Сергей ГРИЦУК, финансовый аналитик ЗАО «Внешпромагроинвест»
В начале сентября МФВ второй раз за год ухудшил прогноз для экономики Украины. С учетом эскалации вооруженного конфликта на востоке страны Фонд ожидает, что в этом году ее ВВП сократится на 7,25%, а в следующем потеряет еще 4,25%. Для белорусских предприятий это означает только одно - продавать наши товары на падающий украинский рынок будет сложнее.
Драйверы падения
В случае продолжения военных действий рецессия углубится и потребует новых финансовых вливаний, отмечается в докладе к очередному заседанию Совета директоров МВФ. Центробанк Украины будет вынужден удерживать курс национальной валюты, что обусловит давление на резервы и необходимость поиска внешнего финансирования. По расчетам Фонда, экспорт по итогам 2014 г. сократится на фоне дальнейшего ухудшения отношений с Россией, а также с учетом физического вывода из строя производственных мощностей на востоке Украины.
В 2015 г. страна сможет несколько нарастить экспорт преимущественно за счет действия зоны свободной торговли с ЕС. Однако незначительный рост экспорта не покроет финансовых разрывов, неизбежных из-за оттока капиталов и сокращения прямых иностранных инвестиций. Дефицит платежного баланса в 2014 г. вырастет до 7,5 млрд., а в 2015-м - до 11,5 млрд. долл. Также отмечается, что на фоне всех негативных событий увеличится и дефицит государственного бюджета - до 7,25% ВВП в 2014 г. и до 8% ВВП в 2015 г.
Как отметил аналитик Альпари Александр Михайленко, пессимистичные прогнозы подтверждаются текущей динамикой розничных продаж и промышленного производства в Украине:
- Данные по розничным продажам - это прямое свидетельство падения покупательской способности населения, во многом социальный индикатор настроений в обществе относительно своего будущего благосостояния. Возникает угроза падения деловой активности и роста безработицы. Что касается промышленного производства, то оно и ранее на Украине находилось в красной черте. В определенной степени наблюдаемое снижение объясняется слабой вовлеченностью предприятий востока в хозяйственную жизнь страны.
Динамика розничных продаж на Украине
Промышленное производство на Украине
- Усугубляет экономическое положение плачевное состояние золотовалютных резервов Украины. Центральный банк долгое время сдерживал курс нацвалюты у отметки 8-8,2 гривны за 1 долл. США, - продолжает А.Михайленко. - ЗВР фактически растрачивались на проведение масштабных валютных интервенций, пока не достигли критической отметки 3-месячного импорта. Да и на этом уровне ЗВР удалось удержать лишь благодаря существенному сокращению импорта и обязанности экспортеров продавать 100% валютной выручки.
Девальвация гривны к концу лета более чем на 60% стала благом для экспорта, но породила риск повторения последствий девальвации 2004 г., когда внутренние заемщики объявляли дефолты по своим валютным обязательствам.
Золотовалютные резервы Украины
Курск гривны к доллару США
Классическое последствие девальвации - ускорение потребительских цен - также не обошло стороной Украину. Инфляция превысила двухзначную цифру и, по последним данным, достигла 12,6%.
Динамика инфляции на Украине
Оценивая вкупе снижение производства, потребительского спроса, девальвацию гривны и шаткость ЗВР, А.Михайленко делает вывод, что Украина балансирует на пороге дефолта. Единственное, что удерживает экономику страны от краха - это финансирование со стороны МФВ.
В конце августа Совет директоров МВФ принял решение выделить Украине второй транш кредитной программы stand-by в размере 1,39 млрд. долл. (первый транш на 3,2 млрд. страна получила в мае т.г.). Фонд также решил оставить без изменений объем кредитной программы stand by на 2014-2015 гг. в размере 17 млрд. долл. и смягчил условия оказания помощи в части обязательного объема резервов Центробанка, дефицита госбюджета и объема гарантированного государственного долга.
В Фонде не уточнили новые допустимые показатели, но подчеркнули, что готовы пойти навстречу правительству Украины и провести осенью текущего года обзор выполнения программы с тем, чтобы в дальнейшем принять решение о возможном выделении сразу двух кредитных траншей - третьего и четвертого - единым платежом.
Директор-распорядитель Фонда Кристин Лагард, с одной стороны, выразила обеспокоенность неблагоприятным сценарием событий на востоке Украины, но с другой - подчеркнула удовлетворенность экономическими реформами нового правительства. «Регуляторно-наблюдательная база укрепляется, диагностика банков происходит согласно плану, возможности Фонда гарантирования вкладов физических лиц выполнять возложенные на него функции расширяются.
Власти также продолжают работать над усилением способности банков решать вопрос просроченных кредитов, предлагая схемы стимулирования добровольной реструктуризации долгов», - отметила К.Лагард. По мнению главы Кабмина Украины Арсения Яценюка, выделение второго транша - это знак поддержки и доверия к украинской экономике. Впрочем, заметим, что долг не всегда проблема должника, но часто еще и кредитора.
Есть основания полагать, что заинтересованность МВФ в продолжении программы поддержки stand-by, помимо прочего, продиктована желанием не потерять старые долги.
Относительно положительные сигналы посылает внешнеэкономическая деятельность. Торговый баланс Украины во II квартале 2014 г. выровнялся, впервые за долгое время страна стала экспортировать больше, чем импортировать. Но опять же, не столько благодаря резкому скачку поставок за рубеж, сколько из-за сокращения импорта.
Торговый баланс Украины
В разрезе географии поставок произошло сокращение экспорта в РФ - с 7,45 млрд. долл. в I полугодии 2013 г. до 5,71 млрд. в I полугодии 2014 г., тогда как в страны ЕС он увеличился с 8,23 млрд. до 9,47 млрд. долл. Импорт снизился как из РФ, так и из стран ЕС - на 1,39 млрд. и 2,15 млрд. долл. соответственно.
Основные торговые партнеры Беларуси по объемам товарооборота в 2013 г., по данным Минэкономики
Распределение белорусского экспорта товаров по странам - основным торговым партнерам в 2013 г., %, по данным Белстата
К слову, Беларусь и Украина в прошлом году наторговали между собой примерно на 6,2 млрд. долл. Основу наших экспортных поставок составили продукты нефтепереработки и машиностроения, металлопродукция, а также бытовая и промышленная техника - всего примерно на 4,2 млрд. долл. Украинцы традиционно поставляли нам продукты питания и сырье для пищевой перерабатывающей промышленности, стройматериалы, металлопродукцию и т.д. Если оценивать показатели взаимной торговли в I полугодии т.г., то, на первый взгляд, ситуация выглядит достаточно благополучно, по крайней мере, для Беларуси. Наш экспорт товаров в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. сократился лишь на 2,4% (для сравнения: в Россию он упал на 6,9%), импорт из Украины «просел» на 17%.
Перестрелка конфетами, пивом и другими товарами
Одним из запоминающихся событий в белорусско-украинских отношениях в этом году стала непродолжительная торговая война. Напомним, в апреле-мае Беларусь удивила украинских партнеров серией постановлений правительства, которыми ввела лицензирование импорта пива, макаронных, кондитерских изделий и сырья для их производства, цемента, листового стекла и стеклотары из-за пределов Таможенного союза. Новый забюрократизированный механизм дал чиновникам возможность в ручном режиме контролировать заключение внешнеторговых контрактов, а также цен на продукцию. При этом всякая поставка стала возможна лишь в рамках разовой лицензии.
Заметим, нововведения не были направлены конкретно против украинских производителей, но в силу устоявшихся торговых связей и затронутых лицензированием товарных групп больше всего досталось именно украинцам. Чиновники, в частности, представители концерна «Белгоспищепром», не раз в прежние годы сетовавшие на агрессивное проникновение на наш внутренний рынок украинской продукции, не преминули по максимуму воспользоваться новым механизмом борьбы с потребительским импортом.
По крайней мере, как заявил в июле руководитель украинской Ассоциации «Укркондпром» Александр Балдынюк, в рамках механизма лицензирования от украинских поставщиков потребовали повысить цены от 30 до 500%, что делало их товары практически неконкурентоспособными на белорусском рынке. Такие действия, по подсчетам «Укркондпрома», до конца 2014 г. грозили Украине убытками в размере 130 млн. гривен (около 11 млн. долл.), а также сокращением на 2,5 тыс. рабочих мест в АПК.
Аргументы украинской стороны о том, что правила лицензирования идут вразрез с Договором о зоне свободной торговли в рамках СНГ от 18.10.2011 г., нашими чиновниками услышаны не были. С «мертвой» точки переговоры сдвинулись лишь после того, как в середине июля Межведомственная комиссия по международной торговле Украины приняла решение о введении спецпошлин на импорт ряда белорусских товаров.
На молочные продукты, кондитерские изделия, удобрения и электрические лампы накаливания спецпошлины составили 55,29% таможенной стоимости. На холодильники и холодильное оборудование - от 55,29 до 60,05% в зависимости от объема камер. Для шин, покрышек и солодового пива - 60,05%. Перспективы потерять украинский рынок сбыта помогли нашим законодателям вспомнить об упомянутом выше Договоре СНГ и со ссылкой на его нормы постановлением Совмина от 24.07.2014 г. № 719 исключить товары, произведенные в странах Содружества, из-под действия новых правил лицензирования. Со своей стороны, Украина с 19 августа отменила действие спецпошлин для белорусских товаров.
Прекращение торговой войны, впрочем, не снимает целый ряд других фундаментальных проблем, мешающих активизации взаимной торговли. К обвалу спроса в Украине добавляются планы по созданию зоны свободной торговли в этой стране и ЕС, грозящие подорвать конкурентоспособность белорусских товаров на украинском рынке. Тем не менее с белорусской стороны звучат заявления о возможности увеличения товарооборота двух стран в ближайшей перспективе в 2 раза - до 15 млрд. долл.
На наш взгляд, наиболее вероятным итогом 2014 г. будет незначительное снижение товарооборота по сравнению с 2013 г. При этом, если украинский импорт благодаря девальвации гривны будет чувствовать себя достаточно уверенно на белорусском рынке, то наши товары в Украине (за исключением, пожалуй, продуктов нефтехимии) продавать будет сложнее.
В целом итоги и выводы торговой войны подтвердили недостаточную конкурентоспособность белорусской продукции, а также слабую диверсификацию экспортных поставок. Нашим производителям есть над чем работать не только в вопросах взаимодействия с украинскими контрагентами.
Шанс на модернизацию
В свете украинского кризиса и обмена санкциями между Западом и Россией Беларусь получает уникальный шанс модернизировать экономику, полагает директор аналитического департамента Альпари в СНГ Александр Разуваев.
Разрыв украинско-российских торговых связей, уход украинских компаний с российского рынка и эмбарго на поставки в Россию европейских продуктов дают белорусским компаниям возможность до конца года дополнительно заработать до 5 млрд. долл., считает эксперт. Это положительно повлияет на валютный курс и платежный баланс республики. Основными составляющими дополнительной выручки могут стать не только поставки белорусской сельхозпродукции, но и переработанного европейского сельхозсырья под маркой «сделано в Беларуси».
Тем более что московские чиновники обещают не препятствовать такому бизнесу, а европейские производители готовы инвестировать в создание перерабатывающих производств. Впрочем, не будем загадывать. И экономическая, и политическая составляющие украинского кризиса имеют значительные и непредсказуемые переменные. Их влияние на экономику Беларуси в среднесрочной перспективе сложно просчитать.
{jcomments on}