fbpx

Уважаемые читатели!

С легкой руки высокопоставленных чиновников в стране в очередной раз заговорили о проблеме тунеядства.
Пожалуй, впервые в открытую на высоком уровне назвали цифры реальной безработицы в Беларуси - около 10% от экономически активного населения. К слову, в охваченной кризисом еврозоне этот показатель составляет 11,5%, в США - 5,8%.

Более 400 тыс. белорусов оказались за пределами экономического оборота, не уплачивают подоходный налог, при этом пользуются выгодами социально ориентированного государства. Напряжение в умах государственных мужей понятно: по самым скромным подсчетам, из-за реальной безработицы бюджет недобирает порядка 1 млрд. долл. налогов в год. Непозволительная роскошь для стагнирующей белорусской экономики.

Прозвучало предложение лишать социальных льгот длительно не работающих граждан и применять к ним штраф (что-то вроде вмененного налога). Некоторые горячие головы даже заговорили о возможном возрождении трудовых лагерей. Последняя идея, впрочем, конфликтуют с Конституцией Республики Беларусь, согласно которой труд есть право, а не обязанность гражданина.

Однако для начала следовало бы разобраться в структуре белорусской безработицы. Согласно исследованиям, основная масса нетрудоустроенных белорусов на самом деле очень даже работают: примерно 50% - за пределами республики, еще 30% - в теневом секторе экономики. И лишь пятая часть, или около 2% от экономически активного населения, собственно и являются безработными. Эта цифра включает 0,5% официальной безработицы, а также, тунеядцев и дармоедов, борьбу с которыми объявило государство.

Таким образом, настоящая проблема не столько в нежелании белорусов работать, сколько в значительном оттоке трудовых ресурсов за рубеж и в их нелегальном обороте внутри страны. От этого и нужно плясать в стремлении пополнить государственную казну.

Как вернуть трудовых мигрантов на родину? Очевидно, что сделать это можно, лишь предложив им в Беларуси оплату труда, приближенную хотя бы к российскому уровню. Достижение цели напрямую зависит от темпов роста белорусской экономики, а точнее от увеличения производительности труда в ней. Да, это дело не одного дня, и популистские лозунги здесь не пройдут.

Как заставить выйти предпринимателей из тени и платить налоги? Помимо отлаженной работы контрольно-репрессивного аппарата (налоговая, финансовая милиция и другие службы у нас и раньше не спали), должны быть созданы благоприятные условия для входа в рынок. И если государство, например, в очередной раз закручивает гайки для участников строительного бизнеса, вводя жесткие требования аттестации, то незачем удивляться, что часть строителей вновь окажется на коттеджах и квартирах. Не потому, что они такие жадные и с государством не хотят делиться, а потому, что другого выбора не остается. Мы вновь приходим к необходимости продолжить разумную либерализацию условий хозяйствования в стране.

А как быть с 1,5% классических дармоедов, висящих на шее у родных и государства? Едва ли какие-то меры воздействия на таких людей принесут желаемый результат. Скорее расходы на контроль за ними и понуждение к труду превысят доходы на выходе. Уверен, многие белорусские директора, мучающиеся с так называемыми обязанными лицами, согласятся с моим утверждением. Лучше бы товарищи милиционеры не обивали пороги предприятий с требованием трудоустроить разного рода алкоголиков! Хлопот с ними куда больше, чем пользы.

Боюсь, придется смириться с маргинальной прослойкой населения, ведущей асоциальный образ жизни. Такая есть даже в наиболее экономически благополучных странах мира, и ее существование зависит не столько от степени развития общества, сколько от психологических особенностей той или иной личности.

Так что давайте оставим в покое тех, кто патологически не хочет работать, а сосредоточимся на создании достойных условий тем, кто стремится к труду.

С уважением,
главный редактор
Алесь Герасименко

{jcomments on}