fbpx

Александр ПЕРЕВЕРЗЕВ

Пора опровергнуть миф о том, что учеба в частном вузе стоит дороже, чем в государственном, а если студент платит, то независимо от успеваемости ему гарантирован диплом. Своим видением проблем в сфере образования мы попросили поделиться Степана СОКОЛА, доктора юридических наук, профессора, председателя попечительско-координационного совета «БИП - Институт правоведения».

- «БИП - Институт правоведения» ведет свое начало с момента образования Минской высшей юридической школы Союза юристов БССР в 1990 г., тогда я стал одним из соучредителей. Первоначально юридический вуз не задумывался как частный, планировалось сделать его структурным подразделением Союза юристов, но с участием конкретных физических лиц.

В те времена было больше свободы, учебные планы писали самостоятельно, при этом в чем-то опережали государственные вузы. Например, ввели новые специальности, которых тогда не готовили ни в Беларуси, ни в России: налоговое и банковское право, правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности и т.д. Сегодня институт выпускает 700-800 юристов в год, создано два филиала в Гродно, Могилеве.

В период становления вуза ощущался кадровый «голод», но здесь помогли жизненный опыт и личностные отношения с ведущими юристами Беларуси, поскольку за плечами были годы работы в Академии наук, Министерстве образования и Гродненском университете. Несколько преподавателей, приглашенных из БГУ, вошли в состав соучредителей. Некоторые из них, например, бывший заместитель председателя Конституционного суда, заслуженный юрист Республики Беларусь, ассоциированный член Венецианской комиссии от Беларуси Александр Марыскин был у нас доцентом кафедры права.

Сегодня ядро педагогического коллектива «БИП - Институт правоведения» составляют высококвалифицированные преподаватели, среди которых более 30 докторов наук, свыше 140 кандидатов наук. Для повышения качества учебного процесса к преподаванию в институте привлекаются ведущие специалисты и лучшие научные кадры нашей республики, стран ближнего и дальнего зарубежья.

- Степан Федорович, насколько уровень юридического образования, получаемого в частных и государственных вузах, соответствует требованию времени и сопоставимы ли они по качеству?

- Конечно, с усилением бюрократизации системы высшего образования возможность творческого подхода вузов к совершенствованию образовательных программ  и методик сузилась. Более 90% учебных программ, в том числе почасовой лекционный «трафик» спускается сверху, так что учебные заведения практически не могут оказывать существенного влияния на учебный процесс. А жаль, ведь оценивать тот или иной подход к образовательному процессу нужно не по промежуточным, а по конечным результатам.

Я давно являюсь ярым противником использования германской лекционной системы образования в прежних объемах, поскольку в век интернета необходимо больше внимания уделять современным методам обучения, например, ролевым играм. К примеру, у нас по гражданскому праву предусмотрено 180-200 ч лекций, хотя можно было бы значительную часть этого времени использовать для практической подготовки.

Возвращаясь к вашему вопросу о качестве образования, стоит отметить, что, например, более половины сотрудников прокуратуры и судейского корпуса Могилевской области - выпускники нашего вуза. Мы гордимся тем, что первый заместитель председателя Следственного комитета Республики Беларусь, полковник юстиции Алексей Волков в 1996 г. окончил наш институт.  Наши выпускники занимают высокие посты начальников управлений и отделов в прокуратуре Республики Беларусь, Минюсте и т.п.

Иначе говоря, дальнейшая карьера зависит больше от самого человека, его настойчивости, стремления к постоянному самообразованию, чем от того, какой вуз он окончил: частный или государственный. Так, в моей семье старшая дочь закончила юрфак БГУ, а сын - наш институт. Сейчас он кандидат наук, доцент, и я как юрист не вижу разницы в их профессиональной квалификации.

Конечно, если взять среднестатистический уровень подготовки, то может оказаться, что наши выпускники уступают в этом выпускникам БГУ, но я уверен, что аналогичная ситуация будет по другим специальностям и вузам. Потому что БГУ - ведущий вуз страны, туда изначально приходят лучшие выпускники школ, нам же, как и другим учреждениям высшего образования, при наборе абитуриентов приходится довольствоваться остаточным принципом.

Ошибочно также предположение, что если человек заплатил деньги за обучение, то он гарантированно получит диплом о высшем образовании. Ничего подобного!  У нас стандартные требования к успеваемости, и если студент не справляется с учебной программой, никто его насильно «за уши» тащить не будет, таких мы безоговорочно отчисляем из института.

- В равных ли экономических условиях работают частные и государственные вузы?

- Очевидно, что государственным вузам выживать проще, поскольку вся расходная часть по аренде зданий, коммунальным платежам, приобретению необходимого оборудования и т.д. финансируется из бюджета. У нас же главными «инвесторами» являются студенты.
Казалось бы, в такой ситуации реальная плата за обучение в госвузах должна быть ниже, чем в частных, а на самом деле - наоборот. К примеру, в БГУ плата за обучение на юрфаке составляет около 23 млн. руб. в год, а у нас - около 13 млн.

В нынешних условиях, когда все вузы страны столкнулись с недобором студентов, который обусловлен демографической «ямой», выживут только сильнейшие. Так что в образовательной сфере возможен вариант объединения слабых структур с более сильными, поскольку конкуренция усиливается. Радует тот факт, что в таких сложных условиях набор студентов в нашем институте в этом году превысил прошлогодний, чем не может похвастаться ни один другой вуз страны.

- Понятно, что создание любого бизнеса требует определенных условий. Вы могли бы повторить все заново, создав вуз в наше время?

- Однозначно - нет, и не потому, что мне не хватило бы для этого целеустремленности или профессионализма. Как я уже говорил, нашими первоначальными «инвесторами» были студенты, ибо начинали практически с нуля, а сегодня еще до старта частного образовательного проекта нужно инвестировать в него несколько миллионов долларов.

Например, чтобы получить лицензию, надо представить в Министерство образования документы, подтверждающие наличие необходимого оборудования, собственных учебных площадей, квалифицированного штата преподавателей и т.п. То есть еще не получив ничего, необходимо затратить значительные средства.

Так что создание частного вуза в Беларуси сегодня возможно только теоретически, поскольку этот бизнес никогда не был сверхприбыльным. Даже лучшие частные университеты мира получают помощь в виде грантов от государства, различных фондов и бывших выпускников. Но в то же время я уверен, что у нашего института, как и у частного образования в целом, есть будущее.

Частное учреждение образования «БИП - Институт правоведения»
220004, г. Минск,  ул. Короля, 3
Тел.:     (017) 211-01-58 (приемная ректора)
(017) 211-03-31 (приемная комиссия)
Факс:    (017) 211-01-58
www.bip-ip.by
е-mail  : Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

{jcomments on}