fbpx
×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID 651.

Владислав ПЛАТУН

Услуги по инженерным изысканиям и проектированию автомобильных дорог - вполне конкурентоспособный «товар» на внешних рынках, а потому могут и должны формировать значительную часть портфеля заказов профильных организаций. О том, как сочетается работа внутри страны с экспортом услуг, рассказала заместитель директора государственного предприятия «Белгипродор» Наталья ТОЛМАЧ.

- Строительство внутренней дорожной сети республики практически завершено. Все крупнейшие автомагистрали и мостовые конструкции на протяжении более чем 80 лет создавались по проектам «Белгипродора». Речь идет о примерно 30 тыс. км и более 4 тыс. мостов, причем не только в Беларуси, но и в России, Латвии, Литве. Мы были и остаемся крупнейшей проектной организацией дорожной отрасли в регионе и в этом качестве сегодня продвигаем свои интеллектуальные продукты на международные рынки. Насколько успешно?

В минувшем году экспорт составил 38,2 млрд. руб., или 18,1% общего объема выполненных работ (в 2013 г. - 13%) С учетом того, что проектно-изыскательские работы в 2014 г. выполнены на 151,7 млрд. руб. (темп роста 129,4% в действующих ценах), можно сделать вполне обоснованный вывод: именно внешнеторговые контракты стали основным источником роста выручки ГП «Белгипродор». Более того, стратегической целью является доведение объема экспорта до 35-50% в годовом объеме выручки.

- Насколько лояльны зарубежные заказчики к белорусским конкурентам?
- Если говорить о Российской Федерации, то конкурентное поле здесь очень плотное, однако даже в торгах федерального уровня мы выступаем на равных. Российская и белорусская школы проектирования выросли из одного корня и пока не успели далеко разойтись как в плане применяемых научных методик, так и нормативно-технической базы. Кроме того, «Белгипродор» стал членом саморегулируемых организаций: некоммерческого партнерства изыскательских организаций «РОДОС» и СРО «Межрегиональное объединение строителей».

В Москве действует наше представительство, которое непосредственно координирует работу в России. Кстати, «Белгипродор» планирует также открыть представительство в столице Казахстана.

Портфель российских заказов на 2015 г. продолжает наполняться. В него уже включены такие значимые объекты, как строительство автодороги Бавлы - Кумертау в Башкортостане, реконструкция северного обхода Калининграда, строительство и реконструкция автодороги А-350 Чита - Забайкальск - граница КНР, реконструкция автодорог в Самарской и Нижегородской областях. Для полноты картины стоит упомянуть также ряд успешно реализованных проектов: ремонт участков автомобильных дорог М-10 «Россия», М-9 «Балтия», М-4 «Дон», М-3 «Украина».

Белорусское присутствие на российском рынке дорожного строительства постоянно растет. Что касается европейских стандартов, то «Белгипродор» уже сегодня готов к параллельной работе по европейским строительным нормам - для этого подготовлены специалисты и программное обеспечение, благо в последние годы многие нормы были прямо «ретранслированы» и в национальное нормативно-техническое поле.

Таким образом, пункт бизнес-плана предприятия на 2015 г., предусматривающий положительное сальдо внешней торговли на уровне 1,5 млн. долл., представляется вполне реальным и достижимым целевым показателем.

- Проект реконструкции автодороги М-6 Минск - Гродно разрабатывается при поддержке Всемирного банка. Ранее им финансировались работы по оценке аналогичного проекта на трассе М-5/Е-271 Минск - Гомель на участке Пуховичи - Бобруйск. Какими критериями руководствуется Банк при выборе «Белгипродора» в качестве своего партнера?

- Прежде всего - это профессионализм, техническая оснащенность и еще не один десяток требований, которым должна соответствовать современная европейская инжиниринговая компания. Исторически так сложилось, что в отечественной дорожной отрасли им в полной мере соответствует только «Белгипродор», но на международном рынке, вновь подчеркну, мы отнюдь не пользуемся привилегиями некой «ведомственной монополии». В равной степени это относится и к сопровождению трансконтинентальных транспортных коридоров. Для поддержания своего статуса необходимо постоянно инвестировать в собственное развитие.

- Бюджет развития на 2015 г сверстан в объеме 6,8 млрд руб., на что будут потрачены эти средства?

- Структура основных фондов проектной организации отличается от промышленного предприятия. Так, львиную долю финансирования поглощают интеллектуальные продукты. В данный момент мы имеем на вооружении новейшие технологии в области моделирования транспортных потоков (PTV VisionT VISUM и PTV VisionT VISIM) c широким диапазоном возможностей по созданию единой комплексной интегрированной транспортной модели.

К примеру, система позволяет формировать и визуализировать матрицы корреспонденций на всех видах транспорта (автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный) с отображением потоков между регионами, входящих и выходящих транзитных потоков. Можно создавать различные сценарии пассажиро- и грузопотоков с учетом их взаимодействия и влияния самых разных факторов: прирост ВВП, уровень автомобилизации и т.д., моделировать развитие транспортной сети вплоть до последствий введения платы на автомобильных дорогах.

PTV VisionT VISUM признан мировым стандартом для решений по финансированию международных проектов. Данный стандарт, в частности, поддерживают ЕС, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития.
Разработка государственных программ, генеральных схем развития сети автомобильных дорог и других стратегических документов ведется в «Белгипродоре» с 60-х гг. В настоящее время  для этих целей используется современный мощный программный продукт МВФ HDM-4. С его помощью была также разработана Государственная программа по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2015-2019 гг.

- Насколько соответствует мировым нормам практика проектирования дорог, скажем так, для «внутреннего пользования»?

- Здесь нет и не может быть двойных стандартов! К дорогам Беларуси мы относимся как к  национальному достижению, от которого во многом зависит имидж страны. Просто жизнь не стоит на месте, и проекты 2015 г. по своему техническому содержанию могут существенно опережать аналоги пяти-, десятилетней давности. Все наши актуальные разработки содержат новейшие достижения инженерной мысли.

Среди них, кроме упомянутой трассы Минск-Гродно, можно назвать такие, как М-5 Минск - Гомель, Р-23 Минск - Микашевичи, а также строительство Второй кольцевой автомобильной дороги вокруг Минска с устройством цементобетонного покрытия. Заслуживают внимания инновации в мостостроении, где было запатентовано 12 изобретений и 16 полезных моделей. Особая тема - аэродромное проектирование, где наиболее знаковым проектом является разработка проекта второй взлетно-посадочной полосы в Национальном аэропорту Минск.

- Наталья Викторовна, бюджет развития кроме перманентного технического перевооружения, очевидно, предполагает еще одно направление - инвестиции в человеческий капитал?

- До недавних пор кадры оставались самым больным вопросом для коллег всех проектных организаций. В 90-е гг. из отрасли по известным причинам было вымыто целое поколение способных людей. К счастью, сегодня мы преодолели эту «возрастную яму», костяк трудового коллектива составляют 40-летние сотрудники: опытные и достаточно энергичные. А в минувшем году было принято на работу очередное пополнение из выпускников вузов. Конечно, пройдет не один год, пока вчерашние студенты станут высококлассными проектировщиками.

Но это как раз тот случай, когда цель оправдывает средства, затраченные на программы социальной поддержки и профессиональной адаптации молодых специалистов. Мы инвестируем в собственное будущее, обеспечиваем преемственность мощной и авторитетной инженерной школы  «Белгипродора».

Государственное предприятие «Белгипродор»
220012, г. Минск, ул. Сурганова, 28
Тел.: +375 17 259 88 05
Факс: +375 17 292 94 13
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.belgiprodor.by

{jcomments on}