№7 (193) - Июль
![]() |
|
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Уважаемые читатели!
В последнее время обнародованные статистические данные и заголовки новостей на экономические темы больше напоминают боевые сводки. Впрочем, посудите сами. Вот один из таких примеров: «Белорусская экономика в июне продолжает стагнировать.
В итоге за первое полугодие ВВП страны составил 404,5 трлн руб., что на 3,3% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Выпуск промышленной продукции за этот период составил 352,1 трлн руб., что на 7,4% меньше, чем за январь-июнь 2014 г. По сравнению с маем т.г. промышленное производство в июне выросло на 3,8%, а по сравнению с июнем прошлого года снизилось на 5,9%,» - сообщил Национальный статистический комитет.
Согласно статистике, не лучшим образом обстоят дела и с загрузкой складов - запасы за июнь снизились на 1,6 трлн руб. - до 36,6 трлн и на 1 июля составили 77,1% к среднемесячному объему промышленного производства. Производство сельскохозяйственной продукции увеличилось на 2,7% и достигло 42,12 трлн руб. И если к маю т.г. прирост его объемов составил 39,7%, то к июню прошлого года - 1%.
Инвестиции в основной капитал снизились на 13,5% - до 92,5 трлн руб. Оптовый товарооборот сложился на уровне 295,3 млрд руб., что на 1,4% меньше, чем в первом полугодии 2014 г. В то же время розничный товарооборот порадовал небольшим ростом до 163,4 млрд руб. (1,1%)…
На первый взгляд, сухие, беспристрастные цифры… На самом деле – четкий индикатор реального состояния белорусской экономики, которая в начале года впала в рецессию, о чем мы уже писали раньше. И очередной повод для беспокойства как высокопоставленных чиновников и руководителей госпредприятий, так и представителей делового сообщества. Всех, кто всерьез озабочен и ответственен за ее дальнейшую судьбу.
Стремление выжить в условиях дефицита финансовых средств и высокой их стоимости, жесткого государственного контроля, нестабильности курса национальной валюты присуще всем отраслям экономики, в том числе и предприятиям белорусского машиностроения. К такому выводу пришли специалисты НИЭИ Минэкономики, подводя итоги недавнего опроса в отрасли. По их мнению, ситуацию осложняют слабое развитие объектов инновационной инфраструктуры и неравные условия конкуренции в рамках Таможенного союза, особенно в части цен на энергоресурсы.
19 июня на совещании с участием Александра Лукашенко была всесторонне проанализирована ситуация на белорусских машиностроительных предприятиях, продажи которых в текущем году существенно снизились. «На каждом предприятии должны быть выработаны гибкие меры собственного реагирования на складывающиеся вызовы и угрозы», - подчеркнул тогда Президент.
Сложная ситуация в экономике сильно усугубляется нашими долгами. Согласно оценкам Нацбанка, стране необходимо выплатить в счет погашения внешнего и внутреннего государственного долга 3,8 млрд долл. в т.г. и 3,2 млрд - в 2016 г. (около 60% приходится на выплаты по внешнему госдолгу и 40% - по внутреннему). Сделать это планируют за счет валютных доходов бюджета и привлечения новых заимствований. Вопрос в том, у кого еще можно взять в долг?
В настоящее время Беларусь ведет активные переговоры по поводу новых займов с МВФ, Евразийским фондом стабилизации и развития и Россией. Так, МВФ готов предоставить около 3,5 млрд долл., но только при условии осуществления глубоких реформ, направленных на повышение эффективности национальной экономики. Кредит еще на 760 млн долл. пообещало правительство РФ, они предназначены для финансирования в т.г. долговых обязательств Беларуси перед ней и подконтрольным Евразийским фондом стабилизации и развития. Однако не стоит слишком радоваться: чуда не произойдет - деньги кредиторам придется возвращать. И очень скоро, да еще и с процентами…
И все же не хочется на пессимистической ноте завершать свои заметки. Недавно премьер-министр Андрей Кобяков заявил, что ключевой задачей для республики сегодня остается экономический рост: «Однако любой экономический рост не должен быть искусственным и не должен быть за счет наращивания внешних долгов».
Ключ успеха, по словам премьера, - выполнение намеченных показателей по экспорту. Для этого необходимо активнее работать над диверсификацией рынков сбыта, чтобы не быть зависимыми лишь от одного из них - российского. И с этим нельзя не согласиться. Одним словом: «Наши цели ясны, задачи определены. За работу, товарищи!»
С уважением,
исполняющий обязанности
главного редактора Андрей Ягелло
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
«Мы строим всё!»
- девиз «Брестоблсельстроя».
Алексей ВЛАДИМИРОВ
Как обеспечить стройку устойчивым портфелем заказов, а трудовые коллективы заработной платой и достойным социальным пакетом? В нынешних финансово-экономических условиях этот вопрос особенно актуален не только для отдельно взятых предприятий, но и для всей строительной отрасли. О том, как сегодня живется одному из крупнейших строительных объединений Беларуси, отмечающему в этом году свое 55-летие, мы попросили рассказать генерального директора объединения «Брестоблсельстрой» Владимира ВАБИЩЕВИЧА.
Владимир ВАБИЩЕВИЧ,
генеральный директор ГППСУП «Объединение Брестоблсельстрой»
- Созданное в 1960 г. объединение «Брестоблсельстрой» является одной из крупнейших строительных компаний, в которой сегодня трудятся более 6 тыс. человек. В лучшие времена, в период строительного «бума» в республике, его численность превышала 15 тыс. человек.
За более чем полувековую историю «Брестоблсельстрой» прошел непростой путь от мелких по оснащенности предприятий до многоотраслевого объединения с мощным кадровым и материально-техническим потенциалом, современными технологиями строительного и промышленного производства.
В структуре объединения сегодня 46 юридических лиц, среди которых как общестроительные, так и отделочные, дорожно-строительные, электро- и сантехмонтажные организации, промышленные предприятия и проектный институт. Это позволяет силами объединения выполнять практически 100% объемов работ - от проектирования объектов до сдачи их «под ключ».
Главная ценность любого коллектива - люди. В объединении «Брестоблсельстрой» десятилетиями трудятся и передают бесценный опыт новым поколениям высококлассные специалисты-профессионалы. Все, что сделано за 55 лет, все его достижения - заслуга десятков тысяч каменщиков, монтажников, штукатуров и рабочих других строительных профессий, линейных работников, инженеров, специалистов, руководителей ПМК, СПМК и аппарата управления объединением.
За более чем полвека в историю организации вписано немало страниц, рассказывающих о трудовых свершениях десятков тысяч специалистов из Брестской области. Производственными коллективами объединения в селах и городах области возведены тысячи объектов - школ и детсадов, больниц и поликлиник, объектов торговли и общественного питания, промышленного производства и сельхозназначения.
Сегодня можно организовывать увлекательные экскурсии по трудовым маршрутам объединения, показывая возведенные с любовью умелыми руками сельских строителей жилые дома, кварталы и микрорайоны Брестчины. За эти годы построено и сдано в эксплуатацию 4,5 млн кв. м жилья.
Справка «Директора» Коллективы объединения слаженно участвовали в возведении жилья и объектов, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на ЧАЭС и землетрясения в г. Спитаке (Армения), в реализации государственных программ возрождения села, развития Припятского Полесья, «Дети Чернобыля», «Чистая вода» и других масштабных программ. Специалисты «Брестоблсельстроя» участво-вали также в строительстве спортивного комплекса «Раубичи» и Национальной библиотеки. За последние годы по новым технологиям возведена 41 и реконструирова-ны 75 молочно-товарных ферм. Введен в эксплуатацию международный пункт пропуска «Переров-Беловежа», физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном в г. Столине и спорткомплекс в д. Ольшаны Столинского района, птицефабрика в д. Приборово Брестского района, свиноводческие комплексы в д. Ост-ров Ляховичского района, д. Сычево Жабинковского района, д. Довгулевщина Воложинского района. |
Более 10 лет объединение было генеральным подрядчиком по строительству инфраструктуры и благоустройству СЭЗ «Брест», благодаря чему она стала весьма привлекательной для иностранных инвесторов.
- В чем секрет стабильных успехов «Брестоблсельстроя»? Почему именно ему отдают предпочтение заказчики при выборе подрядной организа-ции?
- Надо строго выполнять договорные обязательства, не подводить партнеров и соблюдать технологию производства строительных работ, тогда и качество строительной продукции, внешний вид зданий и сооружений, их внутреннее устройство будут соответствовать требованиям времени. Немаловажно, когда весь комплекс строительных работ выполняет одна компания, например, такая, как наше объединение.
В этом случае мы несем полную ответственность перед заказчиком за любые недостатки, обеспечиваем гарантийные обязательства по всем нормативным срокам и комплексу выполненных работ. Объединение не подводит своих заказчиков, поэтому нам доверяют. Сложившаяся репутация надежного партнера работает на «Брестоблсельстрой» эффективнее любой рекламы.
- Сегодня строительный комплекс республики переживает не лучшие времена: снизились объемы инвестиций, не обеспечивается полное финансирование объектов. Как с этим обстоят дела в объединении «Брестобл-сельстрой»?
- Строительной отрасли свойственна цикличность. В течение определенного периода (6-7 лет) происходит рост, а затем снижение инвестиционной активности. Так и наше объединение в 2007-2013 гг. ежегодно прирастало в объемах строитель-но-монтажных работ в среднем на 20%, провело практически полную техническую переоснащенность, модернизировало производственные мощности. В 2013 г. выполненный объем подрядных работ составил 1,7 трлн руб., а общая выручка превысила 2 трлн.
В прошлом году по строительным объемам объединение сработало на уровне 88% по сравнению с 2013 г. В нынешнем году мы в постоянном поиске объектов и объемов строительства, постоянно участвуем в тендерных торгах. Сложную финансово-хозяйственную ситуацию усугубляют несвоевременные расчеты.
Общая сумма дебиторской задолженности заказчиков строительства по объединению со-ставляет 295 млрд руб., в том числе просроченная - 180 млрд, из них по объектам сельхозназначения - 117 млн руб. Но я оптимист, поэтому даже в самых непростых ситуациях надо искать выход, находить новые методы организации труда и эконо-мического роста.
- Как, на ваш взгляд, повлияли на наведение порядка в строительной отрасли Указ от 14.01.2014 г. №26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» и постановление Совмина от 31.01.2014 г. №88 «Об организации и проведении процедур закупок при строительстве объектов»?
- Данный указ, предусматривающий обязательную аттестацию строительных организаций, упорядочил права на строительство объектов той или иной степени сложности в зависимости от технической, нормативной оснащенности и кадрового потенциала организаций. Так что в данном вопросе он, несомненно, сыграл положи-тельную роль, как и постановление Совмина в совершенствовании организации и проведении процедур закупок.
Не секрет, что зачастую в тендерах на возведение объектов побеждают не лучшие по оснащенности и опыту работы строительные организации, отвечающие за качество на протяжении всего гарантийного срока, а предложившие более низкую цену. И не важно, останутся они или нет на строитель-ном рынке завтра.
То есть фактически исключается ответственность за качество и надежность объекта в период его гарантийной эксплуатации. Поэтому считаю, что по строительным объектам государственного заказа право выбора и назначения подрядчика необходимо предоставить местным органам власти.
Дальнейшее развитие объединения я связываю с выполнением не только проектных и строительных работ, но и с освоением инжиниринговых услуг (выполнением функций заказчика, технического надзора), что позволит расширить объемы строительных услуг в городах и регионах республики. Над этим сейчас работает аппарат управления объединением. Также работаем над открытием филиала в Смоленске. Уверен, что после создания структурной единицы «Брестоблсельстроя» в Российской Федерации увеличатся экспортные возможности объединения
Специфика такова, что организации строительного комплекса Беларуси в основном являются государственными или ОАО с долей государства 90% и более. По-этому самостоятельно выстраивать взаимоотношения по оказанию строительных услуг с частным бизнесом за рубежом и в Российской Федерации им крайне сложно. Руководство «Брестоблсельстроя» неоднократно высказывалось по этому поводу, мы говорили о необходимости защиты строительного комплекса республики на государственном уровне.
- Владимир Федорович, что для этого предлагаете сделать?
- Нас наконец-то услышали на высшем уровне. Государство планирует принять комплекс мер по урегулированию и стимулированию экспортных услуг в строительной сфере. Речь идет о создании единого инжинирингового центра под руководством Минстройархитектуры, который смог бы решать вопросы участия белорусских строителей в международных конкурсах по возведению объектов, организационно и юридически обеспечивать заключение контрактов на проектирование, техническое обеспечение и строительство объектов.
- Каковы ваши прогнозы на будущее в преддверии профессионального праздника и празднования 55-летия объединения?
- Насколько благосклонной к строителям будет ситуация на рынке в ближай-шее время, покажет время. Но я точно уверен, что в любой ситуации наш коллектив приложит все усилия, чтобы объединение оставалось конкурентоспособным и привлекательным для заказчиков.
От имени всего коллектива «Брестоблсельстроя» поздравляю многотысячный отряд представителей отрасли с Днем строителя! Желаем всем новых творческих свершений, быть востребованными и полезными на благо нашего общества.
Редакция журнала «Директор» присоединяется к поздравлению в адрес бе-лорусских строителей. Отдельные поздравления - работникам и ветеранам прославленного объединения «Брестоблсельстрой» с 55-летием со дня образования.
ГППСУП «Объединение Брестоблсельстрой»
224016, г. Брест, ул. Горького, 31
Тел.: (8-0162) 20-72-10
Факс: (8-0162) 21-40-86, 21-40-28
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.selstr.by
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Иван ЗАИМКА
В ближайшем будущем в Беларуси могут быть созданы промышленные предприятия с участием немецкого капитала для продвижения продукции на перспективные рынки ЕАЭС.
В этом плане наша страна как ближайший сосед Европейского союза обладает наилучшими на постсоветском пространстве перспективами. Такую точку зрения высказал доктор Манфред Либль на заседании совета «Беларусь-Саксония».
Как известно, сегодня рассматриваются сразу несколько внешнеэкономических стратегий - от оптимистичных планов по активизации экспорта собственной продукции в ЕС до более реалистичных проектов по обслуживанию китайской торговой экспансии. Путь развития, на котором настаивают немецкие коллеги, пожалуй, самый трудоемкий - он предполагает более тесную промышленную кооперацию в сфере машиностроения и выпуска сложного технологического оборудования.
Очевидно, масштаб задачи обусловил столь плотный график контактов между Белорусской торгово-промышленной палатой, Торгово-промышленной палатой Лейпцига и департамента содействия экономике Саксонии, подчеркнул президент ТПП г. Лейпцига Вольганг Топф.
По его словам, предыдущая встреча в данном формате прошла в ноябре 2014 г., недавно в Минске состоялся очередной представительный форум. Но двухсторонние контакты на уровне специалистов не прерывались, начиная с 7 декабря 2009 г., когда было подписано соглашение о создании делового совета «Беларусь-Саксония».
Что интересует немецких коллег? Безусловно, привлекательные проекты - ОАО «БМЗ - управляющая компания холдинга «БМК», МАЗ, МТЗ, БелАЗ, но, как отмечают гости, основные потоки инвестиций и технологий должны принять на себя предприятия малого и среднего бизнеса. Они зачастую более мобильны и отзывчивы к инновациям, что доказывает опыт самой Саксонии, где к данному сектору относятся 93% компаний, генерирующих порядка 90 млрд евро ВВП в год.
Как рассказал заместитель председателя Белорусской торгово-промышленной палаты Владимир Улахович, Германия всегда была важнейшим партнером Беларуси: «Для нас - это страна №1 в Европейском союзе с точки зрения инноваций, технологий, привлечения финансовых ресурсов. Есть определенные обстоятельства, которые сдерживают сотрудничество, тем не менее Германия остается для нас ключевым партнером».
Далее он практически полностью присоединился к мнению доктора Либля, сосредоточившись на реальных преимуществах Беларуси: «Имея хорошую промышленную инфраструктуру и прекрасные возможности для работы на большом евразийском рынке, мы являемся важным и ценным партнером для немецкой стороны».
Господин Топф обратил внимание на один немаловажный результат развития двухсторонних контактов: в Германии создан и располагает отличной информационной базой целый корпус экспертов по белорусской экономике. Их рекомендации лягут в основу уже действующих соглашений и тех, что планируется подписать по итогам минской встречи.
Напомним, что 22 октября 2015 г. состоится очередной День белорусской экономики в Берлине. Мероприятие пройдет в Доме немецкой экономики, в самом престижном зале, что еще раз подчеркивает растущее взаимопонимание сторон и регулярный характер переговорного процесса.
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Марина АЛЕКСАНДРОВА
Единственный путь для развития экономики Беларуси - широкая кооперация, встраивание в мировые корпорации. Такое мнение высказал на заседании «круглого стола» «Состояние и перспективы немецко-белорусской промышленной кооперации в контексте ЕАЭС» в Минске почетный председатель правления Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского Георгий БАДЕЙ.
«Если мы будем продолжать сохранять нынешний потенциал в промышленности и не начнем перестраивать экономику, то и дальше не преодолеем кризисные явления. Единственный выход - широкая кооперация и встраивание в мировые корпорации. Сегодня можно красиво говорить об экспорте инновационной сложнотехнической продукции, может быть, в будущем мы к этому и придем. Но надо начинать с поставок деталей, узлов, например, для промышленности Германии, имеющей прекрасные возможности для сборки и реализации», - считает Г.Бадей.
Он отметил, что это может решить проблему реализации белорусской продукции и плачевного финансового состояния предприятий. «При нынешней налоговой и фискальной политике у наших предприятий, имеющих 0-5% рентабельности, отсутствуют перспективы создания нормального производства, чтобы выйти с готовой продукцией на внешние рынки», - отметил Г.Бадей.
Нет понимания
Среди проблем в развитии кооперации Г.Бадей назвал отсутствие у власти понимания того, что нет смысла сохранять в Беларуси неконкурентоспособное производство: «Нам надо менять лицо, надо перестраивать производство, как это сделали в Германии, в которой на конвейер идут комплектующие от предприятий-кластеров.
Это узкоспециализированные, высокодоходные предприятия, которые обеспечивают низкую себестоимость и высокое качество. Так получается дешевая продукция, качественная, конкурентоспособная». Он считает, что Беларуси надо уходить от структуры промышленности, созданной еще в СССР по принципу комбинатов.
По мнению Г.Бадея, важное значение имеет технический уровень производства. Он привел пример, когда немецкие компании предложили производить узлы и детали в Беларуси, но не нашлось предприятий, соответствующих по уровню точности, качества и цены. «Создание небольших, технически вооруженных предприятий - сегодняшняя необходимость, - считает эксперт.
- Для того чтобы развивать промышленную кооперацию, необходимо содействовать созданию малого производственного бизнеса. Кроме того, чтобы он появился, нужно идти на очень широкую реструктуризацию больших предприятий». «Только реструктуризация позволит расширить поле поиска, развивать кооперацию, специализацию. Необходимы разгосударствление, приватизация. Частник будет работать на прибыль и будет искать, где ее получить, в том числе через поставки малых деталей, малых партий, - отметил Г.Бадей.
Немецкий опыт
Как сообщил глава представительства немецкой экономики в Беларуси Владимир АВГУСТИНСКИЙ, «круглый стол» прошел в рамках открытого заседания рабочей группы «Промышленная кооперация и инновации». В мероприятии приняло участие более 90 представителей немецких и белорусских компаний, Минэкономики, МИДа, Госстандарта и бизнес-союзов нашей страны.
Он отметил, что первое заседание рабочей группы «Промышленная кооперация и инновации» прошло немногим более года назад. «Идею создания этой группы поддержали как представители немецких компаний в Беларуси, так и предприятия малого и среднего бизнеса Германии и Беларуси.
По мнению заместителя директора Департамента внешнеэкономической деятельности МИДа Руслана ЕСИНА, встреча придаст дополнительный импульс двустороннему промышленному, научно-техническому и инвестиционному сотрудничеству. Он отметил, что представительство немецкой экономики и органы власти нашей страны ведут подготовительную работу по организации Дня белорусской экономики в Германии.
Мероприятие состоится 22 октября в Берлине. «В сотрудничестве с Германией мы исходим из того, что возрастает привлекательность Беларуси как экономического партнера в связи с созданием интеграционных объединений, в том числе ЕАЭС, - сказал Р.Есин. - В Беларуси с большим интересом воспринимают сигналы руководства ФРГ о целесообразности налаживания прямого диалога между ЕС и ЕАЭС для обсуждения долгосрочной перспективы взаимодействия, включая идею «интеграция интеграций». Мы заинтересованы в таком диалоге и готовы со своей стороны приложить все усилия для его реализации».
Как отметил Р.Есин, Беларусь заинтересована в развитии отношений с Германией как одним из основных экономических партеров - вне зависимости от политической конъюнктуры. «Для нас важен поиск новых форм и возможностей, которые способствовали бы устранению дисбаланса во взаимной торговле, привлечению немецких технологий и инвестиций в нашу страну», - отметил дипломат.
По его словам, Беларусь нацелена на выпуск высокотехнологической, сложнотехнической, инновационной продукции. «Мы приветствуем приход инвесторов, которые будут создавать предприятия, ориентированные в первую очередь на выпуск такой продукции с последующим экспортом в страны Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки», - сказал заместитель директора департамента.
Он считает важным в этом вопросе немецкий опыт развития машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, энергетики, сферы высоких технологий, биотехнологий и фармацевтики, микроэлектроники.
Промышленный кластер
Начальник главного управления промышленности, транспорта и связи Минэкономики Юрий Чеботарь сообщил, что сейчас разрабатывается программа социально-экономического развития страны на 2016-2020 гг. По его словам, она содержит пять основных приоритетов: развитие человеческого потенциала, создание новых рабочих мест, сбалансированное региональное развитие, повышение конкуренции и диверсификация экспорта. «Эти направления зависят от промышленности.
Я надеюсь, что мы решим основные задачи после принятия программы, в том числе поучаствовав в ее обсуждении, - сказал Ю.Чеботарь. - Хорошо, что она совпала с разработкой основных направлений промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС. Беларусь в этом плане нацелена на глубокую интеграцию, формирование единой промышленной политики. Наши партнеры пока это сложно воспринимают, говорят о скоординированной политике.
Главное для нас - повышение конкурентоспособности продукции за счет сплоченных усилий, решение проблем доступа на отечественные рынки, выхода на рынки третьих стран и защиты от недобросовестной конкуренции.
По словам представителя Минэкономики, для Беларуси важна согласованная в рамках ЕАЭС промышленная политика, поскольку у нее открытая экономика. Объем внешнего товарооборота к ВВП составляет более 120%. «Это крайняя степень открытости. Наибольший потенциал создает промышленность - более 90% экспорта товаров, хотя ее доля в ВВП составляет порядка 30%, - сказал Ю.Чеботарь. - Наша промышленность многоотраслевая, что позволяет дифференцировать ее возможности».
Он отметил, что Беларусь хоть и небольшая страна, но имеет значительную долю в производстве некоторых видов продукции. Например, самосвалы занимают 30% мирового рынка, комбайны - 17%, тракторы - 6%, доля в экспорте сливочного масла - 11%.
По словам специалиста, несмотря на небольшую долю белорусской промышленности в мировой добавленной стоимости, за 10 лет она приросла в 2 раза, экспорт - более чем в 2 раза, в том числе экспорт продукции машиностроения - более чем в 2 раза. «Но нас настораживает снижение темпов роста промышленности в последние 3 года. Для решения этого вопроса разработана программа развития промышленного комплекса до 2020 г., в которой предложены новые механизмы и подходы, в первую очередь по структурной перестройке промышленности.
Мы смогли немного реструктуризировать управление промышленностью - создать холдинги в машиностроении. Понемногу переходим на принципы оказания господдержки по приоритетным отраслям и на конкурсной основе», - отметил начальник управления.
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Татьяна МАНЕНОК
Беларусь в 2014 г. снизила доходы от транзита в сравнении с предыдущим годом на 3,2% - до 3 млрд. долл. Белорусские транспортники объясняют спад резким изменением внешнеэкономической конъюнктуры - санкциями в отношении РФ, российским эмбарго и падением экономики соседней страны.
Все это так, но специалисты обращают внимание на то, что пока наша страна не в полной мере использует свой транзитный потенциал. Беларусь, находясь между двумя такими крупными экономическими центрами как Евросоюз и Россия, на самом деле имеет хороший шанс увеличить транзит.
Сегодня проходящие по ней трансъевропейские коридоры развиваются и модернизируются, но этого мало. В стране должна быть создана современная логистическая инфраструктура, позволяющая эффективно обслуживать грузы.
В последние годы Беларусь стремится активно развивать логистическую отрасль. По оценкам, финансовые вложения в развитие логистики в 2014 г. составили более 150 млн. евро, а прирост логистических площадей - около 150 тыс. кв.м. В 2015 г. объем инвестиций в строительство логистических центров приблизится к 1 млрд. долл., еще 130 млн. планируется вложить в развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Однако пока национальная логистическая отрасль в своем развитии не приблизилась к уровню ближайших стран-соседей.
Отечественные транспортно-логистические центры (ТЛЦ) пока загружены на 60-70%. В 2014 г. логистические центры и операторы Беларуси обработали всего лишь около 11% транзитных грузов, следующих через территорию страны автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом, и заработали на этом почти 2 млрд. долл. Пока в отечественной логистике очень слабо используется аутсорсинг. К примеру, в Китае доля аутсорсинга на рынке транспортно-логистических услуг составляет 48%, а у нас - не более 2%.
В целом в Беларуси за счет логистики сейчас формируется около 7,5% ВВП, в то время как в странах Евросоюза - 20-25%. При этом доля логистических издержек в конечной стоимости продукции в нашей стране за 2014 г. составила около 20% (а в некоторых случаях она достигает 35%), хотя в европейских государствах доля таких издержек находится на уровне 11%.
Белорусские ТЛЦ: количество VS качество
Согласно данным исследования состояния современной складской инфраструктуры в Беларуси, которое провела кафедра логистики Международного университета «МИТСО» (исследование проводилось в мае-июне 2015 г., в нем проанализирована как информация государственных органов, так и предоставленная логистическими центрами, содержащаяся на официальных сайтах логистических операторов), в стране сейчас функционируют 37 логистических центров (ЛЦ) (19 ЛЦ создано в рамках Программы развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 г., еще 18 центров построены вне данной программы).
В рамках Программы создано 5 ЛЦ в Бресте (вне программы - 1 центр), по одному - в Гомеле («Гомель Белтаможсервис») и Гродненской области (ООО «Белагротерминал», 11 центров - в Минском районе (вне программы - 17), в Минской области - 1 (вне программы - 4, из них 2 - в Заславле, 1 - в Марьиной Горке и 1 - в Червенском районе).
Среди действующих ЛЦ 9 являются государственными, остальные созданы за счет инвестиций национальных и иностранных инвесторов - из России, Азербайджана, Украины, Ирана и Бельгии.
Анализ показал, что самыми привлекательными регионами для строительства ЛЦ являются Минский (за МКАД, вблизи II и IX трансъевропейских транспортных коридоров) и Брестский (граница с Польшей) регионы.
Из 37 действующих в Беларуси 13 ЛЦ располагают на своей территории складами временного хранения, таможенными складами (СООО «Брествнештранс», ОАО «Белмагистральавтотранс», ОАО «Торгово-логистический центр «Озерцо-логистик», РТЭУП «Белинтертранс - транспортно-логистический центр», 5 ЛЦ РУП «Белтаможсервис», СП «Доминик ООО, СП «Транзит» ООО, ООО «Л-БИТ Групп», ЗАО «Поинт логистик»).
7 ЛЦ являются мультимодальными, т.е. имеют подъездные пути двух и более видов транспорта (железнодорожные и автомобильные), - СООО «Брествнештранс», ОАО «Торгово-логистический центр «Озерцо - логистик», РТЭУП «Белинтертранс - транспортно-логистический центр», РУП «Белтаможсервис-2» (д. Щитомиричи), ООО «Евросклад Сервис», СП «Транзит» ООО, ООО «Белагротерминал», остальные - только автомобильные. Биржевыми складами располагают 3 ЛЦ (ООО «Евросклад Сервис», ООО «Л-БИТ Групп», ОАО «Торгово-логистический центр «Озерцо-логистик»).
Тем не менее авторы исследования отмечают, что за годы реализации программы развития логистической системы Беларуси, принятой в 2008 г., в наш транспортно-логистический сектор пока так и не пришли значимые инвесторы-логисты. А появились инвесторы-застройщики (девелоперы), создавшие современные объекты складской инфраструктуры, а также резиденты Беларуси (сфера их деятельности - дистрибуция, ритейл, транспортно-экспедиционная деятельность и др.), которые, вложив деньги в строительство, пытаются как можно быстрее их «отбить», сдавая площади в аренду или продавая построенные объекты.
Резервы рентабельности
Рентабельность ЛЦ и логистических операторов в Беларуси составляет от 10 до 55%. По данным экспертов, рентабельность 10-25% имеют логистические операторы, использующие арендованные площади современных ЛЦ. В то же время у их владельцев, имеющих собственную инфраструктуру, рентабельность достигает 55%.
В структуре себестоимости логистических услуг ЛЦ и логистических операторов, использующих арендованные площади, основную долю составляют аренда (40%), заработная плата (37%) и др. (23%).
Очевидно, что в условиях экономической неопределенности, высоких процентных ставок по кредитам, при больших инвестиционных рисках собственники ЛЦ ориентированы на скорейший возврат финансовых вложений, поэтому завышают стоимость аренды складских помещений, привязывая ее к доллару. Как следствие, логистические операторы, использующие арендованные площади, вынуждены повышать стоимость логистических услуг или работать практически в ноль, чтобы не потерять клиентов.
Неудивительно, что тарифы на логистические услуги, оказываемые ЛЦ и логистическими операторами выше, чем у стран-соседей, при этом комплексность и качество услуг остаются довольной низкими.
В исследовании отмечается, что текущий уровень ставок аренды складских помещений класса «А» и «В» в Беларуси является самым высоким по сравнению со странами-соседями. Средняя ставка аренды складских помещений класса «А» достигает 8-10 евро за 1 кв. м, класса «В» - 6-8 евро за 1 кв. м. Для сравнения: в Польше ставка аренды в связи с высоким предложением составляет 1,5-2 евро за 1 кв. м, в Литве - 4,5-5,5. В России ставка аренды достигает 7,5-10 евро за 1 кв. м.
Услуги: спектр очень узкий
Эксперты отмечают, что главный критерий успешности логистической отрасли в Беларуси - развитие комплексности логистических услуг. Если в странах ЕС показатель использования логистическими компаниями комплексности услуг оценивается на уровне 73%, то в Беларуси он гораздо ниже - 23%.
Из более 770 существующих сегодня на рынке логистических услуг белорусские ТЛЦ пока оказывают всего 72 услуги.
Транспортно-логистический сектор Беларуси в основном представлен компаниями, оказывающими узкий спектр логистических услуг (в основном транспортно-экспедиционных, складских услуг), рынок 3 PL-провайдеров (комплексных логистических услуг) развит слабо. Логистические операторы, а также ЛЦ, которые таковыми себя называют, зачастую не обеспечивают комплексности логистических услуг.
В то же время введение в Беларуси с 1 ноября 2013 г. добровольной сертификации исполнителей логистических услуг (СТБ 2306-2013 «Услуги логистические. Общие требования и процедура комплексности логистических услуг сертификации») практически не повлияло на качество предоставляемых услуг. Лишь 3 ЛЦ (ООО «Евротибас», СП «Транзит» ООО, ООО «Балтспед логистик») прошли сертификацию логистических услуг на соответствие СТБ 2306-2013.
Согласно данным исследования кафедры логистики Международного университета «МИТСО», наиболее комплексные логистические услуги оказывают РУП «Белтаможсервис», СООО «Брествнештранс», ОАО «Торгово-логистический центр «Озерцо-логистик», ОАО «Белмагистральавтотранс», РТЭУП «Белинтертранс - транспортно-логистический центр», СП «Транзит» ООО, ООО «Л-Бит Групп», СП «Доминик» ООО.
Специализируются на оказании логистических услуг уровня логистического оператора СООО «БЛТ Логистик, ЗАО «Поинт Логистик», ООО «Евротибас», ООО «Компания ФСК Логистик», ООО «Кэпитал Логистик».
Обслуживают в основном собственные грузопотоки ТЧУП «ШАТЭ-М Плюс», ООО «Евроторг», ООО «Амазон-Колорит», РУП «Минск Кристалл», ООО «Владпродимпорт», СООО «Морозпродукт», ЗАО «Чистый берег». Преимущественно сдают площади в аренду ИООО «Логистический центр «Прилесье», ООО «ИнтерСтройПорталПлюс», ЗАО «Белрусинвест», ООО «Бугинком, ООО «Транспортно-складской комплекс Евразия», ЗАО «Минский завод безалкогольных напитков», УП «СБС и К», компания «А-100 Девелопмент».
Что касается таможенно-логистических услуг, то они, как считают эксперты, являются высокомаржинальными. Если в 2008 г. на СВХ открытого типа были размещены 72 ведомственных ПТО, из них 12 содержал РУП «Белтаможсервис», то, по данным на 21 июня 2015 г., на СВХ открытого типа размещены 47 ведомственных ПТО, из них 14 эксплуатирует РУП «Белтаможсервис» (29,8%).
Прогнозы на рост
По оценкам экспертов, сейчас общая площадь складов классов «А» и «В» логистических центров Беларуси составляет более 520 тыс. кв. м, их них склады общего пользования - 402 тыс. кв. м, склады временного хранения и таможенные склады - 82 тыс., низкотемпературные склады и склады холодильники - 36 тыс. кв. м.
Для сравнения: площади складов классов «А» и «В» в районе Варшавы составляют около 2,6 млн. кв. м. Совокупная площадь ЛЦ, представленных в Польше, превышает 7 млн. кв. м. Общий объем современных складских помещений в Киевском регионе - около 1,6 млн. кв. м.
Ожидается, что к концу 2015 г. площадь складов классов «А», «В» ЛЦ увеличится на 52 тыс. кв. м - до 570 тыс. кв. м. До конца 2015 г. в Беларуси будут введены в эксплуатацию 4 ЛЦ, в 2016 г. - 5, в 2017 и 2018 гг. - по 2 центра.
Эксперты прогнозируют, что в 2016 г. в Беларуси площадь складских площадей классов «А» и «В» составит более 660 тыс. кв. м, в 2017 г. - более 730 тыс., в 2018 г. достигнет 800 тыс. кв. м.
Программе нужен новый импульс
В этом году завершается Программа развития логистической системы Беларуси на период до 2015 г. По поручению правительства Национальная академия наук вместе с профильными министерствами работает над очередной программой до 2030 г. Эксперты отмечают, что новая программа должна быть направлена не только на развитие складской инфраструктуры в части создания ЛЦ, а в первую очередь - на комплексное развитие логистической системы.
В частности, для создания рынка конкурентоспособных комплексных транспортно-логистических услуг требуется проработать вопрос о необходимости принятия в Беларуси закона «О логистическом операторе». Также следует разработать стандартизованный комплекс транспортно-логистических услуг логистического оператора (3PL-провайдера). Кстати, аналогичные документы планируется принять в России в соответствии с Транспортной стратегией на период до 2030 г.
Анализ законодательства в области логистики в ЕС и государств-соседей говорит о том, что национальное законодательство необходимо формировать исходя из приоритетов, принятых в Европейском союзе. При этом важно решить ряд принципиальных вопросов, без чего сложно представить дальнейшее развитие национальной логистической отрасли.
В частности, требуется демонополизация отдельных сегментов рынка - железнодорожного транспорта, телекоммуникационного рынка, развитие операторских компаний. А также либерализация внешней торговли - упрощение процесса получения разрешений на импорт и т.д.
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Надежда КОВШ
Внешний товарооборот Беларуси в последние годы довольно резко снизился. Возникает вопрос: сделаны ли выводы из прошлых уроков и какими будут итоги текущего года?
Торговали - веселились…
Чтобы ответить на него, необходимо понять причины уменьшения объемов товарооборота в предыдущие годы. Итак, после значительного «проседания» в 2009 г. объем внешней торговли Беларуси демонстрировал положительную динамику в течение трех лет, но в 2013-2014 гг. снова начал снижение.
В 2013 г. товарооборот упал на 13%, в основном из-за резкого падения экспорта, который «спикировал» вниз сразу на 19%. Объем импорта при этом уменьшился только на 7,5%, вследствие чего возникло значительное отрицательное сальдо... продолжение читайте в печатной версии журнала
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Владимир ТАРАСОВ
В начале года рынок корпоративных облигаций Беларуси оказался в сложном положении, так как были отменены льготы по налогообложению доходов по сделкам с ценными бумагами. В связи с этим объемы новой эмиссии облигаций резко упали.
Однако в настоящее время обстоятельства несколько изменились. Указом от 29.06.2015 г. №279 доходы от операций с облигациями, выпускаемыми с 1 июля по 31 декабря т.г. юридическими лицами, признаваемыми в соответствии со ст. 14 НК налоговыми резидентами Республики Беларусь, не учитываются при определении валовой прибыли для исчисления налога на прибыль. Это одна из мер, принятых правительством и президентом страны в целях финансовой поддержки ряда отечественных промышленных предприятий.
В связи с этим рынок облигаций Беларуси получил некоторые возможности для развития. В течение нескольких месяцев только в рамках государственных мер будут выпущены... продолжение читайте в печатной версии журнала
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Владислав ПЛАТУН
Так окрестил практику строительства столичных небоскребов главный архитектор «Минскградо» Александр АКЕНТЬЕВ на I Международном форуме «Высотное строительство и здания повышенной этажности: технологии, перспективы, зарубежный опыт».
Опасность заключается в том, что решения о возведении высоток обычно принимают отнюдь не специалисты с академическим образованием. Правила игры диктуют большие деньги и амбиции. Кстати, архитектурное сообщество в кулуарах форума по этому поводу не скрывало эмоций: «воткнуть» высотку - убить район, сломать городской ландшафт, бытовую инфраструктуру.
Малоэтажная застройка более соответствует финансовым запросам местной элиты, и при этом весьма немногочисленной. С другой стороны, архитектурное тело Минска органически отторгает стилистику так называемого московского новодела, который уже визуально «раздавил» историческое Троицкое предместье и угрожает своим распространением на территории, которые освобождают завод Кирова, МЗАЛ, радиаторный…
В свое время довелось посетить стройку комплекса, который позиционировался под франшизой «Кемпински». Считается, что именно этот новодел в районе цирка окончательно разрушил надежды проспекта Независимости (Сталина-Ленина-Скорины) на включение в список архитектурного наследия по версии ЮНЕСКО как образца сталинского ампира. Уточню, мы побывали не в той части, где расположены отель и бизнес-центр, а там, где находятся, пожалуй, самые дорогие столичные апартаменты в двух жилых домах с видом на Свислочь и памятник пролетарскому писателю Максиму Горькому.
Цена вопроса плавно перетекает в конец проспекта - в сторону московской трассы, где деньги и амбиции реализуются в виде башни «Газпрома». Но здесь, судя по словам представителя белорусской стороны в проекте архитектора Михаила Гаухфельда, небоскреб высотой 189 м возводится именно в той точке, где подобные здания планировались еще в 2012 г. Тогда была разработана градостроительная концепция «Силуэт Минска», а еще ранее - генеральный план столицы. Место «хмарачосам» было справедливо определено на пересечении магистральных и радиальных дорог.
В этом плане «Газпром» играет строго по минским городским правилам. Хотя площадка для строительства и была занята Московским автовокзалом - кстати, не самым пропащим столичным объектом - компания выплатила городу его двойную стоимость (по словам М.Гаухфельда). Город подумал-подумал и решил, что без нового автовокзала обойдется, маршруты разбросали по имеющимся терминалам.
И это только один из примеров влияния, которое оказывает небоскреб на экономику Минска. Здесь стоит упомянуть также объемы выработки отечественных предприятий на строительстве котлована - они сопоставимы, к примеру, с подземным комплексом «Столица». Задействованы дорожные и специальные коммунальные службы.
В проекте многофункционального комплекса предусмотрено 6 зданий, которые вместе будут напоминать силуэт факела.
Самый высокий объект - административное здание штаб-квартиры «Газпрома», где на верхних этажах располагаются обзорная площадка и панорамный ресторан. Также рядом будут находиться 4 офисных здания класса «А» и отель, оператором которого выбран бренд Radisson.
М.Гаухфельд на конференции весьма расплывчато сказал о цене офисной недвижимости в башне «Газпрома». Но она, по его словам, будет примерно в три раза дороже, чем в среднем по Минску. Примем эту оценку как стартовую.
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Роман ТВЕРДОХЛЕБОВ,
технический директор группы компаний «Моноракурс»,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Применение энергоэффективных технологий в сегменте доступного жилья значительно удешевляет строительство и эксплуатацию зданий.
«Целью проекта является строительство жилого комплекса…» - часто пишут в проектной документации, хотя согласно общепринятому мировому опыту - это задача, а цель застройки - реализация проекта с оптимальными эксплуатационными характеристиками, заданными надежностью, долговечностью и уровнем потребительских качеств.
Цель - это то, к чему стремится проект (на что направлен), каких свойств и качественного уровня комфорта и эксплуатации планируется достичь в результате его реализации, а задачи - это то, что предстоит решить для достижения поставленной цели. Строительство - это задача, а цель - эксплуатационные характеристики и заданный уровень потребительских качеств.
Сдерживающие факторы
Основными сдерживающими факторами внедрения масштабных энергосберегающих мероприятий, снижения стоимости объектов гражданского строительства, а также их эксплуатации являются ... продолжение читайте в печатной версии журнала
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Марина НОСОВА
Загородный дом в Беларуси за две недели и 25 тыс. долл. - теперь это не фантастика, а реальность. Модульные дома были изобретены в далекой Индии, но к третьему тысячелетию получили широкое распространение по всему миру. Инновационные технологии освоили и в нашей стране -всесезонные «дубльдома» с марта т.г. выпускает компания «ДубльДомБай». Ее соучредитель и директор Виталий НИКУЛЕНКО рассказал о специфике «модульного» бизнеса.
- Как возникла идея открыть в Беларуси производство модульных домов?
- Строительством домов я увлекся давно, хотя всю жизнь занимался IT-технологиями. Меня с другом заинтересовали каркасные технологии строительства домов. Технологии хорошие, интересные, но в наших условиях они не работают, если их строго соблюдать: древесина должна быть сухая. Когда начинаешь собирать каркас, необходима сухая погода. В наших же условиях две недели без дождя - большая редкость.
Но как-то нам попалась информация о модульных домах. Архитектор Иван Овчинников стал развивать эту технологию в России. Мы с другом буквально за две недели собрались и поехали к нему в Москву, практически сутки прожили в модульном доме. Посмотрели, поговорили и решили, что, поскольку в Беларуси такого еще нет, надо внедрять.
Дом выглядит эстетично. Решены многие конструктивные моменты, которые позволяют его качественно собирать, без больших щелей, красиво и аккуратно. Второй момент, который нам понравился и который мы переняли: из готовой древесины в сухом помещении комплектуются элементы будущего дома, потом все закрывается пленкой и перевозится на место, где собирается «под ключ» за несколько дней.
Таким образом, не нарушаются технологии каркасного домостроения.
До нас в Беларуси подобных предложений не было. Теперь потребители могут получать не просто коробку под чистовую отделку, а готовый дом, который можно быстро поставить на фундамент и жить. Он оборудован санузлом, раковиной, душевой кабиной, отоплением (газовым или электрическим), можно поставить печку на дровах со стеклянной дверкой, которая служит и камином.
- Раньше вы занимались IT-бизнесом, а потом перешли в более реальный сектор экономики. Пригодились ли ранее полученные навыки или пришлось всему учиться почти с нуля?
- Думаю, пригодились. Во-первых, это умение работать с людьми, во-вторых, умение планировать и бюджетировать. Знания IT-технологий помогают, потому что надо внедрять инновационные решения. Например, систему работы с задачами, когда у руководителей производства есть определенный список задач и надо решать текущие вопросы, связанные со снабжением. Что касается навыков работы с людьми, то нам удалось собрать крепкую команду профессионалов.
Они и раньше работали с деревом, знают, что это такое. Важно, что все дорожат своей репутацией, стараются делать качественный продукт. Наша компания - пример малого бизнеса: у нас работают 14 человек, а налоги платим по упрощенной системе.
- Сколько времени, ресурсов и усилий ушло на организацию производства?
- Фактически мы начали работать с конца января этого года. В марте сделали первый дом для выставки, а в апреле у нас уже было два заказа. Как видите, бизнес начал развиваться довольно быстро, его даже можно отнести к стартапу. Причем мы не привлекали заемные средства, а все создавали на личные сбережения.
- Сегодня все говорят о кризисе. Вы открыли свой бизнес в условиях, когда многие компании испытывают трудности и закрываются. Не страшно было?
- Мне нравится пример, связанный с китайским иероглифом, обозначающим кризис. Он состоит из двух частей: первая - это опасность, вторая - возможность. В любом кризисе всегда есть возможность. Мы увидели, что на рынке имеется свободная ниша, а у потребителей - интерес к загородной жизни, поэтому и решили развивать свой бизнес именно сейчас.
Не все хотят строить фундаментальные дома-замки, проекты которых разработаны еще в 1990-е гг., требующие огромных средств на содержание, отопление. Несколько моих знакомых живут в таких 4-этажных домах площадью 500 кв. м. Так вот, они живут в 2-3 комнатах, а остальные помещения пустуют. Поэтому появилась возможность занять нишу качественного и быстрого строительства загородных домов для среднего класса.
- Как вы оцениваете рынок модульных домов в Беларуси? Кто выступает покупателем и какова конкурентная среда?
- Когда мы начинали, конкурентов не замечали. Правда, недавно нашли два сайта, на которых заявляют, что делают модульные дома. Мы позвонили и попросили показать производство, но нам отказали. Я не буду судить, насколько серьезны эти предложения. Сайты есть, но что за ними стоит - непонятно. Мы всегда пускаем людей на производство, показываем, что и как делаем. Странно, что так не делают другие компании.
Компании, представленные на рынке коттеджного строительства, тоже являются для нас в какой-то мере конкурентами. Но мы бы хотели с ними не соперничать, а кооперироваться. Ведь мы позиционируем «дубльдома» еще и как второй дом на участке. Он может стать гостевым домиком. С одной стороны, коттеджи - да, конкуренция, а с другой - дополнительная ниша. Мы не предлагаем элитные коттеджи. Наши дома, повторю, рассчитаны на средний класс.
- Вы работаете на рынке совсем недавно, но есть ли у вас планы по расширению? Собираетесь ли развивать смежные направления?
- Планы по расширению у нас есть. К этому подталкивает спрос на рынке. Мы проводим сейчас переговоры о возможных крупных заказах. Среди наших клиентов не только физические, но и юридические лица. Проявляют интерес владельцы агроусадеб, которые планируют расширять свой бизнес. Кроме того, мы можем предложить свои услуги в плане модернизации бывших детских лагерей под пансионаты или санатории.
Ведутся переговоры и с зарубежными заказчиками. В том, что мы сможем расшириться, я уверен. Более того, поступило предложение от потенциального зарубежного инвестора.
Поскольку у нас свой производственный участок по переработке дерева, предлагаем клиентам и малые деревянные архитектурные формы: беседки, скамейки, лежаки, уличную мебель. Будем также выступать дистрибьютором российской мебели, которая сможет занять свою нишу.
- Возникают ли сложности с поставками сырья? Соответствует ли белорусская древесина требованиям ваших технологий?
- К сожалению, та древесина, которая соответствует требованиям наших технологий, практически полностью уходит на экспорт. С качеством у нас сложно, очень много отбраковываем, возвращаем. Некоторые позиции у нас в стране вообще не выпускаются, например, брус необходимых размеров. Приходится покупать ряд изделий у первых импортеров в Беларуси. В планах - приобретение сушильной камеры. Будем закупать кругляк, чтобы самим придавать древесине необходимые по технологическим требованиям свойства.
- Белорусы предпочитают заказывать модульные дома «как на картинке» или просят индивидуальные проекты?
- Индивидуальных проектов у нас нет. Мы изготавливаем продукцию, представленную на нашем сайте. Есть возможности варьировать планировку, но они также обозначены. Сама конструкция дома предполагает определенные ограничения. Также при перевозке мы должны вписываться в установленные регламентами размеры.
- Как вас находят потребители?
- В основном в интернете, где о нас часто пишут. Кроме того, есть прямые продажи, когда мы выходим на потенциальных партнеров, встречаемся, показываем производство. Такая форма продвижения касается юридических лиц. Кстати, у нас есть предложения по строительству «дубльдомов» под офисы. Мы сами планируем построить такой, чтобы он служил нам офисом и выполнял функцию шоу-рума.
- Позволяют ли ваши производственные мощности выполнять все заказы?
- Сейчас мы выпускаем 2-3 дома в месяц. В принципе резервы есть, можно организовать работу и в 2 смены.
- Для установки модульных домов обязательно наличие инженерных коммуникаций?
- Электричество - обязательно. Хотя сейчас есть вариант, который позволит устанавливать твердотопливную печь. Она может генерировать и электроэнергию. Этот проект находится в проработке.
- Сколько времени проходит с момента заказа дома до его сдачи в эксплуатацию и как его можно оплатить? Кто ваши потребители?
- В среднем дом готов через 6 недель. Заказ можно оплатить наличными при оформлении приходного ордера или оплатить счет, перечислив деньги через банк. Оплата проводится в три приема: предоплата, оплата, когда дом готов к транспортировке на участок, и после подписания акта приемки.
Наши потребители - частные и юридические лица. Наш потенциальный заказчик лишен стереотипов, каким должен быть дом. «Дубльдом» ближе к европейскому стилю, к альпийскому шале. Доходы покупателей могут быть средними или даже ниже. Стоимость «дубльдомов» начинается от 18 тыс. долл., причем средняя цена - 25 тыс. Получается намного дешевле, чем строить дом на участке «по старинке».
- «ДубльДомБай» также выпускает плавающие дома. Насколько идея хаусботов интересна белорусам?
- Желающих очень много, но мы пока не спешим с реализацией заказов, поскольку хотим тщательно проработать нормативно-правовую базу: как оформлять, подключать и устанавливать такие дома. Сам дом оформляется как не самодвижущееся плавающее средство в Госинспекции по маломерным судам.
Плавающий дом - это стандартный вариант «дубльдома», который устанавливается на металлические понтоны, швартуется к берегу, подводятся коммуникации - и он готов к проживанию.
- Каким вы видите развитие модульного домостроения в Беларуси? Не боитесь конкуренции?
- Я думаю, что у нас скоро появятся и последователи. В России данное направление успешно развивается. Мы работаем по франшизе, потому что это удобно с точки зрения технологических аспектов. Строго выдерживаем технические параметры - прилегания, размеры, требования по изоляции. Взять просто и скопировать? Я не думаю, что это быстро бы получилось.
Что касается стоимости, то в Беларуси она ниже, чем в Европе, но немного выше, чем в России. Это связано с тем, что в нашей стране действуют более серьезные требования. Например, в России нет обязательного требования по пропитке дерева: заказчик сам делает выбор. У нас же это обязательное требование с точки зрения пожаробезопасности.
Кроме того, там проводку делают или наружную, или в пластиковом рукаве, у нас же - внутреннюю и в металлическом рукаве. В России некоторые виды сырья стоят дешевле. На удивление, и рабочая сила в Подмосковье сейчас дешевле, чем у нас, поскольку российский рубль существенно девальвировался.
В ближайшее время производство «дубльдомов» в Беларуси получит серьезное развитие - тысячи белорусов смогут решить жилищный вопрос вне города по разумным ценам. Мы же в свою очередь планируем масштабировать бизнес, придерживаясь при этом гибкой ценовой политики.
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Евгений КАЧУРОВСКИЙ,
президент Международного некоммерческого фонда «Новая экономика»
В мировой экономике начинает уверенно набирать темпы экономика знаний (ЭЗ). Сегодня многие страны стремятся попасть в этот мейнстрим развития, что удается далеко не всем.
Беларусь в этом плане тоже не является исключением. Так, Национальная академия наук представила правительству План-проспект стратегии развития экономики страны до 2030 г., предусматривающий ее переход на шестой, самый высокий, технологический уклад. Среди отобранных проектов, которые планируется реализовать, - построение инновационного образования, белорусско-китайский индустриальный парк «Великий камень», кластер «БелБиоград» и др.
Понятно, что на нефтепереработке, тракторах и молочных фермах входной билет в ЭЗ получить сложно: Беларусь «застряла» где-то между индустриальной и постиндустриальной экономиками. Достичь шестого технологического уклада страна рассчитывает только в 2030 г., но и он не представляет собой ЭЗ... продолжение читайте в печатной версии журнала
{jcomments on}