fbpx

Александр ПАВЛОВИЧ

Призывы экономистов и консалтеров к белорусским предприятиям смелей отдавать непрофильные функции на утсорсинг пока не находят должного понимания. Большинство белорусских директоров продолжают действовать по старинке: на своем балансе держат и склад, и автобазу и другие активы, несмотря на их низкую фондоотдачу. Между тем, например, передача доставки грузов специализированной организации дала бы реальную экономию, убежден директор УПП «Солигорская автобаза» Михаил КАЗУЩИК. Вот только как массово донести это до топ-менеджеров - пока не ясно.

Солигорская- Большинство наших заказчиков из числа строительных компаний, к сожалению, продолжают мыслить старыми категориями, считая, что выполняя работы по перевозке самостоятельно, они много сэкономят. При этом никто глубоко не анализирует реальные экономические затраты, ограничиваясь лишь «верхушкой» видимого «айсберга». Потому что все сопутствующие этому процессу накладные расходы растворяются в общих показателях, создавая ложное представление о мнимой экономии. Но если присмотреться пристальней, то окажется, что на самом деле собственные расходы на перевозку грузов будут выше, чем у специализированных предприятий.

Во-первых, при самостоятельных перевозках исключается очень важный элемент - тендерные торги. К примеру, нам, как правило, приходится участвовать в конкурсе на перевозку с еще несколькими предприятиями, так что цену до заоблачных высот априори поднять невозможно. А пресловутый «начальник транспортного цеха» может заявить любой ценовой диапазон, поскольку конкурировать не с кем.

Во-вторых, используя годами наработанные связи, мы никогда не будем делать порожних рейсов, перевозя грузы только в одну сторону. К примеру, работая на строительстве Кричевского цементного завода мы везли на стройку железобетонные блоки, а обратно стальную арматуру с «Белорусского металлургического завода». Тем самым могли сделать более низкие расценки на перевозку, чем при перевозке грузов в одну сторону.

В-третьих, техническое обслуживание автомобильной техники на специализированном предприятии, из расчета на одно транспортное средство, также будет дешевле, поскольку необходимый набор оборудования будет задействован для обслуживания большего числа автомобилей.

Так что каждый должен заниматься своим делом. Некоторые директора уже понимают, что отдавая непрофильные виды работ на аутсортинг, они получают реальную выгоду от концентрации ресурсов на основных направлениях своей деятельности. Другие, к сожалению, пока плохо просчитывают реальные затраты. Но я убежден что рано или поздно процесс специализации на конкретных видах деятельности будет окончательно реализован.

- Один из резервов в сфере снижения затрат на перевозки - уменьшение расходов на техническое обслуживание, что напрямую связано с качеством подвижного состава. Как оцениваете надежность белорусской техники? Можно ли говорить, что качество улучшилось?

- К сожалению, пока приходится констатировать обратное. Последние 5-7 лет постоянно возникают проблемы с радиатором МАЗ, которые поставляет ОАО «Шадринский автоагрегатный завод» (Россия). Только во время гарантийного срока эксплуатации автомобиля (50 тыс. км) этот важный компонент транспортного средства, из-за постоянных протечек, приходится менять 2-3 раза. К тому же МАЗ по-прежнему уступает зарубежным аналогам, в том числе российским, в комфортности. Есть проблемы с рамой, задним мостом и т.д. Хотелось бы также иметь четырехосные, а не трехосные машины, поскольку в летнее время в дневное время суток (с 11.00 до 21.00) при температуре воздуха выше 25°С ограничивается движение транспортных средств с нагрузкой на одиночную ось более 6 т по республиканским автомобильным дорогам с асфальтобетонным покрытием.

Солигорская

- Так может, не налажена обратная связь транспортных компаний с отечественным производителем техники?

- Нами на МАЗ ежегодно отправляются отзывы с замечаниями и предложениями, что-то исправляется, что-то по-прежнему остается неизменным, например, упоминавшаяся выше проблема с радиатором.

Как ни странно, но у 25-летних МАЗов водительские кабины иногда находятся в лучшем состоянии, чем у 5-7 летних. Потому что качество металла и покраски были лучше. Зарубежные производители более тщательно подходят к этому процессу. Перед покраской поверхность металла обрабатывается, грунтуется и только потом окрашивается. Причем у потребителя есть возможность выбрать практически любой цвет из богатой палитры предлагаемых производителем красок.

- Какой тип автомобилей вы больше используете?

- Традиционно наш автопарк в большей степени представлен самосвальной техникой. Так определилось исторически: 45 лет назад, в конце января 1970 г. на базе ПМК-78 «Главполесьеводстроя» создано наше предприятие для проведения мелиоративных работ. В ходе выполнения глобальной по своему размаху и масштабам программы комплексной мелиорации белорусского Полесья, важная роль отводилась автотранспортной отрасли, поскольку 90% всех строительных материалов доставлялось на объекты автомобильным транспортом. По мере увеличения объемов мелиоративного строительства, расширению его географии, в начале 80-х было принято решение о создании современной автобазы в г.п. Старобин, со всей необходимой инфраструктурой.

Сегодня автобаза занимает территорию 11,13 га, где расположены административное здание площадью 2,8 тыс. м2, главный производственный корпус (5,5 тыс. м2), вспомогательный производственный корпус (3,1 тыс. м2), асфальтированная автомобильная стоянка (8,7 тыс. м2) и т.п. Наш автопарк насчитывает 107 большегрузных автомобилей, а численность коллектива составляет 157 человек.

Предприятие осуществляет перевозку различных грузов, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, располагает сертификатами на оказание различного рода услуг: мойка автомобилей, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, узлов и агрегатов, шиномонтаж, паркинг и т.п.

Солигорская

- Как давно вы связали свою жизнь с «Солигорской автобазой»?

- У меня единственная запись в трудовой книжке, я пришел на предприятие по распределению в 1978 г. и из 37 лет работы на предприятии уже 25 лет работаю в должности руководителя. За это время складывались разные ситуации в экономике, самыми трудными годами можно считать начало 90-х, когда после распада СССР пришлось заново воссоздавать производственные связи.

Но были и благоприятные этапы в развитии предприятия, один из последних это период 2010-2013 г.г., когда выполнялись значительные объемы работ по строительству новых объектов гражданского, производственного и социально-культурного назначения. Тяжелым выдался прошлый год, особенно его первая половина, но во втором полугодии удалось выправить ситуацию и выйти на прежние объемы перевозок.

- Удается ли должным темпом обновлять технику?
- В зависимости от обстоятельств и экономической конъюнктуры проводим постоянное обновление подвижного состава. Но и здесь необходим взвешенный подход, нужно приобретать новую технику только тогда, когда есть уверенность в том, что она будет максимально задействована в работе. Сейчас, например, у нас на ближайшие 3-4 года просматриваются значительные объемы работ по строительству шламохранилища на ОАО «Беларуськалий». Под эту программу в конце прошлого года мы уже приобрели два самосвала, после стабилизации на валютном рынке планируем приобрести еще несколько единиц такой техники. Для успешной работы предприятию необходимо просчитывать и обосновывать каждый шаг.

УПП «Солигорская автобаза»
223730, Минская обл., Солигорский район,
г.п. Старобин, ул.Ситенецкая, 1
Тел.: (0174) 29 69 72
тел./факс: (0174) 29 91 89
е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.