Елена КОВАЛЕВА
ОАО «Климовичский ликеро-водочный завод» - одно из старейших предприятий не только в Могилевской области, но и республике (основано в 1858 г. помещиком Карлом Каминским). А еще заслуженно считается одним из самых успешных предприятий и основным плательщиком налогов в регионе.
Олег БУЯНОВ,
генеральный директор ОАО «Климовичский ликеро-водочный завод»
- Как оцениваете достижения завода, который возглавили в минувшем году?
- На современном этапе предприятие представляет собой комплекс подразделений, начиная от самой низкой технологической цепочки производства спирта и заканчивая выпуском готовой продукции. Мы производим широкий ассортимент продукции: крепкие алкогольные напитки, плодово-ягодные вина и бальзамы. На заводе работают около 800 чел. Средняя зарплата сегодня составляет 6,5 млн. руб.
Переломным для предприятия стал 2001 г., когда была смонтирована первая современная автоматическая линия итальянского производства, позволившая улучшить внешний вид и качество выпускаемой продукции. В 2013 г. на заводе завершили модернизацию спиртового производства в рамках совместного проекта «Белгоспищепрома» и Могилевского облисполкома.
И теперь только наше предприятие в республике выпускает альфаспирт. Это новый этап в развитии отрасли. Но сегодня мы пошли еще дальше, освоив выпуск солодового спирта - продукта, превосходящего по качеству другие виды спирта и позволяющего выпускать элитную продукцию.
- Каковы основные рынки сбыта вашей продукции? Удается ли осваивать новые?
- Благодаря своевременной и глубокой модернизации завода, нашу продукцию можно увидеть не только на полках белорусских магазинов, а и магазинов дьюти-фри, в РФ, некоторых европейских странах (в частности, Германии, Прибалтике). Сейчас прорабатываем вопросы сотрудничества с США, Канадой и Китаем.
Конечно же, выходить на новые рынки непросто. Везде очень высокая конкуренция, и уступать свою нишу предприятия, которые уже пришли на рынок конкретной страны до нас, не хотят. И это неудивительно - продажа продукции, на которой мы специализируемся, - высокодоходный бизнес.
- За счет чего удается преодолевать сильную конкуренцию на этих рынках?
- Помогают две составляющие - цена и качество. Если предприятие попадает в яблочко по их соотношению, то может конкурировать даже с очень сильными предприятиями или брендами-соперниками. Для того чтобы снизить себестоимость продукции, нам пришлось приложить немало усилий. Так, оптимизировали штат предприятия. Производства, которые не могли обеспечить добавленную стоимость, законсервировали.
Также существенно снизили расходы на содержание предприятия. Оптимизировали систему закупок, реализовали эффективную программу по энергосбережению. Третий год подряд на заводе наблюдается рост объемов производства на фоне снижения затрат на энергопотребление, а это очень хороший показатель.
После того, как подкорректировали три важных показателя - фонд заработной платы, материалоемкость и энергоемкость продукции, удалось выйти на себестоимость, позволившую конкурировать на рынках и зарабатывать хорошие деньги. В ближайшие несколько лет будем наращивать объемы выпуска продукции прежними силами и при сохранении нынешних издержек.
- Боитесь ли вы конкурентов? Что помогает им уверенно чувствовать себя на рынке?
- Наши конкуренты очень сильны. Главная составляющая их силы и успеха - эффективно выстроенная система дистрибьюции и маркетинга. Это позволяет продавать продукцию в больших объемах и на более выгодных условиях. Поэтому мы первым делом усовершенствовали систему продаж.
Выходя на новый рынок, сразу же создавали дистрибьюторскую сеть. Ее отсутствие было нашим самым слабым местом, которое устранили. Отделы прямых продаж теперь созданы во всех областях Беларуси.
Сегодня борьба за рынок - это борьба за конкретные полки. Аналогичной продукции на рынке любой страны хватает. Чтобы человек купил именно наш товар и совершил покупку повторно, необходимо, чтобы она вызывала положительные эмоции. Покупатель должен увидеть преимущества нашей продукции перед конкурентами.
Для этого используем промоутеров и проводим дегустации. Вместо 56 наименований продукции оставили три линейки и несколько брендов, которые пользуются популярностью и их целесообразно продвигать. Сегодня явный лидер продаж - бренд «Каласы». Мы вывели его на рынок в сентябре прошлого года и сегодня достигли уровня продаж до полумиллиона бутылок в месяц.
- Отсутствие эффективной дистрибьюторской сети - проблема многих белорусских предприятий. А как вам удается ее решать?
- Сложнее всего было найти хороших специалистов, которых в Беларуси, к сожалению, не хватает. У них нет достаточного опыта и практических знаний, которые за рубежом нарабатываются не одним поколением. Понятия «мерчендайзер», «торговый агент» у нас появились недавно, как и специалисты этого профиля.
Пришлось также потратить время, чтобы научиться разговаривать с торговыми сетями на одном языке. Сегодня наше предприятие успешно сотрудничает не только с крупными торговыми сетями, но и магазинами шаговой доступности, организациями торговли «Белкоопсоюза».
- Насколько сильно изменился покупательский спрос?
- Покупатели стали более консервативными. Они меньше доверяют новинкам, а больше - проверенным брендам. Поэтому вопрос брендирования сегодня актуален как никогда. Но и бренд должен соответствовать соотношению цены и качества. Покупателям важно, чтобы товар был не только раскрученным, а и недорогим, и качественным.
Поэтому постоянно работаем над совершенствованием соотношения «цена-качество». На покупательском спросе также отразился уровень падения доходов населения, изменившаяся структура потребления.
- Как оценивается состояние и перспективы развития вашего предприятия и всей отрасли?
- Возлагаем большие надежды на создание холдинга, в который войдут 8 предприятий отрасли. Соответствующий указ уже подписан главой государства. Уверен, что этот шаг поможет оперативному решению проблем отрасли, а их накопилось немало. Наши предприятия столкнулись с жестким падением рынка: по сравнению с прошлым годом он сократился на 30%, а в 2013 г. -на 20% по сравнению с 2012 г. В результате в отрасли появились незадействованные мощности, что привело к снижению объемов производства.
Для предприятий отрасли также актуален вопрос закредитованности, вызванной существующей дисциплиной расчетов и акцизной политикой. Ведь раньше акцизы необходимо было оплачивать при отгрузке товара. При этом разница между сроками уплаты акцизов и поступления выручки от проданного товара составляла до 100 дней.
Сейчас ситуация начала меняться в лучшую сторону, но, к сожалению, не так быстро. Справиться с закредитованностью в отрасли только методом снижения себестоимости и сокращением издержек сегодня невозможно. Необходимы более действенные методы.
Свою роль сыграла и острая конкуренция между предприятиями при сбыте продукции, которая фактически превратилась в «товарный каннибализм», когда конкурируют не на уровне брендов, а на уровне объемов. Это, в свою очередь, негативно отражается на покупательском спросе: человек, приходя в магазин, теряется, весь товар ему кажется одинаковым.
А это неправильно, ведь покупатель должен понимать, чем отличается продукция одного предприятия от другого. Рассчитываем, что с образованием холдинга и эта проблема будет решена.
ОАО «Климовичский ликеро-водочный завод»
213633, Могилевская область,
г. Климовичи, ул. Набережная, 10
Тел.: +375 (2244) 5-65-30
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.e-mail:
УНП 700103211 www.klimlvz.by
{jcomments on}