fbpx

Дмитрий КОРШУН

Нестабильность валютного рынка не только обнажила слабые места белорусской экономики, но и показала сферы, достаточно устойчивые к подобным неблагоприятным проявлениям конъюнктуры. Последние вызывают повышенный интерес, так как могут подсказать направление отраслевой трансформации для построения более устойчивой к шокам макроэкономической модели.

МОЖЕЛИТ

На могилевском предприятии «МОЖЕЛИТ», специализирующемся на выпуске желатина, прогнозируют, что в этом году, независимо от динамики курса, они смогут произвести и продать больше продукции (на 2% в стоимостном и на 3% в физическом выражении). Подобный оптимизм строится не на пустом месте: в конце прошлого года на фоне активного снижения курса российского рубля к белорусскому, большинство отечественных производителей, ориентированных на рынок РФ, затоварили склады либо начали торговать с критически низкой или нулевой рентабельностью. Но не «МОЖЕЛИТ»! Практически вся произведенная им продукция нашла сбыт.

Да, предприятие тоже несколько потеряло на курсовой разнице, но не так критично, как другие. Цены на отгружаемую продукцию удавалось повышать темпом, близким к обесцениванию российского рубля. Если в сентябре желатин продавали по 187-200 тыс. росс. руб./т, то в декабре - уже по 270 тыс., а в начале этого года по 300-330 тыс., поясняет директор предприятия Викентий ЕРМАЛЕНОК.

Быстрая корректировка отпускных цен без потери рынка сбыта стала возможной как минимум по двум причинам. Желатин в конечной продукции (преимущественно кондитерские изделия и др.), как правило, занимает не более 3-5%, так что даже существенное его удорожание не имеет заметного влияния на стоимость конечных продуктов для потребителя. Это в свою очередь не вызывает сильного сопротивления по отношению к росту цен со стороны российских покупателей по сравнению с другими товарами.

Второй фактор - в России нет своих производителей желатина, которые могли бы выиграть ценовую конкуренцию на волне девальвации российского рубля. Таким образом, рынок вынужден подстраиваться под зарубежных поставщиков, а те, разумеется, стремятся сохранить объем валютной выручки в пересчете на доллары, толкая отпускные цены вверх.

Казалось бы, самое простое решение - оформить экспортные контракты в долларах США (что, кстати, пробуют делать некоторые белорусские предприятия). Но В.Ермаленок не считает такой шаг панацеей. Большинство российских покупателей желатина не имеют экспортной выручки, а потому валюту вынуждены покупать на бирже. Это сопряжено с дополнительными издержками в размере до 8% к стоимости контрактов, поэтому долларовую привязку приходится сопровождать адекватным понижением долларовых цен.

Аналогичные издержки предприятие несет, когда рублевую выручку конвертирует в доллары, чтобы купить сырье у кожевенных  предприятий. Закрыть же производственные потребности за счет российского сырья, приобретаемого за российские рубли, не получается, его просто нет в достаточном количестве. Частичный выход из ситуации видится в переводе расчетов на российские рубли при закупке сырья из Казахстана.

МОЖЕЛИТ

Восток-запад
Впрочем, поиск каналов поступления твердой валюты все равно остается актуальным. Единственный путь - диверсификация экспорта. Сейчас взгляд руководства «МОЖЕЛИТА» направлен в сторону Украины, Молдовы, республик Кавказа, а также Румынии. При этом директор понимает, что нет предпосылок для быстрой и легкой смены экспортных потоков, особенно в страны дальнего зарубежья (хотя предприятие в свое время прорвалось в ЕС во взаимодействии с эстонскими трейдерами).

«Все упирается в цены, - поясняет В.Ермаленок. - В Европе килограмм желатина стоит порядка 6 долл., примерно столько же, сколько и на традиционных для нас рынках сбыта. При этом европейские фирмы готовы приобретать у нас товар не дороже 4,5 долл./кг, чтобы иметь достаточную маржу. А чтобы вызвать устойчивый интерес у западных партнеров, им нужно предложить цену раза в полтора-два ниже среднеевропейской».

Увы, пока пространства для такого ценового маневра не просматривается. Гипотетически повысить ценовую конкурентоспособность можно было бы за счет увеличения доли белорусского сырья, но его хватает лишь на 15-20% потребностей производственной программы, несмотря на развитые сектор животноводства и кожевенную промышленность. Последняя в конце 90-х перешла на технологию обработки, при которой в ходе двоения кожи ее нижний слой, пригодный для производства желатина, начали обрабатывать хромом, что исключило ее применение для пищевой переработки. Есть дешевое сырье в других странах, но тяжким бременем на себестоимость ложатся транспортные расходы, например, в Италии 20 т мягких коллагенсодержащих продуктов можно приобрести за 0,8 тыс. евро, тогда как их доставка в Беларусь обойдется в 3,8 тыс. евро.

По совокупности факторов возможность для рокировки рынков сбыта весьма ограничена. В настоящий момент в Россию отгружается 68-70% всего произведенного «МОЖЕЛИТОМ» желатина, тогда как на остальные страны приходится не более 2-4%. Зато потребление продукции в России устойчиво растет, и, по прогнозам, такая динамика, скорее всего сохранится, несмотря на текущие сложности.

При этом белорусское предприятие контролирует треть этого рынка, или 1,4 тыс. т из 4,5-5 тыс. т годового потребления. Данное обстоятельство также является значимым фактором экономической безопасности могилевского производителя.

МОЖЕЛИТ

Мыслить реально
Таким образом, экономическая устойчивость «МОЖЕЛИТА» является результатом набора факторов, связанных с особенностями товарной ниши, в которой работает предприятие. Значительная доля поставок на российский рынок не является критической проблемой даже на фоне нестабильности курса и не требует экстренной диверсификации экспорта. Удачное позиционирование, а также возможность замещать регионы поставки сырья создают запас прочности, позволяющий плавно корректировать портфель заказов на фоне гибкой ценовой политики и форм расчетов.

Пожалуй, в этом и заключается секрет устойчивости компании к внешним шокам. При этом специфические факторы дополняются традиционными, направленными на оптимизацию издержек и обеспечение качества. Модернизация основных средств позволила создать высокомеханизированное производство, практически исключающее ручной труд. В данном случае производительность и, соответственно, удельные издержки зависят не столько от стараний персонала, сколько от загруженности производственной линии.

С момента ее установки проектную мощность удалось увеличить с 4,8 до 5,5 т желатина в сутки, на этот год стоит задача достичь 6 т/сут. Это помимо прочего поможет эффективно проходить пиковые контрактные нагрузки и ускорит исполнение крупных заказов, обеспечив дополнительное конкурентное преимущество.

К минимуму свели удельные расходы ТЭР: 5 лет назад на производство 1 т желатина расходовалось 17 Гкал, теперь - 9,9.
Качество удается держать на уровне европейских стандартов, в частности по показателям биологической безопасности. Заказчикам «МОЖЕЛИТ» обеспечивает желаемый размер гранул, прочность студня и другие физические показатели продукта.

Конечно, было бы преувеличением заявлять, что в жизни предприятия так уж все безоблачно. По оценкам руководителя, «МОЖЕЛИТУ» для расширенного воспроизводства и активной модернизации за счет собственных средств необходима рентабельность на уровне 40-50%, тогда как фактически получается 5-8%. Впрочем, и паники у трудового коллектива нет, все настроены на преодоление сложностей. А со спокойным сердцем и трезвым умом - легче двигаться вперед.

ОАО «МОЖЕЛИТ»
212003, г. Могилев, ул. Челюскинцев, 84
Тел./факс: +375 222 78 84 14
е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.gelatin.by

{jcomments on}