Анастасия ПОГОРСКАЯ
Несмотря на действующие в нашей стране административные ограничения стоимости услуг инжиниринговых компаний, данный вид бизнеса получает все большее распространение. Изучив иностранный опыт, группа молодых инженеров увидела возможность выгодного применения своих знаний - так образовалось ООО «НефтеСтройИнжиниринг». О становлении компании, целях и стратегических задачах рассказал ее директор Андрей КОВАЛЕВ.
- В Новополоцке почти у каждого инженера жизнь связана с промышленными гигантами, - рассказывает А.Ковалев, работавший до открытия собственной компании механиком на ОАО «Нафтан». - Наши специалисты - это круг единомышленников, которых удалось зажечь идеей инжиниринга. И это было просто, потому что все мы являлись свидетелями того, как шла реконструкция объектов.
Генеральный подрядчик не брался за общее руководство процессом, заказчик в силу недостатка специалистов в области управления строительным процессом не всегда мог делать все в отведенные на это средства и время. На этой почве и зародился наш инжиниринговый бизнес, по сути ставший ядром, которое соединило все элементы строительной деятельности и, главное, взяло на себя общее управление процессом Сам по себе инжиниринг - очень прогрессивное направление, в развитых странах давно работают именно по такой схеме.
И мы не первыми пришли на белорусский рынок инжиниринговых услуг. Непосредственно в промышленном строительстве ведем бизнес вместе с немногими компаниями различной формы собственности, среди которых основное место занимает законодатель строительной моды в Беларуси - РУП «Белстройцентр».
Поначалу ключевой задачей было – «стать на ноги». Остановив выбор на объектах общезаводского хозяйства нефтеперерабатывающего комплекса, включающих в себя резервуарные парки, трубопроводы, межцеховые коммуникации, по которым идет перекачка нефтепродуктов, а также вспомогательную инфраструктуру, здания и производства сопутствующих продуктов, нужно было убедить в необходимости наших услуг. Нам поверили и разрешили попробовать свои силы на реконструкции парка с заменой резервуара одного из цехов «Нафтана».
На мой взгляд, мы успешно справились с первым испытанием, а сегодня у нас за плечами уже более 10 серьезных объектов ОАО «Нафтан» и Новополоцкого НПЗ.
В прошлом году выиграли тендер на крупный проект по системе EPC-контракт (англ. Engineering Procurement Construction – «инженерные работы, закупки, строительство»),. Это значит, что мы взяли на себя разработку строительного проекта и выбор проектной организации. Определено, что проектировать объект реконструкции, захватывающий треть сырьевого цеха №8 «Нафтана», рассчитанный на несколько очередей реконструкции резервуарных парков и насосных станций, будет Институт транспорта нефти (Киев).
Договором на оказание инжиниринговых услуг прописаны согласование бюджета инвестиционного проекта с инвестором, проведение процедуры закупки оборудования и материалов, выбор подрядчика и субподрядчиков на конкурсной основе. Инжиниринговая компания берет на себя функции комплексного управления реконструкцией объекта и сдает его «под ключ».
Ценовые тиски
Особенность инжинирингового бизнеса состоит в том, что стоимость таких услуг ограничена законодательно на уровне 1,47% от глав 1-9 сводно-сметного расчета. «НефтеСтройИнжиниринг» на объектах «Нафтана» работает именно за такой процент. Заказчики в услугах инжиниринга видят, прежде всего, удорожание стройки. Однако, если проанализировать весь процесс, то получится с точностью да наоборот. В такой ситуации весьма проблематично увеличивать ставку, объясняя заказчику выгоду обращения к услугам инжиниринговых компаний.
Другое дело - мировая практика. В США и Европе инжиниринговые компании рассчитывают стоимость своих услуг от конечной цифры по затратам на весь объект. При этом закладываются риски, учитываются коэффициенты на поставку оборудования и страховые суммы. Меньше 8-12% (в зависимости от материалоемкости и сроков) обычно не бывает. Конечно, надо принимать во внимание, что там другой инжиниринг - компании созданы на основе больших проектных организаций и сегодня представляют собой крупные холдинги, имеющие лицензии на процессинг, если мы говорим о сфере нефтегазовой промышленности. Там другие инвесторы, другие деньги.
- Каждый месяц мы выполняем объем работ на суммму, сопоставимую с крупной строительно-монтажной организацией, - поясняет А.Ковалев. - Рентабельность варьируется в пределах 3-4%. Это усложняет задачу по созданию запаса прочности в нашем бизнеса. Чтобы стабилизировать финансовое положение, ищем новые контракты, смотрим в сторону России, Казахстана и Литвы. Уже есть предварительные договоренности на выполнение работ. Инжиниринг - объемное понятие, это не только то, чем мы занимаемся сейчас. Наши услуги нужны и в сфере гражданского строительства. Стремимся к созданию хорошо структурированной организации с отделом закупок, проектным бюро, строительным подразделением, технадзором, юридическим отделом.
Сегодня в штате компании 12 человек, плюс порядка 50 человек работают под нашим руководством. Это и обследователи, и проектировщики, и технический надзор, а также все другие специалисты, необходимые для управления процессом. Когда не хватает собственных сил, на условиях субподряда привлекаем партнеров. Тесно сотрудничаем с РУП «Белстройцентр», приглашая специалистов этой организации на ведение технического надзора. Консультируемся с юристами по вопросам закупок материалов и оборудования.
Сегодня инжиниринговые услуги, зажатые в финансовые тиски, не столь широко развиты и востребованы. Но мы уверены в том, что спрос на них будет расти. Такого же мнения придерживаются и российские коллеги, тенденция уже наметилась.
Проверка на прочность
Регулирование деятельности инжиниринговых компаний происходит и в рамках объявленной в этом году аттестации строительных организаций. Согласно требованиям Минстройархитектуры выделены все части подготовительного процесса строительства, в том числе инжиниринговые компании.
- У нас есть все необходимое для ведения бизнеса: и техника, и инструментарий, и кадры, - подчеркивает А. Ковалев. - Но мы оказались не готовыми аттестоваться с ходу. Самое сложное в этом вопросе - кадры. В аттестации инжиниринговой компании, работающей на объектах первого класса сложности появилось такое требование, как наличие в штате управляющего проектами.
Причем нужны три таких сотрудника. Сейчас подбираем специалистов по техническому надзору. Строительной отрасли всегда была присуща кадровая проблема. Мы также столкнулись с ней. Трудно найти специалистов, имеющих опыт работы в инжиниринге. К тому же постоянно происходит отток кадров в Россию.
В нашей компании наряду с молодежью трудится человек с регалиями, бывший главный инженер РУП «Белстройцентр» Игорь Мороз. Сложился хороший коллектив. Мне кажется, что все идут на работу с удовольствием. И все новые сотрудники, которые приходят к нам, уверен, останутся. Самое ценное в нашем бизнесе то, что здесь нет рутинной работы. Каждый день происходит что-то новое: мы встречаем нового заказчика, подрядчика, изучаем новые материалы, оборудование, вникаем в новый проект
Помимо профессионального отношения к делу ООО «НефтеСтройИнжиниринг» предлагает заказчику открытые, доверительнее отношения, поэтому клиенты видят в компании не просто исполнителя, а честного партнера, способного найти единственно верное решение поставленной задачи. А основная функция инжиниринговой компании - помочь в создании объекта, который при оптимальных вложениях будет приносить максимальную прибыль.
ООО «НефтеСтройИнжиниринг»
Юридический адрес: 246050, г. Гомель, ул. Гагарина, 49
Тел./факс: +375 214 595286
е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.ooonse.com
{jcomments on}