Сергей ИВАНОВ
Современная транспортная инфраструктура немыслима без систем автоматизации, обеспечивающих безопасность, облегчают эксплуатацию и ремонт, повышают пропускную способность. Для этого используются сложнейшие электронные системы, которые вбирают в себя все самые современные технологии в разнообразных областях науки. Поэтому совершенно логично, что первое место среди белорусских предприятий-производителей электрораспределительной и регулирующей аппаратуры в торгово-промышленном рейтинге было присуждено именно ОАО «Брестский электротехнический завод».
ОАО «Брестский электротехнический завод» (БЭТЗ) - единственное предприятие в СНГ, которое выпускает системы автоматики, телемеханики и связи для железных дорог. В мире их производят еще полтора десятка компаний. Но продукция лишь единиц из них в том числе и БЭТЗ соответствует международным стандартам.
Чтобы освоить столь сложные изделия, компании необходимо обладать высоким научным и инженерным потенциалом, качественным станочным парком, квалифицированными рабочими, отлаженной организацией технологических и производственных процессов… Перечислять можно до бесконечности.
Конечно, уникальность дает немало преимуществ предприятию. Но одновременно и заставляет постоянно диверсифицировать рынки сбыта. Спрос на системы автоматизации для железных дорог непостоянен, капризен и, пожалуй, один из самых непредсказуемых.
Во-первых, он цикличен. Периоды глобальной модернизации, когда железные дороги переходят на новые стандарты и технологии, сменяется спокойствием эксплуатации нового оборудования, - до следующего перехода на новое поколение систем автоматизации. В связи с этим предприятия профиля БЭТЗ для своей финансовой и экономической устойчивости обязаны работать сразу в нескольких странах.
Поэтому монополия брестского предприятия на рынке СНГ относительна. С проблемой рваного спроса сталкиваются все компании в мире, и если в какой-то стране проводится переоснащение железных дорог, на заказы претендует несколько зарубежных компаний. Словом, конкурировать приходится на международном уровне.
Во-вторых, во всех странах активность железных дорог по обновлению оборудования напрямую или косвенно зависит от политики государства. Именно оно различными механизмами стимулирует и финансирует инвестиционные процессы в транспортной инфраструктуре.
Поэтому поставщики напрямую зависят от кредитно-бюджетной политики, проводимой в стране-контрагенте и бесконечных факторов, которые определяют ее непредсказуемым образом. Например, в России пик инвестиций в транспорт пришелся на 2011 г., когда у БЭТЗ экспорт вырос почти в два раза, превысив 8,6 млн. долл.
Но потом по разным причинам проекты по обновлению технологий железных дорог стали терять финансирование. Соответственно начал снижаться и экспорт. Большие надежды поставщики возлагали на 2014 г., когда планировалось реализовать немало прибыльных инфраструктурных проектов в соседнем государстве. Но из-за макроэкономического спада их отложили до лучших времен.
Вообще прошлый год у ОАО «БЭТЗ» был не самым простым в этой пятилетке. Существенное снижение платежеспособного спроса на российском рынке, курсовые колебания, из-за которых только в декабре 2014 г. предприятие потеряло до 40% своей годовой прибыли - около 9 млрд. руб. Последствия были бы еще серьезнее, если бы последние годы завод активно не проводил политику локализации.
Ее доля по номенклатуре комплектующих составляет около 70%, правда, в денежном выражении - чуть более 20%. После реализации программы по модернизации и импортозамещению данные показатели должны составлять 80 и 50% соответственно. Это оптимальная пропорция, которая позволяет достигать наибольшей эффективности производства.
- Специфика нашего производства такова, что мы не можем все детали и узлы производить сами, - объясняет главный инженер ОАО «Брестский электротехнический завод» Александр КРАСНОСЛОБОДЦЕВ. - Это - утопия. В некоторых случаях осваивать выпуск изделий нецелесообразно экономически, в других - очень сложно обеспечить достойное качество.
Некоторые комплектующие производят специализированные компании, которые занимаются определенными направлениями десятилетия, накопили огромный опыт и компетенции. Поэтому к локализации подходим взвешенно: развиваем в первую очередь самые перспективные направления, где у нас есть достаточный задел по научным разработкам и возможность сделать свои изделия лучше и дешевле, чем у других компаний.
Большие перспективы А.Краснослободцев видит в развитии кооперационных связей. В 2006 г. в соответствии с поручением Белорусской железной дороги с целью реализации Государственной программы по импортозамещению ОАО «БЭТЗ» начало сотрудничать с чешской компанией ООО «АЖД Прага» в части освоения совместного производства аппаратуры железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ). Компания ООО «АЖД Прага» является одним из ведущих мировых производителей оборудования для инфраструктуры железнодорожного транспорта, а также членом европейских ассоциаций, связанных с исследованием и разработкой оборудования ЖАТ и ERTMS.
В 2007 г. было заключено первое лицензионное соглашение с «АЖД Прага» на право производства универсальных источников питания UNZ. Эти устройства служат для обеспечения гарантированного бесперебойного электропитания железнодорожной автоматики и телемеханики и могут применяться вместо морально устаревших панелей питания типов ЭЦ и ЭЦК. В 2008 г. по лицензии «АЖД Прага» был налажен выпуск комплексов микропроцессорной централизации ESA 11-BC, а в 2012 г. - электронной автоблокировки АВЕ-1-ВС и светооптических светодиодных систем для карликовых и мачтовых железнодорожных светофоров.
Чешская компания уже не первый год выражает желание войти в капитал ОАО «БЭТЗ», приобретя четверть пакета его акций. «АЖД Прага» планирует инвестировать в брестское предприятие не только финансовые ресурсы, но также свой научный и инженерный потенциал, освоить на базе БЭТЗ производство и поверхностный монтаж плат. Тогда удастся наладить выпуск наиболее дорогостоящих электронных компонентов для микропроцессорной централизации и электронной блокировки. Пока же сотрудничество строится на взаимной поставке узлов и агрегатов.
В прошлом году была разработана и утверждена программа расширения сотрудничества между ОАО «БЭТЗ» и ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). В рамках этого документа, а также реализации программы действий Минтранса по импортозамещению подписано лицензионное соглашение с российской компанией «Элтеза» по производству на белорусском заводе электромагнитных реле 1-го класса надежности типа НМШ. Также БЭТЗ развивает кооперационные связи и с отечественными предприятиями. Например, горячее оцинкование мачт для железнодорожных светофоров осуществляет лидское предприятие «Конус».
В следующем году Брестский электромеханический завод планирует до 30% продукции отправить на экспорт. Из нее более 40% - для РЖД, 32% - в Латвию и Литву, 20% - в Казахстан. На внутреннем же рынке портфель заказов предприятия в значительной степени определяется поставкой оборудования на 3-ю очередь объекта «Автоблокировка участка Осиповичи - Жлобин», «Модернизация устройств электрической централизации и автоблокировки на участке Жлобин - Гомель».
В целом же пятилетку Брестский электротехнический завод планирует закончить с впечатляющими результатами. В 2011-2014 гг. объемы производства и выручка увеличились более чем в 4 раза, экспорт - на 112%, рентабельность продаж составила 12,7%. А.Краснослободцев уверен: выбранная стратегия развития предприятия и в дальнейшем будет приносить хорошие экономические плоды.
ОАО «Брестский электротехнический завод»
224009, г. Брест, ул. Строительная, 56
Тел.: (+375 162) 46-43-09
Тел./факс: (+375 162) 46-43-08
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.etz.brest.by
{jcomments on}