fbpx
×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID 651.

Михаил БОНДАРОВИЧ

Сегодня все крупные торговые предприятия республики работают на основе как государственной, так и частной формы собственности. Наблюдается экспансия торговых сетей. Только за последние годы в Минске открылись 27 супер- и 17 гипермаркетов, ожидается введение новых. Как в таких условиях работается предприятиям торговли госсектора, рассказал директор минского универмага «Беларусь» Николай МЕТЛИЦКИЙ.

- Николай Владимирович, вы уже почти 8 лет руководите одним из крупнейших столичных универмагов. Насколько сильно сегодня ощущаются перемены в сфере торговли?

- Перемены, конечно, есть. Жизнь не стоит на месте, и госпредприятиям торговли просто необходимо идти в ногу со временем, оставаясь гибкими и отвечая на запросы рыночной экономики. Сегодня представители среднего и старшего поколений хорошо знают универмаг «Беларусь» как лидера в сфере розничной торговли.

У многих это впечатление осталось еще с советских времен, когда магазин привлекал к себе покупателей со всего города. «Беларусь» всегда отличалась современным дизайном, ведь еще в 80-е гг. одними из первых здесь появились эскалаторы и красиво оформленные интерьеры. С приходом торговых сетей и гипермаркетов поток покупателей в универсальные магазины типа нашего, естественно, сократился. Но постоянные клиенты - жители Заводского и прилегающих районов - остаются с нами.

Кризисные явления никого не обошли стороной. Сегодня многие предприятия работают по 3-4 дня в неделю, понятно, люди экономят и на походах в магазины. Для дополнительного привлечения покупателей мы разработали схему маркетинговых решений, благодаря которым сохраняем и увеличиваем товарооборот. Например, 11 июня широко отметили день рождения универмага. К этой дате в магазине были приурочены скидки и акции на многие группы товаров.

Без ложной скромности могу сказать, что впервые товарооборот в этот день превысил норму в 7 раз. Это в итоге было приятно и мне, и всему коллективу, так как зарплата сотрудников зависит от товарооборота. Каждое утро, приходя на работу, продавцы на проходной видят объем выручки за вчерашний день. Это подстегивает их к более активным действиям, чтобы заработать достойную зарплату.

Надо отметить, что акция, прошедшая 11 июня, не единственная. Подобные мероприятия мы стараемся проводить несколько раз в год. Они позволяют освободить склады, увеличить объемы товарооборота, да и просто приятны покупателям. Естественно, идя на скидки, мы вынуждены снижать рентабельность, поэтому расходы делим пополам с поставщиками, а в итоге вместе выигрываем за счет большего дневного товарооборота.

Такие акции невозможны без серьезной предварительной подготовки, в которой участвуют экономисты, маркетологи, товароведы и т.д. В дни акций, когда идет большой наплыв покупателей, мы задействуем даже так называемых «белых воротничков»: юристов, сотрудников отдела кадров, бухгалтерии и пр. на маркировку товара и другие виды подсобных работ. Но при этом все довольны, так как знают, что работают на общий результат, а премия, полученная по итогам этого дня, станет приятным вознаграждением за приложенные усилия.

- Расскажите о работе с отечественными производителями. Какова их доля в общем объеме товарооборота предприятия?

- Сегодня одним из основных отличий предприятий государственной формы собственности в торговле является нацеленность на работу с отечественным производителем. Я считаю, что тем самым мы приносим пользу стране, так как позволяем отечественным предприятиям зарабатывать и сохранять рабочие места.

Более того, в правилах работы универмага предусмотрены соответствующие условия премирования и планы по реализации отечественной продукции. Естественно, что полностью уйти от импорта сегодня невозможно, особенно, когда дело касается бытовой техники и радиоэлектроники. Но в сфере продаж продукции легкой промышленности (одежды, обуви, товаров для дома) и продуктов питания мы отдаем предпочтение отечественным производителям и поставщикам.

Нас совершенно не смущает то обстоятельство, что рядом с универмагом находится торговый центр «Подземный город», где предприниматели реализуют продукцию импортного производства. Мы даже рады такому соседству, так как многие покупатели, приходя туда, в итоге решают заглянуть и в наш магазин. Качество отечественных товаров в последние годы становится все лучше, поэтому нам остается только выстраивать грамотную маркетинговую политику и рекламу, а покупатель сам делает выбор.

Кроме прочего, у нас можно рассчитываться по кредитным карточкам «Халва», покупать товары в кредит и рассрочку по линиям других банков. В летнее время все секции торгуют водой и напитками, работает кафе с широким ассортиментом кондитерских изделий, соков и мороженого. Все это в целом делает универмаг интересным и посещаемым.

Государственные предприятия торговли сегодня вносят большой вклад в налаживание торговых контактов на межгосударственном уровне. Например, мы постоянно участвуем в международных выставках-ярмарках, которые проводятся в Москве и других регионах России. Это так называемые дни белорусско-российской дружбы, дни Минска в Москве и т.д.

Выезды на подобные мероприятия довольно затратны и сопоставимы с гастролями театра, когда из Минска выезжает несколько фур с товаром, торговым оборудованием, палатками, павильонами и сотрудниками, которых нужно разместить в Москве, организовать торговлю и еще постараться получить прибыль.

Естественно, прямая выручка от таких мероприятий не столь высока, она скорее выражается в привлечении интереса к белорусской продукции, а также повышении имиджа наших товаров в глазах российского покупателя. Не каждый частный собственник сегодня примет участие в таких акциях, а мы это делаем, тем самым поддерживая престиж страны за рубежом.

- Как представитель старшего поколения большую часть жизни вы проработали в системе советской торговли. Насколько полезен и применим сегодня этот опыт?

- Сегодня многие критикуют советское прошлое, считая это время периодом застоя, с чем я в корне не согласен. В Советском Союзе было много эффективных торговых предприятий, благодаря которым в условиях всеобщей уравниловки могли существовать и неэффективные. Толковые руководители не исчезли и с развалом Советского Союза, проявили себя на работе в госаппарате, многие стали успешными собственниками и менеджерами в частном бизнесе.

В свое время я начинал с должности заведующего производством в ресторане, а затем вырос до заместителя председателя Мингорисполкома, а сейчас - директор универмага. Меня никогда не толкали вверх по карьерной лестнице. Считаю, что всего в жизни достиг благодаря трудолюбию и умению брать ответственность на себя.

Я родился в Минске в многодетной семье. Детство пришлось на голодные послевоенные годы, когда в семье на счету была каждая копейка. Помню, как мальчишками по вечерам а иногда и ночью ходили на Комаровский рынок разгружать машины с арбузами, чтобы принести домой честно заработанный рубль. В то время даже не мог предположить, что спустя годы стану директором «Комаровки» и буду руководить этим гигантом отечественной торговли.

По своей первой специальности я повар, им же служил и в армии. Именно срочная служба закалила и привила мне чувство ответственности за большой коллектив. Сейчас профессия повара популярна и рекламируется на всех телеканалах, а в 60-е гг. об этом даже неловко было говорить. Позднее я закончил минский нархоз и руководил рядом крупных предприятий общепита и торговли, в 27 лет занимал должность заместителя директора треста столовых Московского района столицы.

Особо хочу выделить работу на комбинате питания объединения «Горизонт». В советское время на предприятии работало около 25 тыс. человек, и уровень обслуживания в столовой должен был быть соответствующим. Для организации питания и внедрения передового опыта нам пришлось выезжать в командировки на рижский завод ВЭФ, некоторые предприятия ГДР и др.

В итоге комбинат питания «Горизонта» был признан лучшим в Союзе и мы были представлены на стенде ВДНХ СССР. Как руководителя комбината меня неоднократно приглашали поделиться опытом: 4 года я преподавал в институте повышения квалификации руководящих кадров. Обратите внимание, это происходило в советское время, которое сегодня многие считают эпохой застоя. Помню, как придя из армии, я случайно сфотографировался на фоне Мингорисполкома, а спустя много лет пришел туда работать, дойдя до заместителя председателя, курировавшего сферу торговли и общепита.

Оценивая опыт работы предыдущих лет, с уверенностью могу сказать, что профессионализм и ответственность всегда были и будут востребованы как при социализме, так и при капитализме. Любая система либо выдвигает на руководящие посты тех, кому это по силам, либо деградирует. Время это доказало.

- Чем сегодня живет прославленный универмаг и его коллектив? Каковы планы на будущее?

- Универмаг «Беларусь» сегодня - не только главное здание на Партизанском проспекте столицы, но и ряд филиалов в Минске, а также постоянно действующая выставка-продажа белорусских товаров в Смоленске. Численность коллектива - 900 человек. Сегодня мы модернизируем по мере возможности свои торговые площади. Уходим от схем продажи товаров через прилавок. Организуем укрупненные комплексы, переводя их на самообслуживание, когда покупатель может все потрогать руками, а продавец выступает в роли консультанта, помогающего сделать нужный выбор.

В итоге в выигрыше оказываются все. Часть торговых залов нашего универмага уже работает по такой схеме, а другие перейдут на нее в ближайшее время.

В универмаге есть столовая и кафе, которые могут посещать не только работники, но и покупатели. Для сотрудников у нас действуют специальные цены. Хочу отметить, что социальный пакет наших работников - один из лучших в республике - это премии, материальная помощь, скидки и т.д. За высокие показатели в работе и социальной сфере в 2014г. универмаг был удостоен диплома профсоюзов, высшей награды министерства торговли – «Бронзового меркурия» и других дипломов. 

Текучесть кадров у нас не велика. Созданы все условия для труда, отдыха, занятий спортом и художественной самодеятельностью. Имеется комната релаксации, спортивный и тренажерный залы. Работают актовый зал и библиотека, есть свой здравпункт.

Еще с советских времен знаю, что хорошие спортсмены, как правило, бывают успешными работниками. Поэтому наши спортивные команды участвуют в соревнованиях по многим видам спорта, проводимых минторгом и не только. Все это сплачивает коллектив и позволяет сообща достигать высоких результатов в работе, поэтому в будущее мы смотрим с уверенностью.

В преддверии Дня работников торговли хочу поздравить своих коллег с этим праздником и пожелать им оптимизма, стойкости, хороших покупателей и новых свершений.  

ТКУП «Универмаг Беларусь»
220026, г. Минск, ул. Жилуновича, 4
Тел: (017) 295-0-87
е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

{jcomments on}