fbpx

Елена КОВАЛЕВА

Популяризация франчайзинга предпринимательскими ассоциациями дает результаты - в стране растет количество стартапов на основе приобретаемых готовых бизнес-моделей. Правда, лишь половина из них выходят на положительную доходность.

Роза ВетровНапомним, термин «франчайзинг» происходит от английского franchise - «лицензия», «привилегия», а «франшиза» - от французского franchir - «преодолевать». Иначе говоря, франчайзинг - это коммерческая концессия, вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель, при которой франчайзи получает возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и бренды франчайзера.

Таким образом, теперь и белорусскому предпринимателю не обязательно ломать голову над разработкой уникальной идеи, нового направления деятельности. Достаточно, взвесив все «за» и «против», купить уже опробованную на рынке бизнес-модель.

Однако не следует считать, что франчайзинг - дело абсолютно безопасное, с гарантированной прибылью. В любой момент рынок может качнуться - и то, что работало прежде, даст сбой. К тому же многие бизнес-модели, успешно опробованные в других странах, могут не сработать в Беларуси с ее специфическими условиями хозяйствования. Поэтому прежде чем стать франчайзи, лучше все тщательно взвесить.

«Привилегия» для всех
Еще несколько лет назад большинству белорусских предпринимателей франчайзинг казался делом туманным. О недоверии к новому заграничному направлению говорили цифры. Так, по данным Национального центра интеллектуальной собственности, с 2005 по 2012 г. в республике было зарегистрировано чуть более 100 договоров франчайзинга.

При этом 50% из них передавали права использования фирменного наименования и нераскрытой коммерческой информации в сфере розничной торговли, 20% - касались услуг для бизнеса, 19% - услуг для населения, 5% - общественного питания. За это же время в Беларуси было продано всего около 30 франшиз. Причем, как показывали исследования, реально приносила доход лишь половина из них.

На продажах франшиз и заключении договоров франчайзинга также отразились два крупных девальвационных потрясения в 2009 и 2011 гг. Как ответ на непростую ситуацию в 2011 г. в республике была создана Ассоциация франчайзеров и франчайзи «БЕЛФРАНЧАЙЗИНГ». Ее целью стали популяризация и распространение отношений франчайзинга в Беларуси, формирование его стандартов и контроль их соблюдения, защита прав и интеллектуальной собственности.

Наверное, это и послужило толчком для развития рынка - к 2013 г. интерес белорусского бизнеса к данной теме удалось реанимировать. В том году было зарегистрировано около 130 франчайзинговых договоров. В столице и крупных городах наметилось повышение спроса на иностранные бренды с нестандартным торговым предложением (в сфере питания, услуг, производства), в райцентрах - на концепции, не требующие больших финансовых вложений (увеличился спрос на предложения успешных белорусских компаний). Появились и специализированные выставки-смотры франшиз, одна из которых прошла в ноябре 2014 г. в гостинице «Пекин».

Наиболее крупной белорусской франчайзинговой сетью следует считать сеть магазинов под торговой маркой «Родная сторона». В формировании подобной сети (розничных магазинов и павильонов) за рубежом наиболее преуспела компания «Милавица». В сфере общественного питания самым крупным франчайзинговым проектом стала Pizza Smile. Кроме того, на отечественный рынок франшиз вышли такие серьезные иностранные игроки, как сети ресторанов «Иль Патио», «Фрайдис», сеть пироговых «Штолле», гостиница Crownplaza  и др.

Роза Ветров

«За» и «против»
Несмотря на заметный прорыв в популяризации франчайзинга, бизнес все еще относится к этому новому способу инвестирования с некоторой опаской. С одной стороны, занимать выжидательную позицию заставляет нынешняя невнятная ситуация с курсами валют, с другой - не все руководители и бизнесмены детально представляют «плюсы» и «минусы» франчайзинга. Поэтому проанализируем их вместе.

Итак, среди «плюсов»:
1.    Использование проверенной бизнес-системы.
Для эффективного развития франчайзинговой сети необходимо головное (флагманское) предприятие. На его фундаменте происходит «клонирование» бизнеса. Поэтому приобретая франшизу, франчайзи рассчитывает получить уже отработанную, проверенную и зарекомендовавшую себя бизнес-модель. Но перед заключением сделки обязательно наведите справки! Запросите информацию непосредственно у компании-франчайзера, а также у Ассоциации франчайзеров той страны, где находится продавец франшизы, и непременно лично побеседуйте с бизнесменами, уже обладающими данной франшизой в вашей или других странах. Это поможет избежать лжефраншиз. Помните, что хорошая франшиза - это прозрачность в документах, понятность бизнес-модели, нестандартная и интересная бизнес-идея.

2.    Получение доступа к базе знаний франчайзера.
Хороший франчайзер передаст в пользование не только свою бизнес-систему и отлаженный механизм ее использования, но и пошаговую инструкцию применения на практике. А это необходимые на начальном этапе знания, от которых напрямую зависит степень эффективности проекта.

3.    Гарантированная система поставок
Поскольку франчайзеры заинтересованы в успешном развитии их франшиз, они стремятся обеспечить покупателей (франчайзи) всеми необходимыми ресурсами, в том числе материальными.

4.    Минимальные затраты на рекламу, PR и маркетинг.
В большинстве случаев работа по франшизе не требует значительных средств на маркетинговую раскрутку, так как зачастую приобретаются права на уже разрекламированный бизнес (товары, услуги). Тем не менее, возможно, придется потратиться на рекламу франчайзингового предприятия на локальном рынке или в каком-то регионе (если приобретается франшиза у крупного белорусского предприятия, например, у «Милавицы»).

Среди «минусов»:
1.    Необходимость следовать правилам и ограничениям.
Разработанная и опробованная бизнес-модель, как правило, предполагает работу по определенным правилам с ограничениями в деятельности. С этим придется мириться, даже если выход за обозначенные рамки мог бы увеличить маржинальность использования франшизы в вашем случае.

2.    Невозможность влиять на централизованную стратегию маркетинга, PR и рекламы.
Большинство решений принимаются франчайзером. При этом вы вынуждены будете регулярно отчислять ему средства на разного рода управленческие цели.

3.    Ограничения доступа к свободному рынку.
Франчайзер обеспечит ресурсами, но вы вынуждены будете закупать продукцию и сырье у поставщиков, с которыми работает продавец франшизы. Даже если цены окажутся завышенными, вы не сможете что-либо изменить и обратиться к другим поставщикам.

4.    Жесткие ограничения на выход из бизнеса.
Как правило, устанавливается жесткий и длительный механизм выхода из франчайзингового бизнеса. И если по каким-то причинам вы решите отказаться от права пользования франшизой, сделать это быстро окажется непросто. Добавьте сюда установку запретов на создание конкурирующих видов бизнеса на определенной территории или в течение определенного срока.

Роза Ветров

С чего начинать?
Прежде чем запустить процесс приобретения франшизы, необходимо ответить на главный вопрос: готовы ли вы подчиняться жестким правилам ведения дела, созданного другими людьми? Если очень дорожите собственной свободой, то франчайзинговый бизнес не для вас. Если согласны работать по чужим правилам, осознаете возможные риски, то переходим к следующему этапу - приобретению франшизы.

Белорусский рынок франчайзинга чаще всего предлагает франшизу в сфере услуг, розничной торговле или общественном питании. Но можно найти неплохие варианты и для промышленности. Полезно будет обратиться к отечественному брокеру, которым в Беларуси является ассоциация «БЕЛФРАНЧАЙЗИНГ». Брокеры ведут каталоги франшиз и могут подобрать необходимый для вас вариант. Но может оказаться, что интересующая вас франшиза не представлена на белорусском рынке. В этом случае следует обратиться непосредственно к ее аграничному владельцу.

На этапе переговоров с франчайзером внимательно изучите все присылаемые им документы. Если они на иностранном языке, не поскупитесь потратиться на качественный перевод. Обратите внимание на финансовые детали договора франчайзинга, в частности, на сумму первоначального взноса (многие продавцы франшиз требуют платеж за вход в систему), на размер ежемесячных роялти и других отчислений. Обязательно оцените возможную прибыль с учетом производственных расходов, выплаты роялти и других платежей франчайзеру.

Подписанный договор, кстати, необходимо зарегистрировать в Национальном центре интеллектуальной собственности Беларуси. На эту процедуру потребуется около месяца. Далее вы - полноправный обладатель франшизы!

На личном опыте
Все эти этапы прошел владелец франшизы российской туристической компании «Роза Ветров» Евгений Корнев. История его бизнеса, а точнее - получения франшизы - началась в 2013 г. и пришлась на период всплеска интереса к рынку франчайзинга в Беларуси.

 Роза Ветров

«Все началось с желания создать собственный бизнес, но при этом затратить меньше энергии и средств, - рассказывает предприниматель, - Попробовать приобрести франшизу посоветовал друг, который на тот момент уже являлся франчайзи по договору с Терранова. Денег у меня было немного (около 10 тыс. долл.), поэтому подходящую франшизу искали долго. Обратились в Ассоциацию. Там предложили франшизу «Розы Ветров».

Она подошла по роялти и другим параметрам. Дополнительным аргументом для покупки стало то, что компания-франчайзер предоставляла бесплатное обучение основам туристического бизнеса, а у меня опыта в этом деле не было. Нам также выслали бизнес-план, алгоритм действий, рекламную продукцию и при этом не потребовали первоначального взноса».

Основное преимущество франшизы в том, что она позволяет быстро стартовать новому направлению бизнеса с нуля. «Если бы мы сами создавали стартап, то запуститься за месяц нам не удалось бы», - убежден Е.Корнев. Тому, кто планирует открыть свое дело или новое направление в бизнесе, среди прочего он рекомендует уже на начальном этапе подбирать офис и сотрудников - это поможет сократить время возврата инвестиций.

Следует также детально просчитывать все затраты (зарплаты, аренду офиса, предоплату партнерам, взносы головной компании и т.д.) не менее, чем на 4-5 месяцев. Не следует рассчитывать на первую серьезную прибыль раньше, чем через полгода. Особенно если приобретен туристический бизнес, который, как известно, отличается сезонностью.

Впрочем, из этого не следует, что первые 4-6 месяцев придется работать себе в убыток. На самоокупаемость франшиза «Роза Ветров» вышла в течение месяца.

«Приобретение франшизы  имеет смысл, - убежден Е.Корнев, - так как она позволяет быстро вернуть вложенные средства. Нам это удалось после первого же «горячего» сезона». И пусть не останавливает то, что договор с франчайзинговой компанией свяжет ведение бизнеса жесткими рамками. Нам, например, строгие правила и нормы помогли не совершить ошибок, которые в силу неопытности в этом бизнесе мы непременно сделали бы».

В Ассоциации «БЕЛФРАНЧАЙЗИНГ» также отмечают, что массовое распространение франшиз в нашей стране помогло бы притоку прямых иностранных инвестиций. Словом, дело частное, польза - государственная.

{jcomments on}