fbpx
×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID 651.

Уважаемые читатели!
Отметил свою первую годовщину Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который стал следующим после Единого экономического пространства (ЕЭП) и Таможенного союза шагом в интеграции России, Казахстана и Беларуси. Недавно в него вошла Армения, полноценным участником стал Кыргызстан.

Страны-участницы взяли на себя обязательства гарантировать свободное перемещение товаров, услуг и капиталов, а также осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики: энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте. Однако в жизни получается не все так гладко, как записано в уставных документах.

В конце мая на заседании Евразийского межправительственного совета в казахстанском поселке Бурабай встретились премьеры Беларуси, России и Казахстана. Было отмечено, что евразийская интеграция пока так и не стала драйвером торгово-экономического сотрудничества между тремя государствами: объемы взаимной торговли неуклонно падают, что особо чувствительно для нашей страны.

По данным ЕЭК, в совокупном товарообороте Беларуси с внешним миром доля стран ЕАЭС составляет около 50%. У Казахстана этот показатель намного ниже - 16,5%, а у России на страны союза вообще приходится около 7% совокупного товарооборота.

Видимо, неслучайно первым пунктом в повестке заседания межправительственного совета ЕАЭС стоял вопрос о «причинах изменения динамики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза и ЕЭП в 2010-2014 гг.». Вот лишь несколько цифр. В 2013 г. по сравнению с 2012-м взаимный товарооборот между Беларусью, Россией и Казахстаном снизился на 4,9%, в 2014 г. - на 11%, отрицательная динамика наблюдается и в нынешнем году.

Например, в первом квартале товарооборот Беларуси с Россией и Казахстаном снизился на 33,4% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г., в том числе белорусский экспорт в страны ЕАЭС - на 40,6%. Напрашивается вопрос: почему не оправдались надежды на интеграцию? Эксперты полагают, что проблемы взаимной торговли стран ЕАЭС все же лежат не в сфере торговли, а связаны с разным уровнем развития экономик трех стран.

Официальные лица трех стран проблемы во взаимной торговле объясняют различной вовлеченностью Беларуси, России и Казахстана во взаимные торговые отношения и признают наличие барьеров на пути свободного движения товаров. «Часть ограничений мы сняли, но и сейчас имеются проблемы, над которыми нужно работать, - обнадежил премьер-министр России Дмитрий Медведев.

- Это нормально, потому что любое интеграционное объединение, если это не слабая интеграция, а мы исходим из того, что наша интеграция сильная, с этим сталкивается. Количество ограничений с каждым годом становится все меньше и меньше».

На заседании было сказано, что официально о заинтересованности в формировании тех или иных торговых отношений разного уровня и интенсивности с ЕАЭС заявили более 40 стран и объединений (в развитие в Бурабае был подписан договор о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом).

Однако давно известно, что в любом важном деле надо стараться брать не количеством, а качеством. К сожалению, отрицательная динамика взаимного товарооборота в 2013-2015 гг. показывает, что создававшиеся одно за другим интеграционные образования (Таможенный союз, ЕЭП, ЕАЭС) пока не принесли ожидаемого экономического эффекта.

Напомним, год назад мы уже затрагивали эту непростую тему в колонке главного редактора «Какие же изменения произошли в энергетической безопасности?» (см. журнал «Директор» №6 за 2014 г.): «Почему этот союз для нас так важен и почему на него смотрят с надеждой, полагая, что кто приходит первым, тот приходит дважды. В ЕАЭС документы готовились неспешно и можно полагать, что они выполнены качественно.

Это гармонизация законодательства на межведомственном уровне. И все же почему подписание договора так важно для нас? Почему мы так оптимистичны? Ответы остались за кадром, но, видимо, устраивало не всех и не всё. Мы не вышли на свободную торговлю нефтью, как и не получили право оставлять нераспределенной экспортную таможенную пошлину в полном объеме. Эти сроки отодвинуты на 2025 г.». С тех пор минул год, но заданные вопросы не стали менее актуальными.

Как свидетельствуют данные Национального статистического комитета, за 5 месяцев т.г. ВВП Беларуси снизился на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. По прогнозам Минэкономики, в 2015 г. запланирован прирост ВВП на уровне 0,2-0,7%. А вот международные финансовые институты придерживаются другого мнения.

Так, МВФ прогнозирует падение белорусской экономики на 2,3%, Европейский банк реконструкции и развития - на 2,5%. По оценкам Всемирного банка, ситуация будет еще хуже - минус 3,5%. Только Евразийский банк развития выдал более оптимистические прогнозы: ВВП Беларуси в 2015 г. сократится на 1-2% по сравнению с 2014 г.

Так что сегодня можно сказать, что учитывая снижение ВВП в декабре прошлого года, белорусская экономика впала в рецессию.

По мнению экспертов, наше участие в евразийских проектах показало, что интеграционные объединения не делают белорусскую экономику сильнее. Без реформ, которые должны быть направлены на создание новой, более эффективной структуры экономики, сбывать свою промышленную продукцию даже в ЕАЭС Беларуси будет сложно. Пожалуй, добавить к вышесказанному нечего. Как гласит восточная мудрость, сколько ни говори «халва» - во рту слаще не станет…

С уважением,
исполняющий обязанности
главного редактора Андрей Ягелло

{jcomments on}