fbpx
×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID 651.

Сергей ГРИЦУК, финансовый аналитик ЗАО «Внешпромагроинвест»

Сколько стоит ваша компания? Вопрос этот - ключевой для владельцев бизнеса. И практика показывает, что бизнесмены, отвечая на него, не всегда учитывают ценность, помимо «железа», неосязаемых активов предприятия. А ведь они зачастую доминируют в стоимости активов. Нематериальное - материально? Именно так.

Осязаемое и неосязаемое
Активы любого бизнеса состоят из материальных и нематериальных.

Нематериальные часто ограничиваются лицензиями, авторскими и промышленными правами, товарными знаками и производственно-технологическим ноу-хау.

В то же время дальнейшее развитие бизнеса определяют деловые связи компании, ее репутация в глазах покупателей и заказчиков, успешная организационно-управленческая структура, навыки сотрудников и многое другое.

Все нематериальные элементы, складываясь в одно целое, определяют положительный образ компании на рынке, который влияет на стоимость предприятия и обозначается как «гудвилл» бизнеса.

Истоки
Исторически данное понятие связывалось с репутацией отдельного лица-ремесленника. Гудвилл - вероятность того, что старые потребители, пользующиеся продукцией (услугами) бизнеса, вновь обратятся к этому источнику услуг и товаров.

В XVIII-XIX вв. в сделках купли-продажи бизнеса присутствует понимание важности сформировавшихся связей предприятия и его репутации. Уже тогда понимали, что повышенный спрос на продукцию компании и дополнительная прибыль (сверхприбыль) формируются факторами доверия и ожиданиями высокого уровня качества товаров и услуг.

По мере усложнения экономического уклада значение термина расширялось и видоизменялось. Постепенно под гудвиллом стали понимать все то, что добавляет ценность и привлекательность компании в глазах внутреннего и внешнего потребительского окружения, в том числе за счет тенденциозных взглядов, пусть они и были не всегда справедливы.

Генераторы
Гудвилл - это оружие на рынке для компании, которая добилась сверхприбыли, сумела превысить среднеотраслевые доходы. Конкурентам трудно скопировать высоко заданную планку модели бизнеса и переманить клиентов.

Нивелирование таких угроз достигается... (продолжение читайте в печатной версии журнала)

{jcomments on}