№6 (192) - Июнь
![]() |
|
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Виктор АНИСИМОВ
Тема экологии сегодня на слуху у многих: только у одних дальше разговоров дело не идет, другие же громким фразам предпочитают конкретную заботу о защите природы и чистоте окружающей среды. Именно к последним относится директор ЧСУП «Линия Сноса» Юрий СУЛИМ, компания которого успешно занимается реализацией экологических проектов в Гомельской области.
Предприятие оказывает комплексные услуги по сносу и разборке зданий и сооружений, реализует экологические проекты на территории Гомельщины, которая больше других регионов Беларуси пострадала от последствий Чернобыльской катастрофы. Поэтому столь актуальное значение для самой южной области страны имеет хозяйское использование вторичных отходов в деле улучшения экологической ситуации.
В 2011 г. энергичный руководитель УП «Линия Сноса» загорелся реализацией экологического инвестиционного проекта по дроблению строительных отходов и производству щебня из вторичного сырья. Новаторскую идею Ю.Сулима поддержал губернатор Гомельской области Владимир Дворник, во многом благодаря которому она смогла воплотиться в жизнь. Не остался в стороне и председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин, который постоянно оказывает неоценимую помощь во многих вопросах деятельности предприятия.
Под строительство полигона местные власти выделили предприятию болотистый участок сгоревшего леса за радиозаводом. К слову, Ю.Сулиму пришлось инвестировать немалые финансовые средства в его строительство и обустройство, а также на закупку оборудования. Для переработки строительных отходов УП «Линия Сноса» закупило современное импортное оборудование: мобильные дробилку Sandvik QJ 341 и грохот Fintec F 640, фронтальный погрузчик Caterpillar, экскаваторы Hyundai и др.
С начала реализации экологического инвестиционного проекта ЧСУП «Линия Сноса» переработало и повторно вовлекло в хозяйственный оборот около 200 тыс. т строительных отходов, которые рационально использовали при строительстве объектов в Гомеле и Гомельском районе.
Сегодня предприятие перерабатывает более 50 видов отходов, тем самым участвуя в реализации государственной программы по сбору и переработке вторичного сырья в Беларуси. ОАО «Банк развития Республики Беларусь» в рамках программы по поддержке малого и среднего бизнеса с помощью банка-партнера ОАО «Белорусский народный банк» предоставило предприятию кредит для приобретения молотковой дробильной машины 5700C Peterson.
Она предназначена для получения щепы из таких древесных отходов, как железнодорожные шпалы, отходы корчевания пней, сноса зданий и сооружений и др. Надо отметить, что применяемые дробильные машины Sandvik QJ 341 и Peterson 5700C - самоходные, что позволяет выполнять необходимые работы прямо на объектах. Это значительно экономит средства заказчиков на перевозке отходов.
По словам Ю.Сулима, предприятие будет продолжать развивать экологические проекты. В частности, в рамках проекта ООН «Зеленая экономика» планируют заняться сбором и переработкой отработанных масляных фильтров. В перспективе - строительство мусоросжигательного завода.
Думается, весьма показателен и тот факт, что на крыше здания ЧСУП «Линия Сноса» нарисован 36-метровый государственный флаг Беларуси, зеленый цвет на нем символизирует нашу природу, которую надо сберечь для потомков. Реализуемые предприятием экологические проекты позволяют сократить образование отходов, захораниваемых на полигонах, и в промышленных масштабах включить в хозяйственный оборот ценные вторичные материальные ресурсы. Для этого руководитель ЧСУП «Линия Сноса» активно изучает и внедряет в Беларуси опыт европейских стран и передовые технологии, применяемые в США и Японии.
ЧСУП «Линия Сноса»
246053, г. Гомель, ул. Головацкого, 138
Тел.: +375 (232) 20-28-88
e-mail:Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
https://www.youtube.com/watch?v=Gg6ehyyaxZU
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Борис АЛЕКСЕЕВ
В условиях коренного реформирования научно-технической сферы в нашей стране все большее значение приобретают практическая направленность, оказание специфических наукоемких услуг и расширение спектра предложений для потенциальных заказчиков научной продукции.
Славная история УП «Белгипролес» берет свое начало в 1965 г., когда в Минске была создана Белорусская комплексная проектно-изыскательская экспедиция. С тех пор минуло уже полвека, но и сегодня уникальный проектный институт продолжает обеспечивать предприятия лесной отрасли Беларуси необходимой проектно-сметной документацией, качественно и в срок.
«За прошедшее время многое изменилось как на предприятии, так и в отрасли и стране в целом. До 1991 г. предприятие являлось филиалом института «Союзгипролесхоз», а после распада Советского Союза получило нынешний статус, - поделился директор УП «Белгипролес» Владимир РАДЮКЕВИЧ.
- Неизменными же всегда оставались и остаются основные задачи единственного в системе Минлесхоза проектного института - обеспечение документацией. За полвека по проектам УП «Белгипролес» построена не одна сотня объектов в организациях лесного хозяйства, а разработанная нормативно-техническая документация служит руководством к действию на местах».
Лес - наше богатство
Первоначальной целью создания предприятия была разработка строительных проектов гидролесомелиорации и дорожных объектов, которые, по словам В.Радюкевича, востребованы и сегодня. Предприятие также выполняет проекты по благоустройству лесопарковых, зеленых зон и зон отдыха; благоустройству и озеленению усадеб и поселков, созданию дендро- и лесопарков. В настоящее время специалисты УП «Белгипролес» осуществляют различные работы и оказывают услуги более чем по 13 основным направлениям лесохозяйственного и природоохранного проектирования.
В Беларуси нет больших запасов нефти и газа, зато много лесов, которые по праву считаются национальным достоянием. Поэтому на повестке дня остро стоят вопросы лесовосстановления: создания и реконструкции лесных питомников и лесосеменных плантаций, проектирования и строительства шишкосушилок, теплиц.
Следующее важное направление деятельности УП «Белгипролес» - дорожное строительство, содержание и капитальный ремонт лесных автомобильных дорог, создание схем транспортного освоения предприятий, поиск и разведка месторождений дорожно-строительных материалов и др.
«Президент поставил задачу ориентироваться на лесохозяйственную модель Финляндии, где плотность сети лесных дорог на 1000 га составляет 12,3 км, - отметил директор УП «Белгипролес». - Беларусь пока не достигла таких показателей, но стремиться к этому надо. В соответствии с ежегодными планами мы проектируем в пределах 100 км лесных дорог, которые имеют важное значение для защиты леса от пожаров и деятельности спасательных служб.
Их проектирование требует понимания специфики лесной отрасли и воздействия на окружающую среду, учета интересов предприятий лесопромышленного комплекса, так как от них во многом зависит рентабельность дорожного строительства».
Не забывают в УП «Белгипролес» и о традиционных направлениях деятельности: производственное и жилищно-бытовое проектирование (конторы лесхозов и лесничеств, административные и бытовые здания, гаражи и ремонтные мастерские); противопожарные и лесозащитные мероприятия (технические проекты противопожарного устройства лесов лесхозов, проектирование пожарно-химических станций, противопожарных водоемов, пожарно-наблюдательных вышек); охрана труда (аттестация рабочих мест по условиям труда); организация поверки измерительных приборов и инструментов (с выездом для удобства заказчиков в лесхозы); нормирование труда и материальных ресурсов (пересмотр и разработка технически обоснованных норм выработки и норм расхода топливно-энергетических и сырьевых ресурсов); стандартизация, метрология и лесная сертификация; разработка нормативно-технической документации (положений, правил, рекомендаций, указаний, инструкций, нормативов, расчетно-технологических карт и др.).
На первом плане - качество
Несмотря на существующие экономические трудности, в УП «Белгипролес» не жалуются на тяжелую жизнь, а предпочитает наполнять производственный портфель заказов. Так, к примеру, в 2015 г. планируется выполнить договоры на общую сумму 14,8 млрд. руб. Предприятие работает на полном хозрасчете, поэтому на жизнь и развитие приходится зарабатывать самим. Здесь всегда стремятся обеспечивать максимальный результат с минимальными затратами.
Выполнение проектно-изыскательных работ, работ и услуг общеотраслевой направленности не является материалоемким производством. Специфика деятельности УП «Белгипролес» такова, что из каждого рубля затрат произведенной продукции (а это интеллектуальная собственность) 75 коп. идут на зарплату.
Если в 2014 г. средняя зарплата сотрудников составляла 5,7 млн. руб., то сейчас она выросла до 6,5 млн. Также на предприятии по коллективному договору обеспечивают сотрудникам достойный соцпакет, предоставляя льготы в первую очередь ветеранам и молодым специалистам.
Не секрет, что для многих сегодня остро стоит жилищный вопрос, который руководство УП «Белгипролес» старается решать по возможности. К примеру, предприятие имеет свой жилфонд в общежитии. Оказывается помощь и молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Здесь дорожат кадрами, которые готовят в основном на двух факультетах технологического и политехнического университетов столицы.
«Чтобы пришедший по распределению выпускник вуза стал высококлассным специалистом, потребуется не один год, - говорит директор. - С учетом нашей специфики они набираются профессионального опыта не в теплых кабинетах, а в постоянных командировках, выезжая на недели, а то и месяцы на изыскательские и исследовательские работы».
Сохранить преемственность
По мнению В.Радюкевича, мало закрепить кадры на производстве, надо еще и постоянно заботиться о повышении их квалификации и освоении смежных профессий по основным специальностям. Реализации этой непростой задачи в немалой степени способствовала обязательная аттестация в соответствии с Указом от 14.01.2014 г. №26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности».
Так, УП «Белгипролес» (имея в штате более 100 сотрудников) проходит аттестацию на выполнение проектно-изыскательских работ 3-го и 4-го классов сложности. А в перспективе здесь планируют повысить профессиональный уровень, чтобы выполнять более сложные виды работ. «Кроме того, участие в тендерах развивает конкуренцию и заставляет совершенствовать профессиональные качества», - отметил руководитель предприятия. - Также планируем вернуться на российский рынок, где в свое время наше предприятие выполняло проектно-изыскательские работы в Калининградской области и Карелии, которые славятся своими лесами».
Умелая работа с кадрами приносит свои плоды: сформирован костяк коллектива, успешно решающий сложные производственные задачи. При этом тон по традиции задают ветераны: полвека трудится в коллективе проектно-изыскательской партии №1 Геннадий Юрьевич Ганченко, щедро передают богатый опыт молодежи главный инженер проектов отдела строительного проектирования и инженерных изысканий Павел Николаевич Михаленко и ведущий экономист Анна Федоровна Русак, проработавшие на родном предприятии около 40 лет.
Есть и семейные династии: немало лет трудится водителем Юрий Васильевич Юрага, а его сын Алексей после университета пришел работать инженером в проектно-изыскательскую партию №2. На смену ушедшим на заслуженный отдых ветеранам предприятия И.П.Клименко, С.С.Рудовичу и В.Д.Елкину пришли дочери - Лариса, Ирина и Светлана. А еще, как отметил в завершение встречи директор УП «Белгипролес» В.Радюкевич, в ближайшее время они планируют снять презентационный фильм о славной полувековой истории родного предприятия, чтобы сохранить преемственность и связь поколений.
УП «Белгипролес»
220002, г. Минск, ул. В.Хоружей, 41
Тел./факс: (017) 334-54-31
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.belgiproles.by
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Борис АЛЕКСЕЕВ
В условиях коренного реформирования научно-технической сферы в нашей стране все большее значение приобретают практическая направленность, оказание специфических наукоемких услуг и расширение спектра предложений для потенциальных заказчиков научной продукции.
Александр ПУГАЧЕВСКИЙ,
директор Института экспериментальной ботаники имени В.Ф.Купревича, кандидат биологических наук.
Приоритет - новым технологиям
- Основные фундаментальные направления наших исследований не изменились: это изучение проблем устойчивого функционирования природных экосистем, рационального использования, воспроизводства и сохранения биологических ресурсов растительного мира, - отметил директор института Александр ПУГАЧЕВСКИЙ.
- Хотя в последние годы мы все больше внимания уделяем новым направлениям: биотехнологиям, использованию наноматериалов при выращивании растений, за которыми большое будущее. И, конечно, космическим технологиям изучения и оценки растительности и ее ресурсов.
В сотрудничестве с Институтом физико-органической химии НАН Беларуси разработан наноплант - новый препарат семейства микроудобрений для сельскохозяйственных культур. Его применение в нашем сельском хозяйстве позволяет повысить урожайность зерновых, овощных и плодовых культур на 6-22%. Сейчас наноплант производится в промышленных масштабах, используется в сельских и частных хозяйствах Беларуси, поставляется на экспорт.
- Другое важное направление в сфере физиолого-биохимических исследований - разработка субстратов на основе природных соединений (верховой торф, глина, микробные препараты) под торговой маркой «Глинторф», предназначенных для теплиц, парников, т.е. для закрытого грунта, - сказал руководитель института. - Эта разработка является оригинальной, и не имеет аналогов среди реализуемой на белорусском рынке продукции.
Еще одно важное направление деятельности института - изыскания в космической сфере, особенно после начала реализации программы по запуску белорусских спутников «БелКА». К слову, полученные нами научные результаты соответствуют мировому уровню. А что, ведь не зря в популярной песне пели о том, что и на Марсе будут яблони цвести… Сегодняшним наследникам известного академика-ботаника В.Ф.Купревича не только эти задачи по силам. В институте работают более 130 человек, в т.ч. 102 научных сотрудника, 41 кандидат и 7 докторов наук.
Однако они ведут исследования жизнеспособности растений не только из космоса, но и в суровых условиях Ледяного континента. Изготовленные на базе технологий института светодиодные модули для выращивания зеленных и овощных культур прошли успешную апробацию во время 7-й Белорусской антарктической экспедиции.
Совместно с Центром светодиодных и оптоэлектронных технологий НАН Беларуси институтом разработана технология выращивания растениеводческой продукции в закрытом грунте с применением энергосберегающих отечественных светодиодных источников освещения для реализации в тепличных хозяйствах страны.
По словам А.Пугачевского, она проходит апробацию на опытно-производственном участке Минской овощной фабрики при выращивании томатов. Сотрудники также проводят испытания в условиях светодиодного освещения в отношении клубники, лекарственных, овощных растений в боксах биотехнологического комплекса института (идею его создания в свое время поддержал еще глава НАН М.Мясникович). Так что теперь можно говорить о начале промышленного применения данной технологии.
Рублем не измерить
Как считает А.Пугачевский, в науке рентабельность деньгами не измеришь, но уповать только на бюджетное финансирование в институте сегодня не собираются (по валовым показателям оно достигает 45%, по научным - всего 35%). В 2014 г. общий бюджет учреждения составил 24 млрд. руб., поэтому коллективу пришлось активно зарабатывать, выполняя заказы юридических и физических лиц (по плану 2015 г. от общего объема бюджетные договорные работы составляют 40% и 17% - хозяйственные).
«Хорошо хоть на приобретение нового оборудования из бюджета в этом году выделили 1 млрд. руб., - поделился директор института. - Есть у нас план и по экспорту. В 2015 г. он установлен в размере 205 тыс. долл., и мы уже заключили договоры с зарубежными заказчиками на более чем половину этой суммы».
Около 5 лет назад в институте начали активно оказывать различные виды платных услуг для юридических и физических лиц. К примеру, пользуются спросом микологические экспертизы (до 20-25 в год). Определить видовой состав принесенных в институт грибов - съедобные или ядовитые - здесь могут бесплатно. А вот установить, какие вредные для здоровья грибы завелись в жилых, коммунальных и промышленных помещениях, можно, заплатив в кассу около 800 тыс. руб.
Нередко обращаются в институт по поводу экспертизы поврежденных древостоев, а также отдельных деревьев, особенно владельцы пострадавших в результате их падения автомобилей. «В 2014 г. было более 20 случаев, поступило уже около 10 обращений и в этом году, причем не только из столицы, но и из Витебской и Брестской областей.
Пострадавшим важно знать, можно ли было предотвратить падение деревьев, чтобы на основании нашего заключения через суд предъявить иск коммунальным службам или землепользователям», - пояснил А.Пугачевский. Начиная с 2010 г. сотрудники выполнили такие работы по 146 запросам граждан, органов следствия и судов.
В гармонии с природой
Разработанная Институтом экспериментальной ботаники имени В.Ф.Купревича программа адаптации лесного хозяйства Беларуси к изменению климата до 2050 г., одна из первых в Европе, проходит масштабное внедрение в лесхозах страны. Выполненная по заказу Минлесхоза, она получила высокую оценку и обеспечила хорошие практические результаты.
Все знают, что лес - наше богатство, но не все задумываются над тем, как важно соблюдать правила поведения в лесу, чтобы сохранить его для потомков. Наверняка многие помнят сильные пожары в 2010 и 2014 гг. в России. К счастью, в Беларуси нет таких ЧП, - хорошо работает лесная охрана, но и ученые не стоят в стороне.
«Так, сейчас реализуется разработанная нами программа повторного заболачивания осушенных и нарушенных болот, что позволит устранить серьезный источник пожароопасности и улучшить биологическое разнообразие на этих территориях. Более 40 тыс. га таких земель уже обводнено и эта работа будет продолжена и в Полесье, и в Поозерье,» - поделился планами директор института.
Тема отдельного научного разговора - издательская деятельность института. Только что вышли из печати 4-е издание «Красной книги Республики Беларуси» и 6-й том 18-томного научного издания «Флора Беларуси». Ну а в среднем ученые института ежегодно публикуют 10-12 книжных изданий.
Планы на будущее
По поручению председателя президиума НАН Беларуси, академика Владимира Гусакова на осень запланирован выпуск «Черной книги» чужеродных растений Беларуси. «Сейчас мы разворачиваем широкие исследования этой группы растений. Давно пора выпустить и новую карту растительности республики, так как предыдущая вышла в свет еще в середине 1970-х гг. и с тех пор сильно устарела.
Наряду с печатной версией будет подготовлена многослойная, многофункциональная электронная карта, - подчеркнул А.Пугачевский. - На разработку первоначальной версии мы отводим 5 лет, а полный вариант будет готов через 7-8 лет.
Так что коллектив старейшего в республике научно-исследовательского учреждения биологического профиля накануне своего 85-летия полон творческих планов и задумок. При расставании мы не удержались и поинтересовались у А.Пугачевского: «Вы не обижаетесь, когда вас и сотрудников института называют «ботаниками?»
На что он с улыбкой ответил: «Ботаник - это не щуплый интеллигент в очках, а специалист, который по-настоящему любит и знает природу, сельское и лесное хозяйство, может неделями жить и работать в полевых условиях. Поэтому среди нас слабых телом и духом нет».
Институт экспериментальной ботаники имени В.Ф.Купревича
220072, г. Минск, ул. Академическая, 27
Тел.: (017) 284-18-51
Факс: (17) 284-18-53
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.botany-institute.bas-net.by
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Владислав ПЛАТУН
Директор ООО «Машиностроительное предприятие «КОМПО» Михаил БЕЛОУСОВ встретил гостей на заводской проходной с документом и несколько шокирующей просьбой: «Положите его на место!» Что это, ролевая игра, квест с крупным призом в финале? Двигаясь по целевым указателям, обозначенным на файле, - офис, сектор, шкаф, блок, полка, папка на полке, место в папке - спустя 4 мин 40 с мы торжественно водрузили полученный файл на законный «постамент» с собственным индексом и префиксом. - Это не рекорд, но по сравнению со скоростью документооборота на среднем белорусском промышленном объекте, где любая бумажка иногда гуляет часами с риском затеряться, - несомненный прорыв! - с легкой иронией произнес М.Белоусов. И как опытный психолог, зафиксировав предсказуемо негативную реакцию, открыл то, что ни один директор, наверное, никогда еще не демонстрировал прессе - выдвижной ящик своего рабочего стола, где царил «железный» порядок. Все просто, все в русле несложных секретов, которые экономят рабочее время, подчеркивает директор компании «КОМПО» и при этом не глядя, «слепой рукой» выхватывает ручку и степлер для оформления наших документов. Столь же привычным движением, не глядя, девайсы вернулись на свои места.
НОТная грамота от «КОМПО»
Забегая вперед, скажу, что подобный алгоритм действий на «КОМПО» вошел в практику не только офисного, но главное - производственного персонала. В режиме презентационного шоу директор, вновь отдаю должное его профессиональному юмору, может попросить гостя, участника обучающего семинара, найти конкретную крестовую отвертку или дистанционную планку для гибочного пресса в цехе, где работают четыре сотни человек. Все будет в считаные секунды обнаружено, а после этого еще и возвращено на место. Гости, производственники со стажем, после такого испытания выглядят, мягко говоря, озадаченными: «Почему на наших заводах до сих пор нет такого порядка?»
- Парадокс в том, что предложенная нами философия строится на базе элементарных, малозаметных в отдельности действий. К примеру, коллег до сих пор шокирует ответ на вопрос: сколько времени тратит работник среднего белорусского предприятия на создание ценности в продукции и сколько составляют временные потери? - признался М.Белоусов. - Как выяснилось, процентное соотношение равно 0,1 к 99,9! В такой ситуации любые инвестиции в обновление станочного парка, внедрение новых технологий и т.п. просто теряют финансовый смысл.
Первыми это поняли японцы, жители страны с минимальными природными ресурсами создали крупнейшую экономику мира именно на основе философской практики кайдзен. Речь идет о непрерывном совершенствовании процессов производства, разработке вспомогательных бизнес-процессов и управления, а в широком смысле - формировании нового стиля жизни.
Наше предприятие на белорусской почве доказало, что каждый рубль, вложенный в кайдзен-проект, приносит отдачу в диапазоне 3 - 300 руб. Если кому-то японский термин режет слух, то можно воспользоваться привычной советской аббревиатурой НОТ (научная организация труда) или нейтральным сочетанием слов «бережливое производство» (Lean production). Сути это не меняет.
Философия в металле и… нейронных связях
Впрочем, здесь стоит отметить два существенных момента.
Во-первых, кайдзен не имеет ничего общего с тейлоризмом, потогонной системой и прочими неприятными явлениями из эпохи первоначального накопления капитала. Скорее, следует говорить о вовлеченности каждого работника в развитие предприятия - добиться этого в приказном порядке невозможно.
Так, на «КОМПО» кайдзен-эволюция началась в 2006 г. К этому моменту трудовой коллектив проработал уже 15 лет, сформировал свои традиции (как выяснилось, далеко не всегда полезные). Ломка психологических стереотипов проходила отнюдь не безболезненно. «Мы пока далеки от идеала, однако сейчас этот процесс стал необратимым», - уточняет Михаил Михайлович.
Во-вторых, необходимо отдавать себе отчет в том, что успех одной отдельно взятой компании будет ограничен, если она действует в рамках несовершенной управленческой и организационной среде организаций и предприятий республики в целом. Поэтому нами была разработана программа семинаров, уникальный пакет консалтинговых услуг для широкого круга специалистов, которые получают не только серьезный теоретический багаж, но и реальные практические иллюстрации внедрения кайдзен-проектов на «КОМПО».
На семинаре-практикуме «Философия, инструменты и практика кайдзен» можно получить ответы на следующие вопросы:
1. Как значительно (в два и более раз) сократить сроки выполнения заказа при нулевых затратах.
2. Как значительно сократить объемы незавершенного производства и ускорить оборачиваемость основных средств при нулевых затратах.
3. Как повысить производительность на каждом рабочем месте минимум в 2 раза при разовых затратах 10-50 долл.
4. Как значительно снизить уровень брака.
5. Как сократить производственные площади.
6. Как повысить технику безопасности и улучшить условия труда.
7. Как улучшить моральный климат в коллективе.
8. Как расширить рынок сбыта вашей продукции и услуг, снизив их себестоимость, сократив сроки выполнения заказов и повысив качество изделий и услуг.
9. Как увеличить объем производства в 5-10 раз за 4 года, не изменяя численности сотрудников и не приобретая дополнительного дорогостоящего оборудования.
Десять лет за два года
- Если бы мы обладали той суммой знаний, которую получают слушатели наших семинаров, то перестройка предприятия, которую мы вели в 2006-2014 гг., заняла не более полутора-двух лет, - призналась начальник отдела кадров Ольга Левонюк. - Но тем большую ценность приобретает накопленный опыт. Человек уже в силу физиологических особенностей интуитивно сопротивляется переменам, которые заставляют его покидать зону комфорта, формировать в мозгу новые нейронные связи.
Поэтому первоначальное восприятие кайдзен-проектов было однозначно негативным. Плюс к тому сказывались последствия кадровой ямы 90-х гг., когда из промышленных отраслей были «вымыты» тысячи лучших специалистов, прервалась преемственность профессиональной подготовки.
Пришлось по наитию, методом проб и ошибок искать эффективные методы трудовой мотивации, но в итоге наши сотрудники сегодня уже не представляют себе иной рабочей среды. Более того, коллектив начал активно генерировать собственные идеи по совершенствованию производственного процесса.
Оказалось, что философская практика кайдзен, сотворившая японское экономическое чудо, отнюдь не противоречит пресловутому славянскому менталитету. При этом ее внедрение не требует сверхвысоких вложений, что мы предметно и аргументированно доказываем слушателям семинара. В целом я невысоко оцениваю уровень отечественных консалтинговых компаний, поэтому обращаю ваше внимание на наше коренное отличие - мы не теоретики, мы успешные практики.
СПРАВКА «ДИРЕКТОРА»
ООО «Машиностроительное предприятие «КОМПО» производит оборудование для мясоперерабатывающей промышленности. Экспортирует свою продукцию в Австралию, США, Канаду, ОАЭ, Таиланд, Грецию, Мексику и другие страны.
ООО «Машиностроительное предприятие «КОМПО»
224032, г. Брест, ул. Я.Купалы, 108 Д
тел./факс: +375 (162) 46-30-39, 46-31-30, 44-43-78
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.kompo.by
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Михаил БОНДАРОВИЧ
Сегодня все крупные торговые предприятия республики работают на основе как государственной, так и частной формы собственности. Наблюдается экспансия торговых сетей. Только за последние годы в Минске открылись 27 супер- и 17 гипермаркетов, ожидается введение новых. Как в таких условиях работается предприятиям торговли госсектора, рассказал директор минского универмага «Беларусь» Николай МЕТЛИЦКИЙ.
- Николай Владимирович, вы уже почти 8 лет руководите одним из крупнейших столичных универмагов. Насколько сильно сегодня ощущаются перемены в сфере торговли?
- Перемены, конечно, есть. Жизнь не стоит на месте, и госпредприятиям торговли просто необходимо идти в ногу со временем, оставаясь гибкими и отвечая на запросы рыночной экономики. Сегодня представители среднего и старшего поколений хорошо знают универмаг «Беларусь» как лидера в сфере розничной торговли.
У многих это впечатление осталось еще с советских времен, когда магазин привлекал к себе покупателей со всего города. «Беларусь» всегда отличалась современным дизайном, ведь еще в 80-е гг. одними из первых здесь появились эскалаторы и красиво оформленные интерьеры. С приходом торговых сетей и гипермаркетов поток покупателей в универсальные магазины типа нашего, естественно, сократился. Но постоянные клиенты - жители Заводского и прилегающих районов - остаются с нами.
Кризисные явления никого не обошли стороной. Сегодня многие предприятия работают по 3-4 дня в неделю, понятно, люди экономят и на походах в магазины. Для дополнительного привлечения покупателей мы разработали схему маркетинговых решений, благодаря которым сохраняем и увеличиваем товарооборот. Например, 11 июня широко отметили день рождения универмага. К этой дате в магазине были приурочены скидки и акции на многие группы товаров.
Без ложной скромности могу сказать, что впервые товарооборот в этот день превысил норму в 7 раз. Это в итоге было приятно и мне, и всему коллективу, так как зарплата сотрудников зависит от товарооборота. Каждое утро, приходя на работу, продавцы на проходной видят объем выручки за вчерашний день. Это подстегивает их к более активным действиям, чтобы заработать достойную зарплату.
Надо отметить, что акция, прошедшая 11 июня, не единственная. Подобные мероприятия мы стараемся проводить несколько раз в год. Они позволяют освободить склады, увеличить объемы товарооборота, да и просто приятны покупателям. Естественно, идя на скидки, мы вынуждены снижать рентабельность, поэтому расходы делим пополам с поставщиками, а в итоге вместе выигрываем за счет большего дневного товарооборота.
Такие акции невозможны без серьезной предварительной подготовки, в которой участвуют экономисты, маркетологи, товароведы и т.д. В дни акций, когда идет большой наплыв покупателей, мы задействуем даже так называемых «белых воротничков»: юристов, сотрудников отдела кадров, бухгалтерии и пр. на маркировку товара и другие виды подсобных работ. Но при этом все довольны, так как знают, что работают на общий результат, а премия, полученная по итогам этого дня, станет приятным вознаграждением за приложенные усилия.
- Расскажите о работе с отечественными производителями. Какова их доля в общем объеме товарооборота предприятия?
- Сегодня одним из основных отличий предприятий государственной формы собственности в торговле является нацеленность на работу с отечественным производителем. Я считаю, что тем самым мы приносим пользу стране, так как позволяем отечественным предприятиям зарабатывать и сохранять рабочие места.
Более того, в правилах работы универмага предусмотрены соответствующие условия премирования и планы по реализации отечественной продукции. Естественно, что полностью уйти от импорта сегодня невозможно, особенно, когда дело касается бытовой техники и радиоэлектроники. Но в сфере продаж продукции легкой промышленности (одежды, обуви, товаров для дома) и продуктов питания мы отдаем предпочтение отечественным производителям и поставщикам.
Нас совершенно не смущает то обстоятельство, что рядом с универмагом находится торговый центр «Подземный город», где предприниматели реализуют продукцию импортного производства. Мы даже рады такому соседству, так как многие покупатели, приходя туда, в итоге решают заглянуть и в наш магазин. Качество отечественных товаров в последние годы становится все лучше, поэтому нам остается только выстраивать грамотную маркетинговую политику и рекламу, а покупатель сам делает выбор.
Кроме прочего, у нас можно рассчитываться по кредитным карточкам «Халва», покупать товары в кредит и рассрочку по линиям других банков. В летнее время все секции торгуют водой и напитками, работает кафе с широким ассортиментом кондитерских изделий, соков и мороженого. Все это в целом делает универмаг интересным и посещаемым.
Государственные предприятия торговли сегодня вносят большой вклад в налаживание торговых контактов на межгосударственном уровне. Например, мы постоянно участвуем в международных выставках-ярмарках, которые проводятся в Москве и других регионах России. Это так называемые дни белорусско-российской дружбы, дни Минска в Москве и т.д.
Выезды на подобные мероприятия довольно затратны и сопоставимы с гастролями театра, когда из Минска выезжает несколько фур с товаром, торговым оборудованием, палатками, павильонами и сотрудниками, которых нужно разместить в Москве, организовать торговлю и еще постараться получить прибыль.
Естественно, прямая выручка от таких мероприятий не столь высока, она скорее выражается в привлечении интереса к белорусской продукции, а также повышении имиджа наших товаров в глазах российского покупателя. Не каждый частный собственник сегодня примет участие в таких акциях, а мы это делаем, тем самым поддерживая престиж страны за рубежом.
- Как представитель старшего поколения большую часть жизни вы проработали в системе советской торговли. Насколько полезен и применим сегодня этот опыт?
- Сегодня многие критикуют советское прошлое, считая это время периодом застоя, с чем я в корне не согласен. В Советском Союзе было много эффективных торговых предприятий, благодаря которым в условиях всеобщей уравниловки могли существовать и неэффективные. Толковые руководители не исчезли и с развалом Советского Союза, проявили себя на работе в госаппарате, многие стали успешными собственниками и менеджерами в частном бизнесе.
В свое время я начинал с должности заведующего производством в ресторане, а затем вырос до заместителя председателя Мингорисполкома, а сейчас - директор универмага. Меня никогда не толкали вверх по карьерной лестнице. Считаю, что всего в жизни достиг благодаря трудолюбию и умению брать ответственность на себя.
Я родился в Минске в многодетной семье. Детство пришлось на голодные послевоенные годы, когда в семье на счету была каждая копейка. Помню, как мальчишками по вечерам а иногда и ночью ходили на Комаровский рынок разгружать машины с арбузами, чтобы принести домой честно заработанный рубль. В то время даже не мог предположить, что спустя годы стану директором «Комаровки» и буду руководить этим гигантом отечественной торговли.
По своей первой специальности я повар, им же служил и в армии. Именно срочная служба закалила и привила мне чувство ответственности за большой коллектив. Сейчас профессия повара популярна и рекламируется на всех телеканалах, а в 60-е гг. об этом даже неловко было говорить. Позднее я закончил минский нархоз и руководил рядом крупных предприятий общепита и торговли, в 27 лет занимал должность заместителя директора треста столовых Московского района столицы.
Особо хочу выделить работу на комбинате питания объединения «Горизонт». В советское время на предприятии работало около 25 тыс. человек, и уровень обслуживания в столовой должен был быть соответствующим. Для организации питания и внедрения передового опыта нам пришлось выезжать в командировки на рижский завод ВЭФ, некоторые предприятия ГДР и др.
В итоге комбинат питания «Горизонта» был признан лучшим в Союзе и мы были представлены на стенде ВДНХ СССР. Как руководителя комбината меня неоднократно приглашали поделиться опытом: 4 года я преподавал в институте повышения квалификации руководящих кадров. Обратите внимание, это происходило в советское время, которое сегодня многие считают эпохой застоя. Помню, как придя из армии, я случайно сфотографировался на фоне Мингорисполкома, а спустя много лет пришел туда работать, дойдя до заместителя председателя, курировавшего сферу торговли и общепита.
Оценивая опыт работы предыдущих лет, с уверенностью могу сказать, что профессионализм и ответственность всегда были и будут востребованы как при социализме, так и при капитализме. Любая система либо выдвигает на руководящие посты тех, кому это по силам, либо деградирует. Время это доказало.
- Чем сегодня живет прославленный универмаг и его коллектив? Каковы планы на будущее?
- Универмаг «Беларусь» сегодня - не только главное здание на Партизанском проспекте столицы, но и ряд филиалов в Минске, а также постоянно действующая выставка-продажа белорусских товаров в Смоленске. Численность коллектива - 900 человек. Сегодня мы модернизируем по мере возможности свои торговые площади. Уходим от схем продажи товаров через прилавок. Организуем укрупненные комплексы, переводя их на самообслуживание, когда покупатель может все потрогать руками, а продавец выступает в роли консультанта, помогающего сделать нужный выбор.
В итоге в выигрыше оказываются все. Часть торговых залов нашего универмага уже работает по такой схеме, а другие перейдут на нее в ближайшее время.
В универмаге есть столовая и кафе, которые могут посещать не только работники, но и покупатели. Для сотрудников у нас действуют специальные цены. Хочу отметить, что социальный пакет наших работников - один из лучших в республике - это премии, материальная помощь, скидки и т.д. За высокие показатели в работе и социальной сфере в 2014г. универмаг был удостоен диплома профсоюзов, высшей награды министерства торговли – «Бронзового меркурия» и других дипломов.
Текучесть кадров у нас не велика. Созданы все условия для труда, отдыха, занятий спортом и художественной самодеятельностью. Имеется комната релаксации, спортивный и тренажерный залы. Работают актовый зал и библиотека, есть свой здравпункт.
Еще с советских времен знаю, что хорошие спортсмены, как правило, бывают успешными работниками. Поэтому наши спортивные команды участвуют в соревнованиях по многим видам спорта, проводимых минторгом и не только. Все это сплачивает коллектив и позволяет сообща достигать высоких результатов в работе, поэтому в будущее мы смотрим с уверенностью.
В преддверии Дня работников торговли хочу поздравить своих коллег с этим праздником и пожелать им оптимизма, стойкости, хороших покупателей и новых свершений.
ТКУП «Универмаг Беларусь»
220026, г. Минск, ул. Жилуновича, 4
Тел: (017) 295-0-87
е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Игорь ЧЕРНЯКОВ,
директор ООО «СЕЛБИсервис»
Многие предприниматели в регионах справедливо сетуют на многочисленные проблемы, осложняющие их бизнес. Действительно сегодня всем нелегко, но малому и среднему бизнесу (МСБ) вдали от столицы особенно. Помочь ему выжить призваны региональные центры поддержки предпринимательства.
Работать точечно
Современные условия ведения частного бизнеса обязывают более детально подходить к организации работы центров поддержки предпринимательства (ЦПП) в Беларуси. А условия, надо отметить, и в самом деле сегодня не самые простые за последние 20 лет - это и все нарастающая вязкость взаимных неплатежей, и, как следствие, острая нехватка оборотных средств, заставляющая все более пристально присматриваться к кредитам, невзирая на высокие процентные ставки, стремительное падение покупательского спроса - как внутреннего, так и внешнего, ужесточение политики государства в области нарушения налогового законодательства, сроков уплаты взносов и платежей в бюджет существенно подрывают устойчивое финансовое положение предприятий.
Сегодня заметно «выдавливание» МСБ из таких направлений деятельности, как строительство (неосуществимые требования по количеству среднесписочной численности предприятий при аттестации), ремонт и обслуживание автотехники (введение налога на вмененный доход), заготовка и переработка леса.
Эти и многие другие проблемные вопросы находят отражение в ежегодном программном документе бизнес-сообщества страны - «Национальная платформа бизнеса Беларуси», в подготовке которого, начиная с 2011 г., принимают активное участие и специалисты ООО «СЕЛБИсервис».
Наша компания с 2007 г. оказывает в Щучинском районе широкий спектр услуг как успешно работающим предприятиям, так и новичкам в бизнесе. Услуги по ведению бухгалтерии, квалифицированной подготовке документов для регистрации юридических лиц, проведения сертификации, аттестации предприятий и предпринимателей составляют основу деятельности нашей организации.
Наработанный опыт и высокие достижения в сфере предпринимательства и бизнеса позволили Минэкономики в мае 2011 г. присвоить ООО «СЕЛБИсервис» статус ЦПП, что значительно расширило наши возможности. Теперь мы помогаем субъектам малого предпринимательства получать дотации и льготные кредиты из бюджетных средств, проводим обучающие и информационные семинары, встречи с представителями государственных органов, организуем посещение зарубежных ярмарок и выставок.
К слову, с нашей помощью было зарегистрировано более половины частных предприятий Щучинского района Гродненской области. Сегодня ООО «СЕЛБИсервис» на постоянной основе обслуживает примерно 25% организаций МСБ и более 60% предпринимателей района. Кроме того, специалисты центра постоянно оказывают услуги по подготовке расчетов деклараций, отчетов, передаче их в электронном виде в налоговые органы, ФСЗН и отдел статистики.
В последнее время мы поняли, что надо отказаться от практики «массовости». Конечно, не следует отступать от завоеванных позиций, но тактически более правильно точечно сосредоточиться на состоявшихся предприятиях, оказывать им более широкий спектр услуг.
Именно крепкие «середнячки» заинтересованы и в качественном ведении бухгалтерского учета, и в расширении деятельности, а значит, ими востребованы получение кредитов, помощь в рамках Госпрограммы поддержки предпринимательства, аттестация, лицензирование новых видов деятельности - большинство вопросов такие предприятия готовы передать на условиях аутсорсинга специализированным компаниям. Это существенно повышает КПД работы ЦПП.
С каждым годом заметно стремление государства максимально упростить условия деятельности ЦПП в Беларуси. Раньше для осуществления некоторых видов деятельности им требовались лицензии на юридические услуги, распространение нормативной документации и образовательную деятельность.
Сегодня законодатель решил оставить в списке лицензируемых только деятельность, связанную с оказанием юридических услуг. А, к примеру, организацию обучающих курсов дополнительного образования для взрослых ЦПП может оказывать и без лицензии на образовательную деятельность. Это и позволило нашей организации открыть учебный центр.
В штате нашей организации 9 человек: 6 бухгалтеров, 2 экономиста и юрист. Все - высококвалифицированные специалисты, работающие на полном хозрасчете. За обеспечение эффективной деятельности своих предприятий предприниматели готовы хорошо платить, что в свою очередь позволяет субъектам инфраструктуры поддержки предпринимательства достойно развиваться и укреплять кадровый потенциал.
Ведь оплата оказанных услуг зачастую является единственным источником финансирования ЦПП. Так, ЦПП «СЕЛБИсервис» за 8 лет работы достиг полного самофинансирования. И именно из собственных источников, из средств, заработанных на консультационных и аутсорсинговых услугах, мы финансируем работу своего учебного центра.
Малый - не значит слабый
Конечно, основные проблемы развития МСБ в Беларуси негативно сказываются и на работе нашего предприятия. Кризис взаимных неплатежей, дорогие кредитные ресурсы являются основными трудностями, которые приходится преодолевать ЦПП в повседневной деятельности. Но я глубоко убежден, что на фоне ухудшения общей экономической ситуации, именно МСБ может сыграть роль стабилизирующего фактора. Своей гибкостью, нацеленностью на работу в постоянно меняющихся условиях, поиском новых видов деятельности он существенно опережает предприятия других форм собственности.
Основная задача нашей деятельности сегодня - найти пути решения непростых задач совместно с предприятиями МСБ Щучинского района. В ходе проведенных ЦПП ООО «СЕЛБИсервис» маркетинговых исследований были определены наиболее перспективные для развития в Гродненской области виды деятельности в ближайшие годы: агротуризм, сфера бытовых услуг и производство сельскохозяйственной продукции (молочная продукция, овощи).
В рамках Государственной программы поддержки малого и среднего бизнеса ЦПП «СЕЛБИсервис» оказывает помощь субъектам хозяйствования в подготовке необходимого пакета документов для получения льготных кредитов. Но, к сожалению, пока еще ни одно предприятие района из этого списка не получило финансовой помощи. Камнем преткновения чаще всего служит недостаточный объем обеспечения, предоставляемый организациями при получении кредита.
Для поддержки предприятий МСБ на более высоком уровне наш ЦПП планирует трансформироваться в бизнес-инкубатор. Для этого сейчас решаем вопрос о передаче на баланс предприятия бывшего военного городка, на территории которого располагается более 30 зданий, недостаточно эффективно используемых в хозяйственном обороте.
Надеемся, что при положительном решении этого вопроса сможем помочь заинтересованным предпринимателям организовать ряд производств (деревопереработка, сборка крупноформатных металлических конструкций, ремонт сельскохозяйственной техники) с отвлечением минимальных финансовых ресурсов на первых этапах деятельности. Это позволит открыть дополнительные рабочие места и в целом несколько оживит развитие предпринимательства в нашем районе.
Жизнь не стоит на месте, поэтому вопросу развития инновационных технологий мы придаем особое значение. Так, мы оказываем консультационную и методологическую помощь ООО «Агрохимсвет», которое одним из первых в Беларуси организовало получение солнечной электроэнергии в промышленных объемах. Консультации в сфере энергоэффективности, возобновляемой энергетики (в частности, солнечной энергии) стали одним из перспективных и востребованных направлений деятельности экспертов, привлекаемых нашей организацией. Многое делается нашим ЦПП и для развития других перспективных направлений предпринимательской активности.
Конечно, чтобы предпринимательство действительно стало движущей силой белорусской экономики, необходима целенаправленная совместная деятельность государства и бизнес-сообщества. Когда предприниматель вынужден годами ходить по кругу, преодолевая различные нормотворческие и бюрократические барьеры, связанные с процедурами согласования проектной документации, выделения участков земли под новое производство, не приходится говорить о возможности увеличения вклада МСБ в ВВП страны.
Но когда в исполкоме на его запрос отвечают: «Все, кроме денег!» и оказывается реальная помощь в решении «непробивных», часто основанных на нормах устаревших законодательных актов, вопросов, тогда действительно можно надеяться на поступательное развитие экономической активности предпринимательства. И в этом случае 30%-ный вклад МСБ в общую копилку ВВП страны, запланированный в 2015 г., станет первой ступенькой лестницы, ведущей к процветанию белорусского общества.
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
ВВОЗ ТОВАРОВ. ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ (ЕАЭС)
В соответствии с Договором о присоединении Кыргызской Республики к Договору о ЕАЭС отменяется санитарно-карантинный, ветеринарно-санитарный и карантинный фитосанитарный контроль (надзор) на кыргызско-казахстанском участке государственной границы.
Согласно п. 2 решение вступает в силу с даты вступления в силу решения Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) об одобрении результатов оценки системы ветеринарно-санитарного и карантинного фитосанитарного контроля, а также ознакомления сотрудников ЕЭК и уполномоченных органов государств - членов ЕАЭС с системой санитарно-эпидемиологического надзора (контроля), но не ранее даты вступления в силу Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о ЕАЭС.
Решение Высшего евразийского экономического совета №6 «Об отмене санитарно-карантинного, ветеринарно-санитарного и карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на кыргызско-казахстанском участке государственной границы» (принято в Москве 08.05.2015 г.).
ЕАЭС. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. «ЕДИНОЕ ОКНО»
Утвержден план мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД). План направлен на упрощение процедур международной торговли путем внедрения современных информационных технологий.
Документом определена эталонная модель национального механизма «единого окна» (далее - эталонная модель). Она призвана обеспечить переход на создание условий для снижения транзакционных издержек лиц, осуществляющих ВЭД и оказывающих услуги в данной области, и сокращение административных издержек.
Эталонная модель позволяет получать комплекс услуг для совершения экспортных, импортных и транзитных операций в ходе взаимодействия с государственными органами и (или) уполномоченными организациями государств-членов.
Решение Высшего евразийского экономического совета №19 «О плане мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» (принято в Москве 08.05.2015 г.).
ЕАЭС. КАБОТАЖНЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
Основной задачей документа является определение последовательных действий государств-членов ЕАЭС, направленных на поэтапное снятие с 01.01.2016 г. ограничений, действующих в отношении перевозок грузов, выполняемых перевозчиком, зарегистрированным на территории одного из государств-членов, между пунктами, расположенными на территории другого государства-члена. Программа подлежит реализации в 4 этапа в 2016-2025 гг.
В целях реализации указанного положения государства-члены обеспечивают закрепление в своих нормативных правовых актах ряд условий осуществления каботажных автомобильных перевозок грузов. В частности, о том, что право осуществления каботажной автомобильной перевозки грузов по территории государства-члена предоставляется перевозчикам, зарегистрированным в других государствах-членах, только после завершения международной перевозки грузов автомобильным транспортом на территории этого государства-члена.
При этом должно быть закреплено правило о том, что не допускается осуществление каботажной автомобильной перевозки грузов транспортным средством перевозчика, зарегистрированного на территории одного государства-члена, прибывшим на территорию другого государства-члена порожним, а каботажные автомобильные перевозки опасных грузов на территории государств-членов запрещены.
Решение Высшего евразийского экономического совета №13 «О Программе поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов Евразийского экономического союза, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства - члена Евразийского экономического союза, на период с 2016 по 2025 гг.» (принято в Москве 08.05.2015 г.).
СТРАХОВАНИЕ. НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
Уточнен порядок определения поправочного коэффициента, размер которого определяется исходя из соотнесения количества несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, произошедших у страхователя в базовом году и предшествующем ему году.
Согласно новым Правилам установления надбавок к страховым тарифам по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и скидок с этих тарифов, поправочный коэффициент определяется в следующем порядке:
- если количество несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, произошедших в базовом году при наличии вины страхователя, меньше количества несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, произошедших в предшествующем ему году, то поправочный коэффициент равен 0,8;
- если количество несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, произошедших в базовом году при наличии вины страхователя, равно количеству несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, произошедших в предшествующем ему году, то поправочный коэффициент равен 1,0;
- если количество несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, произошедших в базовом году при наличии вины страхователя, больше количества несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, произошедших в предшествующем ему году, то поправочный коэффициент равен 1,2.
Указ Президента от 01.06.2015 г. № 221 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь». Начало действия документа (за исключением отдельных положений) - 06.06.2015 г.
ПРОДАЖА ВАЛЮТЫ. БИРЖЕВЫЕ ТОРГИ
При проведении биржевых торгов в режиме непрерывного двойного аукциона до 01.01.2017 г. на биржевом валютном рынке сделки покупки, продажи иностранной валюты осуществляются банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями Республики Беларусь (далее - банки) от своего имени и за свой счет, а также от своего имени и по поручению клиентов при обязательной продаже иностранной валюты.
Банк принимает поручения клиентов на обязательную продажу иностранной валюты и формирует из них одну или несколько заявок на продажу иностранной валюты на торгах, проводимых ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа».
Если после исполнения заявок в ходе торговой сессии какая-либо часть заявок на продажу валюты, подлежащей обязательной продаже, не была исполнена, банк имеет право подать заявку на продажу валюты в период закрытия торговой сессии по курсу, рассчитанному как средневзвешенное значение на основе минимальных курсов совершенных сделок по соответствующей иностранной валюте, зафиксированных в ходе торговой сессии.
Расчеты банка с клиентами по соответствующей иностранной валюте по результатам торговой сессии проходят по средневзвешенному курсу, рассчитанному по сделкам, совершенным при осуществлении обязательной продажи валюты, в том числе совершенным в период закрытия торговой сессии.
Постановление Правления Национального банка от 26.05.2015 г. №323 «Об особенностях функционирования внутреннего валютного рынка при переходе к биржевым торгам в режиме непрерывного двойного аукциона». Вступает в силу с 01.06.2015.
Подготовила Елена Корнушенко,
адвокат адвокатского бюро «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий СБХ»
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Евгений СТАЦЕНКО,
бизнес-консультант
Успешная деятельность трудового коллектива во многом зависит от умения руководителя правильно организовать систему найма и мотивации персонала. А значит, нельзя забывать о «человеческом факторе», от которого зависит многое.
В любом бизнесе существует проблема работы с кадрами. И если в больших компаниях есть отделы и департаменты, занимающиеся наймом персонала, его обучением и мотивацией, то в малом бизнесе эти функции лежат на собственнике или руководителе. В свою очередь начальник сконцентрирован на основном направлении деятельности, и работа с кадрами ведется методом «латания дыр». Поэтому должна быть четко отлажена система найма и мотивации персонала.
Часто решение о приеме на работу сотрудника принимается быстро, потому что внезапно образовавшуюся вакансию необходимо срочно заполнить. Уволить плохого сотрудника либо отпустить в другую компанию хорошего - всегда сложнее. Ведь увольнение работника компании обходится недешево. Если учесть не только его зарплату, но и обязательные отчисления, возможную компенсацию при увольнении, расходы на организацию рабочего места, затраты на обучение - получается приличная сумма, которую теряет бизнес в результате текучки.
Выделить приоритеты
Как же настроить персонал на эффективную работу? Для начала необходимо выяснить, что определяет эффективность работы сотрудника.
Первое - личные качества. К ним можно отнести коммуникабельность, стрессо- и конфликтоустойчивость, способность работать с клиентом.
Второе - экспертность в своей области. В зависимости от вида бизнеса и должности сотрудника это может быть знание продукта, технологий, системы.
Третье - отношение к производимому продукту, компании, работе, руководителю и клиенту.
Оценив важность этих факторов для своего бизнеса, руководитель может сделать вывод, что из вышеперечисленного наиболее важно для него. И определить возможность и способы влияния на данные показатели. Добиться высокой эффективности позволяют разные приемы и их сочетания: обучение сотрудников, применение правильной мотивации, ужесточение требований при найме новых работников.
Разрабатывая систему мотивации, собственник должен обращать внимание на сочетание как материальных, так и нематериальных составляющих. Рассмотрим их подробнее.
Основной частью материальной мотивации является, как правило, заработная плата, а точнее - ее фиксированная часть. Использование фиксированной зарплаты позволяет требовать от работника выполнения определенных действий в заданное время. Это легко применимо, но не способствует желанию сотрудника выполнять свою работу.
Использование гибкой, или сдельной оплаты имеет свои плюсы. Это желание работника больше сделать и больше заработать, практически безубыточность для работодателя - оплата производится за фактический результат, а не за нахождение на рабочем месте. Существенным минусом является отсутствие возможности организационного давления, расхолаживание коллектива.
И кнутом, и пряником
Наилучшие результаты дает использование сочетания жесткой и гибкой составляющих. Причем их соотношение должно быть разным у сотрудников с различными видами деятельности.
К примеру, если для продавца основной частью будет премия по результатам продаж, то для бухгалтера главное - оклад. Премия в этом случае является поощрением за отсутствие ошибок. Также могут применяться бонусы, выплачиваемые за достижения в интересах компании.
При разработке и внедрении системы премирования сотрудников руководителю следует определить понятный и четко измеряемый показатель, зависящий от результатов:
- работы конкретного человека;
- работы отдела;
- деятельности компании.
Такое сочетание способствует развитию командного духа. Сотрудники понимают, что оплата их труда зависит от работы каждого. Возникает ситуация, когда коллектив пытается помочь отстающему коллеге. Так, например, администратор может подбадривать продавцов. В любом случае система должна быть четко прописана и понятна в коллективе каждому.
Отдельно рассмотрим мотивацию отдела продаж. При этом полезно обратить внимание на организацию оплаты труда продавцов в больших компаниях, банках, крупных оптовых фирмах и внедрить у себя лучшие наработки.
Часто продавцам предлагается минимальный оклад плюс процент от продаж. Фиксированная часть не должна удовлетворять работника, ее задача - лишь контролировать соблюдение требований и должностных обязанностей. К минусам такой системы можно отнести то, что при любой возможности продавец будет легко раздавать скидки, которые увеличат объем продаж, но могут существенно снизить прибыль компании. Также стремление сотрудника продать больше может привести к росту дебиторской задолженности.
Для снижения этих рисков некоторые компании учитывают процент не с продажи, а с прибыли. Возможные проблемы в этом случае - продавцы начинают продавать не весь, а самый высокодоходный товар. В ряде случаев у руководителя нет желания посвящать работников отдела продаж в бухгалтерию и показывать маржинальность продуктов.
Решить описанные проблемы позволяет четкое планирование, когда в плане указывается актуальное для компании направление продаж. Продавец обязан концентрировать свои усилия на реализации различных установленных планом услуг либо групп товаров. Усилить мотивацию в этом случае можно, используя прогрессивную шкалу начисления бонусов. Для этого определяются контрольные точки, при достижении которых компания работает безубыточно, с расчетной и желаемой прибылью. Тогда процент оплаты труда сотрудников увеличивается.
В случае работы с отсрочкой платежа также можно ввести дифференцированную оплату. Например, опять использовать три точки градации: максимальный процент выплачивается продавцу от суммы предоплаты, средний - от платежа, поступившего в срок, минимальный - от поступившего с задержкой. Такой подход мотивирует продавцов увеличивать сумму предоплаты и самостоятельно контролировать поступление последующих платежей.
Не хлебом единым
Кроме непосредственной оплаты труда важной составляющей является нематериальная мотивация. Руководитель определяет, какие приемы и методы использовать в конкретном случае, но совсем забывать об этом не следует. К нематериальной мотивации можно отнести:
- общение с сотрудником;
- высказанная устно благодарность хорошо работающему сотруднику ничего не стоит руководителю, но высоко ценится подчиненными;
- проявление доверия, когда сотрудник приглашается для обсуждения каких-либо проектов, поднимает его значимость в собственных глазах;
- доска почета или переходящий приз по итогам определенного периода;
- обучение сотрудника, организация его участия в тренингах, семинарах и выставках;
- предоставление дополнительного времени к отпуску.
Говоря о нематериальной составляющей, следует отметить важность не только положительной, но и отрицательной мотивации. К сожалению, зачастую не обойтись только положительной мотивацией, которая порой может расцениваться как слабость руководителя. Поэтому наряду с положительной необходимо разработать и использовать методы отрицательной мотивации.
В некоторых случаях это может проявляться в составлении менее удобного графика работы для отстающих. Хорошо работает систематический вызов работников «на ковер» - и здесь необязательно наличие повода. Внедрение соревнования, когда определяются не только лучшие, но и худшие сотрудники, помогает держать коллектив «в тонусе». Жестким, но действенным шагом станет организованное на систематической основе увольнение сотрудников, показывающих худшие результаты в работе.
Используя для воздействия на сотрудников все многообразие форм и методов - материальную и нематериальную мотивацию, уделяя сбалансированное внимание положительной и отрицательной составляющим, собственник бизнеса может эффективно влиять на эффективность работы коллектива.
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Павел ГАЙДУКЕВИЧ
Столица Литовской Республики Вильнюс находится в 184 км от Минска и всего в 18 км от белорусской границы. Город ежедневно принимает многочисленных гостей из Беларуси, приезжающих туда как по делам, так и в качестве туристов. Сегодня, наверное, немногие знают, что еще в начале ХХ в. город назывался Вильней и имел преимущественно белорусско-польское население.
На протяжении столетий Вильня являлась столицей Великого княжества Литовского (ВКЛ), исторический и географический центр которого располагался на землях Беларуси, а основным государственным языком здесь был белорусский.
Первой столицей ВКЛ был белорусский город Новогрудок. Именно здесь в XIII в. короновался первый великий литовский князь Миндовг и находился его замок. Основные территории, вокруг которых позднее сформировалось ядро ВКЛ, были расположены между Новогрудком и Слонимом. Позже в ходе завоевательной политики, проводимой литовскими князьями, государство разрослось настолько, что в XV в. простиралось от Балтийского до Черного моря.
В начале XIV в. великий литовский князь Гедимин решил перенести столицу из Новогрудка в Вильню, настолько ему понравилась земля в месте слияния реки Вилии (по-литовски Нярис) и ее притока Вильни. По легенде, однажды он заночевал здесь, возвращаясь с охоты, и увидел вещий сон, в котором огромный железный волк стоял на холме и выл как целая стая. Приближенные волхвы, толкуя княжеский сон, сказали, что в этом месте надо основать город, слава о котором разнесется по всей стране. Так и появилась новая столица ВКЛ. Примечательно, что волк всегда был символом и оберегом Литвы, а ее название, по одной из версий, происходит от слов «лютый (литый) зверь», «литвин», т.е. волк.
В 1380 г. польский король Ягайло даровал Вильне Магдебургское право, что способствовало ее подъему и экономическому росту. С XVI в. здесь действовал знаменитый на всю Европу Виленский университет, центр знаний и просвещения. Вильня всегда была центром экономической и политической жизни ВКЛ, здесь располагались органы государственного управления, издавал на белорусском языке свои книги первопечатник Франциск Скорина, печатались знаменитые статуты ВКЛ.
В истории города были и непростые времена. Вильня неоднократно подвергалась осадам в ходе русско-польских и казачьих войн, переходя под власть то польской, то русской стороны. В 1655 г. столица ВКЛ была разграблена полками гетмана Золотаренко, в ходе осады города погибли несколько тысяч человек. Население Вильни также сильно пострадало и во время европейской вспышки чумы XVII в.
После разделов Речи Посполитой и присоединения к России земли ВКЛ некоторое время продолжали называться Литвой, а жители литвинами. Череда восстаний(1794, 1830 и 1863 гг.) и прочие попытки возрождения Речи Посполитой привели к жесткой реакции и началу политики русификации края. Так, в официальных документах Российской империи Литва все чаще начинает именоваться Северо-западным краем, а жители - белорусами. После восстания 1830 г. был закрыт Виленский университет, как центр смуты и вольнодумства.
По приказу генерал-губернатора Муравьева запрещено издание литературы на латинице, началось активное строительство православных храмов и т.д. Несмотря на это, в конце XIX - начале XX в. Вильня по-прежнему оставалась центром культурной и политической жизни региона. Здесь действовали национально ориентированные организации литовского и белорусского направлений. Издавались газеты, например, «Наша Нива», которая и по сей день выходит в Беларуси, ее сотрудниками в свое время были Янка Купала, Якуб Колас, Максим Богданович и др. В Вильне издавались книги, работали белорусские школы и т.д.
Стремление к сохранению исторических корней сохранилось на литовских землях и после революции 1917 г. Одним из государств, среди прочих созданных здесь на обломках Российской империи в 1919 г., была Литовско-Белорусская Республика (Литбел) со столицей в Вильне. Прослеживалась историческая связь, объединявшая Литву и Беларусь в единое целое. Однако после поражения Красной Армии в боях с поляками она потеряла свои территории и прекратила существование.
В 1920 г. часть земель была возвращена и образована БССР со столицей в Минске, а Вильня осталась под властью Польши и до 1939 г. была центром Виленского воеводства, а позже стала частью советской Литвы. Примечательно, что после раздела Польши между Германией и СССР у правительства БССР возникла идея передать Вильню в состав Белоруссии, но в итоге город стал столицей Литовской ССР, образованной 21 июля 1940 г.
Такой ход развития событий вполне закономерен. БССР в 1939-1940 гг. уже состоялась как советская республика, получила ряд новых областей, имела столицу - Минск, правительство, герб, флаг и т.д., а Вильнюс идеально подходил на роль столицы новой республики в составе СССР, и его судьба была предопределена сообразно законам геополитики.
Примечательно, что до 1939 г. Минск находился всего в 70 км от тогдашней границы БССР, и даже было принято решение о переносе столицы в целях безопасности в Могилев, где был построен дом правительства, идентичный минскому. Переезд был намечен на ноябрь-декабрь 1939 г., но начало Второй мировой войны и расширение белорусских границ на запад разрушили эти планы.
Мало кто знает, что до революции 1917 г. Минск был небольшим провинциальным городом и в отличие от Вильни не играл серьезной роли в политической жизни страны, а Могилев, где располагалась ставка русской армии и была хорошая транспортная инфраструктура, имел все шансы стать столицей БССР.
Территория современной Литовской Республики издавна была частью ВКЛ, но частью небольшой. С незапамятных времен ее населяли племена жемайтов, которые ввиду малочисленности не всегда играли ключевые роли в политической жизни государства. Тем не менее именно они сегодня являются наследниками великой Литвы и ее столицы.
Примечательно, что буква «с» в окончании слов характерна для языка жемайтов и стала применяться в официальном обозначении названий Литвы в основном в XX в. Так закрепились названия Вильнюс вместо Вильни, Гедиминас вместо Гедимин и пр. Сегодня в Вильнюсе проживает около 537 тыс. человек. Общая площадь города составляет 401 кв. км. На протяжении истории многие города и замки ВКЛ были разрушены либо пострадали во время Северной войны, а также войн 1812 г. и 1941-1945 гг.
Несмотря на все войны, Вильнюс смог уцелеть и у гостей города есть возможность открыть для себя часть его истории, прикоснувшись к старинным памятникам. Среди прочих это и башня Гедимина XIV в. с остатками стен старого замка (Верхний замок), и древние городские ворота Острая брама (второе название - Врата Зари) с иконой Божьей матери XVII в., которая считается чудотворной, и дворец великих князей литовских (Нижний замок), построенный в XVI в. по приказу польского короля Сигизмунда Старого. Сейчас здесь находится национальный исторический музей.
Мало кто знает, что в Вильнюсе сохранились дворцы магнатов ВКЛ Радзивиллов и Ходкевичей. Белорусы гордятся дворцом Радзивиллов в Несвиже, и многим будет интересно посетить дворец в Вильнюсе, построенный в XVI в. Николаем Радзивиллом Черным. Сейчас там расположен Национальный художественный музей.
Старинный Виленский университет с его уютными двориками - отдельный мир, пропитанный духом древности, как впрочем, и весь район Старого города, целиком включенный в список всемирного наследия ЮНЭСКО, где много старинных костелов, церквей, зданий, улочек, памятников и т.д.
Все это и многое другое притягивает в город туристов со всего мира, ну, и конечно, белорусов, которым просто сам Бог велел посетить столицу государства своих предков.
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Иван ЗАИМКА
Руководитель ОАО «БелГАЗавтосервис» Михаил Супрунович призвал правительство отказаться от протекционистской политики в отношении МАЗа: годовой спрос на коммерческую автотехнику грузоподъемностью 4-16 т в Беларуси сопоставим с объемом российских продаж в течение одного месяца. Таким образом, встречные ограничения могут оказаться более чувствительными как минимум на порядок.
Символично, что заявление было сделано на республиканской селекторной пресс-конференции, посвященной Дню возрождения предпринимательства Беларуси - на связь вышли представители почти всех регионов страны.
Заявленная тема селекторного совещания «Состояние делового климата Беларуси: позитив&негатив» вполне отражает дуализм, который всегда отличал стратегии развития национального бизнес-сообщества во взаимоотношениях с государством.
Касаясь упомянутого примера, можно сказать, что производственные программы «БелГАЗавтосервиса» в части выпуска снегоболотоходной техники для освоения Русского Севера с использованием донорских агрегатов из Нижнего Новгорода были законсервированы – техническая документация передана в Россию. И это далеко не единственный камень...продолжение читайте в печатной версии журнала
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Вадим ИОСУБ,
старший аналитик Альпари
Белорусский рубль вновь падает, зато доллар и евро взяли реванш, на сырьевых рынках наблюдается разнонаправленное движение.
Белорусский валютный рынок: тревога нарастает
В мае ситуация на валютном рынке кардинально изменилась. Доллар и евро подорожали впервые после трех месяцев снижения. Зато российский рубль не изменился, прервав тенденцию роста предыдущих четырех месяцев. В результате стоимость валютной корзины продолжила свой плавный рост, обновляя исторические максимумы.
Среди причин, которые привели к росту иностранных валют, - нервозность участников рынка: и банков, и предприятий, накануне начала работы нового режима курсообразования - непрерывного двойного аукциона. Сработала устоявшаяся национальная привычка - в любой непонятной ситуации покупать валюту... продолжение читайте в печатной версии журнала
{jcomments on}