Валерий АЛЕКСАНДРОВИЧ, Александр ХОТЯНОВИЧ

В ходе посещения 19 августа Республиканского лесного селекционно-семеноводческого центра Президент Александр Лукашенко поручил с 2015 г. вывести уровень лесопользования на стандарты передовых стран. Глава государства дал четко понять, что он хочет видеть в лесном хозяйстве и деревообработке - заимствование технологий лесопользования и их адаптацию к нашим условиям хозяйствования.

Но прежде стандарты передовых стран необходимо изучить, внимательно и вдумчиво, на высоком научном уровне, используя их опыт и знания. И можно не сомневаться: совершенствование технологического процесса и строжайшее его выполнение приведут к высокой экономической эффективности. Конечно, полностью скопировать Финляндию не получится, да и не нужно. В этой скандинавской стране большинство лесов - частные, как и фирм-переработчиков. Они функционируют в условиях открытой рыночной конкуренции. Цены для всех участников цепочки - от леса до готового изделия - исключительно рыночные.

И еще очень важный аспект финского опыта - это поведение государства. Все участники рынка работают в одинаковых условиях, полная прозрачность в системе принятия решений, никакого фаворитизма. Именно такая правовая среда и институты позволили Финляндии стать четвертой страной в мире по индексу глобальной конкурентоспособности.

Справочно: Финляндия - государство с высокой культурой ведения лесного хозяйства и потому с высоким доходом от него. По состоянию на начало 2012 г. лесом было покрыто 66,8% территории, или 20,305 млн. га. Частные леса составляют 60%, леса компаний - 9%, государственные - 25, прочие - 6%. Запас древесины - 2 284 млн. м3, из них сосна - 49%, ель - 30, береза - 17, другие породы - 4%. При ежегодном приросте древесины в 104 млн. м3 заготавливается 70 млн. м3. При ВВП 180,253 млрд. евро вклад промышленности составляет 106 млрд., в т.ч. сферы деревообработки - 19 млрд.

С коммерческой точки зрения леса у нас не хуже финских. И белорусы не глупее финнов. Условия работы на внешних рынках также одинаковы. Значит, причины отставания производительности труда в лесном хозяйстве следует искать в чем-то ином. На наш взгляд, во-первых, в системе управления, во-вторых, в механизмах функционирования, в третьих - в условиях конкуренции.

В системе управления лесным хозяйством и деревообработкой необходимо ликвидировать конфликт интересов. Отрасль страдает оттого, что законодательные, распорядительные и контрольные функции сосредоточены в одних руках - у Минлесхоза. Такой практики нет ни в одной стране мира, добившейся успеха в лесном хозяйстве и деревообработке. Проект закона «О борьбе с коррупцией», подготовленный по поручению Президента, направлен именно на ликвидацию конфликта интересов.

Посредством лесной реформы государству необходимо перейти на управление лесом при соблюдении принципов равного доступа к лесным ресурсам через специальные организации, независимые друг от друга. Минлесхоз не должен вмешиваться в отношения коммерческих субъектов. Сегодня же белорусский лес, как дитя у семи нянек, без глаза.

Лесхозы страны должны стать глазами и ушами государства. На них должна быть возложена огромная ответственность перед законом, подкрепленная солидным бюджетным финансированием и широкими полномочиями по охране леса. Они - ключевой элемент проведения государственной политики в сфере использования лесных ресурсов.

Здесь нет коммерции, поэтому не может быть и конкуренции. Конкуренция начинается на стадии коммерческого использования леса. Поэтому нам опять нужны новые механизмы. Заготовка древесины, ее реализация, определение цены должны осуществляться на равном конкурентном поле частными и государственными организациями.

Одной из основных проблем, препятствующей развитию лесного комплекса, является постоянное переписывание законов. Ценовая политика, правила реализации сырья не должны меняться под сиюминутные локальные цели и задачи всякого, кто о них раньше и громче других прокричит. Базовый Указ от 07.05.2007 г. №214 в течение пяти лет менялся более 10 раз! В настоящее время опять готовятся новые изменения в него.

C 2016 г. должны начать действовать удобные, выгодные, равноправные правила реализации древесины для всех субъектов хозяйствования, независимо от их формы собственности и подчиненности. Надеемся, в перспективе эти правила будут лишь совершенствоваться.
Ценовой ориентир для Беларуси простой и понятный - мировая цена на конечный продукт. Это закон, который Финляндия не пыталась оспорить, а прекрасно к нему адаптировалась. Мировая цена - сигнал для всех производителей по цепочке, вплоть до тех, кто занимается выращиванием леса.

Страна должна взять курс на ликвидацию разницы между ценами внутреннего и внешнего рынков. Для определения баланса спроса и предложения лучшей «товарной биржи» еще не придумали. Не должно быть особых правил доступа к лесному сырью ни для одной коммерческой организации, в том числе государственной.

В рамках третьего элемента реформы лесного хозяйства для нейтрализации монополистической практики необходимо расширить конкуренцию белорусских и иностранных производителей лесного сырья. Открытая конкуренция на этапах его заготовки, реализации и переработки должна предоставить всем потребителям право выбора условий приобретения.

Конкуренция еще ни одной стране мира не помешала. Беларусь не должна быть исключением. Тем более, что мы взяли курс на вступление в ВТО, уже работаем в условиях общего рынка ЕЭП - выходим на новый уровень конкуренции. Пока же главная проблема - особый статус государственных коммерческих организаций, дискриминационные практики и вытекающие из них сильные искажения на рынке.

Все это заставляет по-новому взглянуть на частно-государственное партнерство в лесном хозяйстве. Что необходимо для создания условий лесопользования по образцу Финляндии?
1.    Это должно быть нужно не только одному Президенту. Эффективное лесное хозяйство и высокодоходное лесопользование - национальный общественно-коммерческий непрерывный процесс, а не политический заказ или краткосрочная задача, невыполнение которой послужит причиной, чтобы отправить руководство отрасли в отставку.
2.    Государственные предприятия должны выполнять свои обязательства по расчету за работу и древесину.
Необходимо иметь команду специалистов (по каждому направлению не менее двух человек) с обостренным желанием прогресса, профессиональными знаниями, возможностью оперативно контактировать с зарубежными партнерами, стоящих на твердой гражданской позиции. Влияние на работу команды чиновников, навязывающих выгодное им мнение, необходимо ограничить до минимума. Все наработки команды, закрепленные решениями нормативных документов,  должны безоговорочно выполняться. Конечно, эти наработки, эти решения не могут быть застывшими. С помощью новых научно обоснованных разработок они постоянно должны улучшаться, становиться прогрессивными.
Нужен план, каждый этап которого будет содержать однозначно сформулированные задачи, объективные сроки их решения и понятные ожидаемые результаты, а каждая новая задача - корректироваться в соответствии с достигнутыми результатами.
4.   Следует понимать масштаб задуманного, потому что в процесс вовлечены как минимум 5 отраслей национальной экономики (лесное хозяйство, лесная промышленность, машиностроение, энергетика, а также наука и образование).
5.    Заниматься разработкой и реализацией реформ необходимо за деньги.
Научные и преподавательские кадры вузов лесохозяйственного, лесопромышленного, экономического направлений, ряд членов Республиканской лесопромышленной ассоциации располагают необходимыми знаниями и опытом международного сотрудничества.

Пора дополнить экологический смысл лозунга «лес - наше богатство» смыслом коммерческим. Тогда можно будет смело сказать, что белорусское правительство, бизнес и общество действительно по-хозяйски относятся к национальным ресурсам.

Республиканская лесопромышленная ассоциация имеет свои конкретные предложения по реформе системы управления и использования лесных ресурсов, готова стать партнером правительства в решении этой важнейшей задачи.

{jcomments on}