Вячеслав МИЦУРА
Такую цель - ни много ни мало - поставил перед собой гродненский бизнесмен Франц АВДЕЙ. Занимаясь производственным бизнесом более 20 лет, он пришел к выводу, что путь к задуманному пролегает через масштабную автоматизацию и применение новых информационных технологий в сфере управления. И поскольку предлагаемое на рынке программное обеспечение не позволяло реализовать задуманное в силу слабой адаптации под специфику конкретного производства, было принято решение разработать собственное.
Площадкой для внедрения нового программного обеспечения (ПО) стала компания «ЗОВ-ПРОФИЛЬ», где Ф.Авдей является собственником и директором. Разработка первой программы под названием ФА началась Юрием Рачковским практически одновременно с учреждением фирмы в 2002г. До 2007г. над программой работал Александр Гореликов. На тот момент задача ставилась достаточно простая: создать своеобразный «калькулятор» производственного процесса и базу накопления заказов.
Основу ФА составляли всего 4 справочника: номенклатурные позиции, цены, справочник контрагентов и справочник работников предприятия, которые позволяли раскладывать данные по фасадам из погонажного профиля МДФ (основной продукции компании) на составляющие элементы, формировать производственные задания и получать обратную связь о ходе их выполнения.
После увольнения А.Гореликова и из-за отсутствия на предприятии квалифицированного инженера-программиста ФА долгое время не совершенствовалась и не адаптировалась к меняющимся условиям, в частности, не удавалось охватить все стадии производственного процесса. Полностью исчерпав свои возможности, в 2014 г. программа ФА перестала функционировать.
Вплоть до 2012 г. рассматривались варианты по приобретению уже функционирующих программных продуктов. Соответствующие переговоры велись с разработчиками Беларуси, России, Польши. Но ни один из предложенных вариантов не подходил: использовались устаревающие языки программирования, отсутствовала возможность интегрирования ПО с действующими системами (в частности, 1С:Предприятие).
Иные продукты требовали слишком много ресурсов для адаптации к технологическому процессу и времени для заполнения громоздких справочников. По грубым подсчетам, потребовалось бы внести биллионы комбинаций, составляющих возможные варианты выпускаемой продукции. Подобные перспективы откровенно пугали, что вынудило отказаться от предложений разработчиков ПО.
Тем временем ассортимент продукции «ЗОВ-ПРОФИЛЬ» увеличивался, одновременно росла и численность работников. В связи с переориентацией предприятия с оптовых заказов на индивидуальные и развитием практики клиентоориентированного подхода возникла необходимость более тщательного и оптимального планирования производства. Росла и потребность в современном ПО, способном автоматизировать управление производством, складом, персоналом.
Какое-то время рассматривалась идея учредить IT-фирму для разработки эксклюзивного ПО совместно с российской компанией ООО «ЮнионСофт Технолоджис», так как особый интерес представлял уже готовый программный комплекс компании ITM PRO®.
Кадры решили все
Но однажды штатный инженер-программист «ЗОВ-ПРОФИЛЬ» Андрей Романчук позволил себе не согласиться с мнением представителя российской компании и высказал мысль о самостоятельной разработке программы автоматизации. Тогда Ф.Авдей задумался.
Действительно, внедрение «чужой» системы поставит предприятие в прямую зависимость от разработчика, возникнет риск значительных расходов по ее последующей доработке под нужды компании. Не лучше ли использовать потенциал местных разработчиков? Благо Гродненский государственного университет (ГрГУ) им. Я.Купалы исправно выпускает программистов.
Решение воплотилось в жизнь. В 2010г. под руководством Андрея Богатыревича и с участием А.Романчука «с нуля» начали писать программу ФА1, получившую параллельное название Hercules. Она позволила собирать и обрабатывать оперативную информацию по поступающим на предприятие заказам, формировать отчеты руководителю, в кратчайшие сроки производить расчеты по широкой номенклатуре товаров.
Видя, что собственные разработки более продуктивны, руководство «ЗОВ-ПРОФИЛЬ» решило охватить как можно больше бизнес-процессов, что требовало увеличения трудозатрат со стороны программистов. В течение года на предприятие пригласили нескольких студентов 5-го курса ГрГУ, обучающихся по специальности «Инженер-программист».
Примечательно, что в ходе такого кадрового расширения в одной творческой группе с Андреем Романчуком оказался его полный тезка и однофамилец (совпало даже отчество - Иванович). В результате их совместной работы Hercules (ФА1) развился до полноформатной ERP-системы и сменил название на Infinium. В настоящий момент программный комплекс ФА1 (Infinium) автоматизирует процессы производства от принятия заказов до отгрузки продукции клиенту.
Его функциональными составляющими стали:
- систематизация и каталогизация продукции, сырья, технологий, инструментов, оборудования и т.д.;
- автоматическая обработка клиентских заказов с расчетом стоимости, массы и других параметров;
- формирование заданий на участки изготовления продукции с разложением на производственные стадии, станки, материалы;
- возможность для клиентов самостоятельно формировать заказ через интернет и отслеживать его прохождение в производственном цикле, ведение диалога с представителями фирмы через программу в реальном времени с целью решения возникающих вопросов;
- контроль за экспедицией и отгрузкой готовой продукции посредством штрихкодирования упаковок и поддонов;
- документооборот предприятия, включающий входящую, внутреннюю и исходящую документацию с «электронным» согласованием документов;
- возможность решать различные вопросы с помощью новостных модулей и сообщений;
- совместная работа отделов и служб с помощью модулей задач и проектов;
- ежедневник пользователя, отображающий текущие задачи, проекты, ежедневные обязанности и табельный учет рабочего времени;
- подробные статистические отчеты по заказам, состоянию производства, склада и т.д.;
- возможность дистанционного подключения к модулям программы через интернет.
Вскоре руководитель компании «ЗОВ-ПРОФИЛЬ» поставил новую задачу: обеспечить комплексное управление трудовыми ресурсами предприятия, включающее непосредственное доведение заданий до персонала, сбор и анализ кадровой статистики, информирование сотрудников о различных событиях и т.п.
На этот раз за выполнение задания взялись инженеры-программисты Денис Ивановский и Георгий Мания. Благодаря их стараниям на свет появилась новая программа ФА2, сверстанная на основе отдельных модулей:
• Учет рабочего времени (составление фотографии рабочего дня сотрудников; занесение объема выполненных работ, с последующим расчетом производительности; контроль рабочего времени; анализ времени и объема выполненных работ, внесенных сотрудниками; трехуровневый контроль введенной информации работниками).
• Живая лента (информирование сотрудников о последних новостях, объявлениях, приказах и т.д. с возможностью дальнейшего их комментирования; два режима работы: отображение новостей, оперативное управление; прикрепление файлов и документов).
• Журналы замечаний по оборудованию, технологическим проблемам (внесение заявок о поломке станка/оборудования, технологических проблемах сотрудниками предприятия; автоматическая постановка задач работникам, ответственным за решение проблем; составление плановых работ технической службой).
• Журнал закрытия производственных помещений (составление графика ответственных лиц по закрытию производственных помещений; ведение журнала безопасности).
• Карта предприятия (схематическая визуализация производственной территории и ее состояния; обобщение информации из других модулей программы с последующим отображением на схеме предприятия).
• Задачи (постановка задач сотрудникам; анализ времени, затраченного на выполнение каждой задачи; взаимодействие с другими модулями программы; блокнот поощрений и штрафов; назначение поощрений/штрафов работникам; составление статистики по сотруднику за период).
Объединяй и властвуй
«ЗОВ-ПРОФИЛЬ» продолжает совершенствовать свои программные продукты, в частности, сейчас ведутся регламентация и моделирование бизнес-процессов компании. Кроме того, стратегической задачей становится объединение ФА1 и ФА2 в единую многофункциональную программу, а также ее интеграция с 1С:Предприятием, что позволит оперативно осуществлять обмен данными между программами. Ф.Авдей планирует завершить эту работу во II квартале т.г., тогда же предприятие сможет полностью перейти на собственное ПО автоматизации.
Разработчики искренне стараются, ведь они работают не только за зарплату. Ф.Авдей пообещал им, что в случае вывода программ на рынок они выступят соучредителями компании-правообладателя. То есть это вклад в их будущий бизнес. В какой-то момент программисты даже почувствовали конкуренцию между собой, что стало определенным барьером для объединения ФА1 и ФА2 в одну интегрированную систему. Но умудренный опытом руководитель уверен, что знает, как «подружить» разработчиков.
«Обкатав» продукт не только на одной фирме, но и на предприятии «ЗОВ-ТермоПрофильСистемы», где Ф.Авдей является заместителем директора, можно выходить на рынок с предложением и сторонним заказчикам. Тем более что за функциональность не стыдно, скорее наоборот - создатели испытывают гордость от проделанной работы. Программа выстрадана в хорошем смысле этого слова. Она писалась не теоретиками, которые предполагают, что производственные процессы должны проходить так-то и так-то, а практиками, которые знают, как на самом деле выстраиваются коммуникации внутри компании.
«Я верю во вторые белорусские «танки», - заявляет Ф.Авдей. (Под «танками» собеседник подразумевает компьютерную игру «World of tanks», созданную белорусскими программистами и получившую мировой успех. - Прим. ред.).
Амбициозно? Да. Но вместе с тем достаточно реалистично. Универсальный продукт, гибко подстраивающийся под производственные задачи, может быть востребован десятками тысяч компаний по всему миру. Благо в программах ФА1 и ФА2 заложена не просто определенная функциональность, там - отражение философии современной производственной компании. Идеальной фирмы в понимании Ф.Авдея. Не зря этот человек исколесил Западную Европу, изучая передовой опыт европейских производителей. Не зря брал с собой в командировки инженеров-программистов.
На Западе большинство промышленных компаний перешли на мобильный, модульный формат производства, который предполагает существенную перенастройку оборудования в среднем два раза в месяц. Иначе невозможно обеспечить работу под заказ в рамках мелких партий товара, при том, что именно такая производственная стратегия становится конкурентным преимуществом в условиях перманентно растущей номенклатуры товаров по типоразмерам, комплектации, цветовой гамме и т.п. Для оперативного и качественного управления подобным производством необходимо специфическое ПО. И специалисты СООО «ЗОВ-ПРОФИЛЬ» создали его, проникнувшись целью и понимая специфику современного предприятия.
Эффективный руководитель и его заместители должны иметь возможность контролировать производственный процесс вплоть до мелочей. Программы ФА1 и ФА2 дают такую возможность, даже если их пользователь находится за пределами предприятия, например, в загранкомандировке. С их помощью можно отслеживать присутствие сотрудников на рабочих местах, документооборот, проводить производственные совещания и раздавать распоряжения в режиме real-time, контролировать работу технологического оборудования, складские запасы, экспедирование грузов и многое другое.
В целом расширяется возможность дистанционной работы сотрудников, а также работы по аутсорсингу, что крайне важно для современного гибкого предприятия, стремящегося оптимизировать кадровый потенциал.
Необходимо отметить и то, что Ф.Авдей помимо разработки собственного ПО стремится использовать всевозможные достижения информационных технологий: это и корпоративный портал от российской компании «1С-Битрикс», и сотрудничество с фирмой «ЗОВ-АйТи» в лице ее директора Сергея Молодавченкова, кстати бывшего работника «ЗОВ-ПРОФИЛЬ», в направлениях разработки, продвижения и аудита web-сайтов, обслуживания информационных систем и сетевых коммуникаций, а также получения ценных консультаций о новшествах в сфере IT-технологий.
Ключи от фирмы
Вот уже два года кресло директора СООО «ЗОВ-ПРОФИЛЬ» остается «вакантным». Ф.Авдей в него просто не садится. Сознательно. Ведь разработанное ПО и умные гаджеты позволяют ему быть в курсе всего происходящего в фирме и эффективно управлять, не зависимо о того, находится он в соседнем кабинете, в производственном цеху или за границей.
Да и результаты на высоте. Основные финансово-экономические показатели компании остаются в положительной зоне, в т.ч. рост производительности труда опережает рост заработной платы (чего и остальным компаниям желаем). Более четверти продукции отгружается на экспорт, что подтверждает ее конкурентоспособность.
А ведь не скажешь, что бизнес Ф.Авдея работает в условиях некой особенной благоприятной конъюнктуры. Ему, как и другим, приходится приспосабливаться к кризисным проявлениям в экономике, в частности, к падению покупательского спроса. Ко всему этому добивалась переориентация производственного портфеля головного предприятия группы компаний «ЗОВ» - СООО «ЗОВ-ЛенЕвромебель», в результате чего поставки комплектующих «ЗОВ-Профиль» туда сократились. Пришлось переориентировать каналы сбыта.
ФА1 и ФА2 помогли адоптироваться к переходу на мелкосерийные и индивидуальные заказы, обеспечили оперативность их выполнения и экономическую эффективность.
- Замену на предприятии одного работника другим можно сравнить с передачей ключей от автомобиля, - делится философией Ф.Авдей. - Новый сотрудник проходит ознакомление, инструктаж - садиться в машину и едет.
Цель идеальной фирмы - обеспечить устойчивое развитие, независимо от кадровых перестановок. В отлаженном автоматизированном процессе каждый знает свою функцию и обязанности, а новичок - способен быстро освоить правила, вписавшись в общую систему. И это еще одно функциональное составляющее ПО от «ЗОВ-ПРОФИЛЬ». При этом речь идет не только о рядовых рабочих или менеджерах среднего звена, но и о руководителе и собственнике активов.
Как и любой человек в годах, Ф.Авдей задумывается над тем, кому и как со временем передать управление компанией. «Свободное» кресло директора «ЗОВ-ПРОФИЛЬ» - это еще сигнал будущему преемнику, а также уверенность в том, что идеальная фирма продолжит успешное развитие и будет примером для нового предприятия, о строительстве которого «в чистом поле» руководитель мечтает уже 3 года.
СООО «ЗОВ-ПРОФИЛЬ»
230011, г.Гродно, ул.Герасимовича, 1
Отдел маркетинга и сбыта:
тел.: +375 (152) 52-15-08
тел./факс: +375 (152) 52-14-70
е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.zovprofil.by
{jcomments on}