fbpx

№4 (190) - Апрель

 
  • Памяти Ковтуненко Александра Николаевича: Ушел из жизни основатель и главный редактор журнала "Директор".
  • На грани: Первые итоги действия новых правил аттестации в строительстве печальны. Ожидаемо.
  • Заблудились: Девальвация рубля и дефицит валюты - это лишь симптомы, а в чем проблема?
  • Где бы одолжить? Непровозглашенный белорусский НЭП означает сокращение лишь государственных расходов и заимствований.
  • Налоговый мазохизм: Недавняя корректировка взимания НДС с импортеров мало что меняет. Опять те же грабли.
  • Почему щепки летят? Минлесхоз обещает шире привлекать частных заготовителей. Но что-то не стыкуется в заявлениях.
  • Антикоррупционная оговорка: Почему она появилась в контрактах иностранных контрагентов?

Алесь БЕЛЫЙ

Как отставному военному инженеру стать крупным промышленником? Ответ на этот вопрос может дать изучение биографии нашего соотечественника Болеслава Яловецкого, который в конце XIX в. учредил Первое общество подъездных железнодорожных путей, став одним из богатейших и влиятельнейших бизнесменов Российской империи в отрасли, которую сам и создал.

Наш, «тутэйшы»
Болеслав-Лаврентий Антонович Яловецкий (Bolesław Jałowiecki) родился 10 августа 1846 г. в Свенцянском повете Виленской губернии в семье богатых землевладельцев. (Отец владел 500 десятинами земли.) Юный Яловецкий окончил Виленскую гимназию, Николаевское инженерное училище, в 1870 г. - с отличием Николаевскую инженерную академию. На мраморной доске в здании академии выбито его имя как одного из лучших выпускников. Получил назначение в главное инженерное управление и чин штабс-капитана.

Проходил стажировку в Чехии и Австрии, в 1872-1873 гг. участвовал в строительстве Либаво-Роменской железной дороги (Вильня - Минск - Гомель). В 70-80-е гг. XIX в. участвовал в строительстве гранитной Адмиралтейской набережной в Петербурге и железной дороги Ростов - Владикавказ. Окончательно увольняется с военно-инженерной службы, будучи уже кавалером ордена Св. Станислава 3-й степени и Св. Анны 3-й степени.

Карьеру на гражданке Б.Яловецкий начал с того, что в течение 15 лет был управляющим Александровского механического завода (ныне - Октябрьский электровагоноремонтный завод) в Санкт-Петербурге. Сконструировал специальный поезд для царской семьи, был автором многих технических изобретений, в частности, переносных железных дорог и оборудования к ним системы «Дольберг и Яловецкий».

Однако безупречная карьера, высокое положение в обществе и прочное благосостояние не приносили Б.Яловецкому полного удовлетворения. Во-первых, смертельно надоела военная и бюрократическая дисциплина, хотелось попробовать себя в полностью независимом от прихотей начальства деле. Во-вторых, все эти годы не покидало желание приносить пользу родине: демонстрируя лояльность империи, нашгерой оставался патриотом исторической Литвы (в его понимании - неразрывно связанной с Беларусью) и хотел всячески способствовать ее экономическому и культурному развитию.

Рождение предпринимателя
В марте 1890 г. Министерство путей сообщения Российской империи получило ходатайство надворного советника, инженера Б.Яловецкого разрешить ему основать акционерное общество для проектирования. строительства и эксплуатации частных узкоколейных железных дорог и производства железнодорожного оборудования.

По проекту, основной капитал АО должен был составить 3 млн. руб. путем выпуска 10 000 акций, по 100 руб. каждая, и облигаций на сумму 2 млн. руб. После двухлетней бюрократической волокиты 26 марта 1892 г. император Александр III утвердил устав Первого общества подъездных железнодорожных путей. Однако приступить к осуществлению реального проекта новое предприятие смогло лишь спустя 2 года: 27 июня 1894 г. (снова на уровне самого императора!) было утверждено разрешение на строительство узкоколейной железнодорожной линии от станции Свенцяны Петербургско-Варшавской железной дороги до крупного белоруского местечка Березвеч (теперь в границах г. Глубокое).

Обществу передавалась концессия на эту дорогу сроком на 85 лет с правом выкупа ее казной через 18 лет. Концессионеры получили возможность отчуждения государственных земель под строительство и некоторые другие льготы, а взамен обязались перевозить почту бесплатно, а военные грузы и персонал - за уменьшенную плату.

Первая очередь новой железной дороги (Свенцяны - Поставы, 66 верст) была открыта для движения 11 ноября 1895 г., а 1 июля 1897 г. начала действовать вторая очередь, Поставы - Березвеч (53 версты). Ширина колеи составляла 75 см - вдвое уже, чем на магистральных железных дорогах Российской империи (152,4 см). Это был первый реализованный в России проект строительства «узкоколейки» такого масштаба. Новая дорога, построенная в очень сжатые сроки и со сравнительно небольшими затратами, послужила толчком для экономического и технологического развития края.

Во многом благодаря «чыгунцы» из этого региона был, в частности, налажен экспорт молочных продуктов, которые получили признание в Европе, вплоть до Великобритании. Кроме того, вместе с железной дорогой в Виленский край пришло еще одно достижение цивилизации - проводной телефон.

Первое общество подъездных железнодорожных путей продолжило строительство «узкоколеек» в Прибалтике и на Украине. В 1913 г. на его балансе было уже 1 149 верст железнодорожных путей - почти половина всей узкой колеи в империи. К тому времени компания со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге занималась не только перевозкой пассажиров и грузов по своим железным дорогам, но и строила на заказ переносные рельсовые пути с подвижным составом, изготавливала вагоны и вагонетки, торговала машинами, инструментами для добычи и прессования торфа, переносными лесопильными заводами. Перед Первой мировой войной капитализация общества достигла почти 27 млн. руб., а Б.Яловецкий получил негласный титул «короля узкоколейки».

Наш соотечественник также входил в правление Русско-Бельгийского металлургического товарищества с основным капиталом 20 млн. руб, которому принадлежали Петровский чугуноплавильный и железоделательный завод (4 200 рабочих), угольные шахты в Екатеринославской губернии и Донской области - в том самом Донбассе.

Взлет и упадок «колеи»
После сооружения линии Новосвенцяны - Паневежис длиной 136 верст общая протяженность свенцянских подъездных путей достигла 255 верст. Действовала эта железная дорога очень эффективно. В 1913 г. общий грузооборот достиг 8 327 тыс. т. Движение было почти безаварийным. Штат линии составлял 525 рабочих и служащих. Паровозные бригады, помимо штатного заработка и служебной квартиры, получали поверстные и суточные доплаты, а также премии за экономию топлива.

В 1894 г. проектировалась железнодорожная линия от Лынтуп к Свири (24 версты) и далее на Сморгонь, а в 1899 г. - от Лынтуп через Шеметово и Ижу до Молодечно. Не все из задуманного удалось реализовать, хотя, например, развитие железнодорожной сети в продолжение линии В.Яловецкого Паневежис - Глубокое продолжалось в межвоенный и даже в советский период. Признанием верно угаданного направления магистрали стало ее расширение до нормальной колеи и соединение с железной дорогой Полоцк - Молодечно через Крулевщину.

От Воропаева в 1932 г. проложили ответвление на Друю, но с 1960-х гг. эта сеть стала приходить в упадок: разобрали многие ответвления, в том числе сооруженную в 1937 г. линию до Нарочи. А уже в годы независимости Беларуси, с падением грузооборота и перерезанием основной линии новой белорусско-литовской границей участок Лынтупы - Пабраде был разобран, и линия перестала быть сквозной.

Недооцененный патриотизм
По иронии судьбы, недавно на ставшей тупиковой станции Лынтупы Б.Яловецкому установлен памятник как основателю линии, выдающемуся инженеру и предпринимателю это один из первых памятников частным предпринимателям в Беларуси вообще.

В каком-то смысле упадок этой части железной дороги стал символом разрыва связей между Беларусью и Литвой, который, вероятно, был бы болезненно воспринят героем нашей статьи, если бы ему довелось дожить до этих времен. И вряд ли утешил бы его даже памятник. Ведь он был не только предпринимателем, но и истинным патриотом своей родины: принимал активное участие в подготовке к введению в белорусско-литовских губерниях земского самоуправления, в т.ч. в роли депутата первой Государственной Думы, куда был избран в 1906 г.

В предвоенное десятилетие Б.Яловецкий зарекомендовал себя горячим сторонником автономии Литвы и Беларуси, будущее которых виделось ему в качестве независимого и единого государства, наследника Великого княжества Литовского, с тремя основными языками и культурами: белорусской, польской и литовской.

***
Скончался Б.Яловецкий в 1918 г. в Петрограде, видимо, от холеры. Предположительно похоронен на петроградском Митрофаньевском кладбище, ликвидированном в 1930-е гг.

{jcomments on} 

ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ (ЕАЭС). ТАМОЖЕННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ
Для соблюдения срока таможенного контроля и последующего выпуска товаров установлен порядок предъявления таможенному органу товаров, в отношении которых подана декларация, до их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС в Республике Беларусь (далее - декларация на товары).

Соблюдение срока подтверждается перевозчиком в таможенном органе, зарегистрировавшем декларацию на товары, путем представления в письменной форме информации о регистрационном номере декларации. Также указываются наименование, десятизначный код товара по единой ТН ВЭД ЕАЭС и порядковый номер товара согласно декларации на товары. Указывается и  наименование таможенного органа, зарегистрировавшего декларацию на товары.

Постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 04.03.2015 г. №7 «О некоторых вопросах предварительного таможенного декларирования товаров». Вступает в силу c 01.07.2015 г.

ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИЯ.  ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
В целях совершенствования работы членов Совета Республики, депутатов местных Советов с обращениями граждан сформулировано требование установить режим работы структурных подразделений и должностных лиц, осуществляющих прием граждан, в удобное для населения время. Прием граждан в рабочие дни должен начинаться не позднее 8.00 и завершаться не ранее 20.00, а также осуществляться по субботам и (или) воскресеньям, если это необходимо с учетом количества и специфики обращений.

От депутатов требуется усилить работу по решению на местах актуальных проблем жизнеобеспечения населения: посещать учреждения образования, здравоохранения, культуры, объекты торговли и другие организации для изучения качества и доступности оказываемых жителям регионов услуг, их соответствия системе государственных социальных стандартов. При выявлении негативных фактов принимать действенные меры по их устранению.

Постановление Совета Республики Национального собрания от 02.04.2015 г. №380-СР5/IX «О реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. №2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения» (в редакции Указа от 23.03.2015 г. №135)».  Вступил в силу со 02.04.2015 г.

ЗАКУПКИ ТЕХНИКИ. ФИНАНСОВАЯ АРЕНДА (ЛИЗИНГ)
Юридические лица Республики Беларусь вправе в 2015 г. без проведения конкурса за счет собственных и (или) заемных средств приобретать современную технику и оборудование, производимые на территории ЕАЭС, по договорам финансовой аренды (лизинга) у  ОАО «Промагролизинг» на условиях авансового платежа:
- для организаций агропромышленного комплекса - не менее 15% от стоимости техники и оборудования, предусмотренной в договоре;
- для организаций, осуществляющих деятельность в других отраслях экономики - не менее 10% от стоимости техники и оборудования, предусмотренной в договоре.

Вознаграждение (доход) лизингодателя предусматривается в размере 2% годовых, а срок  лизинга, должен соответствовать сроку предоставления кредитов.

Указ от 02.04.2015 г. №146 «О финансировании в 2015 г. закупки современной техники и оборудования». Вступил в силу с 07.04.2015 г.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Разъяснено, что уголовную ответственность влечет уклонение от уплаты сумм налогов, сборов, совершенное умышленно способами и  повлекшее причинение ущерба в крупном, либо особо крупном размере (ст. 243 УК).

Под сокрытием налоговой базы следует понимать умышленное неотражение в документах налогового учета и (или) отчетности, представляемых налоговым органам, фактических данных об объектах налогообложения.

Определено, что умышленное занижение налоговой базы выражается во внесении в документы заведомо не соответствующей действительности информации, касающейся стоимостной, физической или иной характеристик объекта налогообложения, скорректированной в сторону уменьшения величины налоговых начислений.

При этом уклонение от представления налоговой декларации (расчета) заключается в умышленном непредставлении ее в налоговый орган в установленный срок при наличии такой возможности.

Установлено, что под внесением в налоговую декларацию (расчет) заведомо ложных сведений понимается умышленное указание в ней любых не соответствующих действительности данных, которые влияют на исчисление уплачиваемого налога, сбора.

Постановление Пленума Верховного Суда от 26.03.2015 г. №1 «О практике применения судами законодательства по делам об уклонении от уплаты сумм налогов, сборов (ст. 243 УК)». Вступило в силу с 26. 03.2015 г.

ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ
Установлен общий порядок организации и проведения на территории Республики Беларусь таких культурных мероприятий, как фестиваль, конкурс, форум, праздник, пленэр, финансируемых из республиканского и (или) местных бюджетов.
Определено, что в рамках фестиваля, форума, праздника могут проводиться концерты, конкурсы, выставки, спектакли, показы, смотры, конференции и иные культурные мероприятия, конкретный перечень которых предусматривается в программе проведения культурного мероприятия.

Для непосредственного руководства организацией и проведением культурного мероприятия создается организационный комитет, который формируется из представителей государственных органов (с согласия их руководителей) и заинтересованных организаций, физических лиц, участвующих в проведении культурного мероприятия. Члены оргкомитета культурного мероприятия осуществляют свои полномочия на общественных началах.

Постановление Совмина от 02.04.2015 г. №263 «Об организации и проведении на территории Республики Беларусь фестивалей, конкурсов, форумов, праздников и пленэров, финансируемых из республиканского и (или) местных бюджетов» (вместе с «Положением о порядке организации и проведения на территории Республики Беларусь фестивалей, конкурсов, форумов, праздников и пленэров, финансируемых из республиканского и (или) местных бюджетов».) Вступило в силу с 08.04.2015 г.

ИЗБЕЖАНИЕ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
В соответствии с п.1.11 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Совмина от 17.02.2012 г. №156, выдача (заверение) справки о постоянном местонахождении белорусской организации (в целях избежания двойного налогообложения) (далее - справка) является административной процедурой.

Для получения справки необходимо обратиться в инспекцию по месту постановки на налоговый учет. Справка выдается в течение трех рабочих дней бесплатно и является бессрочной.

Основанием для выдачи (заверения) справки, в том числе по форме, установленной в иностранном государстве, является отнесение организации к белорусским организациям, определенным в п. 1 ст. 14 Налогового кодекса.
В случае, если белорусская организация является пользователем системы электронного декларирования АРМ «Плательщик», она может воспользоваться возможностью подачи заявления о выдаче справки в электронном формате через указанную систему.

Разъяснение МНС «Где юридическому лицу получить справку о постоянном местонахождении белорусской организации (в целях избежания двойного налогообложения)». Размещено на официальном интернет-сайте МНС 10.04.2015 г.

Подготовила Елена КОРНУШЕНКО,
адвокат адвокатского бюро «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий СБХ»

{jcomments on} 

Сергей БЕЛЯВСКИЙ, судья экономического суда Гродненской области

Среди споров по договорам строительного подряда изрядную долю составляют обращения в суд за взысканием авансовых платежей и начислением на текущий аванс процентов за пользование чужими денежными средствами. Чтобы не перечислить излишнее и не требовать в последующем его возврата, все расходные операции следует совершать, предварительно тщательно проверив основания и расчеты, положенные в основу платежных инструкций.

Согласно Правилам заключения и исполнения договоров строительного подряда, утв. Постановлением Совмина от 15.09.1998 г. №1450 (далее - Правила), аванс на подрядные работы считается полностью отработанным, если предусмотренные графиком строительные работы выполнены в полном объеме.

При этом в соответствии с п.57 Правил сумма неотработанного аванса, определяемая как разница между суммой аванса, фактически полученного подрядчиком для выполнения строительных работ в периоде, принятом за расчетный, и суммой отработанного аванса, признается чужими денежными средствами, неправомерно удерживаемыми подрядчиком.

Подрядчик за пользование чужими денежными средствами уплачивает в бюджет, из которого осуществляется финансирование строительных работ, проценты, начисленные на сумму неотработанного аванса, в размере ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на день подписания заказчиком акта сдачи-приемки работ. Период пользования чужими денежными средствами определяется...продолжение читайте в печатной версии журнала

{jcomments on} 

Павел ГАЙДУКЕВИЧ

Брестская крепость - один из самых значимых исторических и военных памятников нашей страны. Широкую известность это оборонительное сооружение получило после Великой Отечественной войны, когда всей стране стал известен подвиг ее защитников.

История крепости началась в XIX в., когда после разделов Речи Посполитой было принято решение о сооружении под Брестом комплекса фортификационных сооружений, призванных хранить покой западных рубежей Российской империи.

Судьба крепости неотделима от истории города, который впервые упоминается в «Повести временных лет» еще в 1019 г. Берестье (древнее название) в разное время принадлежало Туровскому, Волынскому, Галицкому и другим княжествам, а в XIV в. было присоединено к ВКЛ великим князем Гедимином. После подписания Люблинской унии 1569 г., когда ВКЛ объединилось с Речью Посполитой, город стал называться Брест-Литовск. С древних времен здесь стоял замок-крепость, который  много раз разрушался и горел в ходе бесчисленных войн и конфликтов, но затем вновь восставал из пепла.

В XVIII в. после присоединения этих территорий к России Брест становится важным стратегическим объектом на западных границах империи. Здесь проходил  Днепро-Бугский водный путь - важная судоходная артерия между Польшей и Россией, а позже появился мощный железнодорожный узел, соединявший Брест со всеми крупными центрами России и Европы. По этой причине командованием российской армией принимается решение о строительстве здесь крепости для защиты территории от потенциального вторжения с запада, актуального после войны с Наполеоном, и предотвращения восстаний, память о которых жила после событий 1831 г.

Официальной датой строительства Брестской крепости считается 1833-1842 гг. Крепость возводилась по проекту генерала Карла Оппермана, известного инженера - фортификатора, участника многих боевых действий, а также проектировщика ряда крепостей на западе России, в т.ч. в Бобруйске и Динабурге. Согласно его проекту объект расположился на четырех островах в месте слияния рек Западный Буг и Мухавец. Расположенное посредине центральное укрепление, или цитадель, соединялась с тремя островами с помощью мостов. Это три так называемых укрепления - Тереспольское, Кобринское и Волынское. Общая площадь оборонительных сооружений крепости к концу XIX в. составляла около 4 км2. Примечательно, что для усиления обороноспособности  крепости было принято решение разрушить старый город и вести строительство на его месте, а новый  - разместить примерно в 2 км от старого.

В 1857-1864 гг. крепость была модернизирована по проекту генерала Эдуарда Тотлебена. Ее обнесли цепью фортов общей протяженностью до 32 км, чтобы противодействовать блокировке и окружению. Толщина стен крепости в некоторых местах достигала 2 м, а в казармах с казематах могло разместиться до 12 тыс. воинов с боеприпасами и продовольствием.
Первые боевые действия, в которых предстояло участвовать крепости и ее защитникам, относятся к Первой мировой войне. Тогда в срочном порядке пришлось достраивать системы фортов и укреплений. По расчетам инженеров, крепость могла сдерживать осаду от 6 до 8 месяцев. Однако в ходе отступления русских войск в августе 1915 г., которое грозило окружением, было принято решение покинуть крепость и взорвать ряд бастионов. Таким образом, грандиозное сооружение так и не смогло выполнить свое предназначение и перешло к немцам.

В марте 1918 г. в здании Белого дворца Брестской крепости был подписан Брестский мир между представителями советской России и центральных держав Европы (Германии, Австро-Венгрии, Османского государства и Болгарии). Согласно договору Россия выходила из войны и отказывалась от дальнейших боевых действий, теряя примерно 780 тыс. км своих территорий и население порядка 56 млн. чел.

После революции и распада Российской империи территория Беларуси становится ареной территориальных споров между советской Россией и Польшей. Последняя по Рижскому мирному договору 1921 г. стала обладательницей крепости, так что до 1939 г. здесь располагались польский военный гарнизон и политическая тюрьма.

В начале Второй мировой войны обороной объекта  командовал генерал Константин Плисовский. В течение нескольких дней под его руководством поляки сдерживали атаку германских войск, а затем были вынуждены покинуть укрепления. Примечательно, что в первой половине XX в. германской армии пришлось трижды захватывать крепость: в 1915, 1939 и 1941 гг. Так, в 1939 г. численность защитников крепости составляла около 2 тыс. человек, помимо орудий имелись два бронепоезда и французские танки Рено времен Первой мировой, что, однако, не спасло крепость от захвата. Согласно договору о ненападении между Германией и Советским Союзом немецкие и советские войска захватили и поделили пополам территорию Польши. В Бресте 22 сентября 1939 г. состоялся совместный парад обеих армий, после чего немцы передали крепость советскому командованию, а сами отступили за Буг.

Период мирного сосуществования двух держав оказался недолгим.  Массированные бомбежки Брестской крепости и ее последующая осада, начались с первых часов Великой Отечественной войны и длилась больше месяца. Советские воины показали пример беспрецедентного мужества и верности воинскому долгу, сражаясь в окружении и предпочитая смерть сдаче в плен. Однако немецкие войска просто обошли крепость и двинулись дальше на восток. Если в войнах прошлых столетий осада крепостей была важной составляющей, то теперь в этом не было острой необходимости ввиду развития бронетанковой техники и авиации.

Подвиг крепости долгое время оставался неизвестен. В конце 1942 г. после захвата документов одного из немецких штабов в руки советского командования попали сведения о ее героической защите. Более детально история обороны стала изучаться только в послевоенные годы. В 1948 г. появились первые публикации на эту тему в журналах «Беларусь» и «Огонек». Начались работы по разбору завалов и поиску останков ее защитников.

В 1956 г. был открыт музей обороны крепости, а 8 мая 1965 г. она получила звание «Крепость-герой». С 1971 г. тут действует мемориальный комплекс и горит вечный огонь. Фраза: «Умрем, но из крепости не уйдем», нацарапанная на стене одного из казематов, стала символом мужества и несгибаемого духа советских воинов, на примере которого воспитано не одно поколение.

В 1997 г. главами стран СНГ был подписан документ о совместном финансировании комплекса, что позволило провести реставрационные работы и вдохнуть в него новую жизнь. Сегодня здесь действуют мемориальная экспозиция и музей, проводятся официальные мероприятия. Память о защитниках крепости увековечена в книгах, картинах и фильмах.

{jcomments on} 

Анастасия БАСИК, врач-эндокринолог 1-й категории УЗ «10-я городская клиническая больница».

Сложно переоценить важность эндокринной системы человека для его здоровья. Заметную роль в обеспечении организма гормонами выполняет, в частности, щитовидная железа.

Железы внутренней секреции: гипоталамус, гипофиз, эпифизщитовидная и околощитовидные железы, надпочечники и половые железы вместе взятые весят не более 100 г, а количество вырабатываемых ими гормонов может исчисляться миллиардными долями грамма. Тем не менее роль гормонов в организме исключительно велика. Они оказывают прямое воздействие на рост и развитие человека, обмен веществ, половое созревание.

Более подробно остановимся на щитовидной железе, ее функциях и заболеваниях. Этот эндокринный орган расположен  на передней поверхности шеи над щитовидным хрящом, состоит их двух долей, которые связаны между собой перешейком, по форме ассоциируется с бабочкой. Железа играет важную роль в росте и развитии организма, влияет на все обменные процессы. Называется так из-за того, что как щит защищает наш организм от негативного влияния факторов окружающей среды и поддерживает его гомеостаз. Среди вырабатываемых железой гормонов... продолжение читайте в печатной версии журнала

{jcomments on} 

Маргарита ГЕРАСИМЕНКО

Находясь на высоте, лишь в паре километров от вершины, люди часто игнорируют болезненные сигналы организма, предвестники непогоды, и идут напролом. Перед глазами только одна цель, разум застилает честолюбие. Но прежде чем покорять гору, надо покорить самого себя и вовремя остановиться, если надо.

Альпинист с мировым именем Рейнхольд Месснер как-то заметил: «Мне удалось подняться на все 14 восьмитысячников и остаться живым потому, что я всегда знал, когда нужно остановиться; чувствовал, когда риск был слишком велик. Я терпел поражения, отступал в 11 гималайских экспедициях, и поэтому я жив».

НАПРОЛОМ
Чтобы оказаться у подножия горы, надо пройти долгую дорогу бюрократических препятствий. Путь альпиниста начинается с получения разрешения на восхождение. Причем опасность кроется уже на этом этапе. Понеся огромные затраты, никогда не знаешь, что будет в день твоего старта в высоту. Альпинисты до последнего остаются в неведении о количестве восходящих экспедиций во время собственного подъема.

В 2012 г. известный итальянский скалолаз Симоне Моро Альпинист удивил тем, что, проделав некоторый путь в гору, отказался от долгожданного подъема. Бескислородное восхождение на Эверест-Лхоцзе Моро планировал давно. Но профессионального альпиниста остановила огромная толпа людей, пытающаяся одновременно штурмовать вершину. Поскольку восхождение Моро планировалось без кислородных баллонов, оно должно было пройти без задержек. Но очередь в 200 человек, напоминающая колонну муравьев, устремившихся к вершине муравейника, в которой движение стало медленным, добавило в медовое предприятие итальянца ложку дегтя.

Маршрут в некоторых местах довольно узок, поэтому людям необходимо пробираться один за другим. Любая проволочка или внезапно начавшаяся горная болезнь может привести...продолжение читайте в печатной версии журнала

{jcomments on}