fbpx

№4 (190) - Апрель

 
  • Памяти Ковтуненко Александра Николаевича: Ушел из жизни основатель и главный редактор журнала "Директор".
  • На грани: Первые итоги действия новых правил аттестации в строительстве печальны. Ожидаемо.
  • Заблудились: Девальвация рубля и дефицит валюты - это лишь симптомы, а в чем проблема?
  • Где бы одолжить? Непровозглашенный белорусский НЭП означает сокращение лишь государственных расходов и заимствований.
  • Налоговый мазохизм: Недавняя корректировка взимания НДС с импортеров мало что меняет. Опять те же грабли.
  • Почему щепки летят? Минлесхоз обещает шире привлекать частных заготовителей. Но что-то не стыкуется в заявлениях.
  • Антикоррупционная оговорка: Почему она появилась в контрактах иностранных контрагентов?

Дмитрий ДРОБЫШЕВ, руководитель проектов по торговой недвижимости «Твоя столица. Недвижимость для бизнеса»

Рассмотрим основные составляющие риск-менеджмента для тех, кто инвестирует в торговую недвижимость в условиях растущей конкуренции и стагнирующего спроса.

Риски связаны с тем, что сейчас сложно выстраивать какие-либо долгосрочные прогнозы. Непросто просчитать будущую ставку аренды с учетом появления большого количества новых торговых центров и плохо предсказуемой макроэкономической ситуации в стране. Соответственно, высоки риски невыполнения бизнес-плана и несоблюдения графика погашения заемных средств.

Фактором риска остается недостаточная защищенность инвестора на законодательном уровне, в том числе в области формирования арендных ставок. Все это, безусловно, нужно учитывать при планировании проекта.

Минск уже третий год подряд переживает рекордный прирост торговых площадей, и на фоне снижения покупательской способности населения энтузиазм девелоперов уже начинает угасать. Вместе с тем даже в таких условиях удачная концепция, жесткое бюджетирование и грамотное продвижение могут обеспечить... продолжение читайте в печатной версии журнала

{jcomments on} 

Елена КОВАЛЕВА

Более 520 млрд. руб. - таков объем инвестиций компании за 2014 г. в развитие собственной сети, сообщил во время пресс-конференции 16 апреля в Минске генеральный директор унитарного предприятия «Велком» Гельмут ДУЗ.

Выручка компании за прошлый год (согласно МСФО и с коррекцией на инфляцию) выросла на 17,6%, показатель EBITDA - на 21,6%. Темпы роста инвестиций в основной капитал составили 142,8%. Средства направлялись на развитие UMTS-сети и повышение качества обслуживания клиентов.

И, как считают в Velcom, вложения оправдали себя. Удалось значительно повысить емкость сети, в частности, оператор получил прирост интернет-трафика на 40,6%, с сохранением таких качественных показателей, как доступность, непрерывность и высокая скорость.

Внедрена новая система биллинга (комплекс процессов и решений на предприятиях связи, ответственных за сбор информации об использовании телекоммуникационных услуг, их тарификацию, выставление счетов абонентам и обработку платежей. - Прим. ред.). Это позволило, во-первых, увеличить в несколько раз скорость работы системы, во-вторых, сделать более продуктивным процесс вывода на рынок новых тарифных... продолжение читайте в печатной версии журнала

{jcomments on} 

Вячеслав МИЦУРА

В ближайшие несколько лет количество национальных эталонов увеличится примерно наполовину. Что это даст предприятиям? Проще станет решать межгосударственные споры по поводу качества белорусской продукции, расширятся возможности испытаний для последующего получения международных сертификатов, да и стоимость этих услуг, как ожидается, станет более демократичной.

Сейчас в Беларуси действует 51 национальный эталон различных величин. Задача - увеличить это число минимум до 75, одновременно добившись их международного признания (которое уже есть примерно у 40 эталонов). Ожидается появление эталонов для измерения электрического тока повышенного напряжения, высокоточного позиционирования объектов на местности, скорости воздушного потока, активности аэрозолей, объемов цифровой информации, параметров электромагнитных полей.

Относительно достижения цели директор Белорусского государственного института метрологии (БелГИМ) Николай ЖАГОРА настроен достаточно оптимистично. В предыдущие 10 лет создавались 4-6 эталонов каждый год, отлажены процедуры их сличения и признания Международным бюро мер и весов, определены каналы финансирования этих работ (ежегодно на данные цели тратится примерно миллион долларов).

Примечательно, что основная часть закупок оборудования покрывается из  хозрасчетных средств института, как, впрочем, и остальные статьи расходов (доля бюджетного финансирования в целом не превышает 5-7%). Такое соотношение на фоне нынешних макроэкономических сложностей, является своего рода подушкой безопасности. Между тем в силу специфики БелГИМ его статьи доходов достаточно стабильны. И дело не только в обязательности поверок и ряда процедур для субъектов хозяйствования.

БелГИМ давно вышел за рамки классического института метрологии, признает его руководитель. Он вовлечен в процессы стандартизации, выполняет огромную работу по поддержанию в рабочем состоянии измерительной техники организаций и предприятий. Достаточно сказать, что ежегодно за его услугами обращаются более 40 тысяч субъектов хозяйствования, при этом проводится проверка до 2 млн. средств измерений - от простых магазинных весов и гирь до сложных радиотехнических приборов и измерительных систем.

Больше эталонов - меньше споров
Для предприятий расширение национальной эталонной базы - это возможность защитить свои интересы на внешних рынках. Например, в случае предъявления претензий какой-то страны к качеству белорусской продукции снять спор поможет арбитражная проверка. Если БелГИМ имеет соответствующий эталон и методику измерений, провести ее можно на территории Беларуси. Когда несколько лет назад Россия предъявила претензии к нашему сахару, наличие должной технической базы позволило институту доказать его свекловичное (а не тростниковое) происхождение, что разблокировало для нас российский рынок.

Хорошей новостью для пищевой промышленности стало участие БелГИМ в программе технической помощи ЕС, что позволило институту стать обладателем эталонной лаборатории, отвечающей международному урояню. На новом оборудовании БелГИМ может проверять молочные, мясные продукты, рыбу, минеральную воду на наличие химических элементов, радионуклидов, органических соединений, тяжелых металлов и пр. Также появилась возможность с высокой точностью определять пищевую ценность продуктов, количество витаминов, микронутриентов, аминокислот и других веществ.

Билет за границу
Собственная эталонная база расширяет возможности сертификации - а это еще один инструмент преодоления технических барьеров на внешних рынках. Измерения отечественных лабораторий признаются не только странными ЕАЭС, ЕС и других регионов планеты. Более 1 тыс. белорусских изделий смогли получить европейские сертификаты, из них около 100 - с помощью БелГИМ.

«Испытываем игрушки предприятия «Полесье», результаты испытаний отправляем в институты Словакии и Польши, где выписывают европейский сертификат, - продолжает собеседник - Помогли получить евросертификат на рентген-аппаратуру компании «Адани». Когда после аварии на АЭС «Фукусима» крупные заказы на оборудование для измерения радиоактивности получили «Атомтех» и «Полимастер», институт качественно откалибровал их продукцию - и та пошла на японский рынок».

Обладая технической базой и связями с органами сертификации в других странах, БелГИМ активно помогает белорусским предприятиям разобраться в технических требованиях экспортных рынков, на основании собственных испытаний выдает протоколы на английском языке, которые потом признаются многими иностранными органами по сертификации.

Разумеется, техническая поддержка доступна и тем, кто работает на традиционных рынках ЕАЭС. Институт аккредитован на выдачу сертификатов Таможенного союза, чем регулярно пользуются, в частности, наши машиностроители – «Амкодор», МТЗ, Сморгонский агрегатный завод и др.

Решили внедрить на предприятии систему менеджмента качества? И с этой задачей помогут справиться сотрудники БелГИМ, разработав рекомендации по взаимодействию с европейскими коллегами.

Точность по доступной цене
И в части услуг метрологии, и тем более - сертификации субъекты хозяйствования во многих случаях вольны выбирать исполнителя. То есть между институтами тоже существует определенная конкуренция. Разумеется, среди прочих факторов цена услуг имеет не последнее значение. И если у БелГИМ она в несколько раз ниже, чем у зарубежных учреждений, понятно, почему сюда за поверкой, к примеру, дефектоскопов железнодорожного полотна обращаются литовские и латвийские компании. Регулярно приходят заказы из России, Казахстана, Украины, Армении, Азербайджана, Молдовы и других стран.

Да, БелГИМ - хозрасчетная организация и демпинговать себе в убыток не станет, но разумное управление издержками и высокая производительность труда коллектива позволяют институту выставлять вполне демократичные цены. Поверка большинства измерительных прибора обходится заказчику в 1-2 долл. в эквиваленте за штуку. Если надо какое-то эксклюзивное исследование, связанное с поиском метода и техники измерения, то стоимость, как правило, укладывается в 1000 долл.

И стар, и млад
«Новые знания нужны не только для производства, но и для проверки новых изделий, чтобы можно было убедиться в их качестве», - резонно замечает руководитель. Успевать за требованиями времени помогает постоянный контакт с международными институтами. С передовым зарубежным опытом сотрудники БелГИМ знакомятся посредством сличения эталонов и изучения технологий их работы, участия в международных образовательных мероприятиях. Отлаженная подготовка молодых специалистов на базе БГУ, БГУИР и БНТУ позволяет обновлять кадровый потенциал.

Среди 650 сотрудников доли молодежи и людей зрелого возрастов примерно равны. Это гармонично объединяет молодость и опыт, обеспечивает преемственность поколений.

20 мая Беларусь отметит Всемирный день метрологии. Дата приурочена к событию, произошедшему 140 лет назад. В этот день в Париже на дипломатической метрологической конференции представители 17 государств поставили свои подписи под Метрической конвенцией - первым межправительственным соглашением о научно-техническом сотрудничестве, заложившем фундамент единого международного метрологического пространства. Девиз Всемирного дня метрологии в 2015 г.: «Измерения и свет».
Искренне поздравляем с профессиональным праздником коллектив института и его руководителя!

{jcomments on} 

Алексей БЕЗВЕСЕЛЬНЫЙ

Учиться никогда не поздно. А еще это удобно, особенно если учесть, что современные технологии образования позволяют использовать эффективные дистанционные методики.

ЛОЦИЯ В МИРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Дополнительное образование взрослого населения - процесс, который динамично меняется в зависимости от конъюнктуры рынка, напомнил директор Межотраслевого института повышения квалификации и переподготовки кадров БНТУ (МИПК и ПК БНТУ), кандидат технических наук, доцент Виктор ИВАНОВ. По его словам, главная цель института - учить тому, что необходимо производству, бизнесу и потребителю, с максимальным качеством и оптимальными затратами. «Мы даем слушателям своеобразную лоцию, чтобы они не отставали во время своей трудовой деятельности, знали, куда и к какому материалу обращаться, чтобы постоянно были на плаву, в русле преобразований в промышленности, экономике и строительстве, ориентировались в новых технологиях и современных подходах».

По этой причине МИПК и ПК БНТУ широко использует дистанционные, корпоративные, информационно-коммуникативные и другие педагогические технологии, формирующие и закрепляющие у слушателей необходимые умения и навыки. Регулярное обновление учебно-методической документации, литературы позволяет обеспечивать актуальность содержания учебных дисциплин и их соответствие современному уровню развития общества, науки и техники. Это оценили потребители образовательных услуг - граждане и организации. За время существования института в нем прошли обучение десятки тысяч белорусских и зарубежных  специалистов.

В составе института - факультет строительства и недвижимости и факультет охраны труда и промышленной безопасности. Сегодня здесь проходят переподготовку без отрыва от производства более 300 специалистов с высшим образованием по специальностям: «Промышленное и гражданское строительство» и «Водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов» (срок обучения - 2 года), «Управление проектами в строительстве», «Бухгалтерский учет и контроль в промышленности» и «Логистика» (1,5 года). Как отметил В.Иванов, благодаря широкому применению дистанционных образовательных технологий появилась возможность сократить срок обучения по 2 специальностям («Бухучет и контроль в промышленности» и «Логистика») на полгода.

Второе направление деятельности института - повышение квалификации в стенах института руководителей и специалистов строительной отрасли, а также лиц работающих в области промышленной безопасности, неразрушающего контроля и охраны труда с высшим и средним специальным образованием. Согласно нормативным срокам, ее необходимо проходить каждые 5 лет. По заявкам организаций обучение может проводиться непосредственно на предприятии (в дневное и вечернее время).
Помимо этого институт организует обучение кадров по десяткам рабочих профессий строительной отрасли (непрерывное профобучение 1-3 месяца, только очно) , проводит  различные курсы (постоянно действующие и целевые семинары, лектории, тренинги) по всем направлениям обучения.Осуществляется также консультационная деятельность.

По словам заместителя директора по учебной работе, кандидата технических наук Николая Шохова, в институте сформировался профессиональный коллектив - около 170 человек, из них треть составляет штатный профессорско-преподавательский состав. Это опытные педагоги, в основном доценты и профессора . Кроме того, для участия в обучении привлекаются ведущие преподаватели из профильных вузов столицы и опытные специалисты-практики.

Сегодня в институте одновременно на всех формах (дневная, в т.ч. вечерняя, и заочная (с элементами дистанционного обучения)) проходят подготовку и переподготовку более 500 человек «У нас учатся как 18-летние парни, так и люди, разменявшие 60-летний рубеж. Как говорится, для дополнительного образования все возрасты доступны», - отметил Н.Шохов.
Эффективным, максимально приближенным к производству является корпоративное обучение. Институт принимает участие в организации многоуровневой системы корпоративного обучения в таких крупных производственных компаниях, как ОАО «Белшина», ОАО «Гродно Азот», ОАО «Атлант», РУП «СолигорскБелКалий» и др.

Я Б В ЗАОЧНИКИ ПОШЕЛ…
Заочные формы дистанционного обучения с использованием современных коммуникационных и информационных технологий МИПК и ПК начал активно применять 5 лет назад. «Благодаря этому нам удалось организовать постоянную связь между преподавателями и слушателями на протяжении всего срока обучения, предоставив заочникам возможность обучаться по принципу «Здесь и сейчас», - отмечает заместитель директора по информационно-аналитической работе Валерий Юкевич. -

Основной упор сделан на повышении уровня самостоятельной работы слушателей по освоению образовательной программы. Применение современных интернет-технологий позволило использовать активные методы обучения, сократить количество очных встреч педагогов с обучающимися, а в ряде случаев свести такие встречи к необходимому минимуму для приема экзаменов.

Как основной куратор данного проекта В.Юкевич видит задачу в том, чтобы активно внедрять в управленческую и педагогическую деятельность современные информационные технологии. И надо сказать, ему это удается. В МИПК и ПК с помощью системы Moodle создан портал дистанционного обучения, позволивший организовать ежедневный учебный процесс в онлайн-режиме независимо от места нахождения обучаемого. Сейчас завершается оборудование специального центра дистанционного обучения.

В институте несколько лет успешно действует бизнес-школа «Центр инновационного развития», оказывающая услуги в системе непрерывного профессионального образования с применением современных информационных технологий в сфере бизнес-образования, консалтинга, корпоративного обучения сотрудников.

ОТРАСЛЕВЫЕ СВЯЗИ
МИПК и ПК, будучи базовым подразделением Минстройархитектуры в области дополнительного образования взрослого населения, стремится оперативно реагировать на кадровые запросы министерства и подведомственных предприятий.

По этой причине образовательный процесс предполагает углубленное изучение BIM-технологии (информационное моделирование зданий) и САLS-технологий (непрерывная информационная поддержка поставок и жизненного цикла объекта). По заказу Минстройархитектуры в институте выполнили работу по внедрению в строительную отрасль информационных технологий, для чего приняли участие в подготовке для внесения в учебные планы современных методов проектирования и строительства, базирующихся на линейке программных продуктов Revit.

В 2012 г. в МИПК и ПК в развитие достигнутого соглашения создан Образовательный центр Autodesk, получены учебные программы, регулярно приглашаются аттестованные преподаватели из московского представительства компании. Теперь здесь обучают не только преподавателей и студентов БНТУ, но и активно используют возможности Autodesk Revit для переподготовки слушателей, которые выполняют с их помощью дипломные работы.

К слову, постоянное содействие по внедрению новых подходов в научно-образовательный процесс института оказывает ректор БНТУ, академик НАН Беларуси, доктор технических наук, профессор Борис Хрусталев. Так, в 2013 г. по его инициативе институт стал соискателем, а затем и обладателем лицензии на судебно-экспертную деятельность Минюста, после чего при МИПК и ПК был открыт Центр судебных экспертиз.

«Это позволяет нам постоянно держать руку на пульсе, анализируя судебную практику в строительной отрасли (некачественное выполнение и завышение объемов строительно-монтажных работ, претензии по допущенным технологическим нарушениям, нарушение требований охраны труда на строительных объектах и производстве и др.), - отметил В.Иванов. - Это не просто дополнительное направление нашей деятельности, а фактор, эффективно влияющий на процесс обучения, потому что участие работников института в подготовке экспертных заключений повышает качество обучения слушателей».

В 2014 г. на базе института при поддержке НИИ строительных материалов и российской корпорации «ТехноНИКОЛЬ» открыт специализированный учебный центр (УЦ) для развития профессиональных кадров в строительной отрасли (общая площадь - 300 м2). Аналогов ему в нашей стране нет. Так на практике была реализована идея проректора по учебной работе и международному сотрудничеству БНТУ, академика НАН Беларуси Александра Цыганова.

Деятельность нового УЦ направлена на представителей проектных организаций, подрядчиков, заказчиков и служб технадзора, менеджеров торговой сети и независимых дилеров корпорации «ТехноНИКОЛЬ», преподавателей и студентов строительных вузов, слушателей МИПК и ПК. Организуемые на базе центра семинары и практические занятия позволяют освоить передовые технологии устройства кровель, систем гидроизоляции строительных конструкций и подземных частей зданий, системы теплоизоляции строительных конструкций и фасадов, монтаж и контроль качества устройства гидроизоляции бассейнов, методику применения современных материалов, используемых в Беларуси, России, Польше и Венгрии.

«Сотрудничество с корпорацией «ТехноНИКОЛЬ» идет нам только на пользу, - подчеркнул директор института. - Мы привносим в подготовку, не противореча корпоративным интересам, классические подходы в обучении и взаимно обогащаемся».

По словам В.Иванова, в дальнейших планах - расширение сети отделений выездного обучения (сегодня они действуют в 4 областных и 6 районных центрах Беларуси), являющихся проводниками идей и новаций МИПК и ПК. Также планируется активное продвижение образовательных услуг не только на восток (ЕАЭС), но и на Запад, в Евросоюз. К слову, уже сейчас до 10% обучающихся в институте составляют строители из КНР, РФ, Турции и других стран, работающие на территории Беларуси.

«Сегодня важно совершенствовать накопленный потенциал по системе менеджмента качества (следовать известным принципам Эдварда Деминга), - считает директор МИПК и ПК. - Главное, чтобы руководители всех степеней осознавали важность дополнительного образования, постоянной переподготовки своих сотрудников, иначе не будет прогресса в профессиональном развитии».

Директор МИПК и ПК В.Иванов окончил строительный техникум и БПИ, работал мастером и прорабом на стройке, в проектном институте, преподавал в родном вузе, защитил кандидатскую… Одним словом, этот человек знает, как соединить теорию с практикой.

Думается, вполне заслуженно в конце прошлого года МИПК и ПК БНТУ был признан победителем международного конкурса инженеров-строителей России, Финляндии, Казахстана и Беларуси «MASTER-BUILDER-ENGINEERING-2014» (строймастер-инжиниринг) в номинации «Лучшее учебное заведение по повышению квалификации специалистов строительства».

МИПК и ПК
220014, Минск, ул. Минина, 23, корп. 2
Тел.: +375 17 205-48-70
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.mipk.by

{jcomments on} 

Наталья ЩЕЛКУНОВА

Деловая общественность в очередной раз инициирует пересмотр законодательства в сфере благотворительности. В частности, есть желание определиться с сущностью благотворительной, спонсорской и волонтерской деятельности, а также ввести понятие «общественно полезная организация».

На этот раз за разработку правовых предложений взялось Международное просветительское общественное объединение «АКТ», инициативы которого недавно были обсуждены с бизнесменами.

Действующее тематическое законодательство характеризуется разрозненностью нормативных правовых актов и отсутствием юридических определений большинства понятий, относящихся к сфере благотворительности. К тому же серьезной проблемой является ограниченный перечень целей и жесткая ответственность за нарушение порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи... продолжение читайте в печатной версии журнала

{jcomments on} 

Спустя год работы «Сервисных пакетов. Корпо» от Приорбанка, предполагающих в комплексе со стандартным кредитованием анализ коммерческих рисков предприятия-клиента и рекомендации по управлению ими, этот продукт остается уникальным на рыке финансовых услуг нашей страны. Его возможности особенно востребованы сейчас, когда белорусский бизнес вошел в зону экономической турбулентности и цена управленческих решений резко возросла. Подвести первые итоги продвижения «Сервисных пакетов» и обозначить их нынешнюю актуальность мы попросили исполнительного директора Приорбанка Александра КЛОЧКО.

- Что предлагает услуга «Сервисные пакеты» корпоративным клиентам?
- Нашей целью было выйти на рынок с интеллектуально насыщенным продуктом, основанным не только на технологиях, но и на опыте, экспертизе. На протяжении 11 лет Приорбанк совместно с австрийской группой Райффайзен развивает уникальные сервисы и компетенции по оценке рисков, которые принимает на себя, инвестируя в проекты белорусов.

Данному вопросу уделяется столько внимания, потому что мы заинтересованы в клиентах, сильных и устойчивых к различного рода угрозам. Не без удовольствия хочу отметить, что у нас создана серьезная профессиональная команда риск-менеджеров, которая наряду с продавцами услуг обеспечивает банку стабильное и устойчивое развитие.

У этой медали есть и обратная сторона. Взаимодействуя со специалистами Приорбанка, клиенты получают доступ ко всем технологиям оценки рисков их предприятия. Ведь финансируя проекты, банк финансирует и риски. Отмечу, что наши инструменты не подменяют ни аудит, ни клиентский консалтинг. И, что особенно важно, они не подменяют финансовый менеджмент. Мы лишь предлагаем альтернативную точку зрения разных специалистов банка на одни и те же вопросы, которые, в свою очередь, способствуют более стабильному и устойчивому росту бизнеса. Повторю: мы заинтересованы в уверенно развивающихся клиентах, ведь вместе с ними получаем большую стабильность по нашим активам с минимальным уровнем рисков.
Вот к чему стремится любое финансовое учреждение и чего от банка ждут клиенты.

- Как оцениваете спрос на новый продукт?
- «Сервисные пакеты» - услуга уникальная, с февраля 2014 г. мы мониторим рынок и пока не нашли аналогичных предложений. Есть ощущение, что мы вышли на новую дорогу. Спрос со стороны предпринимательского сообщества есть, но он еще не развит. Поэтому фактически сейчас мы создаем рынок этих услуг, где собираемся занять лидирующее положение. Не секрет, что спрос предпринимательского сообщества на прозрачную и безопасную деловую среду, на финансовые сервисы, повышающие устойчивость бизнеса к внешним неблагоприятным факторам, достаточно серьезен.

Предполагаем, что спрос на услугу будет развиваться постепенно. Здесь важно не гнаться за количеством, речь идет о качестве. Нам бы не хотелось, чтобы новая услуга была связана только с кредитованием или финансированием проектов, ведь «Сервисные пакеты» - это комплексный подход к оценке рисков, которые берут на себя клиенты. Услуга также предполагает глубокий анализ бизнес-среды, рынков, на которых они работают.

В качестве успешного примера работы с рисками всегда приводим наш банк. За время его существования мы неплохо справлялись со всеми угрозами. А теперь хорошо подготовлены к текущим и будущим вызовам.

- На какую категорию компаний рассчитаны «Сервисные пакеты»?
- Прежде всего на корпоративных клиентов, годовой оборот которых превышает 5 млн. евро. Ведь те, кто имеет дело с подобными цифрами, сталкивается со значительными рисками.
С ходу могу назвать четыре причины, почему стоит обратить внимание на «Сервисные пакеты». Во-первых, предоставляемая в рамках сервиса информация поможет принятию управленческих решений - как текущих, так и стратегических. Во-вторых, она необходима топ-менеджменту для аргументации позиций перед собственниками, учредителями и акционерами компании. В-третьих, глубокое понимание рынка, его тенденций поможет получить дополнительные возможности в бизнесе, например, договориться об отсрочке платежа с поставщиками. Либо компания может решить, что в сложившейся ситуации выгодно предоставить определенные преференции покупателям. В-четвертых, выводы, полученные от наших специалистов, можно использовать для привлечения дополнительного финансирования, причем не только в нашем банке.

- Есть ли бонусы у новой услуги?
- Безусловно. В прошлом году мы успешно провели расширенную встречу с клиентами, в которой участвовали как банковские, так и внешние эксперты - представители министерств и ведомств Беларуси, принимающих самое активное участие в формировании макроэкономической стратегии страны. Спикеры выступили с темами, более всего волнующими наших клиентов при планировании бюджетов. Это вопросы денежно-кредитной, курсовой, а также налоговой и бюджетной политики. Полученные знания необходимы для принятия управленческих решений, формирования стратегии предприятия и снижения рисков.

Наши клиенты могут встречаться с экспертами банка и в другом формате. Также на еженедельной основе мы предлагаем мониторинг рыночной ситуации: информация о курсах валют, объеме денежного предложения, о ставках по предложению денег в национальной и иностранной валютах. Ежемесячно предоставляем выборку о состоянии других индикаторов деловой среды, в частности, о положении некоторых сырьевых рынков, рынков отдельных стран. Аналитика достаточно разная по подборке, но ее структура формируется из запросов клиентов.

- Каковы, на ваш взгляд, основные риски для бизнеса в 2015 г.?
- Они связаны с несбалансированностью активов и пассивов, т.е. обязательств и требований, которые наши клиенты принимают на себя в рамках текущей или перспективной деятельности. Бытует мнение, что в кризисные времена появляется возможность увеличить свою долю на рынке, и многие на фоне снижения стоимости офисных или производственных помещений пробуют реализовать давние мечты, например, прикупить дополнительные площади.

Как показывает практика, без четкого представления о характере принимаемых рисков могут возникнуть непредвиденные проблемы, способные существенно повлиять на стабильность бизнеса. В нашей истории имеется минимум 3-5 кейсов, когда успешные предприятия пытались в непростые времена реализовать определенные планы, а в результате значительно ухудшали свое финансовое состояние, портили статистику. Конечно, у нас не было дефолтных случаев, но определенные трудности некоторые себе наживали.

Однако есть немало примеров, когда руководители прислушивались к мнению наших специалистов, хотя оно шло вразрез с их собственным, и предприятия в итоге оказывались в выигрыше. На самом деле мы не навязываем свою точку зрения, а лишь предлагаем оценить альтернативный, банковский взгляд на ситуацию и самостоятельно принимать решения. Мы не вмешиваемся в бизнес клиента.

- Каковы ваши рекомендации в части распоряжения средствами компании в кризисные времена?
- Следите за своими финансами, за сбалансированностью активов и пассивов как по срокам, так и по валютам.
Все мы прекрасно понимаем, насколько экономическое положение Беларуси зависит от российского. А у главного торгового партнера нашей страны дела идут не самым лучшим образом. В сложные времена я бы не рекомендовал рассчитывать на привлечения внешнего финансирования: это сопряжено с увеличением долговой нагрузки.

Есть смысл скорректировать объемы бизнеса, попытаться заместить долговое финансирование торговым, сдвинуть сроки по оплате и предоплате. Еще один инструмент для турбулентных времен - акционерное финансирование, которое поможет повысить уровень стабильности бизнеса.

Тем, у кого есть финансовая подушка безопасности, было бы целесообразнее в ближайшие два года обратиться к ней, вместо того чтобы наращивать объем заемных средств.

Для приобретения Сервисного пакета обратитесь к Вашему персональному менеджеру либо звоните по телефону: 8 017 289 92 09

{jcomments on} 

Сергей ГРИЦУК, финансовый аналитик ЗАО «Внешпромагроинвест», Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Некоторое сокращение объемов кредитования белорусской экономики в начале 2015 г. рано или поздно достигнет дна и сменится восходящим трендом. Желающим получить банковское финансирование (а таковых среди читателей журнала, уверен, достаточно), лучше сделать определенные приготовления.

Восстановление реального сектора экономики потребует роста кредитования, в чем заинтересованы и сами банки. Как только они разберутся с «вылезшими» плохими долгами - реструктуризируют одни, взыщут залоговое обеспечение по другим, сразу же возьмутся за совершенствование своих бизнес-процессов и кредитно-портфельных стартегий и методик. Следовательно, можно ожидать некоторых диковинок в условиях кредитования, несмотря на то что на волне роста экономики требования к оценке кредитоспособности заемщиков, как правило, снижаются. Поэтому уже сейчас можно проанализировать и понять действующие «кухню» и «страховочные» приемы кредитных учреждений, подготовившись к предметным переговорам.

Несмотря на различие текущих и стратегических приоритетов разных банков, содержательно решение о предоставлении кредита представляет собой одинаковый комплекс последовательных и регламентированных банковских процедур: анализ рисков (платежеспособности, ключевых внутренних и внешних факторов), экспертизу обеспечения предоставляемого под кредит, зоркое наблюдение за поведением заемщика после получения кредита.

Анализ рисков сводится к оценке вероятности дефолта компании и определению величины убытков при его наступлении. При этом учитывается прибыльность заемщика, анализируется риск получения им отрицательных финансовых результатов от деятельности в будущем, способность противостоять возможным убыткам, устойчивость к рецессии (стагнации) экономики в целом. При этом не совсем верно бытующее мнение о том, что заключение о кредитоспособности предприятия в основном складывается из анализа его финансовых показателей и доходности деятельности.

Одним из наиболее существенных моментов для банка является устойчивость бизнеса заемщика, которая во многом определяется положением компании на рынке, динамикой спроса на ее продукт (услугу). Именно на основании этого устанавливается способность предприятия генерировать денежные потоки, необходимые для погашения кредита и процентов по нему. Естественно, что «кредитники» и «рисковики» банка будут (во всяком случае должны) стараться досконально разобраться в бизнесе клиента, чтобы максимально точно спрогнозировать его денежный поток и провести стресс-тестирование.

Но, как правило, скорринговые программы банков могут ошибочно или однобоко «расшифровывать» особенности работы предприятия (бизнес-циклы, сезонность). Поэтому важно в диалоге с банковскими работниками попытаться выяснить подходы к анализу компании (ее отчетности) и постоянно взаимодействовать на всем этапе рассмотрения кредитной заявки и аналитических трансформаций, чтобы упредить заблуждения кредитора относительно трактовок деятельности компании.

Отдельным блоком при анализе заемщика рассматриваются такие нефинансовые параметры, как регулирование отрасли государством и отношения с ним, прозрачность бизнеса. Посему не стоит пренебрегать презентацией бизнес-модели компании, а рассказать о ее достижениях, приоткрыть ее текущие и стратегические планы, очертить роль искомого кредита в этих планах. Крайне важно донести до банка то, как компания контролирует риски.

Если не рассматривать относительно высокие процентные ставки по рублевым кредитам, то вопрос обеспечения возглавит топ-проблем кредитования. Главным требованием банкиров к обеспечению является его «высокая ликвидность». Но применяемые банками понижающие коэффициенты залога - от 0,8 до 0,5 - заставляют компании «скрести по сусекам», т.е. искать дополнительное обеспечение к тому, которое предприятие намеревалось предоставить. И часто случается, что даже на предложенное - залог товаров в обороте, оборудование, права на выручку, - банк «недобро косится».

Наиболее предпочтительна для банка недвижимость. Неопределенность на рынке коммерческой недвижимости сегодня тяготеет над всеми (непонятно, какой дисконт справедлив), но выравнивание ситуации, связанное с ростом кредитования/нормализацией экономики, запустит механику кредитования под этот вид залога по привычной схеме.

Поэтому в будущих кредитных сделках компании должны однозначно прояснить возможность вывести из-под залога какой-либо объект при уменьшении общей задолженности по кредиту. В русле этой темы нужно обсудить порядок действий в случае резкого роста рыночной стоимости объекта недвижимости: будет ли проводиться переоценка и пересматриваться залоговая стоимость и коэффициент покрытия, возможно ли заменить его другим объектом/ предметом.

После проведения due diligence компании (составления объективного представления) и одобрения кредита на кредитном комитете банк кровно заинтересован в минимизации т. н. Moral Hazard (морального риска), связанного с действиями заемщика и внешними обстоятельствами, которые могут принести ущерб финансовому учреждению. Чтобы не допустить ухудшения своих позиций, банк вносит в кредитный договор активные и пассивные ковенанты (обязательства заемщика).

В основном они касаются экономической стороны и показателей деятельности компании, таких как, например, величина чистых активов, поддержание определенного уровня поступлений выручки на расчетный счет в банке-кредиторе, соблюдение показателя долговой нагрузки, ограничения на выплату дивидендов, предоставление поручительств, гарантий и займов. Мониторинг этого в какой-то мере обеспечивается предоставляемой отчетностью заданного объема (информационные ковенанты).

Встречаются также требования к неизменности состава учредителей и менеджмента компании. Главным предназначением ковенантов является стремление банка удержать клиента от совершения шагов, гипотетически способных подорвать его устойчивость и привести к дефолту.

По мнению экспертов банковского дела, соблюдение всех прописанных обязательств должно предотвратить ухудшение финансового состояния заемщика. Нарушение же оговоренных ковенантов помещает клиента в разряд потенциально проблемных и «вынуждает» предпринять определенные мероприятия для предотвращения проблемной задолженности. Поэтому при изучении кредитного договора нужно скрупулезно пройтись по обязательствам подобного рода, чтобы не дать банку основания для признания факта технического дефолта и требования досрочного погашения кредита.

Практикующим финансистам по силам играючи справляться с большинством экономических ковенантов. Главное, что называется, «не зарваться», так как банк часто закрывает глаза на то, что согласуется с текущим моментом, и собственная система оповещения о возможных проблемах заемщиков не присваивает предприятию риск-статус проблемного. В то же время защититься от риска резкого снижения прибылей априори невозможно.

Поэтому если менеджменту очевидны будущие финансовые затруднения, то лучше сообщить об этом банку, по возможности с вариантами предложений-решений проблемы: отсрочке отдельных выплат, временной корректировке ставки, смягчении залоговых требований.

Вообще, сегодня даже финансово грамотным компаниям все тяжелее понимать требования банков, возможное обеспечение и ощущать поле для торга.

Чтобы повысить эффективность общения с банком, можно порекомендовать обратиться за услугами-консультациями в компании, которые специализируются на финансовом консалтинге.

{jcomments on} 

Выставочная компания «Экспофорум»  приглашает посетить международные  выставки «Мебель.Дизайн.Инновациии», «Декор.Оформление интерьера» и «Минская Неделя Дизайна/ Minsk Design Week» c 5 по 8 мая 2015 г. в Минском футбольном манеже, пр-т Победителей, 20/2.

Нынешний форум собрал более 120 отечественных и зарубежных компаний из Беларуси, Италии, Литвы, Польши, России,  Украины и Казахстана.

Для профессиональной аудитории и заинтересованных посетителей выставки подготовлена насыщенная программа деловых и презентационных мероприятий:
•    Minsk Design Week. Минская неделя дизайна,
•    Программа семинаров, презентаций, мастер-классов,
•    Программа Дня трендов и инноваций,
•    Мастер-классы профильных колледжей.

В последние годы производители все больше внимания уделяют дизайну мебели, учитывая современные тенденции.
6 мая в программе  «Дня трендов и инноваций»:
*    Тренды итальянского дизайна и особенности творческого процесса команды OSW.
Специальный гость Дня трендов и инноваций - Джузеппе Морандо, архитектор-дизайнер, OSW (Open Source Workshop), Италия. Дизайнер поделится опытом в области проектирования объектов и пространств, а также расскажет о трендах присущих современному европейскому дизайну.
*    Мебельные ткани: основные тренды 2015 г.
Коллекций тканей от компании TextileData: линейки Family, Fashion, Relax. Инновации и тренды в линейке Relax.
Спикер – Дмитрий Швед, тренинг-менеджер компании TextileData, Россия.
*   TOP тканей 2015 от известных брендов «Instroy&Mebel-Art» «Riflesso» «Unico». ТОП-10 самых популярных веяний в мебельном текстиле 2015 г.
Спикер – Стас Востриков, тренинг- менеджер компании  Instroy&Mebel-Art, Россия.
*    Современные тенденции развития производства мебельных тканей. Новые технологии, используемые при производстве мебельных тканей: лазерная обработка.
Спикер – Игорь Осмаков, тренинг-менеджер компании  Vip-Textil, Россия.  
*    Мебельные тренды: 34 новых декора столешниц!
Спикер – Марта Венгерак, и. о. начальника отдела маркетинга КРОНОУКРАИНА по приглашению компании Пан-Инвест, Беларусь  
*   KOMANDOR: система Heliodor – революция в дизайне раздвижных дверей!
Спикер –Михаил Печеня, руководитель направления KOMANDOR, компания Пан-Инвест, Беларусь  

Также для специалистов и посетителей подготовлены:
•    Презентация «Успешный найм и мотивация персонала».
•    Семинар «Как выделиться на рынке? На примере гостиницы ***** с брендом «VERYMAN».
•    Презентация «GLOSPAN – яркий тренд в развитии фасадных материалов!»
•    Программа мастер-классов «Секреты больших продаж».

Впервые в  рамках  проекта проводится   конкурс на создание кресла.
В финал прошли 8 дизайнеров: Дмитрий Никишкин, Алеся Милославская, Мария Виршич,  Максим Шняк, Евгений Потапов, Вероника Шепетунко и Анна Матеюк.

На данный момент дизайнеры получили задание финального этапа - создание проекта кресла. 6 мая на интерактивной площадке выставки, в футбольном манеже, участники в реальном времени будут создавать макеты кресел из различных материалов. Победитель определится на церемонии закрытия предметной экспозиции 8 мая.

Получить бесплатный пригласительный билет можно, пройдя электронную регистрацию  или заполнив анкету на стенде регистрации  у входа на выставку.

«Следите за последними обновлениями мероприятия в социальных сетях Facebook и Вконтакте. Присоединяйтесь, чтобы быть в курсе!»

www.expoforum.by
www.facebook.com/events/362109343990469/
vk.com/vistavka_mdi

 

Идея клубной бизнес-встречи - пригласить руководителей производственных компаний, которые нуждаются в инструментах повышения эффективности собственных производственных систем. Организаторы встречи планируют пригласить спикеров-практиков с интересными производственными кейсами, которые успешно решали сами руководители и топ-менеджеры производственных компаний. И для того, чтобы получился интересный и полезный процесс обмена информацией - создать относительно неформальную и комфортную среду для общения. ...Пока мы только начали готовиться к мероприятию. Далее мы будем дополнять релиз информацией. Пожалуйста следите за обновлениями!

Сегодня - идеальное время совершения качественного прорыва для отечественных производственных компаний:
Импортеры - главные конкуренты отечественных производителей - слабы как никогда.
1.    Потребители стали значительно беднее и, следовательно, больше смотрят на свойства товаров и меньше на бренды.
2.    Текущее состояние рынка труда поумерило необоснованные амбиции рабочего персонала.

Такого идеального стечения факторов для белорусских производственных компаний не было ни в 2008, ни в 2011 г.
Однозначно, что данная ситуация не будет продолжаться больше года (т.к. экономика не способна выдержать более продолжительной нагрузки) и уже сегодня очевидно, что практически все рынки за этот период сильно трансформируются: вчерашние победители могут уйти за кулисы, освободив время новым чемпионам.

Что нужно сделать, чтобы выйти из 2015 г. чемпионами:
1.   Выработать предельно конкретную, действительно результативную производственную стратегию, а не заниматься «теоретическими полетами в облаках».
2.   Немедленно начать ее реализовывать – с первого дня и день за днем.
3.   Во главу угла поставить вопрос качества – на самом деле высокое качество – это легко и незатратно.
4.   Конечно, новые продукты (быстро создавать и выводить)! Платежеспособность клиентов упала, а требования выросли – в результате старые продукты не подходят.

При этом практически все забывают про премиум - сегмент – здесь нет никаких кризисных потрясений: у премиальных машин нет падения продаж, элитная недвижимость в отличие от среднего и экономичного не просела, дорогую мебель как покупали, так и покупают, чего не скажешь о бюджетных вариантах.
5.  Активно автоматизировать производственные операции – пока (временно) рабочие стали более сговорчивыми, но когда начнется экономический рост, они снова начнут «борзеть».

Задача – минимизировать количество персонала в угоду автоматизации, но делать это нужно с головой, чтобы в результате не спровоцировать рост себестоимости.
6.  Часть операций передать на аутсорсинг – наверняка у кого-то есть свободные мощности и сильная потребность в их загрузке, а это в свою очередь - возможность получить более низкую себестоимость, чем та, которой располагаете вы (здесь все очень индивидуально).
7.  Параллельно со всем вышеперечисленным – быстрые действия по снижению производственной себестоимости – нам известно более 10 (десяти!!!) ресурсов снижения себестоимости, которые присутствуют практически в каждой производственной компании.
8.  Производственный персонал – должны остаться только самые лучшие! Всех слабых – на улицу …и чем быстрее, тем лучше. Мотивация – платить только за результат, а не за время и т.д. Быстрее внедряйте КАПИТАЛИЗМ.
9.  Экспорт - экспортируют все успешные! Поверьте, белорусские товары отлично продаются на внешних рынках: «Санта Бремор» – в Новой Зеландии, «Алютех» – в Европе, «Косвик» – в Канаде и т.д., и это частные компании, созданные с нуля. А вам слабо?

Об этом, только подробнее и на примерах – 29 мая 2015 г.
Цель бизнес-встречи – с помощью приглашенных экспертов, практических кейсов и инструментов дать всем будущим чемпионам возможности производственного прорыва.

Формат бизнес-встречи – конструктивный диалог: эксперты поделятся успешными кейсами из своей практики, ответят на все вопросы участников, а также будут рады разобрать любые озвученные ситуации из практики.

Следите за дополнениями и изменениями в релизе.

{jcomments on} 

Вадим ИОСУБ, финансовый аналитик официального партнера Альпари в Минске

Привязка белорусского рубля к обновленному составу валютной корзины оказалась весьма успешной, на Forex доллар продолжает укрепляться, сырьевые рынки взяли паузу после продолжительного снижения.

Белорусский валютный рынок: плоды административных мер
Привязка белорусского рубля к валютной корзине привела к тому, что с середины января ее стоимость практически не меняется, совершая незначительные колебания, а стоимость иностранных валют зависит исключительно от их кросс-курсов, которые складываются на внешних валютных рынках. Регулятор публично не подтверждает, что взят курс на сдерживание стоимости корзины в предельно узком горизонтальном диапазоне, однако факты - вещь упрямая.

В феврале доллар США снизился с 15 400 до 14 890 (-3,31%), евро - с 17 440 до 16 700 (-4,24%). Российский рубль вырос с 223,5 до 242,5 (+8,5%), а стоимость валютной корзины за месяц добавила 0,96%. Всего с начала года доллар подорожал на 25,65%, евро - на 16,13%, российский рубль - на 13,05%, а вся валютная корзина - на 17,64%... продолжение читайте в печатной версии журнала

{jcomments on} 

Наталья КУЛИБОВА, психолог, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Руководитель, начальник, управленец… Подразумевается, что они сильны, харизматичны, способны подчинить своему влиянию других людей. Но даже руководители больших организаций, сами того не подозревая, часто являются объектами чужого воздействия.

Как и многие, в магазинах они покупают совсем не то, за чем пришли; временами тратят нервы на пустые споры; читают ненужные новостные рассылки вместо того, чтобы готовиться к совещанию… Было бы прекрасно, если бы манипуляции в их адрес этим и ограничивались. На деле же любому руководителю гораздо чаще, чем рядовому сотруднику, приходится противостоять самым изощренным попыткам подчиненных воздействовать на ход его мыслей. Ведь директор, обладающий определенной степенью власти, - вожделенный объект в глазах искусного манипулятора.  

Знай врага своего
Кто же они - манипуляторы? Называть их можно по-разному. Это и дирижеры, искусно играющие на тонких струнках наших слабостей. Это и кровожадные пауки, плетущие сети вокруг чужих потребностей и неосознанных желаний. Это и тонкие психологи, обладающие острым чутьем на наличие «зацепок» в чужом характере.

К сожалению, жертвами их воздействия становятся люди, не догадывающиеся о своем незавидном положении, ведь манипуляция - это исключительно скрытый метод воздействия, когда прямым текстом никогда ничего не говорится.
И тут напрашивается вполне логичный вывод: если подчиненный успешно «руководит» своим начальником, это говорит о том, что...продолжение читайте в печатной версии журнала

{jcomments on}