fbpx
×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID 651.

Вячеслав МИЦУРА

Попытки правительства переориентировать частный капитал из сферы торговли в производство пока не увенчались убедительным успехом. Предприниматели в силу разных причин в основной своей массе предпочитают работать на коротком обороте средств в ритейле и не инвестируют в долгосрочные промышленные проекты. Тем не менее, можно привести достаточно примеров успешного становления частного производственного бизнеса в нашей стране. Этот опыт полезно было бы изучить и властям, и предпринимателям.

Герой этой статьи - директор ООО «Трансэлектрокомплект» Геннадий САКУТЬ - 11 лет назад создал в Ляховичах предприятие, как говорится, с нуля, смог выйти на значительные объемы выпуска продукции с широкой географией экспорта, а теперь думает о расширении производства.

Идея + партнеры = успех
«Трансэлектрокомплект» специализируется на выпуске кабельных термоусаживаемых муфт и комплектующих к ним, являясь сегодня одним из ведущих производителей данной продукции в стране. По итогам работы за 8 месяцев т.г. примерно 100 работников фирмы произвели товаров на 17 млрд. руб., экспорт составил за 7 месяцев более 1,1 млн. долл.

Продукция предприятия получила широкую известность в Беларуси, где ее потребителями стали более 3 тыс. предприятий, включая такие известные, как МАЗ, БелАЗ, БелЖД, Беларуськалий, организации системы Белэнерго и др. Еще больше потребителей «Трансэлектрокомплекта» находятся за рубежом, куда поставляется свыше 60% товаров. С этой точки зрения, компания соответствует экспортной формуле «60% плюс», предложенной Минэкономики и отражающей сбалансированную, по мнению министерства, производственно-сбытовую модель для белорусских производственных предприятий.

Как и большинство предпринимателей, Г.Сакуть начинал, не имея серьезного стартового капитала и технологий. Но у него было главное - удачная идея. Кабельные муфты - востребованный на рынке товар. Они используются практически на любых промышленных и гражданских объектах, причем как в новом строительстве, так и при разного рода ремонтах. Спрос и ценовая конъюнктура на данный вид продукции относительно стабильны.

Идея производить именно этот вид продукции не пришла спонтанно. Впервые с кабельными муфтами Г.Сакуть столкнулся в конце 80-х во время работы в вооруженных силах (тогда еще СССР), в войсках противовоздушной обороны. ВПК одним из первых начал применять эту инновационную электротехническую продукцию. В вооруженных силах, где занимался электромонтажными работами и какое-то время возглавлял строительно-монтажное управление, впервые смог оценить преимущество термоусаживаемых муфт.

Уже тогда задумался об организации собственного производства. В 1997 г. в кооперации с однокурсником по институту Сергеем Мацкевичем создали собственную инициативную разработку, а спустя еще несколько лет - стартовали с производственным проектом (ООО «Трансэлектрокомплект» зарегистрировано Брестским облисполкомом 18.12.2003 г.).

Начали с малого - производства изоляторов, вскоре освоили выпуск кабельных термоусаживаемых перчаток, изолирующих манжет, кожухов, трубок ТУТ, кабельных наконечников и соединителей с болтами со срывными головками.

Ключевую роль в становлении предприятия сыграл еще один партнер - директор российского ООО «Нева-Транс Комплект» Андрей Якубчик (кстати, этнический белорус). На первоначальном этапе его предприятие выступило в роли сборочной площадки муфт из белорусских комплектующих, кроме того, взяло на себя реализацию продукции через собственную товаропроводящую сеть.

И сегодня, после того как ляховичская фирма смогла выйти на полный цикл производства и сборки муфты, а также наладила прямые продажи потребителям, Г.Сакуть предпочитает продавать основную часть произведенной продукции через российского партнера. Так выгоднее, поясняет он, экономятся время и средства, отпускные оптовые цены содержат достаточно добавленной стоимости, чтобы можно было сосредоточиться на производстве.

С начала основания «Трансэлектрокомплект» параллельно развивал оптово-розничную торговую электротехнической продукцией, что, с одной стороны, помогло ознакомиться с ценами и техническими характеристиками товаров конкурентов, а с другой - на коротком обороте формировать капитал и направлять его в развитие производства.

Так, без значительных стартовых инвестиций, шаг за шагом удалось организовать производство полного цикла со значительной степенью локализации. Уже в 2006 г. были разработаны и внедрены собственные технические условия (ТУ BY 290340403.001-2006) на термоусаживаемые муфты. Соответствие продукции требованиям ГОСТ и ТУ подтверждено испытательными лабораториями Российской Федерации. Спустя 3 года на предприятии внедрили систему менеджмента качества ISO 9001-2009, а еще через год, в 2007-м, начала работу аккредитованная высоковольтная испытательная лаборатория.

Всего за эти годы в Ляховичах освоили выпуск более 100 наименований кабельных термоусаживаемых муфт, рассчитанных на напряжение до 10 кВ, термоусаживаемой трубки, всех типоразмеров болтовых наконечников и соединителей на сечение кабеля до 240 мм2.

Белорусская глубинка: знай наших!
Власти справедливо ратуют за развитие регионов, для чего принят ряд нормативных актов, реализуются республиканские и региональные программы. Правда, не всегда и не везде удается достичь желаемого эффекта. Экономика многих районов стагнирует. Успешный опыт становления молодого промышленного предприятия в Ляховичах - одном из малых райцентров Брестчины - примечателен.

Удачный проект посредством хозяйственных связей способствует развитию других субъектов хозяйствования региона. Регулярные заказы на доставку продукции получают местные перевозчики, значительная часть сырья закупается у белорусских производителей. «Трансэлектрокомплект» стал одним из основных заказчиков услуг Несвижского завода медицинских препаратов, где облучаются комплектующие, используемые для производства термоусаживаемых муфт.

У Г.Сакутя получилось то, что не всегда удается другим предпринимателям, пробующим свои силы в производственной сфере - использовать неэффективно задействованное госимущество. Предприятие разместилось на базе бывшего Сельэнерго. И если бы практика приобретения частным бизнесом на старте основных фондов и средств у государства имела широкое распространение, то можно с уверенностью сказать, что малый производственный бизнес страны сегодня развивался бы совсем иными темпами…

Размещение производственной площадки в глубинке имело и другие преимущества. Одно из них - стоимость рабочей силы. По итогам 7 месяцев средняя заработная плата на «Трансэлектрокомплекте» составила 5,6 млн. руб., или чуть более 500 долл. Вполне достойно для региона. А вот в столице и ее окрестностях при сложившейся там конъюнктуре зарплат и дефиците рабочих специальностей организация подобного производства потребовала бы как минимум двукратного роста зарплатного фонда (добавьте сюда пропорциональное увеличение отчислений в ФСЗН). Структура издержек и рентабельность была бы совсем иной.

Конечно, и в Ляховичах непросто подобрать квалифицированных специалистов, тем не менее это удалось. Часть коллектива сформировали из сотрудников бывшего Сельэнерго, со всей округи собрали лучших токарей, литейщиков, специалистов КИПаА. Конструкторов вообще искали за пределами района - на различных выездных мероприятиях. По прошествии нескольких лет сформировалась команда, которая и вывела предприятие на устойчивую траекторию развития.

Факторы конкурентоспособности
Словом, региональное расположение предприятия не помешало его конкурентоспособности, скорее наоборот - укрепило ее. Тем более что учредители ляховичской фирмы основательно поработали над таким фактором производства, как технологии. Со временем устаревшие пресс-формы поменяли на более производительные, внедрили ряд собственных технологических и конструкторских решений, применили новые элементы и композиционные материалы. Это увеличило производительность труда (ежемесячная валовая добавленная стоимость на одного занятого в производстве составляет порядка 30 млн. руб.).

Сегодня «Трансэлектрокомплект» выпускает практически все комплектующие необходимые для изготовления термоусаживаемых муфт, достигнув высокой локализации производства, в т.ч. в металлообработке. И хоть с экономической точки зрения, предприятию выгоднее было бы закупать металлические детали и комплектующие (в Китае они, как ни крути, дешевле), создание собственного участка металлообработки повысило гибкость и мобильность всего производственного процесса.

Возможность быстро перенастроить выпуск очередной партии товара под заказ с определенными требованиями к его конструкции и комплектации стала одним из основных конкурентных преимуществ предприятия. Зато при такой организации производственного процесса работа идет, как говорится, с колес. На складе продукция не задерживается. На 1.09.2014 г. ее запасы сложились на уровне лишь 8,7% к среднемесячному объему производства - мечта для большинства белорусских промышленных предприятий!

Гибкость в части конструктивных особенностей и комплектации изделий, а также конкурентные цены - весомый аргумент при расширении географии продаж. Благодаря этому, в частности, удалось выйти на рынок Украины. В течение года местный дилер смог пройти все процедуры сертификации белорусской продукции (в т.ч. с выездом специалистов сферы сертификации на «Трансэлектрокомплект»), после чего дорога на украинский рынок была открыта. И хоть экономика нашей южной соседки переживает не лучшие времена (обострилась проблема неплатежей), с учетом емкости украинского рынка, он остается в сфере стратегических интересов ляховичского предприятия.

По итогам длительных и порой непростых переговоров предприятию удалось выйти на рынок Узбекистана. Поставки туда осуществляются нечасто, но зато на достаточно крупную сумму (200-300 тыс. долл.). Как заверил узбекский дилер, белорусская продукция находит хороший сбыт, так как по всем характеристикам устраивает местных потребителей.

Помимо прочего, успеху способствует ценовая конкурентоспособность «Трансэлектрокомплекта». Впрочем, как оказалось, преимущества в соотношении цена/качество не всегда гарантируют победу в борьбе за покупателя. Причем чаще всего это касается внутреннего рынка. «У меня муфта стоит 60-70 долл., а покупают у конкурентов за 150 долл., - сетует директор - Получается, что на экспорт легче продавать, чем у себя в стране!» С представителями некоторых ведомств и подшефных им предприятий приходится постоянно отстаивать то, что наша продукция ничем не хуже зарубежных аналогов.

Но капля камень точит - продуманная производственная и сбытовая политика «Трансэлектрокомплекта» позволяет достичь желаемого результата. Продукция предприятия год от года становится все более узнаваемой на рынке, что обеспечивает ее устойчивый сбыт и позволяет развивать производственную площадку. В ближайших планах - сдача в эксплуатацию нового производственного цеха и установка дополнительного технологического оборудования по выпуску собственных композиционных материалов. Курс на расширение - в действии.

ООО «Трансэлектрокомплект»
225370, Брестская обл. г. Ляховичи, ул. Энергетиков, 3
Тел.: +375 (1633) 204-68
Факс: +375 (1633) 212-01
е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.transelektrokomplekt.by

{jcomments on}