№4 (190) - Апрель
|
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
20 июня на территории Центрального ботанического сада прошел Третий «Сырный фестиваль в Минске», который посетили более 10 тысяч человек. Праздник подарил посетителям лучшие белорусские сыры, интересную развлекательную программу, заряд бодрости и хорошее настроение.
Программа фестиваля в этом году была более насыщенной, в ней приняли участие представители самых разных возрастов. Прошли традиционные, уже полюбившиеся постоянным зрителям, «мышиные бега», «сырное казино», флеш-моб «живой сыр», колоритный и очень бдительный «сырный дозор», аппетитные кулинарные мастер-классы от лучших шеф-поваров страны под руководством главы «Суполкi кухароу» Александра Чикилевского.
Кроме того, посетители смогли увидеть презентацию шоу братьев Запашных – зеркальный куб-иллюзион и искусный футбольный фристайл, поиграть в увлекательные квесты от «Фристайл-центра», попробовать свои силы в лучно-арбалетном и стрелковом тире. Организаторы не забыли и самых маленьких любителей сыра, подготовив для них специальную программу с конкурсами и играми.
Главной площадкой фестиваля, конечно же, стала «Сырная площадь», на которой компактно расположились 10 отечественных сыродельных предприятий. Здесь прошли многочисленные дегустации около ста видов сыров, сырные конкурсы и викторины, а желающие фотографировались на память с ростовыми куклами.
Посетители смогли попробовать себя в роли экспертов в народной дегустации от журнала «Продукт.BY», где были выбраны лучшие виды сыра по 11 номинациям: «Гауда Беловежская», «Пиковая дама», «Беловежский трюфель с пажитником и ароматом грецкого ореха» от «Беловежских сыров», кобринские «Гранд» и плавленый сладкий шоколадный сыр «Сказка», сыр «Диета» от «Бабушкиной крынки», сыры «Реджанито», «Maasdam Elite» и «Адыгейский классический» от «Новогрудских даров», сыр из козьего молока «Лизаветинский» фермерского хозяйства ДАК.
А «Королем сыра» был признан «Гранд» Кобринского маслодельно-сыродельного завода. При этом все понравившиеся сыры посетители активно покупали, чтобы порадовать друзей и близких. Всего на фестивале было приобретено и продегустировано более 2,5 т сыра!
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Алексей УСЕНКО, первый вице-председатель ОО «БСП», директор ООО «ТитанПроект»
Обязательная аттестация в соответствии с Указом от 14.01.2014 г. №26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» значительно усложнила деятельность частных компаний, фактически поставив малый и средний строительный бизнес на грань выживания. Почему так происходит, пытались разобраться на «круглом столе» участники II Делового форума профессионалов строительной отрасли, который прошел в Минске 17 марта.
ИТОГИ РЕФОРМЫ НЕ РАДУЮТ
В материале «Большие проблемы маленькой стройки» (журнал «Директор» №10 за 2014 г.) мы уже рассказывали о первых последствиях применения принятых в развитие Указа №26 нормативных актов. Но чувствуем, что спустя полгода вновь возникла необходимость вернуться к столь актуальной для малого и среднего предпринимательства (МСП) теме.
По мнению Белорусского союза предпринимателей, эти документы явно принимались в спешке: не оценены их последствия в свете общей социально-экономической ситуации в стране и мире в целом, не изучены предпосылки развития строительного рынка, не сделаны прогнозы. Общественные обсуждения со всеми заинтересованными сторонами не проводились, а предложения и замечания бизнес-союзов в очередной раз практически полностью проигнорированы.
Сегодня строительная отрасль Беларуси столкнулась с негативными последствиями аттестации на фоне экономического кризиса в стране и регионе, а также в связи с общим спадом строительного рынка. Следует отметить, что в целом аттестация юридических лиц и ИП, руководителей, специалистов организаций, осуществляющих деятельность в области строительства, проходит... продолжение читайте в печатной версии журнала
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Александр ОБУХОВИЧ
Тревоги деловой элиты связаны прежде всего с девальвацией рубля, российским кризисом, дефицитом валюты. Но это скорее симптомы, настоящая же проблема - в системных макроэкономических просчетах.
Возникают вполне обоснованные вопросы. А существует ли вообще выход из кризиса или негативные изменения в экономике уже носят необратимый характер? В каком направлении следует трансформировать белорусскую модель? На какие объемы производства и продаж необходимо выйти, чтобы страна вернулась на траекторию роста? Какие инвестиции для этого необходимы и каковы их возможные источники?
Прежде чем пытаться отвечать на эти вопросы, стоит разобраться в причинах проблем. Вряд ли они связаны только с мировым кризисом: наша экономика не настолько интегрирована в мировую. Мировой и российский кризисы лишь усугубили течение кризиса нашего, чисто белорусского.
«Героическая» оборона директоратом и чиновниками своего «права» рулить как бог на душу положит, популистские затраты «с барского плеча» на несвоевременные «украшательства» и не обеспеченную доходами страны социальную сферу лишь усугубили наш кризис, ускорили его переход в активную фазу. Главной причиной трудностей является все же наша «белорусская модель». Ее несоответствие потребностям современной экономики.
Конечно, под термином «белорусская модель» каждый у нас понимает что хочет. И все попытки придать ей какое-то идеологическое обоснование... продолжение читайте в печатной версии журнала
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Владимир ТАРАСОВ
Правительство и Нацбанк перешли к осуществлению новой политики на финансовом рынке, которая заключается в жизни по средствам. Но это означает сокращение лишь государственных расходов и заимствований. Привлечение средств предприятиями в частном порядке – наоборот, приветствуется. Более того, государство пытается их стимулировать к самостоятельному поиску финансирования.
Впрочем, судя по данным платежного баланса Беларуси за 2014 г., подготовленного Нацбанком, белорусские компании и так активно привлекают средства из-за рубежа. Объем чистого иностранного заимствования секторов экономики без учета депозитных организаций в минувшем году увеличился на 2 млрд. - до 24,8 млрд. долл. На такую величину внешние обязательства предприятий превысили их зарубежные активы.
На втором месте по объемам заимствования за рубежом - Минфин (сектор государственного управления), чистые обязательства которого выросли в 2014 г. на 0,1 млрд. и достигли 12,5 млрд. долл.
В 2014 г. только банки возвращали больше, чем занимали. Депозитные организации страны (без учета Нацбанка) снизили свой чистый долг на 0,3 млрд. - до 8,9 млрд. долл. А иностранные активы Нацбанка в конце года превысили его внешние обязательства на 2,8 млрд. долл., тогда как в начале года превышение составляло 5,3 млрд. То есть Нацбанк потерял за год активов... продолжение читайте в печатной версии журнала
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Сергей ВАРИВОДА, заместитель председателя РОО «БНПА», руководитель ООО «Китайские автомобили»
Похоже, повторное изменение условий взимания НДС с импортеров на 2015 г. не очень удивило белорусское бизнес-сообщество. Особенно с учетом полугодового опыта применения Указа от 21.07.2014 г. №361. Как говорится, только явный мазохист может дважды наступить на те же грабли…
ЧЕМ ХУЖЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ?
Напомним, Указом от 26.02.2015 г. №99 «О взимании налога на добавленную стоимость» изъятие в бюджет на 90 дней ввозного НДС у импортеров продлено до конца года, несмотря на протесты бизнес-сообщества. Чем новый нормативный акт отличается от Указа №361?
Во-первых, правительство в этот раз «посоветовалось» с бизнесом, направив ведущим объединениям нанимателей проект документа. И, несмотря на протесты бизнес-союзов, продлило одиозную норму до 31 декабря 2015 г.
Во-вторых, нормам Указа №99 придана обратная сила. Законодатель не постеснялся распространить требования к импортерам с 1 января т.г., хотя указ был опубликован только 5.03.2015 г.
В-третьих, требования Указа №99 не распространяются на товары, ввозимые с территории государств, являющихся членами ЕАЭС. Надеюсь, кто-нибудь уже подсчитал, что дешевле: регистрация фирмы в Смоленске, плата за транзит через российскую фирму или уплата кредитующему банку 50% годовых на 3-месячный ввозной НДС? И в том, и в другом случае часть добавленной стоимости (с налогами, занятостью и прочим) перемещается отсюда туда. Я вообще удивляюсь, что еще есть чему перемещаться…продолжение читайте в печатной версии журнала
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Александр ГАЛЬКЕВИЧ
Минлесхоз обещает не увеличивать лесозаготовительные мощности подведомственных организаций, чтобы создать условия для более широкого привлечения частных заготовителей древесины и со временем выделить эту сферу в отдельную отрасль. Правда, одновременно озвучиваются планы привлечь крупный международный кредит на приобретение специализированной техники. Нестыковка. Да и нынешнюю конкуренцию за лесосеку между государственными и частными организациями сложно назвать честной.
По мнению заместителя министра лесного хозяйства Леонида Демьяника, озвученному в ходе отраслевого совещания 15 апреля, становлению лесозаготовок как отдельной отрасли уже способствуют обязательные продажи древесины на открытых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа».
Там в 2014 г. реализовано около 75% заготовленной древесины, а в текущем году этот показатель составит 100%. «На корню» будет реализовываться только лес на труднодоступных участках в объеме около 800 тыс. м3 в год. Положительную роль в создании конкурентной среды сыграло и то, что на проведение лесозаготовительных работ теперь не требуется специальной лицензии, что способствовало приходу в эту сферу не только крупного, но и мелкого частного бизнеса.
Чиновник заверил, что в 2015-2020 гг. ведомственные организации Минлесхоза не увеличат лесозаготовительные мощности, при этом рост объемов лесозаготовок будет осуществляться за счет привлечения частного бизнеса и применения высокопроизводительной многооперационной лесозаготовительной техники.
Леонид Демьяник - официальное лицо, государственный чиновник высокого ранга, заместитель министра лесной отрасли. Его слова, адресованные отраслевым предпринимателям, не подлежат сомнению. Но как следует из сообщения на сайте министерства, «2 апреля в Министерстве лесного хозяйства Директор Всемирного банка по Украине, Беларуси и Молдове, Европе и Центральной Азии Чимяо Фан и министр лесного хозяйства Республики Беларусь Михаил Амельянович подписали Соглашение о привлечении займа Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и гранта Глобального экологического фонда (ГЭФ) для проекта «Развитие лесного сектора Республики Беларусь».
Сообщается, что в соответствии с Соглашением МБРР предоставляет Республике Беларусь займ на сумму 40,7 млн. долл., который направят на приобретение комплекса специализированной техники для заготовки и подвозки древесины к дорогам общего пользования - харвестеров и форвардеров, рубительных машин и оборудования для очистки леса после проведения лесозаготовительных работ от порубочных остатков лесосек…
И это в то время, когда большое число лесозаготовительных комплексов лесхозов и лесных машин частных организаций не загружены.
Так, может, разумней было бы направить международное финансировние на строительство лесных дорог, разработку новейших технологий, внедрение в учебные процессы современных методик.
Тем не менее
В прошлом году в сфере лесозаготовительных услуг работало около 140 организаций частной формы собственности, которые имели на вооружении 17 харвестеров, 35 форвардеров, 40 лесовозов и т.д. По итогам торгов лесозаготовительными услугами в I квартале 2015 г. лесхозами приобретено 64% реализованных услуг, частным бизнесом - 36%, а объем нереализованных услуг составил 569,3 тыс. м3.
Вроде бы не так все и плохо. Но динамичному развитию рынка этих услуг мешает хроническая дебиторская задолженность со стороны основных потребителей деловой древесины, что часто мешает лесхозам вовремя рассчитаться по лесозаготовке.
Начальник управления торгов лесопродукцией ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» Евгений Малышев в своем выступлении подчеркнул, что основной целью торгов услугами по лесозаготовке является снижение затрат и повышение конкуренции в этой сфере. В I квартале 2015 г. в результате торгов цена услуг в целом снизилась на 5,5 млрд. руб. При этом растет число участвующих в торгах предприятий частной формы собственности. Если в I квартале 2014 г. частные фирмы приобрели около 19% таких услуг, то за этот же период текущего года показатель удвоился.
Однако настораживает другая тенденция - увеличивается количество расторгнутых сделок, заключенных лесхозами по схеме «сами у себя», т.е. когда лесхозы выставляют лот на торги и сами же его покупают. Если за весь 2014 г. таких было примерно на 20 тыс. м3, то в I квартале 2015 г. уже на 80 тыс. м3. При этом в качестве причин расторжения договора лесхозы указывают недоступность лесосеки, увлажненность почвы и т.д. Хотя понятно, что никто не может лучше «хозяев» знать условия, в которых придется работать.
Представитель биржи обозначил еще одну проблему: некоторые лесхозы вообще не выставляют лоты по услугам лесозаготовок на торги. Если в прошлом году так поступили 7 лесхозов, то за три месяца т.г. - уже 9.
Еще большая проблема в системе формирования лотов, их территориальной «компактности». Фирмы, вовлеченные в процесс лесозаготовок, хотели бы видеть более тщательный подход в этом деле, поскольку перевозить туда и обратно технику накладно. А часто случается именно так: небольшие по объемам лоты на территории одного лесхоза выставляются не единовременно, а в течение года. Вот и приходится заготовителям несколько раз возвращаться в тот же район, неся издержки на повторную доставку техники.
Уравнять всех в правах
Достаточно категоричны на совещании были представители частного бизнеса. По их мнению, если целью выставления услуг по лесозаготовкам на биржевые торги было создание рынка и обострение конкуренции, то, сказав «А», необходимо сказать и «Б». Нужно уравнять в правах и возможностях государственные предприятия, входящие в структуру Минлесхоза, и частные фирмы. Когда один и тот же участник является одновременно продавцом и покупателем, ни о каком равенстве говорить не приходится.
На торгах лесхозы демпингуют, снижая цену заготовки древесины до 120-125 тыс. руб./м3 и ниже, покрывая убытки ценой за сырье и дотациями из бюджета. Такой уровень цен при условии использования высокопроизводительного импортного оборудования (комплекс машин: харвестер, форвардер) стоимостью около 1 млн. евро, по расчетам частных компаний, не позволяет даже выйти в «ноль», поскольку в среднем себестоимость услуги составляет 140-145 тыс. руб./м3. Как показывает практика, оптимальная цена - 150-200 тыс. руб. (10-15 евро)/м3, она позволяет работать хотя бы с минимальной рентабельностью.
Некоторые предприятия частного сектора для достижения положительных экономических результатов рассматривали лесозаготовку как сопутствующий бизнес, позволяющий заготавливать щепу, которая поставлялась на экспорт. Падение курса евро и снижение спроса на эту продукцию сделало данное направление нерентабельным, поэтому вопрос цены на услуги встал так остро.
Генеральный директор Республиканской лесопромышленной ассоциации Валерий Александрович предложил со II половины т.г. выставлять на биржевые торги все без исключения лесосеки, предназначенные к рубке, под услуги по лесозаготовке. Пока отсутствие обязательных для всех правил ведет, по его мнению, к коррупции (примеров предостаточно).
Необходимо срочно разработать научно обоснованное положение, в котором были бы оговорены все права и обязанности продавцов и покупателей услуг по лесозаготовке, указана классификация лесосек в зависимости от их качественных характеристик: объемы древесины, условия произрастания, доступность и т.д. Пока даже выигрыш лота не гарантирует того, что его биржевое описание будет соответствовать действительности.
Положение должно содержать условия найма подрядчика, контроля за выполнением работ, определять условия их приемки и оплаты, антидемпинговый контроль. Было также предложено выделить лесозаготовительные подразделения лесхозов вместе с имеющимся оборудованием и персоналом в отдельные юридические лица, что вызвало неодобрительный ропот среди присутствовавших руководителей лесных хозяйств.
Но ведь только так и можно создать реальный рынок услуг, повысить конкуренцию, что непременно положительно скажется на экономике.
Кстати, участвовавший в дискуссии представитель Госконтроля поддержал представителей частного бизнеса в вопросе контроля ценообразования, а также высказался за более прогнозируемый график лесозаготовок. Предприятия должны иметь возможность планировать свою работу как минимум на полгода вперед, а не как сейчас - максимум на 2-3 недели.
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Елена ЗАЙЧЕНКО
Требование одного американского поставщика о прохождении процедуры Due Diligence вкупе с включением в контракты антикоррупционной оговорки возникло в процессе подписания контракта и поставило под угрозу срыва сделку с крупнейшей торговой сетью нашей страны.
Напомним, Due Diligence (аббревиатура - DueD) проводится по заказу поставщика независимой структурой и представляет собой сбор и анализ информации, а также принятие решения относительно целесообразности вступления в те или иные взаимоотношения с контрагентами. С помощью DueD оцениваются возможные риски (например, финансовые, юридические и т. д.). Сведения изучаются различными специалистами, затем делается сводный анализ. Решение принимается экспертами DueD отдельно от заказчика.
Теперь на минуту представим, как отреагировала бы крупнейшая торговая сеть, например, на требование дистрибьютора о заполнении многостраничной анкеты на английском языке. Правильно. Примерно так (в переводе на литературный русский): «Не хотите с нами работать? Найдем другого поставщика»... продолжение читайте в печатной версии журнала
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Александр ГАЛЬКЕВИЧ
Активная модернизация и корректировка тарифной политики позволили энергосистеме страны закончить минувший год с положительным финансовым результатом. В дальнейшем, помимо прочего, энергетики намерены сосредоточиться на усилении платежной дисциплины вплоть до отключения от энергопитания злостных неплательщиков.
В 2014 г. предприятия Минэнерго сработали без дефицита средств на текущую деятельность. В целом по системе сложилась положительная рентабельность в размере 4%, сообщил в ходе выездной коллегии министр энергетики Владимир ПОТУПЧИК.
Этого удалось достичь благодаря двум составляющим: тарифной политике, а также планомерной работе по модернизации белорусской энергосистемы. В прошлом году введено в эксплуатацию более 1100 МВт энергоэффективных мощностей, что составляет десятую часть от установленной мощности всей энергосистемы. Это практически столько же, сколько будет давать один из блоков Белорусской АЭС.
На реализацию государственных программ развития Белорусской энергосистемы с 2006 г. направлено около 8 млрд. долл., накопленный экономический эффект за эти годы составил около 650 млн. долл. В 2015 г., по подсчетам Минэнерго, эффективность увеличится еще на 250 млн. долл.
Заметен эффект от применения современных технологий. На новых парогазовых установках удельный расход топлива на выработку 1 кВт∙ч электроэнергии снизился до 225 г. Для сравнения: в Беларуси все еще остаются блоки, в частности, на Березовской ГРЭС, с удельным расходом... продолжение читайте в печатной версии журнала
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Владислав ПЛАТУН
Услуги по инженерным изысканиям и проектированию автомобильных дорог - вполне конкурентоспособный «товар» на внешних рынках, а потому могут и должны формировать значительную часть портфеля заказов профильных организаций. О том, как сочетается работа внутри страны с экспортом услуг, рассказала заместитель директора государственного предприятия «Белгипродор» Наталья ТОЛМАЧ.
- Строительство внутренней дорожной сети республики практически завершено. Все крупнейшие автомагистрали и мостовые конструкции на протяжении более чем 80 лет создавались по проектам «Белгипродора». Речь идет о примерно 30 тыс. км и более 4 тыс. мостов, причем не только в Беларуси, но и в России, Латвии, Литве. Мы были и остаемся крупнейшей проектной организацией дорожной отрасли в регионе и в этом качестве сегодня продвигаем свои интеллектуальные продукты на международные рынки. Насколько успешно?
В минувшем году экспорт составил 38,2 млрд. руб., или 18,1% общего объема выполненных работ (в 2013 г. - 13%) С учетом того, что проектно-изыскательские работы в 2014 г. выполнены на 151,7 млрд. руб. (темп роста 129,4% в действующих ценах), можно сделать вполне обоснованный вывод: именно внешнеторговые контракты стали основным источником роста выручки ГП «Белгипродор». Более того, стратегической целью является доведение объема экспорта до 35-50% в годовом объеме выручки.
- Насколько лояльны зарубежные заказчики к белорусским конкурентам?
- Если говорить о Российской Федерации, то конкурентное поле здесь очень плотное, однако даже в торгах федерального уровня мы выступаем на равных. Российская и белорусская школы проектирования выросли из одного корня и пока не успели далеко разойтись как в плане применяемых научных методик, так и нормативно-технической базы. Кроме того, «Белгипродор» стал членом саморегулируемых организаций: некоммерческого партнерства изыскательских организаций «РОДОС» и СРО «Межрегиональное объединение строителей».
В Москве действует наше представительство, которое непосредственно координирует работу в России. Кстати, «Белгипродор» планирует также открыть представительство в столице Казахстана.
Портфель российских заказов на 2015 г. продолжает наполняться. В него уже включены такие значимые объекты, как строительство автодороги Бавлы - Кумертау в Башкортостане, реконструкция северного обхода Калининграда, строительство и реконструкция автодороги А-350 Чита - Забайкальск - граница КНР, реконструкция автодорог в Самарской и Нижегородской областях. Для полноты картины стоит упомянуть также ряд успешно реализованных проектов: ремонт участков автомобильных дорог М-10 «Россия», М-9 «Балтия», М-4 «Дон», М-3 «Украина».
Белорусское присутствие на российском рынке дорожного строительства постоянно растет. Что касается европейских стандартов, то «Белгипродор» уже сегодня готов к параллельной работе по европейским строительным нормам - для этого подготовлены специалисты и программное обеспечение, благо в последние годы многие нормы были прямо «ретранслированы» и в национальное нормативно-техническое поле.
Таким образом, пункт бизнес-плана предприятия на 2015 г., предусматривающий положительное сальдо внешней торговли на уровне 1,5 млн. долл., представляется вполне реальным и достижимым целевым показателем.
- Проект реконструкции автодороги М-6 Минск - Гродно разрабатывается при поддержке Всемирного банка. Ранее им финансировались работы по оценке аналогичного проекта на трассе М-5/Е-271 Минск - Гомель на участке Пуховичи - Бобруйск. Какими критериями руководствуется Банк при выборе «Белгипродора» в качестве своего партнера?
- Прежде всего - это профессионализм, техническая оснащенность и еще не один десяток требований, которым должна соответствовать современная европейская инжиниринговая компания. Исторически так сложилось, что в отечественной дорожной отрасли им в полной мере соответствует только «Белгипродор», но на международном рынке, вновь подчеркну, мы отнюдь не пользуемся привилегиями некой «ведомственной монополии». В равной степени это относится и к сопровождению трансконтинентальных транспортных коридоров. Для поддержания своего статуса необходимо постоянно инвестировать в собственное развитие.
- Бюджет развития на 2015 г сверстан в объеме 6,8 млрд руб., на что будут потрачены эти средства?
- Структура основных фондов проектной организации отличается от промышленного предприятия. Так, львиную долю финансирования поглощают интеллектуальные продукты. В данный момент мы имеем на вооружении новейшие технологии в области моделирования транспортных потоков (PTV VisionT VISUM и PTV VisionT VISIM) c широким диапазоном возможностей по созданию единой комплексной интегрированной транспортной модели.
К примеру, система позволяет формировать и визуализировать матрицы корреспонденций на всех видах транспорта (автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный) с отображением потоков между регионами, входящих и выходящих транзитных потоков. Можно создавать различные сценарии пассажиро- и грузопотоков с учетом их взаимодействия и влияния самых разных факторов: прирост ВВП, уровень автомобилизации и т.д., моделировать развитие транспортной сети вплоть до последствий введения платы на автомобильных дорогах.
PTV VisionT VISUM признан мировым стандартом для решений по финансированию международных проектов. Данный стандарт, в частности, поддерживают ЕС, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития.
Разработка государственных программ, генеральных схем развития сети автомобильных дорог и других стратегических документов ведется в «Белгипродоре» с 60-х гг. В настоящее время для этих целей используется современный мощный программный продукт МВФ HDM-4. С его помощью была также разработана Государственная программа по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2015-2019 гг.
- Насколько соответствует мировым нормам практика проектирования дорог, скажем так, для «внутреннего пользования»?
- Здесь нет и не может быть двойных стандартов! К дорогам Беларуси мы относимся как к национальному достижению, от которого во многом зависит имидж страны. Просто жизнь не стоит на месте, и проекты 2015 г. по своему техническому содержанию могут существенно опережать аналоги пяти-, десятилетней давности. Все наши актуальные разработки содержат новейшие достижения инженерной мысли.
Среди них, кроме упомянутой трассы Минск-Гродно, можно назвать такие, как М-5 Минск - Гомель, Р-23 Минск - Микашевичи, а также строительство Второй кольцевой автомобильной дороги вокруг Минска с устройством цементобетонного покрытия. Заслуживают внимания инновации в мостостроении, где было запатентовано 12 изобретений и 16 полезных моделей. Особая тема - аэродромное проектирование, где наиболее знаковым проектом является разработка проекта второй взлетно-посадочной полосы в Национальном аэропорту Минск.
- Наталья Викторовна, бюджет развития кроме перманентного технического перевооружения, очевидно, предполагает еще одно направление - инвестиции в человеческий капитал?
- До недавних пор кадры оставались самым больным вопросом для коллег всех проектных организаций. В 90-е гг. из отрасли по известным причинам было вымыто целое поколение способных людей. К счастью, сегодня мы преодолели эту «возрастную яму», костяк трудового коллектива составляют 40-летние сотрудники: опытные и достаточно энергичные. А в минувшем году было принято на работу очередное пополнение из выпускников вузов. Конечно, пройдет не один год, пока вчерашние студенты станут высококлассными проектировщиками.
Но это как раз тот случай, когда цель оправдывает средства, затраченные на программы социальной поддержки и профессиональной адаптации молодых специалистов. Мы инвестируем в собственное будущее, обеспечиваем преемственность мощной и авторитетной инженерной школы «Белгипродора».
Государственное предприятие «Белгипродор»
220012, г. Минск, ул. Сурганова, 28
Тел.: +375 17 259 88 05
Факс: +375 17 292 94 13
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.belgiprodor.by
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Александр ПЕРЕВЕРЗЕВ
Витебское вагонное депо - одно из старейших на Белорусской железной дороге и единственное профильное предприятие в стране, которое оказывает услуги по капитальному ремонту четырех- и восьмиосных нефтебензиновых и специализированных цистерн. Однако, как считает начальник депо Юрий ЗАЯЧКОВСКИЙ, одной лишь работы в эксклюзивной товарной нише недостаточно для успеха, в конечном счете все решает сплоченный трудовой коллектив.
Всего в состав БелЖД входит 12 депо, но Витебское, пожалуй, способно обеспечить наиболее широкий комплекс услуг. Обладая современной материально-технической базой и профессиональными кадрами, депо полностью удовлетворяет потребности заказчика, оно также значительно повысило производительность и улучшило условия труда своих сотрудников. Здесь постоянно внедряются новые технологии, направленные на снижение потребления ресурсов, расширяется линейка услуг и повышается качество ремонта вагонов.
- В число наших постоянных заказчиков по ремонту вагонов входит более 25 компаний, но в приоритете остаются т.н. «сетевые» вагоны, собственником которых является БелЖД, - поясняет собеседник. - Наша альма-матер загружает нас примерно на 50%, остальной объем работ приходится на сторонних заказчиков, в число которых входят крупные предприятия Беларуси (ОАО «Нафтан», ОАО «Полимир», ОАО «Мозырский НПЗ», ОАО «Гродно Азот») и России (ЗАО «БАЛТРАНС», ООО «Аппарель», «ЖДТранс» и др.). Зарубежных партнеров привлекает четкое выполнение нами всех договорных обязательств, высокое качество и фиксированные цены. Мы гарантируем клиентам, что в вагонах, которые прошли ремонт в Витебске, груз будет перевезен без происшествий.
Витебское депо обладает разрешением на проведение капитального ремонта четырех- и восьмиосных нефтебензиновых цистерн с продлением их срока службы с 32 до 48 лет. В структуре предприятия - вагоносборочный цех, колесный, подсобно-заготовительный, ремонтно-механический и энергосиловой с полным комплексом оснащения современным технологическим, диагностическим и вспомогательным оборудованием. Гордостью является малярный цех, где работы ведутся по финской технологии дробеструйной очистки и полной окраски вагонов.
- В процессе эксплуатации у колеса возникают различные дефекты, которые требуют устранения, - продолжает директор предприятия.- В частности, при экстренном торможении, когда происходит блокировка колес, на их поверхности образуется плоский участок, который железнодорожники называют «ползуном». При плановом ремонте такие дефекты убираются путем токарной обработки, в результате чего колесо уменьшается в диаметре на 8-10 мм. Но потом для каждой колесной тележки приходится индивидуально подбирать колеса, так как разница в их диаметре не должна превышать 10 мм. Витебское депо до сих пор остается единственным предприятием в Беларуси, которое проводит капитальный ремонт колесных пар.
Также в Витебском депо изготавливаются запасные резервуары, хвостовые сигналы, пылеулавливающие сеточки, цифры для нумерации вагонов, аэролотки воздушной коммуникации цистерн-цементовозов.
Чтобы качество работ соответствовало высоким стандартам, создана аккредитованная лаборатория неразрушающего контроля, которая оснащена необходимым диагностическим ультразвуковым и рентгеноскопическим оборудованием. Сегодня вагоны, прошедшие ремонт и обслуживание в Витебском вагонном депо, удовлетворяют требованиям системы менеджмента качества СТБ ISO 9001-2009.
Ежемесячно служба вагонного хозяйства Белорусской железной дороги составляет отчет с анализом всех вынужденных отцепок вагонов, отремонтированных в вагонных депо Беларуси. На основании собранной информации определяются основные виды неисправностей и отказавшие узлы, устанавливаются коэффициенты качества ремонтных работ. По данному показателю Витебское вагонное депо - одно из лучших на железной дороге.
По итогам работы в 2014 г. коллективу присуждена Премия правительства Республики Беларусь за достижения в области качества. И это не первая высокая награда, в 2011 г. депо стало дипломантом конкурса Минтранса в области качества, а также лауреатом премии Витебского облисполкома за достижение высоких результатов. Присуждение в 2009, 2010 и 2013 гг. премии имени машиниста В. А. Яцкевича «За устойчивую безаварийную работу при высокой дисциплине труда» говорит о том, что предприятие способно стабильно обеспечивать высокое качество ремонта.
Сейчас депо проводит подготовку к ремонту вагонов нового поколения, выпуск которых освоен вагоностроительными предприятиями. В этих инновационных моделях применяются иные колесные тележки, колесные пары которых способны пройти без ремонта 500 тыс. км. Такую высокую «живучесть» обеспечил переход от традиционных роликовых подшипников к кассетным. В процессе подготовки производственных мощностей к новым веяниям необходимо внедрение новой технологической документации, оборудования, оснастки, а также обучение персонала.
- Основа любого успеха - это человек, - подчеркивает Ю.Заячковский. - У нас сложились рабочие династии, представленные уже 2-3 поколениями. Мы, как и все, ощутили на себе последствия демографического провала начала 90-х, когда в стране была самая низкая рождаемость. Однако смогли относительно безболезненно это пережить, так как достаточно высокая средняя заработная плата, стабильная загруженность заказами и традиционно высокий уровень социального пакета способствовали привлечению и удержанию квалифицированных кадров.
Именно профессионализм коллектива в сочетании с современными технологиями позволяет обеспечивать стабильное качество ремонтных работ.
Витебское вагонное депо БелЖД
210604, г. Витебск, Витебское вагонное депо
Тел.: (+375 212) 35 10 46
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2015
Надежда КОВШ, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита УО «Частный институт управления и предпринимательства»
Теоретики и практики накопили большое количество приемов, которые позволяют оценить результаты, выявить резервы для повышения эффективности и составить прогноз развития организации.
Большинство этих подходов давно известны, но учитывая то, что некоторые субъекты хозяйствования систематически их игнорируют, а это негативно сказывается на хозяйственных результатах, представляется целесообразным освежить в памяти азы теории.
Итак, в изучении доминируют традиционные логические приемы и способы, к которым относятся сравнение, средние и относительные величины, группировка, графический и табличный приемы и т.д.
В дальнейшем к ним присоединяются экономико-математические и эвристические приемы измерения влияния отдельных сторон деятельности, отдельных факторов на развитие и эффективность функционирования объекта.
Важной сферой деятельности организации, которая обусловливает конечные финансово-хозяйственные результаты, являются производство и реализация продукции. Выпуск продукции в запланированном объеме, ассортимент, качество определяют себестоимость, прибыль и рентабельность.
Анализ, как правило, начинается... продолжение читайте в печатной версии журнала
{jcomments on}