fbpx
×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID 651.

Дина СТАРОВОЙТОВА, директор ООО «АЭК», председатель Совета по бухгалтерскому учету и аудиту ОО «БСП», Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сегодня особую актуальность приобретает стабильность налогового законодательства. Ведь его частые поправки и корректировки не лучшим образом влияют на развитие бизнеса, а принятые изменения порой противоречат друг другу и сильно усложняют ведение бухгалтерского учета субъектами хозяйствования.

Проиллюстрируем это конкретными примерами. В конце 2014 г. при подготовке проекта Налогового кодекса (НК) на новый год были внесены изменения в 120 статей, не считая приложений к нему. Они касались налогооблагаемой базы, моментов признания выручки, объектов налогообложения и прочих уточняющих моментов в части исчисления налогов и сборов.

Соответственно, субъектам хозяйствования до начала 2015 г. в срочном порядке пришлось проштудировать весь НК для внесения необходимых корректировок, и привлечь аудиторов, юристов, чтобы разобраться, что изменится в текущей деятельности предприятий после корректировки необходимых статей НК на будущий год.

Кроме того, потребовалось доработать ПО, адаптировав его к своей структуре управления, и «перезагрузить» бухгалтера, так как новации вступают в силу в начале квартала, и лишь в конце года станет окончательно понятно, как применять на практике прошлогодние изменения НК, чтобы учесть и скорректировать данные в годовой отчетности 2014 г. и не пропустить изменения в первом квартале 2015 г. И так из года в год… Можете поверить, для бухгалтеров - это серьезная проблема и постоянный стресс.

На наш взгляд, необходимо подготовить окончательную и неизменную (хотя бы на 5 лет) новую редакцию НК, чтобы стабилизировать налоговое законодательство и всемерно упростить правила бухучета.

Следующий пример - налог на недвижимость: что является объектом, а что нет. Раньше у бухгалтеров не возникало вопросов по объектам для исчисления налога на недвижимость - это раздел 1 бухгалтерского баланса (форма 1) Долгосрочные активы «Основные средства» (строка 110).

Согласно разъяснениям налоговых органов к капитальным строениям (зданиям, сооружениям) отнесены «не только капитальные строения (здания, сооружения), подлежащие государственной регистрации, и передаточные устройства, но и иные объекты, классифицируемые в соответствии с законодательством как здания и сооружения для целей определения нормативных сроков службы основных средств в соответствии с приложением к постановлению Минэкономики от 30.09.2011 г. №161 «Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь».

Таким образом, постановление №161 можно применять для определения нормативных сроков службы к объектам, учтенным на иных счетах бухгалтерского учета (например, счет 07 «Оборудование к установке и строительные материалы», счет 10 «Материалы» и счет 41 «Товары»). То есть налоговую базу для исчисления налога на недвижимость бухгалтеру необходимо искать не только в долгосрочных активах, но и в разделе 2 баланса (форма 1) «Краткосрочные активы», что искажает саму суть налога на недвижимость, так как актив не является долгосрочным.

До сих пор остается много вопросов по рекламным щитам, объектам, предназначенным для реализации и незавершенного строительства. А ведь за ошибки в исчислении налогов и сборов предусмотрены серьезные штрафные санкции. Так что с учетом кризисной ситуации и высокой ставки рефинансирования Нацбанка цена бухгалтерской ошибки может быть ощутимой: от «вымывания» оборотных средств до сворачивания бизнеса.

Кому это выгодно?
Далее более подробно остановимся на разных объектах исчисления отчислений от фонда оплаты труда (ФОТ) в ФСЗН и Белгосстрах. Базы разнятся между собой. Ряд инициатив ФСЗН по расширению объектов обложения взносами приводит к проблемам в администрировании платежей, усложнению учета и негативно влияет на позиции нашей страны в рейтинге Doing Business по индикатору «Налогообложение».

Затраты организаций по учету платежей по ряду объектов обложения, «включенных в объекты», по инициативе ФСЗН многократно превышают «выгоду» государства от расширения объекта сбора по ним.

Минимальный порог отчислений для ФСЗН для индивидуальных предпринимателей, нотариусов. Индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты самостоятельно уплачивают обязательные страховые взносы со дня постановки их на учет в качестве плательщиков в органах Фонда.

Сумма указанных взносов, причитающаяся к уплате в бюджет Фонда, исчисляется из определяемого ими дохода за истекший год. При этом она не должна быть менее суммы, исчисленной за указанный период, из суммы размеров минимальной заработной платы, установленной и проиндексированной в соответствии с законодательством. Например, за 2014 г. сумма отчислений составила 7 325 200 руб. Уплата обязательных страховых взносов осуществляется ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом.

С 27.02.2014 г. юридическое лицо обязано уплачивать обязательные страховые взносы в ФСЗН за физическое лицо, являющееся его учредителем (собственником) и выполняющее функции руководителя (п. 1-1 Положения №40).

Согласно письму №08-07/2690, в случае заключения договора на оказание услуг по управлению организацией с индивидуальным предпринимателем, который является собственником ее имущества (участником, членом, учредителем), на выплачиваемое вознаграждение начисляются обязательные страховые взносы в ФСЗН.

При этом отмечено, что в период уплаты взносов юридическим лицом за физическое лицо, являющееся его учредителем и выполняющее функции руководителя, последний освобождается от обязательной уплаты взносов как индивидуальный предприниматель, уплачивающий взносы за себя.

Минимальный порог отчислений для Белгосстраха. Сумма страховых взносов, подлежащая уплате страхователем в отношении каждого застрахованного лица, должна быть не менее суммы этих взносов, исчисленной из размера 60% средней заработной платы рабочих и служащих в Республике Беларусь за месяц, предшествующий месяцу их начисления, пропорционально отработанному времени.

Максимальный порог отчислений для ФСЗН. Для работодателей и работающих граждан определен порог суммы выплат, превышение которого не признается объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН. С 1.01.2015 г. эта предельная величина (максимальное ограничение) установлена в размере 5-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (подп. 1.5 п. 1 Указа от 8.12.2014 г. №570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения»). Напомним, что для наименования максимального ограничения далее используется обозначение «5-кратная величина».
Максимальный порог отчислений для Белгосстраха отсутствует.

Сегодня объектом для отчислений в ФСЗН является и питьевая вода, закупаемая организациями для обеспечения нормальных условий труда сотрудников. Согласно этому обоснованию, в Минске водопроводная вода является питьевой по ГОСТу. Спрашивается, почему в соответствии с его требованиями тогда не организованы питьевые точки из водопровода во всех офисных помещениях? Об этом история умалчивает.

Не секрет, что многие субъекты хозяйствования испытывают серьезные затруднения, связанные с ведением налогового учета, составлением и представлением налоговой декларации (расчетов). Ярким примером тому служит пресловутое постановление Министерства по налогам и сборам от 24.12.2014 г. №42 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов (пошлин), иных платежей, контроль за исчислением и уплатой которых осуществляют налоговые органы» вместе с прилагаемыми инструкциями.

Этими документами утверждены новые формы налоговых деклараций с расширенным списком справочных показателей, обязательных для заполнения. Соответственно для этого необходимо приобрести обновления к программным бухгалтерским продуктам, увеличились и временные затраты на оформление отчетности.

В целях проведения камеральных проверок налоговыми органами внесены изменения в налоговые декларации с помощью электронного декларирования. Из-за этого первый квартал 2015 г. побил все рекорды по количеству уточненных расчетов. Вы думаете, виноваты ошибки в налоговой базе или ее определении? Вовсе нет.

Ошибки допустили все плательщики в справочной информации (в декларациях по налогам на прибыль, УСН и ЕНВД) в части суммы подоходного налога. Справочные показатели по подоходному налогу не согласуются с отчетным периодом самих налоговых деклараций. Такой вывод «АЭК» может сделать как профессиональная компания по оказанию бухгалтерских услуг организациям по всей стране.

Так вот, в ходе мониторинга ситуации в 2015 г. мы получали разъяснения от различных районных и городских ИМНС по заполнению справочных данных, кардинально противоречащие друг другу! Как тут не запутаться бухгалтерам, если даже налоговые органы не могут прийти к общему знаменателю?

Соразмерность наказания
Практика свидетельствует, что ряд субъектов хозяйствования привлекается контролирующими органами к административной ответственности по ст. 12.1 КоАП за нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и правил хранения бухгалтерских и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. Более того, нам стало известно, что готовится новая редакция статьи об ужесточении ответственности за утрату документов.

На наш взгляд, это совершенно неоправданный шаг со стороны контролирующих органов, особенно с учетом курса на сокращение бумажного документооборота в стране, провозглашенного Законом от 28.12.2009 г. №113-З «Об электронном документе». Поэтому несложно установить круг субъектов и контрагентов через данные банковских выписок и полученных актов сверок по запросу контролеров.

В различных электронных базах сегодня содержится любая информация, поэтому специалистам контролирующих органов остается только профессионально все проанализировать, и тогда ваша хозяйственная деятельность будет как на ладони. И, конечно же, субъекту невыгодно уничтожать свои бухгалтерские документы, так как при определении суммы налогов в соответствии с п.17 Указа №510 и п. 2 ст. 81 НК в случае отсутствия у проверяемого субъекта или непредставлении им документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, проверяющие вправе в ходе проверки определить размер причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании:
- сведений о движении денежных средств по счетам в банке;
- сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц;
- либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности.

При проведении проверки расчетным методом необходимо руководствоваться Положением о порядке определения размера причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений о движении денежных средств по счетам проверяемого субъекта в банке и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности (далее - Положение), утвержденным постановлением Совмина от 24.03.2010 г. №426 (с изменениями и дополнениями).

Запись о примененном методе определения размера причитающихся к уплате в бюджет налогов производится в акте проверки. При этом в отношении проверки каждого календарного года (его части, если проверке подлежит часть календарного года) может применяться только один из указанных методов.

Согласно п. 14 Положения в случае, если у проверяемого субъекта имеются документы, связанные с налогообложением, за отдельные периоды (месяц, квартал, год), за которые проводилась (проводится) проверка, то они могут быть использованы для исчисления размера налогов за периоды, в которых они отсутствуют или не представлены.

Определенные расчетным методом суммы налогов, сборов пересматриваются налоговым органом при условии восстановления плательщиком (иным обязанным лицом) бухгалтерского, налогового учета и представления документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, но не позднее трех месяцев со дня вручения (направления) плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю акта проверки (ч. 2 п. 2 ст. 81 НК, п. 7 Положения).

С этой целью руководителем налогового органа назначается дополнительная проверка (абз. 8 подп. 9.2 п. 9 Указа №510). По итогам дополнительной проверки в первоначальный акт проверки вносятся соответствующие изменения и дополнения (п. 20 Положения).

Не секрет, что субъекты хозяйствования в своей практике продолжают сталкиваться с необоснованными требованиями законодательства, за несоблюдение которых при этом установлена административная ответственность. Например, по требованию налоговых органов необходимо предоставлять объяснительную записку по убыткам, полученным по результатам отчетного периода, и указывать варианты выхода из сложившейся ситуации.

Причем тот факт, что предприятие только начало хозяйственную деятельность, и это «пусковые расходы», значения не имеет. Объяснение должно представляться в письменном виде.

«Неподъемная нагрузка»
Органы статистики активно применяют санкции за непредоставление очередной формы отчета, даже если компания не ведет деятельность более 3 лет. А вот отчет по форме 4-ф (инвест) организациям надо предоставлять ежегодно, хотя при этом данные в нем не меняются, а деятельность субъектами не осуществляется.

Вообще предоставление государственной статистической отчетности является большой нагрузкой на бизнес. Потому что чем больше видов деятельности, тем больше отчетных форм, которые иногда дублируют друг друга. А особенно при ведении компанией внешнеэкономической деятельности, даже при осуществлении сделки в белорусских рублях с представительством нерезидента на территории Беларуси. При получении выручки от нерезидента банку предоставляются сведения, а органам статистики - отчет формы 12-вэс (услуги) ежемесячно 18-го числа (а не 20-го, как налоговые отчеты).

1. Отчет представляют юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс:

- предоставившие нерезидентам и (или) получившие от нерезидентов услуги, стоимость которых в пересчете в доллары США по конкретному виду услуги суммарно по странам составила 1 000 долл. и более за отчетный месяц;

- при оказании услуг в области образования (коды видов услуг - 2110 - 2120), здравоохранения (2200), культуры и отдыха (2310 - 2320), спорта (2400), а также прочих услуг физическим лицам (2500), если суммарная стоимость услуг в пересчете в доллары США составила 50 долл. и более за отчетный месяц по конкретной стране.

2. Отчет юридического лица должен включать данные по расположенным за пределами Беларуси представительствам, филиалам и иным обособленным подразделениям независимо от размера бизнеса.

Ежеквартально возникает необходимость предоставлять в ФСЗН сведения о принятых и уволенных сотрудниках строго по срокам. Но даже у микроорганизаций возникают сложности с персоналом, так как в штате нет инспектора по кадрам. В результате они нередко просто забывают подать сведения об увольнении. А в годовой форме ПУ-3 отражается вся информация о принятых и уволенных по каждому сотруднику и поквартально. С одной стороны, в результате Фонд располагает всеми данными, а с другой - это не спасает субъекты хозяйствования от ответственности.

В первой половине 2014 г. ФСЗН провел мониторинг своевременности уплаты взносов микроорганизациями (численностью до 15 человек), которые в соответствии с Указом от 16.01.2009 г. №40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» могли уплачивать взносы ежеквартально.

Следует отметить, что ситуация была проанализирована тщательно. Так как даже при возникновении округлений при перечислении взносов (например, 1 бел. руб. меньше начисленных взносов (за счет округлений)) организация утрачивала льготу на уплату страховых взносов ежеквартально. А ФСЗН присылал ей «письма счастья».

{jcomments on}