Сергей ГРИЦУК
Венчурные инвесторы, работающие в Беларуси в формате «бизнес-ангелов», несмотря на относительно непродолжительный период деятельности, уже успели столкнуться с падением спроса на свой капитал, заявила в интервью нашему изданию директор ОО «Сообщество бизнес-ангелов и венчурных инвесторов «БАВИН» Александра НЕСТЕРОВА.
- Это может быть обусловлено ослаблением тренда стартапов. Четыре года назад, когда мы появились, смогли привлечь большое количество проектов, сняли, так сказать, сливки. Теперь же наблюдается определенное затишье. Это может быть обусловлено тем, что в нашей стране, во-первых, не так много крупных предпринимателей, готовых оказывать финансовую помощь молодым компаниям, рискуя собственными средствами (тем более на фоне общей стагнации в экономике).
Во-вторых, не хватает качественных, продуманных стартапов, а точнее, подготовленных людей, которые могли бы их реализовать. Если не брать в качестве пример Марка Цукерберга (он скорее исключение из правила), то начинающий предприниматель на Западе - это чаще всего человек с образованием, несколько лет работавший по найму, открывший свое дело и ищущий инвестиции. Он уже знает основы ведения бизнеса, что-то понимает в оперативном управлении, для развития ему необходимы капитал и дополнительный опыт.
В Беларуси пока главной стартап-аудиторией являются молодые люди - еще студенты либо только получившие высшее образование, которые хотят развивать свое мобильное приложение, открыть кафе, хостел... У них нет никакого представления о бизнесе, финансах, менеджменте. Вероятнее всего, они даже не работали в интересующей их отрасли. И это большая проблема, потому что их нужно обучать всему с нуля. Но это обязанность не инвестора, а школ, университетов - подготовить предпринимателей к реальным условиям. Из-за неопытности стартаперов отечественным бизнес-ангелам, которые вкладывают свои деньги, приходится сталкиваться с большими рисками.
- Александра, кто в Беларуси выступает в качестве бизнес-ангелов? Сколько их? Какие мотивы ими движут?
- Типичный белорусский бизнес-ангел - это бизнесмен 40-45 лет, вкладывающий в стартапы около 100 тыс. долл. в год, что составляет не более 6% его собственных годовых доходов. Под данный формат теоретически попадает около 3 тыс. отечественных предпринимателей. Сколько из них готовы рисковать своими деньгами, работая со стартапами? Не более половины, из которых еще 50% по разным причинам не готовы себя публично рекламировать в качестве бизнес-ангелов.
К тому же не все хотят организоваться в группу и разделять общие интересы. Вот и выходит, что потенциальных инвесторов в нашей стране немного. В «БАВИН» сейчас их 11. Движут ими следующие мотивы: финансовый - поиск высокоприбыльного инновационного проекта; социальный - помощь талантливым молодым предпринимателям и третий - это создание определенной «клубности» среди самих бизнес-ангелов, площадки, где можно делиться друг с другом новыми идеями, мнениями, опытом и достижениями.
- Какова средняя сумма инвестиций белорусских бизнес-ангелов?
- Средняя сумма инвестиций в один проект - 48 тыс. долл. На данный момент профинансировано 14 проектов на общую сумму примерно 900 тыс. долл. Среди наиболее интересных можно отметить хостел Trinity, бутик шоколада Shocos, мобильную экономическую игру Flixa. Также отмечу сеть ювелирных салонов ОРО, прокат «Зорбов», игру группы разработчиков Steel Steed Studio, недавно вышедшую на AppStore под названием Defenders of Suntoria, интерактивный учебник по математике для детей locaMath и обучающие курсы Lendwings.
- Что должен понимать и предпринимать бизнес-ангел, чтобы инвестиции в итоге принесли ему доход?
- Он должен провести полный анализ проекта. Во-первых, разобраться, хотя бы поверхностно, в рынке и продукте, о которых идет речь; во-вторых, оценить уровень конкурентоспособности проекта; в-третьих, определить, есть ли у соискателя средств должные способности к предпринимательству и коммуникациям; в-четвертых, рассчитать финансовые показатели. Это если уж совсем по науке. А вообще, как грамотному человеку, нужно ответить себе на 3 главных вопроса: Хочу ли я быть причастным к этому продукту? Можно ли на этом заработать денег? Доверяю ли я этим людям?
Как оно в теории
Научно-техническая революция и переход к экономике знаний демонстрируют, что интеллектуальный капитал - идеи, разработки, инновации - имеет все большую цену (ценность) в качестве актива, способного принести высокую прибыль их обладателям. Тем не менее, даже если у кого-то есть «прорывная идея на миллион долларов», превратить ее в работающий бизнес самостоятельно крайне сложно (если вообще реально). Поднять идею до уровня средней или даже крупной компании бизнес-инноваторы могут с помощью особой инвестиционной конструкции, которая называется венчурным финансированием. Именно с венчурных инвестиций ведут свою историю такие гиганты как Microsoft, Google, Apple, Mail.ru и многие другие компании из различных отраслей.
В большинстве случаев личных сбережений предпринимателя-стартапера недостаточно уже на этапе формулирования идеи, а найти деньги на ее реализацию у традиционных кредиторов (банков или инвестиционных фондов) невозможно по причине высокой рискованности проекта. Взять длинные деньги можно у частных лиц, которые вкладывают некритичные для себя суммы (от 50 тыс. до 1 млн. долл.) в инновационные проекты с целью получения негарантированных, но высоких прибылей. Подобное финансирование получило название бизнес-ангельских инвестиций, а лица, их осуществляющие, соответственно бизнес-ангелов. Термин пришел из США.
Распространенная в начале ХХ ст. среди богатых американских бизнесменов практика инвестиций в бродвейские театральные постановки дала основание называть их «ангелами». Со временем в отношении спонсоров, делающих капиталовложения на почти безвозвратной основе, стали использовать термин «бизнес-ангел», который затем проник в инвестиционный бизнес и прижился в других странах: сначала на развитых рынках Западной Европы и Восточной Азии, а затем и развивающихся рынках Восточной Европы. Естественно, у таких инвесторов нет ангельского нимба над головой или альтруистических порывов, а есть вполне прагматичное стремление - получить высокую прибыль (обычно выше 40-60% годовых к объему вложений).
Механика «ангельских» инвестиций
Как правило, бизнес-ангелы предоставляют ресурсы в обмен на вхождение в уставный капитал финансируемой (создаваемой) компании. Цель вложений - рост стоимости создаваемого предприятия. Приобретенную долю в компании бизнес-ангел предполагает продать через 3-7 лет по цене, превышающей объем инвестиций, и таким образом зафиксировать прибыль. В то же время ошибочно считать бизнес-ангелов обыкновенными толстосумами, ожидающими у моря погоды. Такие инвесторы часто помогают предпринимателям-инноваторам различными консультациями, стратегическими советами, лоббированием, распространением позитивной информации, а также некоторым контролем.
По разным оценкам, активное присутствие бизнеса-ангела в профинансированном проекте увеличивает вероятность его успеха в среднем в 4 раза, но… ничего не гарантирует. Существует, правда, возможность диверсификации инвестиционных рисков посредством вложения капитала сразу в несколько венчурных проектов. Обычно в инвестиционном портфеле «бывалых» бизнес-ангелов 5-10 проектов, из которых успех 1-3 компенсирует убытки по остальным и приносит крупную итоговую прибыль. В целом бизнес-ангельское инвестирование достаточно сложно, многогранно, со своими методами анализа и оценки.
Сфера применения капитала может быть различной: от решений в IT-отрасли (чаще всего), до инновационных начинаний в секторе услуг, производстве товаров, ритэйле, недвижимости и пр.
Разделение труда
Несмотря на схожесть с деятельностью венчурных фондов, бизнес-ангельское инвестирование является самостоятельным направлением инвестиционного предпринимательства. Принципиальная разница начинается с природы инвестируемых средств: венчурные фонды вкладывают в проекты деньги, которые им доверили другие инвесторы (банки, корпорации, страховые и пенсионные фонды), тогда как бизнес-ангелы опираются на заработанное своим трудом. Из этого можно легко вывести другое отличие: если действия венчурного фонда ограничены некоторыми требованиями со стороны их инвесторов (как правило, умеренная прибыльность/рискованность проектов), то у бизнес-ангела в этом случае руки ничем не связаны и его действия абсолютно свободны.
Несмотря на казалось бы явные основания для конкуренции между бизнес-ангелами и венчурными фондами, наблюдатели более склонны говорить о некоем «разделении труда» данными инвестиционными игроками. Первые принимают участие в формировании компании на самой ранней («посевной») стадии, когда проект находится на уровне идеи и формирования бизнеса и требует относительно небольших инвестиций. Тогда как вторые «берут в оборот» (подхватывают) эти компании с их уже существующим продуктом и прогнозируемым размером прибыли.
В последние годы отмечается тенденция объединения отдельных бизнес-ангелов в различные неформальные клубы и публичные ассоциации и общества: международные - такие как «Европейская сеть бизнес-ангелов» (EBAN) или национальные - российская «Сеть бизнес-ангелов России» (СБАР), белорусский «БАВИН».
С нашей колокольни
Несколько лет назад ряд известных белорусских предпринимателей из различных отраслей экономики инициировали создание площадки, которая соединяла бы носителей капитала и идей. Так, в 2010 г. было зарегистрировано ОО «Сообщество бизнес-ангелов и венчурных инвесторов «БАВИН». Поскольку одной из наиболее серьезных проблем бизнес-ангельского инвестирования является недостаток информации заинтересованных сторон - бизнес-ангелов о хороших проектах, а предпринимателей - об инвесторах, данное сообщество сосредоточилось на привлечении и селекции инновационных проектов с последующей презентацией инвесторам.
Как правило, белорусский бизнес-ангел - это обеспеченный человек, обладающий серьезными средствами и опытом построения бизнеса. Если попробовать идентифицировать тех, кто открыто позиционирует себя в качестве такого инвестора, то это будет не больше полутора-двух десятков имен. Тем не менее, по мнению представителей индустрии, людей, которые вкладывают деньги в молодые проекты, у нас на самом деле много.
Объективно охарактеризовать или оценить динамику развития бизнес-ангельского инвестирования в Беларуси затруднительно в силу того, что данные о подобных сделках редко попадают в распоряжение общественности или аналитиков. Также нужно заметить, что существенное влияние на объемы инвестиций в инновационные проекты оказывает наличие в Беларуси достаточно привлекательных для вложений объектов: недвижимость, финансовый и производственный секторы. Но главным тормозом более широкой практики бизнес-ангельского инвестирования является отсутствие «вторичного» рынка для «разогретого» стартапа.
В республике сегодня действуют правовые акты, которые в определенной степени регламентируют венчурную деятельность, но при этом особо не способствуют ее становлению. На основе государственных средств еще в 1998 г. был создан Белорусский инновационный фонд, которому присвоили статус государственного венчурного фонда, но который нельзя отнести к классической венчурной организации в силу выделения средств на принципах платности и возвратности.
С учетом изложенного представляется логичным сосредоточить усилия на формировании соответствующей инфраструктуры и подготовке/привлечении высококвалифицированных кадров. Учитывая международный опыт, в Беларуси венчурными инвесторами могли бы стать банки, страховые организации, крупные предприятия, предприниматели и бизнес-ангелы. Но для этого нужно проработать и законодательно закрепить возможность участия некоторых из них в венчурном бизнесе.
Культивировать моду на венчурные инвестиции должен Законодатель в лице государства, формируя прочную правовую базу, создавая сопутствующую инфраструктуру и подавая пример собственным участием в таких инвестициях. Например, можно создавать государственно-частные венчурные фонды, которые принимали бы на себя большую часть рисков финансирования венчурных проектов.
Белорусы генерируют достаточное количество инновационных идей, в том числе и прорывных, которые нужно развивать, внедрять и коммерциализировать. Общемировая практика показывает, что наиболее эффективно это получается у венчурных.
{jcomments on}