fbpx

№2 (188) - Февраль

 
  • Колонка главного редактора: Потеря валютной маржинальности на традиционных рынках - повод диверсифицировать экспорт.
  • Удар по ценам. Ниже пояса: Попытки властей удержать цены от постдевальвационного скачка не столько повлияли на инфляцию, сколько усложнили жизнь предприятиям.
  • Чего хотят бизнесмены? На стол новому министру экономики легло письмо бизнес-союзов с консолидированными предложениями по улучшению деловой среды.
  • Валюту вывозят машинами: Свободное передвижение товаров и капитала в ЕАЭС делает бессмысленной борьбу с национальными импортерами.
  • Девальвация пространства: Спрос на офисные и торговые помещения ослабевает, а заполняемость объектов замедляется.
  • Бизнес в законе: За директорами закреплено право на экономический риск, появилась возможность «откупиться» от уголовного преследования.
  • Открываем двери клиентам и партнерам: И в кризисные времена можно сохранить и даже нарастить объемы продаж.

23 июня в Минске пройдет I Международный форум «Высотное строительство и здания повышенной этажности: технологии, перспективы, зарубежный опыт». Мероприятие соберет отечественных и зарубежных специалистов в данной области и станет площадкой для обмена опытом, обсуждения особенностей проектирования и строительства, анализа современных технологий и материалов.

Форум «Высотное строительство и здания повышенной этажности» ставит своей целью обсуждение актуальных тем для освоения нового этапа градостроительной деятельности. Организатор: Агентство бизнес-коммуникаций «Отраслевые форумы».

Эксперты форума:

  • Акентьев А.Г., главный архитектор УП «Минскградо»;
  • Айвиюс Чераускас, генеральный директор Schindler-Liftas, Швейцария;
  • Гаухфельд М.Л., заместитель председателя Белорусского союза архитекторов, начальник отдела подготовки проектной документации филиала «Управление по организации строительства МФК» ОАО «Газпром трансгаз Беларусь»;
  • Тур В.В., профессор, заведующий кафедрой «Технологии бетона и строительных материалов» Брестского государственного технического университета;
  • Машина Д.Н., маркетинг- и брендменеджер, ИООО «Дока Белформ», Беларусь;
  • Пукач А.А., главный специалист по пожарной безопасности ГП РУП «МедБиоФармпроект»;
  • Тур А.В., кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры «Строительные материалы» Брестского государственного технического университета.

Оргкомитет конференции:
Тел.: (017) 202-10-19,
(029) 667-51-70.

Подробности на www.konferencii.by {jcomments on} 

«Леди Босс-2015» - Ольга Рачко

14 июня прошел финал конкурса «Леди Босс-2015», организаторы которого сумели сохранить интригу до оглашения результатов голосования авторитетного жюри. В итоге победительницей стала Ольга Рачко, директор и соучредитель ООО «Антикризисное управление».

Как отметила организатор проекта Светлана Зере, благодаря сильнейшему составу участниц, лучшему, что взяли из предыдущих сезонов проекта, а также новым идеям команды, удалось вывести проект на принципиально новый уровень. Именно поэтому можно сказать, что победительницами стали все 12 участниц конкурса, проводимого уже 4-й год подряд. В подарок они получили бесценный опыт, который выведет их на новую ступень бизнес-развития, и настоящих подруг - лучшую компанию в подъеме по лестнице успеха!

Победительница О.Рачко, кроме почетного звания главной бизнес-леди года, получила в подарок подвеску, усыпанную 86 черными и белыми бриллиантами, разработанную ювелирной компанией Zorka специально для «Леди Босс-2015». Ей также достался специальный приз - интервью от журнала «Директор». Не остались без цветов и подарков от организаторов и партнеров конкурса и остальные участницы, ставшие победительницами в 12 номинациях, лучше всего отразивших их человеческие и деловые качества.

Подробности финала проекта-2015 на LADY.[X].by
Следите за новостями на LADY.[X].by!

{jcomments on}

Инновации в технологиях.  Конференция Intech - 2015 в Минске

24-25 марта 2015 г. в Минске пройдет вторая технологическая конференция InTech-2015 для руководителей компаний, ИТ-директоров и технических специалистов.

Организаторами конференции выступят компании Softline, Novacom и ActiveCloud при поддержке компании beCloud, Министерства связи и информатизации, а также Ассоциации белорусских банков.

На мероприятии будут представлены передовые и актуальные инструменты и технологии в таких областях, как формирование ИТ-стратегии компании, виртуализация, построение центров обработки данных, информационная безопасность, мобильность и коммуникации, бизнес-аналитика и прогнозирование, управление ИТ, облачные решения; области их применения для повышения конкурентоспособности организаций.

В конференции примут участие представители мировых лидеров в разработке программного и аппаратного обеспечения: VMware, Microsoft, Huawei, Kaspersky Lab, Citrix, EMC, Cisco, Dell, Hitachi, Veeam, APC и более 30 специалистов в разных областях ИТ.

В нынешнем году конференция пройдет в расширенном формате. Участникам представится возможность в течение двух дней получить информацию от разработчиков, ознакомиться с опытом ведущих экспертов Беларуси и ближнего зарубежья, принять участие в неформальном общении со специалистами отрасли, получить квалифицированную консультацию технических специалистов, познакомиться с глобальными тенденциями развития сферы.

24 марта будет посвящено формированию ИТ-стратегии и построению эффективной ИТ-инфраструктуры организации.

25 марта - обсуждаемым трендом станут облачные технологии и особенности их применения на белорусском рынке и в мире.

Участие в конференции бесплатное, предварительная регистрация обязательна посредством e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. либо через сайт www.intechconf.by

{jcomments on} 

27 марта т.н. в Минске на базе гостиницы «Планета» состоится тренинг «Стратегический маркетинг и брендинг отеля в условиях меняющейся среды», рассчитанный на представителей гостиничного и ресторанного бизнеса. Тренинг проведет действительный член Национальной Академии Туризма РФ, совладелец порталов rusotels.ru, edu.rusotels.ru Полина Приходько.

На мероприятии будут изучены:
1.    Sales&Marketing-план с ориентацией на сегменты потребителей услуг отеля, который включает определение клиентов по методу подстройки «под гостя», определение потребностей сегментов и аудит востребованности услугах отеля, разработка таргетированных программ, поддержание/сохранение лояльной базы отеля и пр.

2.    Бренд отеля - как инструмент узнаваемости и «подсаживания» ключевых сегментов потребителей на услуги (составляющие бренда, брендирование гостевых зон, категорийность номерного фонда и пр.)

3.   Стратегическое Sales&Marketing-планирование, его связь с тактическим годовым Sales&Marketing планом и ежедневной оперативной деятельностью.

«Успешный отельный бизнес»

14-15 апреля 2015 г. пройдет Международная выставка «Успешный отельный бизнес», в которой примут участие представители отрасли из Беларуси, России, Украины и Польши.

Участники выставки проанализируют ситуацию в бизнесе гостеприимства Беларуси, способы увеличения прямых продаж через сайт и привлечения посетителей отеля; ознакомятся с перспективами увеличения привлекательности и aвтоматизации с помощью системы Apico Отельер; рассмотрят мировые инвестиционние методы финансирования, инструменты управления и контроля финансами в отелях. Также в программе форума предусмотрены презентация системы Travelline и посещение выставки Horeca & Retailtech.
 

{jcomments on} 

Уважаемые читатели!
Обвал российского рубля по отношению к мировым валютам «съел» маржинальность наших экспортных поставок на российском рынке, сделав актуальным диверсификацию экспорта в дальнее зарубежье. От достижения этой цели в среднесрочной перспективе будет зависеть судьба многих предприятий, да и экономики в целом.

До сих пор белорусских экспортеров в РФ по большому счету привлекали три фактора: беспошлинная торговля, низкие технические барьеры вхождения на рынок и относительно высокий уровень долларовых цен. Последнее обстоятельство было, пожалуй, решающим, однако в последние месяцы ситуация сильно изменилась. С начала 2014 г. российская валюта ослабла к американской вдвое - с 33 до 66 росс. руб./долл. (по состоянию на 13.02.2015 г.).

Если эту динамику скорректировать на инфляцию в РФ, подскочившую по итогам 2014 г. до 11,4%, а также на инфляцию в США (0,8%), то получается, что долларовая маржинальность поставок в Россию по широкой группе потребительских товаров снизилась более чем на 40%!

При этом не просматривается перспектив ее быстрого восстановления. Сильное укрепление российского рубля в этом году маловероятно. В случае, если его курс останется на текущих уровнях, то маржинальность экспорта в 2015 г. сможет восстановиться не более чем на уровень инфляции, которая, по прогнозам Центробанка РФ, составит 9%.

Таким образом, потеря стоимости поставок на российский рынок значительно нивелировала его преимущество для белорусских предприятий по сравнению с третьими странами, даже с учетом применения там таможенных пошлин к нашим товарам. Например, средневзвешенный таможенный тариф ЕС, США, Японии, Швейцарии и Канады составляет 4,7% и не является существенным препятствием для проникновения товаров.

По крайней мере, потери на пошлинах там значительно ниже, чем девальвационные потери от торговли с РФ, тогда как  транспортные расходы зачастую сопоставимы. Доставка грузов за Урал обойдется белорусскому предприятию в такую же сумму или больше, чем во Францию или Испанию.

В этой связи резко возрастает интерес к возможным поставкам на ближайший к нам рынок ЕС, особенно если учесть его емкость: объединенная Европа потребляет порядка 20% глобального импорта. Даже с учетом ослабления евро и замедления инфляции в еврозоне в 2014 г. до 0,4% маржинальность экспорта туда возросла на 50 процентных пунктов по сравнению с отгрузками в РФ.

Пока завоевывать мир у нас как-то не очень получалось. С одной стороны, статистика фиксирует достаточно красивые цифры по доле дальнего зарубежья в структуре белорусского экспорта товаров (за 11 месяцев 2014 г. - 41,5%). С другой - основу этого экспорта составили преимущественно продукция нефтепереработки и удобрения, тогда как до 80% товаров широкой номенклатуры  традиционно поставлялось на российский рынок. Тревожной тенденцией стало и то, что в последние годы ряд крупных предприятий (в основном  госсобственности) сократили географию продаж.

Но были и обнадеживающие примеры. В журнале «Директор» №11 за 2013 г. мы подробно изложили опыт выхода на европейский рынок белорусской компании АЛЮТЕХ. С середины 2000-х этот производитель роллетов и других металлоконструкции увеличил долю отгрузок в Восточную и Западную Европу до  четверти от объемов выпуска, а на ближайшее время поставил цель выйти на 50%.

В целом в экспортной деятельности практиковался алгоритм: сначала оценивалась емкость рынка в интересующем регионе, затем принималось решение о целесообразности выхода на него, устанавливались контакты (в основном в рамках участия в крупных европейских выставках) и начинались продажи через отдельных дистрибьюторов.

Проникновение на Запад возможно через вхождение в производственные цепочки транснациональных корпораций. Такую стратегию выбрала столичная компания Fenox. Сегодня ее комплектующие поставляются на конвейеры ряда мировых автоконцернов.

Прорваться в дальнее зарубежье по силам также многим поставщикам услуг, благо у них ниже материало- и энергоемкость в сравнении с промышленностью. Главное - сделать первый шаг.

С уважением,
главный редактор
Алесь Герасименко

{jcomments on} 

Борис АЛЕКСЕЕВ

Настойчивые попытки властей удержать цены от постдевальвационного скачка не столько повлияли на инфляцию, сколько усложнили жизнь субъектам хозяйствования.

Напомним, постановление Совмина от 19.12.2014 г. №1207 «О некоторых вопросах потребительского рынка» установило мораторий на рост розничных цен на потребительские товары по сравнению с 18 декабря 2014 г. Нарушение этого требования было приравнено к грубым нарушениям правил торговли, что влекло приостановку работы торгового объекта (в т.ч. интернет-магазина) на срок до 90 дней либо запрет его работы в случае неустранения выявленного нарушения.

Мораторий также коснулся цен на услуги естественных монополий. Одновременно отраслевым министерствам и концернам, исполкомам, а также холдингам «Атлант» и «Горизонт» было поручено обеспечить рост поставок производимой продукции в розничную торговую сеть, снизив уровень складских запасов и внешней дебиторской задолженности. Контроль за выполнением постановления №1207 правительство возложило на Минторг, облисполкомы и Мингорисполком, потребовав от них «жестких мер реагирования».

Позже совместными разъяснениями Минторга от 15.01.2015 № 03-20/55  и Минэкономики от 15.01.2015 №05/390 были установлены правила, следование которым позволяло избежать мер ответственности, определенных постановлением №1207. В частности, допускалось, что отпускная цена может быть увеличена производителем на величину изменения стоимости импортных сырья и материалов, происходящих из третьих стран (за исключением Евразийского экономического союза) и поступивших после 18.12.2014 г., с учетом ее доли в отпускной цене.

Стоимость импортных сырья и материалов из третьих стран не могла быть увеличена более чем на процент изменения курса белорусского рубля к курсу валюты договора на дату постановки на учет, уменьшенного на 5%. При этом плановый уровень рентабельности не должен был... продолжение читайте в печатной версии журнала

{jcomments on} 

Дмитрий КОРШУН

Недавние кадровые назначения в правительстве, в частности, Андрея Кобякова на должность премьер-министра, а Владимира Зиновского - министра экономики, обнадежили деловой истеблишмент. Оба эти человека хорошо знакомы с проблемами белорусского бизнеса, принимали активное участие в работе предпринимательских советов, отстаивая их позицию перед государством.

Так, новый глава Минэкономики уже на старте объявил о готовности сверить позиции с ведущими бизнес-союзами. Итогом совместной встречи, состоявшейся 13 января т.г., стала договоренность о том, что будут подготовлены комплексные предложения по улучшению делового климата в стране.

А спустя еще какое-то время на стол В.Зиновского легло письмо с консолидированным мнением делового сообщества по поводу того, куда и как надо двигаться в этом вопросе. Признаться, нового в предложениях мало. Все те же требования, звучащие на протяжении последних нескольких лет, которые почему-то до сих пор не услышаны.

Основной посыл - малое и среднее предпринимательство (МСП) должно стать одной из стратегических основ устойчивого экономического роста страны. Для достижения цели необходима комплексная структурная перестройка экономики на основе развития частного предпринимательства.

Целью второго уровня названо изменение структуры сектора МСП и занятости населения, а также развитие сектора услуг, третьего уровня - опережающее развитие обрабатывающих отраслей промышленности, поддержка инновационной экономики, оптимизация и диверсификация экспорта.

По мнению бизнес-союзов, государственная политика поддержки и развития МСП должна включать:

  • гарантии и защиту частной собственности;
  • обеспечение макроэкономической стабильности посредством взвешенной кредитно-денежной, валютной и финансовой политики, оптимизации объема и структуры государственных расходов;
  • отказ от протекционизма в отношении государственных предприятий и создание равных условий хозяйствования для всех форм собственности;
  • противодействие монополистической деятельности и формирование конкурентной среды;
  • приватизацию и реформирование государственных предприятий, включая передачу (продажу) имущества более эффективному частному собственнику;
  • совершенствование государственного управления, разделение функций владения, контроля и управления;
  • усиление регионального управления экономикой, постепенный переход от централизованного управления по вертикали к децентрализованным горизонтальным схемам;
  • совершенствование социально-трудовых и распределительных отношений, повышение ответственности трудоспособного населения за свое обеспечение и мотивацию труда.

Директива №4 (дубль два)
Примечательно, что многие пункты письма дублируют требования, зафиксированные еще в 2010-2011 гг. в Директиве Президента №4 и принятом в ее развитие плане мероприятий (постановление Совмина и Нацбанка от 28.02.2011 г. №251/6). Например, в письме есть предложение провести широкомасштабную кампанию по продаже помещений, находящихся в госсобственности, арендаторам этих помещений, добросовестно исполнявшим арендные обязательства более трех лет.

Тогда как п.2.6 Директивы №4 предполагает «предоставить право преимущественного приобретения находящегося в государственной собственности имущества (кроме земельных участков) субъектам предпринимательской деятельности, арендующим данное имущество не менее трех лет, с рассрочкой платежа на пять лет».

Практика показывает, что в ряде случаев эта норма не работает в силу того, что арендодатели по различным, зачастую надуманным, основаниям расторгают договоры аренды до истечения трех лет, лишая, таким образом, арендаторов преимущественного права, либо заключают договоры с ними на более короткий срок без продления. Кроме того, пятилетняя рассрочка с ежемесячной индексацией платежей при выкупе имущества оказывается тяжелым бременем и значительно увеличивает стоимость объектов.

Чтобы исправить подобное положение дел, бизнес-союзы предлагают законодательно обязать арендодателя пользоваться закрытым перечнем условий для отказа арендатору с установленным порядком обоснования, а также ввести ответственность должностных лиц за необоснованный отказ либо непринятие решения об отчуждении имущества, находящегося в госсобственности.

Постановление №251/6 (п.109 мероприятий) предполагает предоставление субъектам МСП гарантированных квот при государственных закупках на уровне не ниже 10% по видам товаров (работ, услуг), которые малый бизнес способен предоставить. Спустя 4 года после выхода нормативного акта это же предложение дублируется в письме бизнес-союзов В.Зиновскому, из чего можно сделать вывод, что норма не работает.

Достаточно формальной оказалась реализация п.9.4 Директивы№4, предполагающего обязательное общественное обсуждение проектов актов законодательства, которые могут оказать значительное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности, в том числе посредством создания при этих госорганах общественно-консультативных и экспертных советов с участием представителей субъектов предпринимательской деятельности.

Как отмечается в письме, подобные советы лишь частично оправдали ожидания бизнеса, так как зачастую они почти не работают, ибо их состав (большинство представителей государственного органа власти или госпредприятий) не позволяет бизнесу быть услышанным. Что касается неожиданного появления весьма болезненных для субъектов хозяйствования решений вроде увеличения сроков возврата НДС импортерам, введения налога на покупку валюты, резкого повышения стоимости отдельных услуг банков или замораживания потребительских цен, то это, видимо, стало привычным явлением, а потому даже не упоминается в письме.

Единственное, что просят бизнес-союзы - пересмотреть состав советов, установив квоту в размере не менее 50% от общего количества их участников для представителей объединений предпринимателей и коммерческих организаций.

Поговорим о деньгах
Достаточно широк блок предложений, направленных на улучшение финансового положения предприятий (не только МСП). Например, бизнес-союзы инициируют отказ от практики прямого изъятия в бюджет части прибыли высокорентабельных ОАО, заменив его механизмом получения дивидендов.

Предложено ввести мораторий на повышение ставок арендной платы на 2015 г. в помещениях государственной и коммунальной собственности, ограничить размер тарифов на прием наличных денег банками, инкассацию, услуги эквайринга до уровня не выше 0,25-0,5% от суммы средств, создать биржу долговых обязательств субъектов хозяйствования.

Не все устраивает в налоговой политике государства. До сих пор не произошло распределения пенсионной налоговой нагрузки между нанимателями и работниками, как это предусматривал п.4.1 Директивы. Отчисления предприятий в ФСЗН в размере 34% к зарплатному фонду значительно увеличивают издержки производства на рабочую силу, что ослабляет конкурентоспособность белорусской экономики.

Нагрузка на экономику в виде взносов нанимателей на пенсионное страхование в Беларуси является одной из самых высоких в Европе, отмечают бизнес-союзы. Неготовность государства снижать это порог объясняется изъянами пенсионной системы, поскольку до 80% средств, перечисляемых в ФСЗН, расходуются на пенсионное обеспечение.

С другой стороны, безразличие работающих к своей будущей пенсии генерирует нерегистрируемые выплаты и уклонение от уплаты страховых взносов. По совокупности проблем вновь озвучен призыв вернуться к обсуждению пенсионной реформы в стране.

Предприниматели в целом не видят обещанного последовательного снижения налоговой нагрузки, а потому предлагают хотя бы на 2015 г. установить мораторий на введение новых налогов, сборов, пошлин, обязательных неналоговых платежей, а также на увеличение размера и порядок оплаты действующих.

Кроме того, целесообразным представляется перенести на 2017 г. ограничения по использованию упрощенной системы налогообложения, касающиеся организаций, в которых более 25% уставного фонда принадлежит юридическим лицам.

{jcomments on} 

Сергей ВАРИВОДА, заместитель председателя РОО «БНПА», директор ООО «Китайские автомобили»

Свободное передвижение товаров и капитала в Таможенном союзе, а теперь уже - в Евразийском экономическом союзе делает бессмысленной борьбу с национальными импортерами. Не лучше ли создать условия, при которых зарубежные покупатели поедут к нам за импортными товарами, произведенными в третьих странах?

Зажаты дружескими объятиями
Рынок новых легковых автомобилей в Беларуси показал олимпийский результат. Впервые в национальной автомобильной истории продажи новых «легковушек» превысили… 45 тыс. штук! А показатель IV квартала прошлого года (около 23 тыс. штук) станет на долгие годы недостижимой путеводной звездой для автодилеров. Это в 2,6 раза больше, чем годом ранее и выше уровня годовых (!) продаж всех лет, кроме 2008 и 2013 гг. На фоне реализуемых правительством ограничительных для импорта мер вроде Указа №361 даже как-то смеяться неудобно…

Однако правительство добилось своего. Продажи, а стало быть, и импорт легковых автомобилей автодилерами - членами Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), в IV квартале не только не вырос, но и снизился на 5% к соответствующему периоду 2013 г. А доля продаж белорусских дилеров в октябре-декабре 2014 г. упала до неприличных 27% объема рынка. Так, доля дилера «отечественного» автомобиля Geely, до последнего державшегося в пятерке лидеров, рухнула до 4,5%.

И это далеко не худший показатель. Другими словами, зажатые распродажами российских конкурентов и ограничениями собственных властей, дилеры Беларуси в IV квартале 2014 г. удовлетворили менее трети спроса на легковые автомобили. В очередной раз кошельки наших граждан, наполняемые валютой из обменников белорусских банков, опустели в автосалонах другой страны.

Если это и есть цель принятых мер по ограничению импорта, то она достигнута. Пока не вышла очередная порция официальной статистики, сделаем предположение, что сумма вывезенной из страны валюты в оплату легковых автомобилей в IV квартале превысила 0,7 млрд. долл. Незадолго до отставки тогда еще премьер Михаил Мясникович посетовал, что только за октябрь-ноябрь на оплату легковых автомобилей из Беларуси «убежало» 320 млн. долл. В тот момент он еще не знал, что декабрьский ввоз автомобилей превысит результат двух предыдущих месяцев вместе взятых.

Что такое для страны и ее бюджета 700 млн. «зеленых»?! (Об экономике дилеров умалчиваю, их судьба никого не интересует, кроме их самих.) Для поставки на внутренний рынок аналогичного количества легковых автомобилей официальные дилеры Беларуси потратили бы валюты минимум на треть меньше, т.е. снизили бы нагрузку на ЗВР на 230-240 млн. долл. О причинах существующей разницы в сумме вывозимой валюты специалистами говорилось уже неоднократно.

В бюджет соседней страны наши покупатели уплатили более 100 млн. долл. НДС. А вот белорусский бюджет эти деньги потерял, как, впрочем, и 7-8 млн. долл. утилизационного сбора. Такие «мелочи» для бюджета, как прочие налоги и сборы, отчисления в ФСЗН с зарплаты работников автодилеров мы в расчет не берем, хотя и здесь «упущенная выгода» исчисляется десятками миллионов долларов. Заметьте, только в одном квартале одного года.

Да что я все о деньгах?! Братская дружба и не такого стоит…Так-то оно так. Только нынче денег зря никто не дает. И каждая копейка упущенного спроса на своем внутреннем рынке - минус национальному регулятору этого самого рынка. Ссылки на некие объективные причины и обязательства нашей страны в рамках интеграционных объединений не выдерживают никакой критики. Мы вполне можем регулировать свой внутренний рынок, не наступая на больную мозоль соседей по интеграции. А иногда и наступить не мешало бы…

Все в том же IV квартале 2014 г. доля новых «легковушек», которые не были произведены в РФ или завезены оттуда, в том числе через белорусских дилеров российских автопроизводителей, не превышает 10%! То есть спрос на авторынке Беларуси давным-давно работает на благо автомобильной промышленности России. Разве этого мало? И зачем так регулировать рынки, что в РФ торговля автомобилями (а также телевизорами, холодильниками и т.д. и т.п.) процветает при ее стагнации в Беларуси?

Что такое 0,7 млрд. долл., т.е. около 7,7 трлн. руб. по курсу декабря для нашей розничной торговли и ВВП в целом? Это не менее 8-9% квартального розничного товарооборота всей страны!

Критически настроенный читатель отметит, что массовый ввоз автомобилей из РФ, дескать, следствие обвала курса российского рубля. Отчасти это так. Да только ведь прямые продажи российских дилеров в Беларусь появились не вчера. А цунами российского кризиса лишь сделало проблему очевидной для тех, кто раньше ее не хотел замечать.

Хотя о нарастающей угрозе потери внутреннего автомобильного рынка автодилеры говорят давно. Шепотом. Как бы чего не вышло.

Может, разоряющая бизнес давка на авторынке-2015 заставит перейти на крик? Ведь медленное сползание дилерских продаж в 2014-м грозит обернуться настоящим обвалом в нынешнем году.

Не стреляйте в импортера
Земля слухами полнится. Журналисты пописывают, читатели почитывают, а правительство опять подумывает: «а не продлить ли нам на веки вечные норму п.1.5 Указа №361?» (замораживающую средства импортеров аж на 3 месяца). А действительно, почему бы не продлить? И валюты меньше вывезут, и бюджет поддержим, да и импортозамещение обеспечим.

Так ведь ни того, ни другого, ни третьего… Лозунг «Дави импортера!» очень удобен для минимизации издержек чиновничьего труда, но совершенно не годится для открытой экономики. Хотим поставить забор из запретов и протекционистских мер? Хорошо, тогда что нам делать на общем рынке ЕАЭС?

Ведь как-то смешно получается: после введения в действие Указа №361 импорт новых легковых автомобилей в страну во втором полугодии вырос в 2 (!) раза относительно соответствующего периода 2013 г. А вот ввоз этих автомобилей национальными импортерами за тот же период года действительно снизился на 7%.

О предварительных оценках последствий такого регулирования для платежного баланса и бюджета я уже говорил. Что касается импортозамещения в автомобильной промышленности как нашей страны, так и других участников ЕАЭС, то это тема для отдельного критического анализа. Уровень заявляемой большинством автопроизводителей локализации является чистой воды фикцией, самообманом.

При корректном и правильном подсчете импортной составляющей в каждом из компонентов автомобиля мы увидим совершенно иные показатели. Импортная гайка, которая ввозится одной организацией и приобретает статус товара ТС, после поставки на сборочный конвейер другой организации в составе шпульки от этого национальной не становится. Ну, разве что «по бумагам».

Осталось лишь подсчитать разницу между тем, что отдают в бюджет «замещаемый» легковой автомобиль и его «импортозамещающий производитель». Несложно догадаться, что вклад импортера существенно выше. Говорят, пока… Не с импортерами, господа, надо бороться, а с безудержным желанием жить не по средствам! С ненасытной накачкой экономики ничем не обеспеченной денежной массой.

С избыточным финансированием государственных инвестиционных программ, льготным кредитованием жилья и не только, с выплатой не заработанной заработной платы. Ничем не обеспеченные деньги мечутся между обменником и магазином, непатриотично предпочитая импортное. А в отсутствие приемлемого предложения от собственных импортеров несутся стремглав через восточную границу.

Импортозамещение касается прежде всего производства, но с чего вдруг сферу обращения товара надо отдать соседям? По-моему, «случайное» совпадение выхода Указа №361 с резким сокращением темпов роста розничной торговли (110,9% за полугодие, 106,6% - за 2014 г.) в нашей стране должно наводить на раздумья о судьбах ВВП-2015 и всего остального, что с ним связано.

И прежде чем продлевать «на новый срок» крайне болезненную для наших импортеров меру с «заморозкой» в бюджете на 90 дней ввозного НДС, следует 10 раз просчитать последствия для каждого сегмента товарного рынка. Возможно, за батоном вы в Смоленск не побежите, а вот за автомобилем, бытовой техникой, мебелью и т.п. - запросто. Тем более что инфляция цен на эти товары в РФ еще долго будет отставать от глубины девальвации российского рубля.

Сбережения белорусов на сегодняшний день позволяют приобрести не менее 500 тыс. новых легковых автомобилей. И нам небезразлично, в какой торговой сети они это сделают. Вместо борьбы со своими импортерами лучше создать условия, при которых покупатели соседней страны поедут к нам. И я не имею в виду очередную «корректировку курса».

{jcomments on} 

Юрий ПОПОВ, руководитель направления «Твоя столица. Недвижимость для бизнеса» группы компаний «Твоя столица»

Столичный рынок коммерческой недвижимости оказался в непростой ситуации: с одной стороны, Минск рекордно прирастает торговыми и бизнес-центрами, с другой - спрос на помещения ослабевает, а заполняемость объектов замедляется. Девальвация рубля лишь усложнила задачу девелоперам, от которых теперь ожидают больших уступок и гибкости. При этом голоса арендаторов и покупателей звучат все громче.

В последние годы темпы строительства новой коммерческой недвижимости в столице стали рекордными. Только за 2014 г. Минск получил около 167 тыс. м2 офисных и порядка 90 тыс. м2 современных торговых площадей, в результате чего емкость рынка увеличилась до 735 тыс. и 505 тыс. м2 соответственно. В текущем году рост продолжится: город должен прирасти еще на 170 тыс. м2 офисной и 203 тыс. м2 торговой недвижимости.

Однако рынок оказался не готов к такому объему предложения. Минск сегодня перенасыщен объектами коммерческой недвижимости, а спрос не поспевает за предложением. Наблюдается «эффект бумеранга»: девелоперы возводили торговые и бизнес-центры, рассчитывая на высокую доходность проектов, однако чрезмерная их активность привела к побочным эффектам - росту конкуренции и падению цен и арендных ставок.

В выигрыше оказались потребители. Теперь они обладают широкими возможностями по выбору офисных и торговых помещений и могут рассчитывать на ...  продолжение читайте в печатной версии журнала

{jcomments on} 

Ева МАРЦИНКЕВИЧ

За предпринимателями и менеджерами закреплено право на экономический риск, появилась возможность «откупиться» от уголовного преследования штрафом, уточнено и расширено понятие «незаконная предпринимательская деятельность».

Эти и другие правовые новеллы предусмотрены вступившим  в силу 28 января т.г. Закона от 05.01.2015 г. №241-З «О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях».

Благородный риск
В целях развития предпринимательской инициативы как одной из составляющих экономического роста вводится понятие обоснованного экономического риска или делового, экономического риска. Нововведение позволит защитить руководителей субъектов хозяйствования, иных должностных лиц от уголовного преследования в случае совершения ими действий (принятия решений), связанных с риском возможного причинения вреда.

В подобных ситуациях будет учитываться, что такие действия совершаются в интересах службы и направлены на достижение экономического результата, который не мог быть достигнут не рискованными действиями, а должностным лицом приняты достаточные меры для предотвращения вредных последствий.

В качестве критериев обоснованного экономического риска могут рассматриваться выполнение всех требований законодательства, регулирующего финансово-хозяйственную деятельность, максимальная проработка форс-мажорных оговорок в договорных обязательствах... продолжение читайте в печатной версии журнала

{jcomments on} 

Вячеслав МИЦУРА

Девальвационные колебания цен и падение платежеспособного спроса создали немало проблем, но одновременно дали шанс перераспределить рынок в свою пользу, уверен директор могилевской компании «Стальная линия» Владимир СКОБЛИК. В то время как большинство конкурентов сокращают производство, этот изготовитель дверей наращивает объемы. Помогают конкурентные преимущества - доброе имя компании, устоявшиеся связи с дилерами, высокое качество и оптимизированная себестоимость.

Удар по ценам
В условиях «просевшей» конъюнктуры одним из ключевых факторов удержания рынка становится цена. Директивное решение правительства заморозить потребительскую инфляцию повергло в шок большинство представителей белорусского бизнеса. Руководство «Стальной линии» попробовало повернуть ситуацию в свою пользу.

«Мы договорились с дилерами держать цены на уровне, на котором они были в конце 2014 г., - делится нюансами стратегии В.Скоблик. - Так что если раньше многие конкуренты, для которых «Стальная линия» являлась ориентиром, старались предлагать свою продукцию на 10-15% дешевле, то теперь у нас цена такая же либо ниже».

В России – на основном экспортном рынке предприятия - также было решено максимально сдерживать прайсы. Хотя там это сделать еще сложнее, чем в Беларуси в силу опережающей девальвации российского рубля по отношению к белорусскому.

Пришлось временно пожертвовать маржой, ограничив рентабельность продаж до 0-2%.
Зато ценовой маневр оценили покупатели - несмотря на общую стагнацию рынка, спрос на двери могилевской компании вырос, а вместе с ним и объем производства в январе т.г. в полтора раза к аналогичному периоду 2014 г.). Это вселяет оптимизм и дает основания рассчитывать на рост по итогам 2015 г.

Задача непростая, но достижимая, особенно если учесть, что в последние годы «Стальная линия» ежегодно прирастала в объемах производства примерно на 40%, достигнув в прошлом году валового выпуска в 38 тыс. дверей.

«Еще летом поняли, что ситуация будет сложной, правда, не думали, что настолько, - признается руководитель. - Тем не менее принятые меры позволили на три четверти загрузить производственные мощности завода, а персоналу обеспечить 4-дневную рабочую неделю, тогда как некоторые конкурирующие производства вынуждены были вообще остановиться».

Помог запас прочности в части себестоимости, сформированной в прежние годы. Активное обновление основных средств и использование принципов бережного производства заметно оптимизировали удельные издержки на единицу продукции. Кстати, модернизацию удалось провести по приемлемой стоимости, что также определило нынешнюю ценовую конкурентоспособность.

В последние годы от традиционных банковских кредитов «Стальная линия» перешла к лизинговым контрактам, приобретя по таким схемам западноевропейского оборудования на 1,5 млн. евро. «Привлекать на Западе валютное финансирование под 6% годовых намного веселее, чем под 14-17% у себя в Беларуси», - с иронией замечает В.Скоблик. Выйти напрямую на рынок западного капитала оказалось несложно.

«Покупая оборудование в Европе, обязательно поинтересуйтесь у поставщика возможностью оформить сделку в лизинг, и тот, скорее всего, сам подберет финансовый институт для оформления сделки. У них до 90% контрактов такие, - делится опытом собеседник. - Да и пакет документов, необходимых для предоставления западного финансирования зачастую собрать легче, чем при получении кредита в белорусском банке».

Дополнительное ценовое преимущество обеспечено за счет работы в рамках прямых договоров поставки комплектующих и материалов. Делается акцент на заключении прямых контрактов с европейскими производителями комплектующих и материалов, минуя посредников. Это позволяет экономить в среднем до 10-15% на их стоимости. А на фоне обвального падения российского рубля преимущество формируется еще и благодаря переориентации части закупок на поставщиков из РФ.

Металл, утеплители, дверные замки сейчас приобретаются в основном в России. Впрочем, часть материалов, например, плиты МДФ, пленка для покрытия дверного щита и некоторые другие для обеспечения высокого качества конечной продукции продолжают закупать у западных поставщиков.

Лучший друг производителя
Что эффективней: создавать товаропроводящую сеть (ТПС) за счет собственного капитала или привлекать сторонних дилеров? Как показывает мировая практика, оба варианта могут быть успешными, но многое зависит от рынка и его специфики. Руководитель «Стальной линии» пошел по второму пути как минимум по двум причинам. Во-первых, привлечение сторонних дилеров в ТПС не требует значительного отвлечения капитала.

Во-вторых, каким бы совершенным ни был подбор менеджеров, назначенные заводом, они будут «чиновниками», тогда как наилучшей эффективности достигают предприниматели - собственники дилерских компаний. Последние мотивированы не только возможностью заработать, но и риском потерять часть собственного капитала, а потому стараются не для отчета, а на результат. Партнеры «Стальной линии» - предприниматели.

В том числе этим объясняется успешное продвижение продукции компании на рынок. Вот и на фоне нынешних макроэкономических сложностей В.Скоблик решает многие задачи совместно со своими торговыми партнерами: «Регулярно встречаемся, обсуждаем, что должна сделать компания, чтобы цепочка «завод - конечный потребитель» оставалась жизнеспособной».

Заметим, в дружную семью дилеров и дистрибьюторов «Стальной линии» приглашают не всех желающих. Два года назад компания утвердила принципы работы с ТПС, согласно которым продукцию начали отгружать по предоплате и только наиболее проверенным партнерам с небольшой отсрочкой платежа. «Да, часть прежних партнеров ушли, но вместе с ними пропала и головная боль по поводу выбивания долгов, на что ранее тратилось до трети рабочего времени! - отмечает бизнесмен. - Производите качественную продукцию и реализуйте ее по предоплате. Если ваши партнеры готовы вам платить - это и есть продуктивная модель бизнеса».

Следующий шаг - разработка единых стандартов продвижения товаров, продаж и обслуживания. Например, удовлетворенность клиентов зависит не только от качества дверей, но и от их установки. Могилевское предприятие стремится контролировать продукцию на всех этапах ее движения к потребителю, а также при необходимости обеспечивать сервисное обслуживание, опять-таки в тесном взаимодействии с дилерами.

Стандартизированная по полному циклу система доставки, продаж и обслуживания внедрена в Минске, Гомеле, Могилеве, Москве и Петербурге. Продолжается ее активное распространение в других городах и регионах. В целом обозначена цель внедрить что-то вроде франшизы, присоединение к которой гарантирует дилерам поставки продукции и информационную поддержку и одновременно обяжет работать по общим стандартизированным правилам ради обеспечения качества и экономической эффективности.

Зарубежье дальним не бывает
«Когда возникают какие-то сложности, то ровно столько же в этой ситуации я стремлюсь найти возможностей», - обозначил предпринимательскую философию В.Скоблик.

Конструктивная настройка помогает превратить минусы в плюсы. Когда в середине «нулевых» государство запретило ИП-шникам нанимать работников не из числа родственников, В.Скоблик переоформил свой бизнес в ЧУП. Это в конечном итоге поспособствовало становлению и развитию новой производственной площадки, с годами активы предприятия увеличились многократно а трудовой коллектив - до 200 человек.

Валютный кризис 2011 г. стал стимулом для выхода предприятия на экспортные рынки. Сейчас за пределы Беларуси поставляется 50-60% продукции, что, к слову, при 85-90%-ной доле импортных комплектующих с учетом добавленной стоимости обеспечивает сбалансированное сальдо внешнеторговых операций. «Валюту не покупаем. Экспортной выручки хватает на приобретение сырья и материалов, а также на техперевооружение», - заверил директор.

Как и для большинства белорусских производителей, для «Стальной линии» Россия является основным экспортным рынком. С технической точки зрения, работать там достаточно комфортно, наличие большого количества магазинов, салонов, оптовых баз и складов позволяет выстроить цивилизованную схему продаж и сервисного обслуживания. Но несмотря на значительную емкость, на этом рынке становится тесно. С одной стороны, в последние годы появилось большое количество конкурирующих производств, с другой - обвал российского рубля и перспективы стагнации спроса сильно бьют по маржинальности поставок.

Сложности подталкивают к изменению бизнес-модели, к поиску возможностей на новых рынках. Могилевскому предприятию удалось выйти с продукцией в Молдову, Азербайджан, Узбекистан. Но главной целью становится Западная Европа. «Мы готовы к тому, чтобы выйти на ее емкий рынок», - уверен руководитель. Для этого у «Стальной линии» есть все необходимое: отлаженные технологии производства и высокое качество, профессиональный, мотивированный коллектив и главное - желание расширять географию поставок.

Двигаться на Запад решили через Германию: в Мюнхене на крупной строительной выставке BAU 2015 установили предварительные деловые контакты, ведутся прямые переговоры с другими потенциальными контрагентами. Да, предстоит решить множество задач, например, преодолеть бюрократизм немецких технических стандартов, приспособиться к консервативному поведению потребителей, предпочитающих отечественные товары, и т.д.

Путь на Запад будет неблизким, но, как гласит китайская пословица: чтобы пройти тысячу миль, надо сделать первый шаг. И это еще одно философское изречение, которое мы услышали от могилевского предпринимателя. Пожелаем удачи!

Портрет собеседника
Умение создать бизнес с нуля, талантом и стараниями добиться успеха - всегда восхищает. Владимир Скоблик добился всего без какой-либо протекции. Он рос в обыкновенной белорусской семье, как и многие дети проводил лето в деревне, купался, ловил рыбу, увлекался спортом… В школе «дружил» с точными науками, лишь по русскому языку получил тройку в аттестате.

Пожалуй, от остальных ребят отличала только повышенная целеустремленность. «С юности была твердая уверенность, что стану предпринимателем», - признается он. Так и получилось. Уже в электротехническом училище №4 города Могилева в свободное время под заказ то проводку в коттедже сделает, то стиральную машину отремонтирует. А после окончания Могилевского машиностроительного института началась большая дорога в бизнес.

Вспоминает, как посетил провинциальный итальянский городок Лекко ,где проживают 47 тыс. жителей.  Там общался с местным бизнесменом, чей оборот составляет около 1,2 млн. евро в месяц . На вопрос: на каком он месте в рейтинге местных предпринимателей по величине капитала - ответил, что лишь на 200-м. Вот где степень концентрации бизнеса! По этому показателю Беларуси есть к чему стремиться. Тогда и страна богаче будет.

УП «Стальная линия»
213105, Могилевский р-н, д. Вейно
Тел.: +375 222 20 22 06
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.steelline.by

{jcomments on}