Алексей УСЕНКО, первый вице-председатель ОО «БСП», директор ООО «ТитанПроект»
Указ от 14.01.2014 г. № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» и принятые в его развитие нормативные акты значительно усложнили деятельность частных компаний в этой сфере. Решение об их обязательной аттестации до 1 января 2015 г. фактически поставило малый и средний строительный бизнес на грань выживания.
Что нам стоит дом построить?
По мнению Белорусского союза предпринимателей (БСП), решение об аттестации в 2014 г. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства, стало следствием благих намерений государства навести должный порядок в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Вот только отрасль столкнулась с непредвиденными трудностями.
Указом №26 определены классы сложности объектов строительства, требования об обязательной аттестации организаций в строительной отрасли, а также сроки, с которых аттестация считается обязательной. Так, для осуществления отдельных видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих), работ по обследованию зданий и сооружений на объектах строительства установлены обязательные сроки получения аттестата: в зависимости от 4 классов сложности - с 1 апреля 2014 г. до 1 января 2015 г. Причем условия получения аттестатов для всех классов сложности оказались крайне непростыми.
В целом аттестация в строительной отрасли проходит сложно и медленно, особенно для частного бизнеса. На рынке труда ощущается острая нехватка кадров, по объективным причинам нет возможности подготовить и аттестовать нужных специалистов в установленные сроки.
Приведу некоторые условия аттестации для различных видов компаний. Например, проектным организациям для работы с объектами 2-го класса сложности необходимо иметь в штате не менее 25-30 аттестованных руководителей и главных специалистов, для 3-го класса - не менее 20. Про первый класс вообще не стоит говорить, так как он превратился в исключительную привилегию (монополию) государственных компаний.
Строительным компаниям для работы с 1-м классом надо иметь не менее 600 человек в штате и стоимость основных фондов - 45 млрд. руб. (более 4,2 млн. долл.), со 2-м классом - не менее 400 человек в штате и стоимость основных фондов - 22,5 млрд. руб. (более 2 млн. долл.), с 3-м - не менее 100 человек в штате. ИП поставлены в такие условия, что фактически не смогут получить любой аттестат и осуществлять какую-либо деятельность. Причем аттестационные требования одинаковы как для государственных компаний со штатом 300-500 человек, так и для ИП и компаний микро-, малого и среднего бизнеса.
Я б в строители пошел, пусть меня научат…
Первая проблема аттестационного процесса заключается в его крайне жестких сроках. Так, постановления Минстройархитектуры от 26.03.2014 г. № 15 и от 02.05.2014 г. № 25 были официально опубликованы только в середине апреля и конце мая соответственно.
По официальной статистике, в Беларуси в строительстве на конец 2013 г. работали не менее 10,5 тыс. компаний, а по неофициальной - почти в 2 раза больше. Всем им необходимо выполнить аттестационные требования, что невозможно за столь короткое время. Однако 1 октября уже наступил срок обязательного требования аттестации по 3-му классу сложности, а это касается всех строительных объектов в целом. В итоге обозначилась проблема, связанная с невозможностью подготовить нужные кадры за оставшееся до конца года время.
Десятки тысяч специалистов одновременно обратились в учебные заведения, занимающиеся переподготовкой кадров и повышением квалификации по специальностям в строительстве (для справки: в строительной отрасли сегодня работают около 450-500 тыс. человек, из которых примерно 10% составляют руководители и специалисты). При этом специальный режим обучения для аттестуемых организован не был: руководители и преподаватели данных заведений, не обращая внимания на серьезные проблемы в отрасли, спокойно ушли до осени в отпуск. В итоге уже в июне (!) был завершен прием документов на обучение до конца 2014 г.
Таким образом, сложилась незавидная ситуация, когда подавляющее большинство организаций строительной отрасли, даже претендующие на объекты только 3-4-го классов сложности, не могут обучить специалистов в 2014 г. и, соответственно, обратиться за получением аттестата.
Еще одна проблема вызвана разными условиями прохождения аттестации для государственных и частных компаний. Так, поначалу сложилась весьма странная практика подачи и приема документов в РУП «Белстройцентр»: ряд государственных организаций, обратившихся за аттестацией на 1-й класс сложности объектов в строительстве, получили аттестаты автоматически. Тогда как частные компании, претендующие на аттестаты 2-4-го классов сложности, оказались в крайне невыгодных условиях: получение таковых для них становится невозможным не только с опозданием на несколько месяцев, но и до начала 2015 г.
Постановлениями № 15 и № 25 уточнены аттестационные требования в строительстве - в итоге около 30% специалистов, которые прежде могли быть аттестованы, сегодня уже не подпадают под уточненные требования к дипломам и специальностям.
Для прохождения всех этапов аттестации необходимы значительные средства: это обучение персонала, дополнительный набор сотрудников в штат, закупка оборудования и измерительных средств, сертификации ИСО и т.д. А это далеко не всем по карману. Например, по предварительным данным, изыскательским организациям на эти цели требуется около 100 млн. руб., проектным - 200-300 млн., а строительным - более 500 млн. руб. В этой ситуации очевидно, что многие ИП, частные микро-, малые и средние компании не смогут изыскать средства на аттестацию. При наличии неравных условий с госкомпаниями, это, скорее всего, приведет к прекращению их деятельности.
Кому это надо?
На начало сентября (05.09.2014 г.) регулятором выдано всего около 900 аттестатов, их получили 400 юрлиц, что составляет лишь 2% субъектов предпринимательства строительной отрасли. До сих пор не аттестован ни один ИП. Еще раз отметим, что, по нашему мнению, требования Указа № 26 невыполнимы для ИП.
Между тем с 1 января 2015 г. хозяйственная деятельность без аттестатов запрещена. Можно спрогнозировать последствия аттестации для субъектов строительства в Беларуси. Наиболее ощутимый удар будет нанесен по малому и среднему бизнесу - до 80% строительных компаний закроются или уйдут «в тень». А ведь по статистике 86% общего количества организаций - это ИП, микроорганизации и малый бизнес, 11 % - средний бизнес и лишь 3% - крупные компании.
Следует ожидать формирования монополии (или олигополии) крупных государственных компаний с численностью персонала, удовлетворяющей требованиям аттестации. Прогнозируется, что в течение одного года (краткосрочный период) уровень безработицы (или миграция рабочей силы в другие отрасли и страны) может достичь до 50% занятых в строительстве, или 100-200 тыс. человек. Заметим, частный бизнес в 2013 г. обеспечил 60% рабочих мест, увеличив их число в сравнении с 2012 г. на 20% - до 270 тыс. чел.
По нашим прогнозам, в связи со значительным ростом объема предложения рабочей силы на рынке труда у оставшихся в отрасли специалистов снизится зарплата. Прошедшие аттестацию компании увеличат стоимость работ, что приведет к удорожанию 1 кв. м условной площади по всем объектам, в том числе бюджетным. В отсутствии жесткой конкуренции упадет качество строительных работ и услуг. При этом значительно усложнится процесс и увеличатся сроки проектирования и строительства любого объекта. А значит, пострадают заказчики.
Замедлится развитие строительной отрасли, снизится ее вклад в ВВП. Напомним, что в 2013 г. на фоне увеличения белорусской экономики на 0,9% строительство приросло в валовой добавленной стоимости на 5,7% (один из самых высоких показателей по сравнению с другими отраслями). Снизится объем инвестиций в строительство, ухудшится инвестиционный климат. Значительно уменьшится экспорт строительных услуг в страны ТС и ЕЭП.
Данная проблема обсуждалась на XII съезде БСП, где представители всех общественных организаций выразили крайнюю озабоченность по поводу открытого установления монополии госкомпаний на строительном рынке и вытеснению частного бизнеса, особенно малого и среднего.
Как известно, в мае 2014 г. Беларусь стала участником Договора о ЕАЭС, ст. 65 которого гарантирует обеспечение свободы торговли услугами, учреждения, деятельности и осуществления инвестиций в рамках Союза в соответствии с условиями раздела XV «Торговля услугами, учреждение, деятельность и осуществление инвестиций» и приложения № 16 к настоящему Договору. Аттестация в строительной отрасли Беларуси противоречит вышеуказанному международному соглашению, прямо или косвенно отражается на всех странах-участниках и их резидентах, а также является барьером на пути обеспечения свободной торговли.
По мнению БСП, необходимо рассмотреть вопрос о смягчении требований нормативных документов об аттестации в строительной отрасли Беларуси и вынести на наднациональный уровень обсуждение вопроса об унификации на всей территории ЕЭП требований в строительстве и условий вхождения в отрасль. В том числе предлагается в ближайшее время решить вопросы признания разрешительных документов для специалистов и компаний.
От редакции
Одна из системных проблем нашей экономики - непостоянство законодательных условий хозяйствования. Нынешняя ситуация с аттестацией в строительной индустрии - тому очередное подтверждение. На протяжении последних 10 лет отрасль в целом живет в режиме крайней нестабильности, в т.ч. по причине законодательных инициатив: часто меняются правила долевого строительства, то усиливаются, то ослабляют требования по сертификации, отменили лицензирование, зато ввели аттестацию…
Терпимость властей к либерализации рынка строительных услуг (упразднению с 2011 г. лицензирования в строительстве) продлилось недолго. Под натиском крупных строительных компаний, оказавшихся неспособными конкурировать, особенно в части стоимости работ, с мелкими и средними подрядными организациями, Минстройархитектуры разработало законодательный механизм «регулирования конкуренции». Требования обеспечить определенную капитализацию основных фондов и наличие в штате определенных специалистов весьма эффективно вывели из рынка малый и средний (преимущественно частный) строительный бизнес.
Создается впечатление, что регулятор попросту не готов к рыночным условиям работы, поэтому для достижения краткосрочных целей, в частности, загрузки мощностей государственных стройтрестов, включил привычный механизм ручного регулирования. Но коррелирует ли эта цель со стратегическими задачами отрасли и экономики? Напомним, правительство намерено увеличить долю МСП в ВВП страны до 50%. В последние пару лет строительство являлось благодатной сферой для становления и развития МСП, работало на достижение этой цели - и вот приехали. А как быть с инвестиционной привлекательностью отрасли? Внезапно возникшие технические барьеры ее никак не улучшают.
Худо-бедно, но в последние годы рынок строительных услуг начал «белеть», либерализация в значительной мере очистила его от серых схем, многие «народные умельцы», раньше работавшие на квартирах и коттеджах, наконец смогли легализоваться, оформились как ИП или создали фирмы. Из тени вышли значительные денежные обороты (напомним, еще 10 лет назад теневой сегмент строительных услуг в Беларуси оценивался в 1 млрд. долл. в год.), бюджет получил налоги, а строители - возможность оформить стаж, соцобеспечение, пенсионные гарантии. И если сегодня десятки тысяч представителей отрасли вновь не смогут работать легально - они это станут делать «по-серому». Кто от этого выиграет? Поспешная смена правил игры порождает много неудобных вопросов.
{jcomments on}