fbpx

№2 (188) - Февраль

 
  • Колонка главного редактора: Потеря валютной маржинальности на традиционных рынках - повод диверсифицировать экспорт.
  • Удар по ценам. Ниже пояса: Попытки властей удержать цены от постдевальвационного скачка не столько повлияли на инфляцию, сколько усложнили жизнь предприятиям.
  • Чего хотят бизнесмены? На стол новому министру экономики легло письмо бизнес-союзов с консолидированными предложениями по улучшению деловой среды.
  • Валюту вывозят машинами: Свободное передвижение товаров и капитала в ЕАЭС делает бессмысленной борьбу с национальными импортерами.
  • Девальвация пространства: Спрос на офисные и торговые помещения ослабевает, а заполняемость объектов замедляется.
  • Бизнес в законе: За директорами закреплено право на экономический риск, появилась возможность «откупиться» от уголовного преследования.
  • Открываем двери клиентам и партнерам: И в кризисные времена можно сохранить и даже нарастить объемы продаж.

Надежда КОВШ

Доля в белорусском экспорте пищевых и сельскохозяйственных товаров значительно возросла. Теперь важно не потерять завоеванные рынки и постараться расширить географию поставок.

Экспорт сельскохозяйственных и продовольственных товаров за последние годы превратился в один из самых значимых источников поступления валюты в нашу страну. Если в 2011- 2012 гг. доля подобных товаров оставалась в пределах 10%, то в 2014 г. составила, по предварительным подсчетам, около 15%.

Поставки белорусского продовольствия в прошлом году осуществлялись в 46 стран. Статистика свидетельствует, что, например, наш шоколад едят в Габоне, Индии, Иордании, Мьянме, Вьетнаме, Китае. Макаронные изделия - в Ливане, рыбные консервы - в Австралии, на Кипре и в Новой Зеландии. Изделия из картофеля в - Италии. Джем и мармелад - в Катаре. Томатный кетчуп - в Демократической Республике Конго. Белорусскую минеральную воду пьют в Марокко, пиво - в Норвегии, а крепкие спиртные напитки - на Кубе, в Нигерии, Перу, Чили и Эквадоре.

Однако главными торговыми партнерами Беларуси являются страны СНГ и в первую очередь... продолжение читайте в печатной версии журнала

{jcomments on} 

Елена ЗАЙЧЕНКО

Увеличение потока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на чистой основе в 2013-2014 гг. в белорусскую экономику - безусловно, положительный фактор. Но не стоит его переоценивать. Абсолютное значение привлеченного капитала далеко от того, что может и должно быть.

В новых экономических условиях, с которыми страна столкнулась в конце прошлого - начале этого года, интерес к инвесторам обострился. Есть общее понимание, что иностранный капитал способен заметно стимулировать объемы ВВП, укрепить конкурентные преимущества, завоевать новые экономические ниши, помочь раскрыть потенциал регионов. Инвестиционный приток в экономику сегодня нужен как воздух - этот «гормон роста» с энтузиазмом обсуждает широкий круг экспертов.

Однако проблемы начала года, связанные с доступом к иностранной валюте, ростом процентных ставок по кредитам, падением уровня доходов населения, притормозили принятие многих инвестиционных решений. Потенциальные иностранные инвесторы заняли выжидательную позицию, наблюдая со стороны за процессами, происходящими в стране. В свою очередь озадачены ответственные за привлечение инвестиций чиновники.

Почему у белорусских властей никак не складываются ровные отношения с инвесторами? Почему инвестиции не носят традиционный, поточный характер?... продолжение читайте в печатной версии журнала

{jcomments on} 

Елена КОВАЛЕВА

Популяризация франчайзинга предпринимательскими ассоциациями дает результаты - в стране растет количество стартапов на основе приобретаемых готовых бизнес-моделей. Правда, лишь половина из них выходят на положительную доходность.

Напомним, термин «франчайзинг» происходит от английского franchise - «лицензия», «привилегия», а «франшиза» - от французского franchir - «преодолевать». Иначе говоря, франчайзинг - это коммерческая концессия, вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель, при которой франчайзи получает возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и бренды франчайзера.

Таким образом, теперь и белорусскому предпринимателю не обязательно ломать голову над разработкой уникальной идеи, нового направления деятельности. Достаточно, взвесив все «за» и «против», купить уже опробованную на рынке бизнес-модель.

Однако не следует считать, что франчайзинг - дело абсолютно безопасное, с гарантированной прибылью. В любой момент рынок может качнуться - и то, что работало прежде, даст сбой. К тому же многие бизнес-модели, успешно опробованные в других странах, могут не сработать в Беларуси с ее специфическими условиями хозяйствования. Поэтому прежде чем стать франчайзи, лучше все тщательно взвесить.

«Привилегия» для всех
Еще несколько лет назад большинству белорусских предпринимателей франчайзинг казался делом туманным. О недоверии к новому заграничному направлению говорили цифры. Так, по данным Национального центра интеллектуальной собственности, с 2005 по 2012 г. в республике было зарегистрировано чуть более 100 договоров франчайзинга.

При этом 50% из них передавали права использования фирменного наименования и нераскрытой коммерческой информации в сфере розничной торговли, 20% - касались услуг для бизнеса, 19% - услуг для населения, 5% - общественного питания. За это же время в Беларуси было продано всего около 30 франшиз. Причем, как показывали исследования, реально приносила доход лишь половина из них.

На продажах франшиз и заключении договоров франчайзинга также отразились два крупных девальвационных потрясения в 2009 и 2011 гг. Как ответ на непростую ситуацию в 2011 г. в республике была создана Ассоциация франчайзеров и франчайзи «БЕЛФРАНЧАЙЗИНГ». Ее целью стали популяризация и распространение отношений франчайзинга в Беларуси, формирование его стандартов и контроль их соблюдения, защита прав и интеллектуальной собственности.

Наверное, это и послужило толчком для развития рынка - к 2013 г. интерес белорусского бизнеса к данной теме удалось реанимировать. В том году было зарегистрировано около 130 франчайзинговых договоров. В столице и крупных городах наметилось повышение спроса на иностранные бренды с нестандартным торговым предложением (в сфере питания, услуг, производства), в райцентрах - на концепции, не требующие больших финансовых вложений (увеличился спрос на предложения успешных белорусских компаний). Появились и специализированные выставки-смотры франшиз, одна из которых прошла в ноябре 2014 г. в гостинице «Пекин».

Наиболее крупной белорусской франчайзинговой сетью следует считать сеть магазинов под торговой маркой «Родная сторона». В формировании подобной сети (розничных магазинов и павильонов) за рубежом наиболее преуспела компания «Милавица». В сфере общественного питания самым крупным франчайзинговым проектом стала Pizza Smile. Кроме того, на отечественный рынок франшиз вышли такие серьезные иностранные игроки, как сети ресторанов «Иль Патио», «Фрайдис», сеть пироговых «Штолле», гостиница Crownplaza  и др.

«За» и «против»
Несмотря на заметный прорыв в популяризации франчайзинга, бизнес все еще относится к этому новому способу инвестирования с некоторой опаской. С одной стороны, занимать выжидательную позицию заставляет нынешняя невнятная ситуация с курсами валют, с другой - не все руководители и бизнесмены детально представляют «плюсы» и «минусы» франчайзинга. Поэтому проанализируем их вместе.

Итак, среди «плюсов»:
1.    Использование проверенной бизнес-системы.
Для эффективного развития франчайзинговой сети необходимо головное (флагманское) предприятие. На его фундаменте происходит «клонирование» бизнеса. Поэтому приобретая франшизу, франчайзи рассчитывает получить уже отработанную, проверенную и зарекомендовавшую себя бизнес-модель. Но перед заключением сделки обязательно наведите справки! Запросите информацию непосредственно у компании-франчайзера, а также у Ассоциации франчайзеров той страны, где находится продавец франшизы, и непременно лично побеседуйте с бизнесменами, уже обладающими данной франшизой в вашей или других странах. Это поможет избежать лжефраншиз. Помните, что хорошая франшиза - это прозрачность в документах, понятность бизнес-модели, нестандартная и интересная бизнес-идея.

2.    Получение доступа к базе знаний франчайзера.
Хороший франчайзер передаст в пользование не только свою бизнес-систему и отлаженный механизм ее использования, но и пошаговую инструкцию применения на практике. А это необходимые на начальном этапе знания, от которых напрямую зависит степень эффективности проекта.

3.    Гарантированная система поставок
Поскольку франчайзеры заинтересованы в успешном развитии их франшиз, они стремятся обеспечить покупателей (франчайзи) всеми необходимыми ресурсами, в том числе материальными.

4.    Минимальные затраты на рекламу, PR и маркетинг.
В большинстве случаев работа по франшизе не требует значительных средств на маркетинговую раскрутку, так как зачастую приобретаются права на уже разрекламированный бизнес (товары, услуги). Тем не менее, возможно, придется потратиться на рекламу франчайзингового предприятия на локальном рынке или в каком-то регионе (если приобретается франшиза у крупного белорусского предприятия, например, у «Милавицы»).

Среди «минусов»:
1.    Необходимость следовать правилам и ограничениям.
Разработанная и опробованная бизнес-модель, как правило, предполагает работу по определенным правилам с ограничениями в деятельности. С этим придется мириться, даже если выход за обозначенные рамки мог бы увеличить маржинальность использования франшизы в вашем случае.

2.    Невозможность влиять на централизованную стратегию маркетинга, PR и рекламы.
Большинство решений принимаются франчайзером. При этом вы вынуждены будете регулярно отчислять ему средства на разного рода управленческие цели.

3.    Ограничения доступа к свободному рынку.
Франчайзер обеспечит ресурсами, но вы вынуждены будете закупать продукцию и сырье у поставщиков, с которыми работает продавец франшизы. Даже если цены окажутся завышенными, вы не сможете что-либо изменить и обратиться к другим поставщикам.

4.    Жесткие ограничения на выход из бизнеса.
Как правило, устанавливается жесткий и длительный механизм выхода из франчайзингового бизнеса. И если по каким-то причинам вы решите отказаться от права пользования франшизой, сделать это быстро окажется непросто. Добавьте сюда установку запретов на создание конкурирующих видов бизнеса на определенной территории или в течение определенного срока.

С чего начинать?
Прежде чем запустить процесс приобретения франшизы, необходимо ответить на главный вопрос: готовы ли вы подчиняться жестким правилам ведения дела, созданного другими людьми? Если очень дорожите собственной свободой, то франчайзинговый бизнес не для вас. Если согласны работать по чужим правилам, осознаете возможные риски, то переходим к следующему этапу - приобретению франшизы.

Белорусский рынок франчайзинга чаще всего предлагает франшизу в сфере услуг, розничной торговле или общественном питании. Но можно найти неплохие варианты и для промышленности. Полезно будет обратиться к отечественному брокеру, которым в Беларуси является ассоциация «БЕЛФРАНЧАЙЗИНГ». Брокеры ведут каталоги франшиз и могут подобрать необходимый для вас вариант. Но может оказаться, что интересующая вас франшиза не представлена на белорусском рынке. В этом случае следует обратиться непосредственно к ее аграничному владельцу.

На этапе переговоров с франчайзером внимательно изучите все присылаемые им документы. Если они на иностранном языке, не поскупитесь потратиться на качественный перевод. Обратите внимание на финансовые детали договора франчайзинга, в частности, на сумму первоначального взноса (многие продавцы франшиз требуют платеж за вход в систему), на размер ежемесячных роялти и других отчислений. Обязательно оцените возможную прибыль с учетом производственных расходов, выплаты роялти и других платежей франчайзеру.

Подписанный договор, кстати, необходимо зарегистрировать в Национальном центре интеллектуальной собственности Беларуси. На эту процедуру потребуется около месяца. Далее вы - полноправный обладатель франшизы!

На личном опыте
Все эти этапы прошел владелец франшизы российской туристической компании «Роза Ветров» Евгений Корнев. История его бизнеса, а точнее - получения франшизы - началась в 2013 г. и пришлась на период всплеска интереса к рынку франчайзинга в Беларуси.

 

«Все началось с желания создать собственный бизнес, но при этом затратить меньше энергии и средств, - рассказывает предприниматель, - Попробовать приобрести франшизу посоветовал друг, который на тот момент уже являлся франчайзи по договору с Терранова. Денег у меня было немного (около 10 тыс. долл.), поэтому подходящую франшизу искали долго. Обратились в Ассоциацию. Там предложили франшизу «Розы Ветров».

Она подошла по роялти и другим параметрам. Дополнительным аргументом для покупки стало то, что компания-франчайзер предоставляла бесплатное обучение основам туристического бизнеса, а у меня опыта в этом деле не было. Нам также выслали бизнес-план, алгоритм действий, рекламную продукцию и при этом не потребовали первоначального взноса».

Основное преимущество франшизы в том, что она позволяет быстро стартовать новому направлению бизнеса с нуля. «Если бы мы сами создавали стартап, то запуститься за месяц нам не удалось бы», - убежден Е.Корнев. Тому, кто планирует открыть свое дело или новое направление в бизнесе, среди прочего он рекомендует уже на начальном этапе подбирать офис и сотрудников - это поможет сократить время возврата инвестиций.

Следует также детально просчитывать все затраты (зарплаты, аренду офиса, предоплату партнерам, взносы головной компании и т.д.) не менее, чем на 4-5 месяцев. Не следует рассчитывать на первую серьезную прибыль раньше, чем через полгода. Особенно если приобретен туристический бизнес, который, как известно, отличается сезонностью.

Впрочем, из этого не следует, что первые 4-6 месяцев придется работать себе в убыток. На самоокупаемость франшиза «Роза Ветров» вышла в течение месяца.

«Приобретение франшизы  имеет смысл, - убежден Е.Корнев, - так как она позволяет быстро вернуть вложенные средства. Нам это удалось после первого же «горячего» сезона». И пусть не останавливает то, что договор с франчайзинговой компанией свяжет ведение бизнеса жесткими рамками. Нам, например, строгие правила и нормы помогли не совершить ошибок, которые в силу неопытности в этом бизнесе мы непременно сделали бы».

В Ассоциации «БЕЛФРАНЧАЙЗИНГ» также отмечают, что массовое распространение франшиз в нашей стране помогло бы притоку прямых иностранных инвестиций. Словом, дело частное, польза - государственная.

{jcomments on} 

ЦЕННЫЕ БУМАГИ. ИНВЕСТИЦИИ
Уточнены основные термины рынка ценных бумаг, а также механизмы его регулирования. Определено, что эмиссионные ценные бумагами (далее - ЭЦБ), к которым относятся акции, государственные и иные облигации, а также прочие виды ценных бумаг, могут быть именными или на предъявителя, эмитироваться в документарной или бездокументарной форме. ЭЦБ на предъявителя могут эмитироваться только в документарной форме.

Выпуску ЭЦБ присваивается государственный регистрационный номер, который распространяется на все ценные бумаги данного выпуска. Определен перечень документов, предоставляемых эмитентом для государственной регистрации ЭЦБ. Изменения в Государственном реестре ценных бумаг осуществляются в случае изменения номинальной стоимости акции, их категории, консолидации или дробления, сокращения количества (аннулирования части выпуска). Требование распространяется и на случаи изменения полного и (или) сокращенного наименования эмитента, типа привилегированных акций, признания судом решения о выпуске (дополнительном выпуске) акций недействительным.

Также предусмотрены случаи аннулирования выпуска ЭЦБ, признания эмиссии ЭЦБ недобросовестной, а также определено, в каких случаях приостанавливается или запрещается эмиссия ЭЦБ.
Закон от 05.01.2015 г. №231-З «О рынке ценных бумаг». За исключением отдельных положений вступает в силу c 11.07.2015 г.

НАЗНАЧЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. ДИСКРЕДИТИРУЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
Определяется порядок согласования при назначении лиц, уволенных по основаниям, признаваемым в соответствии с законодательными актами дискредитирующими обстоятельствами (далее - лица, уволенные по дискредитирующим обстоятельствам), на руководящие должности в организации государственной и частной форм собственности в течение 5 лет после увольнения.

Согласование является обязательным условием назначения и осуществляется председателем районного, городского (города областного подчинения) исполнительного комитета, главой администрации района г. Минска, на территории которого расположена организация либо ее структурное подразделение. Под руководящей должностью понимается должность руководителя либо заместителя руководителя организации, иного работника, осуществляющего организационно-распорядительные (руководящие, организующие, направляющие, координирующие и контролирующие) функции.

Для согласования назначения лица, уволенного по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящую должность организация представляет письменное мотивированное ходатайство и характеристики лица с предыдущих мест работы за последние 5 лет. Характеристика должна содержать информацию о его деловых и личностных качествах, организаторских способностях, результатах работы, причинах прекращения (расторжения) трудового договора (контракта), привлечения к дисциплинарной, материальной ответственности.

Постановление Совмина от 02.02.2015 г. №68 «Об утверждении Положения о порядке согласования назначения лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности». Вступило в силу 06.02.2015 г.

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ. ЭНЕРГОАУДИТ
Урегулированы вопросы энергетического обследования (энергоаудита). Ему в обязательном порядке подлежат юридические лица с годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов 1,5 тыс. т условного топлива и более.

Энергоаудит юридического лица проводится не реже одного раза в 5 лет. Для юридического лица, у которого с момента окончания модернизации основного технологического оборудования, обновления технологий, создания высокотехнологичных производств прошло не более 3 лет, организуется экспресс-энергоаудит. В отношении иных юридических лиц и ИП энергоаудит может проводиться в добровольном порядке.

Устанавливаются нормы расхода топливно-энергетических ресурсов для юридических лиц с годовым потреблением 100 т условного топлива и более и (или) юридических лиц, имеющих источники тепловой энергии производительностью 0,5 Гкал в час и более.

Закон от 08.01.2015 г. №239-З «Об энергосбережении». За исключением отдельных положений вступает в силу 12.07.2015 г.

ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА. ПЛАТЕЖНЫЕ СРЕДСТВА. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Ужесточены меры за нарушение валютного законодательства. Установлено, что незаконное принятие иностранной валюты в качестве платежного средства, а равно иное незаконное использование ценных бумаг и платежных документов в иностранной валюте влекут наложение штрафа в размере от 50 до 100 базовых величин (БВ) с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации, а на ИП или юридическое лицо - от 100 до 200 БВ также с конфискацией или без.

Осуществление ИП, юридическим или физическим лицом валютной операции, связанной с движением капитала, без разрешения Нацбанка, когда в соответствии с законодательством требуется такое разрешение, влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100 БВ, а на ИП или юридическое лицо - от 100 до 200 БВ.

Указ Президента от 09.02.2015 г. №49 «Об обеспечении порядка при осуществлении валютных операций». Вступил в силу с 12. 02.2015 г.

ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ. ВВОЗ ПРОДУКЦИИ
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза (далее - технические регламенты) проводится на основе оценки рисков. Надзорные органы при проведении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов обязаны использовать контрольный список вопросов (чек-лист).

В случаях установления по результатам проверки опасной продукции, а также неправомерной выдачи (принятия) документов об оценке соответствия такой продукции требованиям технических регламентов юридическим и физическим лицам, в том числе ИП, уполномоченными органами выдаются предписания на запрет ввоза и (или) обращения опасной продукции на территории Республики Беларусь. Копии таких предписаний направляются республиканским органам государственного управления и государственным организациям, подчиненным Совмину, в том числе таможенным органам, для предотвращения ввоза и (или) обращения такой продукции на территории Республики Беларусь.

Принимаются также решения о прекращении (приостановлении) действия на территории республики документов об оценке соответствия продукции требованиям технических регламентов. Если документы об оценке соответствия выданы другим государством - членом Евразийского экономического союза, информация о принятом решении направляется в Госстандарт для представления в десятидневный срок в Евразийскую экономическую комиссию и уполномоченные органы государства - члена Евразийского экономического союза, на территории которого выданы указанные документы.

Указ Президента от 09.02.2015 г. №48 «О мерах по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов». Вступил в силу с 13.02.2015 г.

Подготовила Елена КОРНУШЕНКО,
адвокат адвокатского бюро «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий СБХ»

{jcomments on} 

Андрей ФАЛЮК, Алексей ЦЕЛЮК, Григорий КУЗЬМИЧ

Пока данный вид техники - диковинка на наших дорогах (если не считать троллейбусы). Но все меняется… Обнадеживает, в частности, стабильное год от года удешевление электромоблей. Попробуем подсчитать экономическую целесообразность их использования в нашей стране.

Дефицит топлива и связанный с этим рост цен на энергоносители, а также общемировое стремление беречь окружающую среду заставляет все чаще искать альтернативу двигателю внутреннего сгорания. В новостях то и дело мелькают статьи об усовершенствованных разработках электромобилей.

Использование таких машин более не кажется какой-то заоблачной перспективой. Крупные автомобильные концерны вкладывают сотни миллионов долларов, для того что- бы быть первыми и инновационными в этом сегменте, и их конкуренция приносит хорошие плоды.

Электромобили давно уже не называют автомобилями «будущего». Сегодня мы переживаем «третью эру» их использования. Популярность электромобили набирали не только на фоне роста цен на нефть, но и за счет ... продолжение читайте в печатной версии журнала

{jcomments on} 

 

Маргарита ГЕРАСИМЕНКО

Что такое вершина? Последний шаг перед спуском.
Джордж Бернард Шоу

Такова человеческая натура: хотеть взять то, что достается с трудом, покорить то, что строптиво по природе. Попытки альпинистов оказаться на самых высоких точках земного шара восхищают, но сопряжены с опасностью, которая только подстрекает пройти этот путь. Восхождение - достаточно дорогостоящее удовольствие, а потому зачастую именно бизнесмены оказываются среди тех, кто штурмует «вершину мира».

На Земле насчитывается 14 горных вершин высотой более 8 тыс. м. Все они расположены в горных системах Гималаи и Каракорум. По данным геологов, это относительно молодые горы, сформировавшиеся около 30 млн. лет назад. Восемь из четырнадцати восьмитысячников расположились на территории Непала. Это Джомолунгма (8 848 м), Канченджанга (8 586 м), Лхоцзе (8 516 м), Макалу (8 485 м), Чо-Ойю (8 201 м), Джаулагири (8 167 м), Манаслу (8 156 м), Аннапурна (8 091 м). Поэтому база международного альпинизма традиционно сформировалась в этой стране. Каждый год Непал посещают тысячи иностранцев, многие из которых стремятся взять высоту. В альпинизме большим достижением считается покорение всех гор-восьмитысячников. Однако пока это удалось лишь 30 альпинистам (27 мужчинам и 3 женщинам).
Подъем на вершину занимает в среднем 2 месяца. Начинается с установки лагеря для акклиматизации. Восхождение от базового лагеря длится... продолжение читайте в печатной версии журнала

{jcomments on} 

Евгений ШУНЕЙКО, кандидат искусствоведения, профессор

По преданию, в далекие средневековые времена рыцари с крестовых походов привозили восточные ковры для согревания массивных каменных стен своих замков. Так появилась в Европе многовековая традиция тканых ковров и гобеленов (тканей с сюжетными изображениями) для украшения быта высших общественных сфер.

Но в результате английской технической революции искуссные руки мастера-ткача заменила штамп-машина, и в ХIX в. неповторимые текстильные творения не выдержали конкуренции массового фабричного производства безвкусных ковриков, гардин, обоев, занавесок и казалось, что уже исчезли навсегда.

К счастью, в критический момент в Европе всегда появляется герой-реформатор, который облагораживает испорченные вкусы и спасает почти безнадежную антиэстетическую ситуацию. Таким творческим суперменом был английский художник Уильям Моррис (1834-1896), общепризнанный лидер возрождения искусств и ремесел в быту.

Начал он эстетическую революцию в 1860-х гг. в своем образцовом «Красном особняке”, где все было изготовлено с особым вкусом и совершенством: мебель, посуда, ткани, самые разнообразные функциональные предметы. Особое значение он придавал...продолжение читайте в печатной версии журнала

{jcomments on}