fbpx
×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID 651.

Уважаемые читатели!
Обвал российского рубля по отношению к мировым валютам «съел» маржинальность наших экспортных поставок на российском рынке, сделав актуальным диверсификацию экспорта в дальнее зарубежье. От достижения этой цели в среднесрочной перспективе будет зависеть судьба многих предприятий, да и экономики в целом.

До сих пор белорусских экспортеров в РФ по большому счету привлекали три фактора: беспошлинная торговля, низкие технические барьеры вхождения на рынок и относительно высокий уровень долларовых цен. Последнее обстоятельство было, пожалуй, решающим, однако в последние месяцы ситуация сильно изменилась. С начала 2014 г. российская валюта ослабла к американской вдвое - с 33 до 66 росс. руб./долл. (по состоянию на 13.02.2015 г.).

Если эту динамику скорректировать на инфляцию в РФ, подскочившую по итогам 2014 г. до 11,4%, а также на инфляцию в США (0,8%), то получается, что долларовая маржинальность поставок в Россию по широкой группе потребительских товаров снизилась более чем на 40%!

При этом не просматривается перспектив ее быстрого восстановления. Сильное укрепление российского рубля в этом году маловероятно. В случае, если его курс останется на текущих уровнях, то маржинальность экспорта в 2015 г. сможет восстановиться не более чем на уровень инфляции, которая, по прогнозам Центробанка РФ, составит 9%.

Таким образом, потеря стоимости поставок на российский рынок значительно нивелировала его преимущество для белорусских предприятий по сравнению с третьими странами, даже с учетом применения там таможенных пошлин к нашим товарам. Например, средневзвешенный таможенный тариф ЕС, США, Японии, Швейцарии и Канады составляет 4,7% и не является существенным препятствием для проникновения товаров.

По крайней мере, потери на пошлинах там значительно ниже, чем девальвационные потери от торговли с РФ, тогда как  транспортные расходы зачастую сопоставимы. Доставка грузов за Урал обойдется белорусскому предприятию в такую же сумму или больше, чем во Францию или Испанию.

В этой связи резко возрастает интерес к возможным поставкам на ближайший к нам рынок ЕС, особенно если учесть его емкость: объединенная Европа потребляет порядка 20% глобального импорта. Даже с учетом ослабления евро и замедления инфляции в еврозоне в 2014 г. до 0,4% маржинальность экспорта туда возросла на 50 процентных пунктов по сравнению с отгрузками в РФ.

Пока завоевывать мир у нас как-то не очень получалось. С одной стороны, статистика фиксирует достаточно красивые цифры по доле дальнего зарубежья в структуре белорусского экспорта товаров (за 11 месяцев 2014 г. - 41,5%). С другой - основу этого экспорта составили преимущественно продукция нефтепереработки и удобрения, тогда как до 80% товаров широкой номенклатуры  традиционно поставлялось на российский рынок. Тревожной тенденцией стало и то, что в последние годы ряд крупных предприятий (в основном  госсобственности) сократили географию продаж.

Но были и обнадеживающие примеры. В журнале «Директор» №11 за 2013 г. мы подробно изложили опыт выхода на европейский рынок белорусской компании АЛЮТЕХ. С середины 2000-х этот производитель роллетов и других металлоконструкции увеличил долю отгрузок в Восточную и Западную Европу до  четверти от объемов выпуска, а на ближайшее время поставил цель выйти на 50%.

В целом в экспортной деятельности практиковался алгоритм: сначала оценивалась емкость рынка в интересующем регионе, затем принималось решение о целесообразности выхода на него, устанавливались контакты (в основном в рамках участия в крупных европейских выставках) и начинались продажи через отдельных дистрибьюторов.

Проникновение на Запад возможно через вхождение в производственные цепочки транснациональных корпораций. Такую стратегию выбрала столичная компания Fenox. Сегодня ее комплектующие поставляются на конвейеры ряда мировых автоконцернов.

Прорваться в дальнее зарубежье по силам также многим поставщикам услуг, благо у них ниже материало- и энергоемкость в сравнении с промышленностью. Главное - сделать первый шаг.

С уважением,
главный редактор
Алесь Герасименко

{jcomments on}