fbpx
×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID 651.

Алесь БЕЛЫЙ

Пока советские люди тщетно искали путь к коммунизму, некоторые наши соотечественники, свернув с тропы, весьма преуспели на Западе. В их числе - уроженцы Ракова Ида и Вилли Розенталь - основатели Maidenform Brands Inc. - крупнейшего производителя женского белья в США.

Капитализация компании, которая с июля 2005 г. стала публичной (акции котировались на Нью-Йоркской фондовой бирже NYSE), к 2013 г. превысила 0,5 млрд. долл., а доля рынка корректирующего женского белья в США достигла 40%. В 2013 г. Maidenform Brands Inc. была приобретена корпорацией Hanesbrands  за 0,55 млрд. долл. Новый собственник сохранил брэнд белья Maidenform, который существует по сей день. Наперекор традициям
Ида Каганович (девичья фамилия) родилась 9 января 1886 г. в Ракове (ныне - агрогородок в Минской области), в типичной местечковой еврейской семье. Она была старшая из 7 детей Авраама и Сарры Кагановичей. Отец занимался изучением Торы, а мать содержала мелочную лавку. В возрасте 16 лет Ида перебралась в Варшаву, где начала работать швеей, а по вечерам брала уроки русского языка и математики. Во время одного из визитов в родной Раков она встретила Вилли Розенталя, сына старого книжника Соломона и Сарры.

Вполне в духе времени Ида увлеклась горячими речами Вилли о политике, а также самим юным Розенталем. Реализовать возвышенные мечты в душном мирке «штетла» - еврейского местечка, чей жизненный уклад до мельчайших деталей контролировался еврейскими раввинами, католическими аристократами и русскими бюрократами, было невозможно. Назревал неизбежный конфликт с обществом.

Парочка влюбленных вступила в местную ячейку «Бунда», подпольной еврейской социалистической партии, и попала в поле зрения полиции. В 1904 г., после начала Русско-японской войны, Розенталю «светил» неизбежный призыв в армию, и единственным спасением от него стало бегство за океан, что и сделали обрученные Ида и Вилли.

Молодые поселились в городке Хобокен, штат Нью-Джерси. Ида сменила фамилию на Коэн, более близкую к исходной библейской форме, означавшей ветхозаветного священника. Купив швейную машинку знаменитой фирмы «Зингер», начала зарабатывать частными заказами как швея. В 1906 г. она и Вилли (ставший в Америке Уильямом) поженились.

Первое десятилетие эмиграции было очень тяжелым, но постепенно росли мастерство и репутация Иды-швеи, бравшейся за самые сложные и ответственные заказы. В 1918 г. семья перебралась на Манхэттен поближе к богатым клиентам, где в 1921 г. Ида начала работать в ателье Энид Биссет Enid Frocks.

Заработать на революции. Товарной
Большой проблемой ателье Enid Frocks было недовольство многих клиенток корсетами, которые откровенно уродовали фигуру. Тогда же в обиходе появились и первые бюстгальтеры, правда, под воздействием культуры unisex, заставлявшей американок всячески стирать гендерные отличия, они также не отличались удобством и красотой.

Например, бюстгальтеры, выпускавшиеся по патенту Мэри Фелпс-Кросби, не разделяли грудь, практичекски «расплющивая» ее. Внешне они походили на обернутые вокруг бюста полотенца. Это соотвествовало главному тренду моды эпохи, когда женщины, особенно молодые, стремились выглядеть как мальчики.

Стремясь угодить богатым клиенткам, ателье Энид Биссет попробовало более четко разделить две половины бюстгальтера. Уильям Розенталь подхватил идею и предложил изготавливать стандартные чашечки, четырех последовательно возраставших размеров, маркировавшихся буквами A,B,C,.. Они подчеркивали естественную анатомию женской фигуры в отличие от бюстгальтеров того времени, и вместе с тем не сдавливали грудную клетку, как это делали корсеты. «Мода должна быть женственной», - любила позже повторять Ида.

С тех пор благодаря новому аксессуару платья от Enid Frocks, несмотря на солидную цену (до 250 долл.), стали продаваться «на ура». Владелица ателье Э.Биссет оценила старания своих работников и предложила Уильяму и Иде сменить статус, став компаньонами. В 1922 г. они открыли «на троих» новую фирму, вскоре отказавшись от шитья платьев и сосредоточившись на производстве перспективного нижнего белья.

В 1926 г. Уильям запатентовал идею с чашечками и вообще в последующие годы выступал главным генератором новых технологических решений. А вот в пробивной силе, в менеджерском таланте не было равных маленькой Иде. У нее гораздо лучше получалось общаться с людьми, она удивительным образом умела подчинять их своей воле, много времени проводя в командировках, общаясь с дилерами и поставщиками.

Пожалуй, немного парадоксально, что именно такая женщина взбунтовалась против диктата unisex. Но в итоге разработку современного бюстгальтера связывают именно с ее именем. В негласном соперничестве с гламурной эмансипе Мэри Фелпс-Кросби слава изобретательницы досталась именно Иде, с ее упорством, трудолюбием, верностью Богу и семье.

Красота получила имя
Новые изделия начали продавать под маркой Maidenform (с англ. - девичья форма). Это же название впоследствии приобрела и фирма, вплоть до наших дней остающаяся одним из ведущих мировых производителей женского нижнего белья. В начале 30-х гг. Э.Биссет на фоне проблем со здоровьем и неверия в преодоление Великой депрессии продала супругам Розенталь свою долю в компании. Впрочем, как оказалось, экономический кризис не был столь фатальным.

Куда более серьезным и долгосрочным вызовом для Maidenform стала борьба за покупателя. Конкуренты не дремали, копируя наиболее удачные решения. Но компания выжила, постоянно обновляясь, совершенствуясь и расширяя ассортимент: первой на рынке предложила бюстгальтеры для кормящих матерей, а в 1942 г. получила патент на регулируемые по длине застежки.
Вторая мировая война сильно сказалась на росте бизнеса из-за падения спроса и некоторых технологических ограничений.

Так, пришлось отложить запуск в производство изделий с использованием нейлона, ведь новый чудо-материал зарезервировали за собой военные. Maidenform даже какое-то время переключилась на выпуск военной формы, парашютов и … портативных сумок для содержания почтовых голубей!

Но зато после войны супруги «отыгрались» по полной. В 1949 г. они запустили беспрецедентную рекламную кампанию, длившуюся несколько десятилетий и базировавшуюся на слогане «I dreamed I ... in my Maidenform bra.» («Мне снилось, что я … в моем Maidenform»). Героини рекламных роликов изображали женщин в самых невероятных ситуациях и ролях - в виде пожарных, политиков, любительниц шопинга, гангстерш и т.д., которые победоносно и при этом непринужденно демонстрировали очередную модель Maidenform. Эта кампания стала хрестоматийной для рекламщиков всего мира.

Супруги много занимались благотворительностью: в 1942 г. подарили Университету Нью-Йорка уникальную коллекцию еврейских книг, сбор которой начал еще Соломон Розенталь в Ракове, и учредили оплачиваемый пост куратора этой коллекции. В 1943 г. основали лагерь для бойскаутов Кэмп Льюис в честь преждевременно умершего сына. Много усилий приложили к увековечиванию памяти жертв Холокоста. Ведь в нацистском огне сгорели не просто соплеменники, а близкие родственники, соседи - весь довоенный еврейский Раков, как и тысячи других еврейских местечек-«штетлов».

***
Уильям умер в 1958 г., Ида сменила его на посту президента компании, однако вскоре уступила это место зятю Джозефу Коулмену. В 1966 г. после инсульта она отошла от дел, а 28 марта 1973 г. скончалась в Нью-Йорке в возрасте 87 лет. Она вошла в историю как одна из наиболее успешных предпринимательниц Америки, плодами труда которой пользуются миллиарды женщин во всем мире.

Вот только в Беларуси, утратившей в последние десятилетия еврейскую общину, ее почти не знают. А ведь легкая промышленность, перед которой заслуги маленькой Иды столь значительны, имеет для страны далеко не рядовое значение! Даже удивительно, что никто из наших галантерейных гигантов не заинтересовался ее образом. Что ж, запасемся терпением, возможно, рано или поздно память об Иде Розенталь оживет в нашей стране, и прежде всего в Ракове, который она прославила мирно и созидательно.

{jcomments on}