fbpx

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРАУважаемые читатели!

Снижение суверенного кредитного рейтинга России до «мусорного» уровня одновременно двумя мировыми рейтинговыми агентствами (S&P и Moody’s) просигналило не только о проблемах доступа к инвестициям. В России начался полноформатный экономический кризис.

Запаздывающая российская статистическая отчетность не позволяет сформировать полную картину по итогам первых двух месяцев 2015 г. На момент верстки журнала были доступны лишь январские данные, согласно которым большинство основных экономических индикаторов нашей соседки ушли в минус. К январю 2014 г. с поправкой на сезонный и календарный факторы ВВП снизился на 1,1%, индекс промпроизводства - на 1,7%, обрабатывающее производство - на 2,1%, оборот розничной торговли - на 4,4%, инвестиции в основной капитал - на 3,5%.

Провальными оказались итоги внешнеторговой деятельности: экспорт товаров сократился на 26,5% - до 29,1 млрд. долл. При этом белорусов особенно должно встревожить опережающее снижение импорта - на 36,8% - до 20,9 млрд. долл. Его динамика коррелирует с данными Белстата, согласно которым экспорт белорусских товаров в РФ в январе 2015 г. к январю 2014 г. упал без малого на 40% - до 659,2 млн. долл.

Как следует из отчета Минэкономразвития РФ, ухудшение финансовой ситуации у большинства экономических агентов и растущая неопределенность в оценке ситуации повлияли на замедление инвестиционной активности частного бизнеса. Из-за инфляционных, курсовых и других рисков предприниматели опасаются делать инвестиции в долгосрочные проекты, не задумываясь над перспективой развития своих предприятий.

То, что ситуация продолжила ухудшаться, косвенно свидетельствуют данные главы Минтруда РФ Максима Топилина, озвученные на ежегодной социальной конференции в рамках Недели российского бизнеса: в феврале задолженность по зарплатам в России увеличилась на 14% и составила 2,8 млрд. руб. По информации Росстата, выплаты были приостановлены для 78 тыс. человек, большая часть из которых занята в обрабатывающем производстве и строительстве.

Стабильность в бюджетной сфере выдерживается, но какой ценой! Дефицит федерального бюджета России по итогам января-февраля достиг 7,4% к ВВП. «Раздутые» в последние годы непропорционально производительности труда зарплаты россиян вкупе с нынешними попытками поддержать промышленное производство и особо крупные инвестпроекты ложатся тяжким бременем на российские финансы.

Чем-то приходится жертвовать: реальные заработные платы россиян снижаются вот уже несколько месяцев подряд, а значит, сокращение инвестиционного спроса будет отягощаться падением потребительского. Условно положительной новостью на таком фоне является относительно высокая потребительская инфляция. По оценкам Центробанка, в январе она составила 3,9%, а в феврале добавила еще 2,2%. Рост цен помогает нашим экспортерам частично компенсировать потерю валютной выручки по причине обвала российского рубля, но в общем зачете все же не покрывает просадки продаж.

Чего ждать в перспективе? Практически никто не сомневается в рецессии российской экономики в текущем году, разнится лишь глубина прогнозируемого падения. Кризис, скорее всего, будет затяжным, так как вызван подрывом доверия к России со стороны международных инвесторов. Некоторые громкие решения последних дней - тому подтверждение. Так, 18 марта, американский концерн General Motors объявил о том, что покидает российский рынок: подконтрольный ему Opel закроет завод в Санкт-Петербурге и прекратит контрактную сборку на ГАЗе и «Автоторе», а Chevrolet сохранит лишь партнерство с «АвтоВАЗом» по выпуску Chevrolet Niva и продаже люксовых марок машин.

Кроме того, General Motors выходит из соглашения с правительством РФ от 2005 г. о промышленной сборке. И это при том, что американская корпорация инвестировала в России сотни миллионов долларов. Видимо, расчеты показали, что продолжение бизнеса там грозит еще большими убытками.

Наша экономическая интеграции, а скорее - зависимость от российской экономики, не позволяют быть столь решительными, как General Motors. Большинству белорусских компаний придется как-то приспосабливаться к негативной конъюнктуре российского рынка.

С уважением,
главный редактор
Алесь Герасименко

{jcomments on}