fbpx

Вячеслав ВОЛОТОВСКИЙ

Руководитель и собственник группы компаний «Мольнар» Оксана ЧУРАКОВА воспринимает трудовой коллектив как свою семью, соответствующим образом выстраивает и отношения с подчиненными. Скажете, это по-женски… Да, верно. Но возможно именно такой подход позволил максимально продуктивно реализовать человеческий потенциал и войти в тройку лидеров риелторского бизнеса Беларуси.

Мольнар

Сам себе режиссер
Много ли белорусских фирм могут похвастаться, что силами своего коллектива сняли художественный фильм? А у «Мольнара» он даже получился с продолжением - двухсерийный. Герои корпоративной ленты «Сделка любой ценой» - работники предприятия - за сюжетом далеко не ходили, рассказали о собственном риелторском бизнесе.

Правда, идею нашли такую, что некоторые голливудские режиссеры позавидовали бы! Например, фабула второй серии фильма завязана на том, что в офис агентства приходит посылка с миллионом долларов «от Деда Мороза», а к ней записка - «лучшему агенту». И тут началось… каждый, разумеется, считает себя лучшим, но согласно решению директора все определит предновогодняя сделка…

Нашлась в этом фильме роль и для О.Чураковой - сыграла директора, весьма стервозную дамочку (а почему нет - многие голливудские актеры считают, что именно негативный персонаж позволяет проявить актерские таланты). Словом, все получилось весьма креативно, как и все мероприятия, организуемые для сотрудников группы компаний «Мольнар».

- Потом, читая книги бизнес-тренеров вроде Николая Рысева о том, как правильно организовать команду, о необходимости корпоративов, совместного отдыха на природе и т.д., поняла, что все это делала и раньше, но не по книгам, а по собственной интуиции, - замечает руководитель «Мольнара».

Действительно, жизнь в семье подразумевает не только достижение неких целей и преодоление сложностей, это еще и совместный отдых, и приятное времяпрепровождение. Наконец, создание полноценной и дружной семьи невозможно без духовного сближения, общих интересов. То же можно сказать о коллективе. Именно поэтому все большее число теоретиков микроэкономики советуют искать нематериальные стимулы для раскрытия кадрового потенциала.

- Когда я начинала бизнес 19 лет назад, у большинства людей еще было советское понимание директора, - вспоминает собеседница. - К такому человеку нельзя зайти без стука и предварительной записи, а попавшие на прием сотрудники обязательно должны трепетать перед ним. Вот это начальник! Мне такой подход всегда претил. Многие знакомые критиковали меня за демократичное и дружелюбное общение с подчиненными: так нельзя, они же тебе завтра на голову сядут!

Но личный опыт управления и успешность бизнеса О.Чураковой доказали обратное. Даже если абстрагироваться от моральных установок и рационально оценить эффект раскрепощенной атмосферы в коллективе, то становится очевидным такой результат, как усиление творческой инициативы. А это крайне важно для сфер деятельности, связанных с активными коммуникациями, например, для риелторского бизнеса.

Мольнар

Не будем забывать, что для современного человека растущее значение имеет ощущение комфорта (о чем свидетельствуют социологические исследования). При этом основной доход агента в сфере недвижимости составляют премии от сделок, совокупный размер которых в большей степени зависит от стараний сотрудника, чем от агентства, где он работает. Это определяет текучку кадров в отрасли. Не осознавшие таких нюансов работодатели становятся аутсайдерами рынка, а те, которые позаботились о комфорте сотрудников, напротив - лидерами.

Понаблюдайте за общением директора агентства «Мольнар» с работниками  и вы поймете, что там создана действительно продуктивная атмосфера. Красивая и женственная (не будем скупиться на комплименты) Оксана Анатольевна идет по офису, с улыбкой приветствуя сотрудников, попутно решая какие-то вопросы. Завидев начальницу, люди не напускают на себя серьезный вид, изображая напряженную и сосредоточенную работу, а также непринужденно и приветливо отвечают. Из отдаленного угла офиса доносится дружелюбное: «Леди Босс пришла». Наверное, это и есть семья в широком смысле слова.

А семья-то большая
На заре «Мольнара» в середине 90-х в офисе работали лишь 2-3 человека. Это было камерное агентство, где все хорошо друг друга знали, вспоминает О.Чуракова. Учредитель боялась разрушить этот «микроклимат» в коллективе, где-то даже сознательно противилась росту бизнеса. Но процесс лицензирования риелторских компаний, начатый Минэкономики в 2000 г. и подхваченный Минюстом в 2006-м, вынудил укрупняться.

Дополнительно потребовались юристы, экономисты. Да и рынок стал диктовать иные требования. Под растущие объемы сделок начали набирать новых агентов, а под технологические веяния и спрос на сопутствующие услуги - создали отделы маркетинга, аналитики, IT.

Из нескольких сотрудников штат увеличился примерно до 300 человек. В 2006 г. О.Чуракова учредила агентство недвижимости - Сити Центр (ныне - «Мольнар Сити Центр»), которое в 2010 г. вместе с АН «Мольнар» объединено в группу компаний «Мольнар». Кроме того, летом 2010 г. в группу вошла еще одна новая фирма «Мольнар Телепорт», специализирующаяся на транспортных услугах тем, кто переезжает на новое место жительства.

Мольнар

В содержательном плане компании группы кооперируются и дополняют друг друга, представляя полный комплекс услуг в сфере сделок с жилой и коммерческой недвижимостью. Причем «Мольнар» - тот редкий случай, когда охвачены все сегменты: от загородных домов до торговой и производственной недвижимости, а услуги предоставляются и физическим, и юридическим лица, в т.ч. нерезидентам.

Многопрофильность стала одним из конкурентных преимуществ, фундаментом для роста и делового имиджа. А еще это - дополнительная возможность для маркетинга и самораскрутки. Например, целью создания фильмы «Мольнар Телепорт» стало не столько извлечение прибыли, сколько косвенное продвижение и популяризация бренда. Одно дело, если вы просто занимаетесь сопровождением сделки - и тогда о вашем агентстве помимо продавца и покупателя в лучшем случае узнают члены их семей или деловые партнеры. И совсем иное - когда переезд на новые квартиру или в офис проходит под фирменным знаком, когда на транспорте размещен логотип «Мольнар», рабочие в фирменной одежде, и даже коробки выполнены в фирменном стиле. Такой переезд заметят многие - отсюда и маркетинговый эффект.

…«Семья» разрослась, но принципы управления и организации труда остались прежними. Это уважение к человеку, забота, креатив и … здоровая требовательность к профессионализму, который поддерживается всевозможными формами образования.

- Самое сложное для меня - увольнение сотрудников, которые не соответствуют должностным требованиям - признается О.Чуракова. - Недавно пришлось попрощаться с одной такой работницей, я две ночи спать не могла. Старалась все максимально мягко объяснить ей. Действительно, всякое в жизни бывает, и не всегда человек в состоянии выполнить какую-то работу. А вообще, производительность и качество труда - это взаимный результат и работника, и работодателя. Если же не учитывать отдельные моменты, в целом мне везет на кадры, сложилась сильная команда, которой доверяю. Я не контролирую каждый шаг сотрудника, а обозначаю цели, сроки исполнения задания - и затем спрашиваю.

По цепочке - в бизнес
Знала ли выпускница Московского института пищевой промышленности с дипломом инженера-механика, что организует бизнес в сфере недвижимости? Нет, таких планов у молодой девушки, начинавшей взрослый жизненный путь в начале 90-х, не было. Все определил случай, а точнее, удачный опыт обмена собственной квартиры. В те годы рынок жилья только-только становился на ноги.

Мало кто из граждан успел приватизировать квартиры, а совершать сделки с крупными суммами денег люди и вовсе боялись. Наиболее распространенным тогда был обмен жилья. На обмен своей квартиры О.Чуракова потратила два года, цепочка сделки составляла 15 собственников (!), зато в итоге разница между стоимостью прежней и новой квартир оказалась 40 тыс. долл. Для первой половины 90-х гг. это была внушительная сумма. Тогда и родилась мысль организовать бизнес.

Начинала, как это принято говорить, «с нуля». Собственноручно расклеивала объявления, встречалась с клиентами, показывала квартиры, помогала в оформлении сделок.

МольнарВспоминает, что будучи 28-летней девушкой, стеснялась представиться директором, называла себя агентом. Когда один из клиентов пришел в офис, то, узнав о ее должности и о подобном совмещении функций, выпалил: «Вы, наверное, жадная?!» Мол, все деньги хочет заработать.

Разумеется, дело было не в жадности, а в трудолюбии и целеустремленности. Начинать всегда тяжело, многое приходится брать на себя. И даже спустя 19 лет успешного развития бизнеса учредитель «Мольнара» не брезгует взять на себя часть «работы в поле», встретиться с клиентом, лично обсудить условия сделки. Правда, теперь она не стесняется назваться директором. «Все-таки возраст и внешность уже в большей степени соответствуют тому, как эту должность воспринимают в народе», - улыбается собеседница.

Все старания в конечном счете нацелены на итог, который у группы компаний выражается и в количестве, и в качестве. Одним из показателей в сфере недвижимости является повторное обращение за услугой: так вот, к «Мольнару» возвращаются около 70% клиентов. При этом реальный положительный отклик еще выше, и часто вторую сделку с покупателем или арендатором не получается провести лишь потому, что собственник недвижимости работает по эксклюзивному договору с другим агентством.

Пожалуй, стоит выделить еще один субъективный, но достаточно красноречивый факт. Сделки с собственной недвижимостью О.Чуракова также предпочитает передавать «Мольнару», хотя имея солидный опыт риелтора, могла бы провести самостоятельно. Она убеждена, что агентство и его подготовленные кадры сделают все лучше, чем любой «разобравшийся в этом деле» человек со стороны, а потому всем рекомендует обращаться к профессионалам.

Самый удачный проект
И все-таки не коммерческий результат является наиболее значимым для нашей собеседницы.
- Горжусь сыном и его достижениями. Для меня он - самый успешный жизненный проект, - с улыбкой и одновременно серьезно отмечает руководитель компании. - Много сил и времени посвятила его учебе. Когда Юре исполнилось 16 лет, именно ему доверили быть ведущим детского Евровидения, в котором тогда наша страна впервые участвовала. Сейчас мой сын работает в группе компаний «Мольнар» директором по развитию.

Правда, признаюсь, у него нет стремления возглавить бизнес, став моим преемником. Свою миссию Юра видит в другом, ему нравится креативная работа, IT-технологии. В частности, он занят созданием баз данных клиентов, которыми пользуемся не только мы, но и другие агентства недвижимости. Так что многие клиенты и конкурентны моего сына знают лучше, чем меня.

Когда после окончания факультета международных отношений БГУ со специализацией «Мировая экономика» Ю.Чураков пришел в «Мольнар», легкой жизни ему здесь никто не обеспечил. «У нас на тот момент не было отдела аренды и я как-то все откладывала его создание - продолжает мама-босс. - Вот сыну и поручила новый фронт работы. Правда, поскольку для меня и фирмы было крайне важно, чтобы со стороны клиентов отсутствовали нарекания, Юре сказала жестко: если будет хотя бы одна жалоба - отдел закрываю».

Чтобы организовать новое направление, молодому человеку понадобилось два года, но в конце концов с задачей он справился. Более того, сегодня в группе компаний «Мольнар» действует не один, а два профильных отдела, услуги которых оказались весьма востребованными на рынке. Впрочем, ничего удивительного. Если многие конкуренты работают по предоплате, и иногда после осмотра квартиры оказывается, что это не то, что было обещано, то «Мольнар» берет деньги только после заселения клиента, гарантировано предлагая выбор из нескольких вариантов помещений.
Юра умеет правильно разговаривать с клиентом, а в нашей профессии это очень важно, - подытоживает мама-куратор.

Откуда энергия?
На этот вопрос руководитель «Мольнара» затруднилась ответить с ходу, но обратила внимание, что именно сложности подталкивают ее к мобилизации всех ресурсов и в конечном итоге помогают достичь высоких результатов.

- Есть люди, которые в тяжелые времена сдаются, у меня по-другому. Расслабляюсь, когда все спокойно и хорошо, а когда возникают сложности - включаются сила воли и характер. Мы выдержали требования первого этапа лицензирования, организованного Минэкономики, и в хорошей форме подошли ко второму, когда правила начал определять Минюст.

МольнарА еще серьезной энергетической подпиткой стало общение с молодежью. Горящие глаза и настроенность на победу в духе «Мы всех порвем!» невольно заставляют поверить в силу коллектива. Да, не все инициативы молодых работников представляются реалистичными и осуществимыми, с некоторыми приходится «играть в пинг-понг»: они предлагают - а ты отбрасываешь, стремясь отделить юную мечтательность от трезвого расчета. Но по истечении времени видишь, что из таких людей вырастают действительно креативные сотрудники, генерирующие зрелые идеи.

А еще с годами, когда бизнес входит в состояние зрелости и многие вершины уже достигнуты, сложнее расти дальше. Приходится все глубже и детальнее изучать рынок, совершенствовать бизнес-модель. Более того, от роста в какой-то момент начинаешь уставать, признается О.Чуракова. Появились мысли о том, что, возможно, стоит больше отдыхать, хочется путешествовать. Впервые за много лет героиня нашего рассказа позволила себе отпуск на 17 дней (!), что считает «проявлением небывалого мужества». Хотя раньше старалась ограничиваться одной неделей.

Есть желание делиться опытом (сотрудники «Мольнара» выступают еще и в роли лекторов для студентов факультета недвижимости БГУ), а также в целом содействовать цивилизованному развитию отрасли и укреплению ее здорового имиджа. Пока, к сожалению, в обществе продолжает культивироваться образ неких «черных риелторов». Несмотря на то что, как показывают исследования, доля недовольных граждан колеблется на уровне лишь нескольких процентов, именно их мнение подхватывается масс-медиа. Этакий гиперболизированный принцип Парето!

- На самом деле нас часто благодарят клиенты. В такие минуты понимаешь, что не зря ешь хлеб, - резюмирует директор. - Человечность никто не отменял.

АН «Мольнар»
Минск, ул.Обойная,4/1
Тел.: 8 (017) 306 33 33, 8(029/044/025)703-22-22
е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.molnar.by

{jcomments on}