белтаможсервис-2» (д. Щитомиричи), ООО «Евросклад Сервис», СП «Транзит» ООО, ООО «Белагротерминал», остальные - только автомобильные. Биржевыми складами располагают 3 ЛЦ (ООО «Евросклад Сервис», ООО «Л-БИТ Групп», ОАО «Торгово-логистический центр «Озерцо-логистик»).

Тем не менее авторы исследования отмечают, что за годы реализации программы развития логистической системы Беларуси, принятой в 2008 г., в наш транспортно-логистический сектор пока так и не пришли значимые инвесторы-логисты. А появились инвесторы-застройщики (девелоперы), создавшие современные объекты складской инфраструктуры, а также резиденты Беларуси (сфера их деятельности - дистрибуция, ритейл, транспортно-экспедиционная деятельность и др.), которые, вложив деньги в строительство, пытаются как можно быстрее их «отбить», сдавая площади в аренду или продавая построенные объекты.

транзит

Резервы рентабельности

Рентабельность ЛЦ и логистических операторов в Беларуси составляет от 10 до 55%. По данным экспертов, рентабельность 10-25% имеют логистические операторы, использующие арендованные площади современных ЛЦ. В то же время у их владельцев, имеющих собственную инфраструктуру, рентабельность достигает 55%.

В структуре себестоимости логистических услуг ЛЦ и логистических операторов, использующих арендованные площади, основную долю составляют аренда (40%), заработная плата (37%) и др. (23%).

Очевидно, что в условиях экономической неопределенности, высоких процентных ставок по кредитам, при больших инвестиционных рисках собственники ЛЦ ориентированы на скорейший возврат финансовых вложений, поэтому завышают стоимость аренды складских помещений, привязывая ее к доллару. Как следствие, логистические операторы, использующие арендованные площади, вынуждены повышать стоимость логистических услуг или работать практически в ноль, чтобы не потерять клиентов.

Неудивительно, что тарифы на логистические услуги, оказываемые ЛЦ и логистическими операторами выше, чем у стран-соседей, при этом комплексность и качество услуг остаются довольной низкими.

В исследовании отмечается, что текущий уровень ставок аренды складских помещений класса «А» и «В» в Беларуси является самым высоким по сравнению со странами-соседями. Средняя ставка аренды складских помещений класса «А» достигает 8-10 евро за 1 кв. м, класса «В» - 6-8 евро за 1 кв. м. Для сравнения: в Польше ставка аренды в связи с высоким предложением составляет 1,5-2 евро за 1 кв. м, в Литве - 4,5-5,5. В России ставка аренды достигает 7,5-10 евро за 1 кв. м.

Услуги: спектр очень узкий

Эксперты отмечают, что главный критерий успешности логистической отрасли в Беларуси - развитие комплексности логистических услуг. Если в странах ЕС показатель использования логистическими компаниями комплексности услуг оценивается на уровне 73%, то в Беларуси он гораздо ниже - 23%.

Из более 770 существующих сегодня на рынке логистических услуг белорусские ТЛЦ пока оказывают всего 72 услуги.
Транспортно-логистический сектор Беларуси в основном представлен компаниями, оказывающими узкий спектр логистических услуг (в основном транспортно-экспедиционных, складских услуг), рынок 3 PL-провайдеров (комплексных логистических услуг) развит слабо. Логистические операторы, а также ЛЦ, которые таковыми себя называют, зачастую не обеспечивают комплексности логистических услуг.

В то же время введение в Беларуси с 1 ноября 2013 г. добровольной сертификации исполнителей логистических услуг (СТБ 2306-2013 «Услуги логистические. Общие требования и процедура комплексности логистических услуг сертификации») практически не повлияло на качество предоставляемых услуг. Лишь 3 ЛЦ (ООО «Евротибас», СП «Транзит» ООО, ООО «Балтспед логистик») прошли сертификацию логистических услуг на соответствие СТБ 2306-2013.

Согласно данным исследования кафедры логистики Международного университета «МИТСО», наиболее комплексные логистические услуги оказывают РУП «Белтаможсервис», СООО «Брествнештранс», ОАО «Торгово-логистический центр «Озерцо-логистик», ОАО «Белмагистральавтотранс», РТЭУП «Белинтертранс - транспортно-логистический центр», СП «Транзит» ООО, ООО «Л-Бит Групп», СП «Доминик» ООО.

Специализируются на оказании логистических услуг уровня логистического оператора СООО «БЛТ Логистик, ЗАО «Поинт Логистик», ООО «Евротибас», ООО «Компания ФСК Логистик», ООО «Кэпитал Логистик».

Обслуживают в основном собственные грузопотоки ТЧУП «ШАТЭ-М Плюс», ООО «Евроторг», ООО «Амазон-Колорит», РУП «Минск Кристалл», ООО «Владпродимпорт», СООО «Морозпродукт», ЗАО «Чистый берег». Преимущественно сдают площади в аренду ИООО «Логистический центр «Прилесье», ООО «ИнтерСтройПорталПлюс», ЗАО «Белрусинвест», ООО «Бугинком, ООО «Транспортно-складской комплекс Евразия», ЗАО «Минский завод безалкогольных напитков», УП «СБС и К», компания «А-100 Девелопмент».

Что касается таможенно-логистических услуг, то они, как считают эксперты, являются высокомаржинальными. Если в 2008 г. на СВХ открытого типа были размещены 72 ведомственных ПТО, из них 12 содержал РУП «Белтаможсервис», то, по данным на 21 июня 2015 г., на СВХ открытого типа размещены 47 ведомственных ПТО, из них 14 эксплуатирует РУП «Белтаможсервис» (29,8%).

транзит

Прогнозы на рост

По оценкам экспертов, сейчас общая площадь складов классов «А» и «В» логистических центров Беларуси составляет более 520 тыс. кв. м, их них склады общего пользования - 402 тыс. кв. м, склады временного хранения и таможенные склады - 82 тыс., низкотемпературные склады и склады холодильники - 36 тыс. кв. м.

Для сравнения: площади складов классов «А» и «В» в районе Варшавы составляют около 2,6 млн. кв. м. Совокупная площадь ЛЦ, представленных в Польше, превышает 7 млн. кв. м. Общий объем современных складских помещений в Киевском регионе - около 1,6 млн. кв. м.

Ожидается, что к концу 2015 г. площадь складов классов «А», «В» ЛЦ увеличится на 52 тыс. кв. м - до 570 тыс. кв. м. До конца 2015 г. в Беларуси будут введены в эксплуатацию 4 ЛЦ, в 2016 г. -  5, в 2017 и 2018 гг. - по 2 центра.
Эксперты прогнозируют, что в 2016 г. в Беларуси площадь складских площадей классов «А» и «В» составит более 660 тыс. кв. м, в 2017 г. - более 730 тыс., в 2018 г. достигнет 800 тыс. кв. м.

Программе нужен новый импульс

В этом году завершается Программа развития логистической системы Беларуси на период до 2015 г. По поручению правительства Национальная академия наук вместе с профильными министерствами работает над очередной программой до 2030 г. Эксперты отмечают, что новая программа должна быть направлена не только на развитие складской инфраструктуры в части создания ЛЦ, а в первую очередь - на комплексное развитие логистической системы.

В частности, для создания рынка конкурентоспособных комплексных транспортно-логистических услуг требуется проработать вопрос о необходимости принятия в Беларуси закона «О логистическом операторе». Также следует разработать стандартизованный комплекс транспортно-логистических услуг логистического оператора (3PL-провайдера). Кстати, аналогичные документы планируется принять в России в соответствии с Транспортной стратегией на период до 2030 г.

Анализ законодательства в области логистики в ЕС и государств-соседей говорит о том, что национальное законодательство необходимо формировать исходя из приоритетов, принятых в Европейском союзе. При этом важно решить ряд принципиальных вопросов, без чего сложно представить дальнейшее развитие национальной логистической отрасли.

В частности, требуется демонополизация отдельных сегментов рынка - железнодорожного транспорта, телекоммуникационного рынка, развитие операторских компаний. А также либерализация внешней торговли - упрощение процесса получения разрешений на импорт и т.д.

{jcomments on}