Сергей ВАРИВОДА, заместитель председателя РОО «БНПА», директор ООО «Китайские автомобили»
Свободное передвижение товаров и капитала в Таможенном союзе, а теперь уже - в Евразийском экономическом союзе делает бессмысленной борьбу с национальными импортерами. Не лучше ли создать условия, при которых зарубежные покупатели поедут к нам за импортными товарами, произведенными в третьих странах?
Зажаты дружескими объятиями
Рынок новых легковых автомобилей в Беларуси показал олимпийский результат. Впервые в национальной автомобильной истории продажи новых «легковушек» превысили… 45 тыс. штук! А показатель IV квартала прошлого года (около 23 тыс. штук) станет на долгие годы недостижимой путеводной звездой для автодилеров. Это в 2,6 раза больше, чем годом ранее и выше уровня годовых (!) продаж всех лет, кроме 2008 и 2013 гг. На фоне реализуемых правительством ограничительных для импорта мер вроде Указа №361 даже как-то смеяться неудобно…
Однако правительство добилось своего. Продажи, а стало быть, и импорт легковых автомобилей автодилерами - членами Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), в IV квартале не только не вырос, но и снизился на 5% к соответствующему периоду 2013 г. А доля продаж белорусских дилеров в октябре-декабре 2014 г. упала до неприличных 27% объема рынка. Так, доля дилера «отечественного» автомобиля Geely, до последнего державшегося в пятерке лидеров, рухнула до 4,5%.
И это далеко не худший показатель. Другими словами, зажатые распродажами российских конкурентов и ограничениями собственных властей, дилеры Беларуси в IV квартале 2014 г. удовлетворили менее трети спроса на легковые автомобили. В очередной раз кошельки наших граждан, наполняемые валютой из обменников белорусских банков, опустели в автосалонах другой страны.
Если это и есть цель принятых мер по ограничению импорта, то она достигнута. Пока не вышла очередная порция официальной статистики, сделаем предположение, что сумма вывезенной из страны валюты в оплату легковых автомобилей в IV квартале превысила 0,7 млрд. долл. Незадолго до отставки тогда еще премьер Михаил Мясникович посетовал, что только за октябрь-ноябрь на оплату легковых автомобилей из Беларуси «убежало» 320 млн. долл. В тот момент он еще не знал, что декабрьский ввоз автомобилей превысит результат двух предыдущих месяцев вместе взятых.
Что такое для страны и ее бюджета 700 млн. «зеленых»?! (Об экономике дилеров умалчиваю, их судьба никого не интересует, кроме их самих.) Для поставки на внутренний рынок аналогичного количества легковых автомобилей официальные дилеры Беларуси потратили бы валюты минимум на треть меньше, т.е. снизили бы нагрузку на ЗВР на 230-240 млн. долл. О причинах существующей разницы в сумме вывозимой валюты специалистами говорилось уже неоднократно.
В бюджет соседней страны наши покупатели уплатили более 100 млн. долл. НДС. А вот белорусский бюджет эти деньги потерял, как, впрочем, и 7-8 млн. долл. утилизационного сбора. Такие «мелочи» для бюджета, как прочие налоги и сборы, отчисления в ФСЗН с зарплаты работников автодилеров мы в расчет не берем, хотя и здесь «упущенная выгода» исчисляется десятками миллионов долларов. Заметьте, только в одном квартале одного года.
Да что я все о деньгах?! Братская дружба и не такого стоит…Так-то оно так. Только нынче денег зря никто не дает. И каждая копейка упущенного спроса на своем внутреннем рынке - минус национальному регулятору этого самого рынка. Ссылки на некие объективные причины и обязательства нашей страны в рамках интеграционных объединений не выдерживают никакой критики. Мы вполне можем регулировать свой внутренний рынок, не наступая на больную мозоль соседей по интеграции. А иногда и наступить не мешало бы…
Все в том же IV квартале 2014 г. доля новых «легковушек», которые не были произведены в РФ или завезены оттуда, в том числе через белорусских дилеров российских автопроизводителей, не превышает 10%! То есть спрос на авторынке Беларуси давным-давно работает на благо автомобильной промышленности России. Разве этого мало? И зачем так регулировать рынки, что в РФ торговля автомобилями (а также телевизорами, холодильниками и т.д. и т.п.) процветает при ее стагнации в Беларуси?
Что такое 0,7 млрд. долл., т.е. около 7,7 трлн. руб. по курсу декабря для нашей розничной торговли и ВВП в целом? Это не менее 8-9% квартального розничного товарооборота всей страны!
Критически настроенный читатель отметит, что массовый ввоз автомобилей из РФ, дескать, следствие обвала курса российского рубля. Отчасти это так. Да только ведь прямые продажи российских дилеров в Беларусь появились не вчера. А цунами российского кризиса лишь сделало проблему очевидной для тех, кто раньше ее не хотел замечать.
Хотя о нарастающей угрозе потери внутреннего автомобильного рынка автодилеры говорят давно. Шепотом. Как бы чего не вышло.
Может, разоряющая бизнес давка на авторынке-2015 заставит перейти на крик? Ведь медленное сползание дилерских продаж в 2014-м грозит обернуться настоящим обвалом в нынешнем году.
Не стреляйте в импортера
Земля слухами полнится. Журналисты пописывают, читатели почитывают, а правительство опять подумывает: «а не продлить ли нам на веки вечные норму п.1.5 Указа №361?» (замораживающую средства импортеров аж на 3 месяца). А действительно, почему бы не продлить? И валюты меньше вывезут, и бюджет поддержим, да и импортозамещение обеспечим.
Так ведь ни того, ни другого, ни третьего… Лозунг «Дави импортера!» очень удобен для минимизации издержек чиновничьего труда, но совершенно не годится для открытой экономики. Хотим поставить забор из запретов и протекционистских мер? Хорошо, тогда что нам делать на общем рынке ЕАЭС?
Ведь как-то смешно получается: после введения в действие Указа №361 импорт новых легковых автомобилей в страну во втором полугодии вырос в 2 (!) раза относительно соответствующего периода 2013 г. А вот ввоз этих автомобилей национальными импортерами за тот же период года действительно снизился на 7%.
О предварительных оценках последствий такого регулирования для платежного баланса и бюджета я уже говорил. Что касается импортозамещения в автомобильной промышленности как нашей страны, так и других участников ЕАЭС, то это тема для отдельного критического анализа. Уровень заявляемой большинством автопроизводителей локализации является чистой воды фикцией, самообманом.
При корректном и правильном подсчете импортной составляющей в каждом из компонентов автомобиля мы увидим совершенно иные показатели. Импортная гайка, которая ввозится одной организацией и приобретает статус товара ТС, после поставки на сборочный конвейер другой организации в составе шпульки от этого национальной не становится. Ну, разве что «по бумагам».
Осталось лишь подсчитать разницу между тем, что отдают в бюджет «замещаемый» легковой автомобиль и его «импортозамещающий производитель». Несложно догадаться, что вклад импортера существенно выше. Говорят, пока… Не с импортерами, господа, надо бороться, а с безудержным желанием жить не по средствам! С ненасытной накачкой экономики ничем не обеспеченной денежной массой.
С избыточным финансированием государственных инвестиционных программ, льготным кредитованием жилья и не только, с выплатой не заработанной заработной платы. Ничем не обеспеченные деньги мечутся между обменником и магазином, непатриотично предпочитая импортное. А в отсутствие приемлемого предложения от собственных импортеров несутся стремглав через восточную границу.
Импортозамещение касается прежде всего производства, но с чего вдруг сферу обращения товара надо отдать соседям? По-моему, «случайное» совпадение выхода Указа №361 с резким сокращением темпов роста розничной торговли (110,9% за полугодие, 106,6% - за 2014 г.) в нашей стране должно наводить на раздумья о судьбах ВВП-2015 и всего остального, что с ним связано.
И прежде чем продлевать «на новый срок» крайне болезненную для наших импортеров меру с «заморозкой» в бюджете на 90 дней ввозного НДС, следует 10 раз просчитать последствия для каждого сегмента товарного рынка. Возможно, за батоном вы в Смоленск не побежите, а вот за автомобилем, бытовой техникой, мебелью и т.п. - запросто. Тем более что инфляция цен на эти товары в РФ еще долго будет отставать от глубины девальвации российского рубля.
Сбережения белорусов на сегодняшний день позволяют приобрести не менее 500 тыс. новых легковых автомобилей. И нам небезразлично, в какой торговой сети они это сделают. Вместо борьбы со своими импортерами лучше создать условия, при которых покупатели соседней страны поедут к нам. И я не имею в виду очередную «корректировку курса».
{jcomments on}