Евгений ШУНЕЙКО, кандидат искусствоведения, профессор

В первой половине ХХ в. Париж стал мировым центром творческой эмиграции, среди которой было много выходцев из Беларуси. Они объединялись в широком художественном направлении под названием «Парижская школа» (École de Paris). И теперь белорусские живописцы не порывают эту связь, развивая культурное сотрудничество.

Парижская школа

При всем многообразии индивидуального авторского видения и изображения окружающей действительности, мира грез и воспоминаний творчество мастеров живописи и графики «Парижской школы» в основном определяется как стиль интравертивного, несколько меланхолического экспрессионизма, погружающего зрителей в сферу трепетных ощущений и переживаний. Художники концентрировали внимание на незамысловатых, камерных, интимно-искренних сторонах жизни, что помогает каждому человеку глубоко проникнуться «живописной грустью», почувствовать богатство ее эмоциональных оттенков и по-настоящему ценить и развивать свой духовный потенциал в условиях современного прагматизма и технократизма.

Первым мастером этого прославленного направления стал Евгений Зак (1884-1926) родом из местечка Могильное (ныне Узденский район на Минщине), который с 1901 г. начал творить под парижским небом. Излюбленными образами его произведений стали задумчивые и очаровательные незнакомки, странствующие комедианты, бедные пастухи и другие «незаметные» герои, погруженные в свои надежды и мечты. Художник сумел с большим мастерством совместить достижения модернизма с традициями искусства Ренессанса и романтизма, что стало своеобразным ключом творческих открытий для многих последователей «Парижской школы».

Вслед за Е.Заком в столицу мирового новаторства вскоре отправились наши земляки М.Шагал, Х.Сутин, П.Кремень, М.Кикоин и др., оказавшие большое влияние на развитие ... (продолжение читайте в печатной версии журнала)

{jcomments on}