Павел ГАЙДУКЕВИЧ
8 сентября 1514 г. состоялась битва под Оршей между войсками ВКЛ и Московского княжества. Это событие многие историки склонны считать днем воинской славы армии ВКЛ, когда она под командованием гетмана Константина Острожского одолела превосходящие силы московитов, остановив продвижение русской армии на запад.
В этом году 500-летие битвы широко отмечалось на Украине (входившей в XVI в. в состав ВКЛ) и в Литве, где 2014 г. был объявлен годом Оршанской битвы. В Беларуси юбилей битвы широко не отмечался ввиду определенных политических соображений.
Нужно отметить, что история и значение битвы долгое время замалчивались и не получали широкой огласки до момента обретения суверенитета странами Балтии, Беларуси и Украины. Впрочем, и до сегодняшнего дня однозначной трактовки событий того времени среди историков Литвы, Польши, Беларуси и России нет.
Как известно, русско-литовские войны были достаточно продолжительными. С переменным успехом они проходили на протяжении XV-XVII вв., то вспыхивая, то угасая по мере истощения сил каждой из сторон. Нужно сказать, что с момента образования ВКЛ его границы постепенно расширялись на восток и в период наивысшего расцвета достигали Смоленска, а на юге - Черного моря.
Завоевание этих земель, или так называемая битва за наследство Киевской Руси, происходило преимущественно во времена великих князей литовских Гедимина, Альгерда и Витовта.
В дальнейшем это расширение прекратилось из-за междоусобиц, борьбы за власть внутри княжества и ослабления центральной власти. В 1514 г. во главе Речи Посполитой стоял король Сигизмунд I (1467-1548) по прозвищу Старый. Он запомнился современникам как меценат и человек, способствовавший проникновению искусств в Польшу и Литву. Свое прозвище он получил из-за того, что вступил на престол в довольно зрелом возрасте, сменив на этом посту двух старших братьев. Его правление было отмечено потерей ряда территорий, включая Смоленск, и постепенным ослаблением могущества Речи Посполитой на фоне усиления и укрупнения Московского княжества.
Тем не менее в XVI в. Речь Посполитая оставалась крупным европейским государством, политикой которого были недовольны многие монархи не только на востоке, включая татар и Московию, но и на западе - в лице австрийского императора Максимилиана.
Москва, набиравшая мощь на протяжении XIV-XVI вв., после освобождения от монголо-татарского ига постепенно пришла к противостоянию с ВКЛ и спору за сопредельные территории, включавшие в себя такие города, как Смоленск, Псков, Орша и др.
В 1514 г. на московском престоле находился князь Василий III (1479-1533). Он вошел в историю как сын и продолжатель политики основателя российского государства Ивана III (1440-1505), который первым из московских князей получил титул царя, женившись на дочке византийского императора Софье Палеолог. С того времени Москва объявила себя наследницей Византийской империи - так называемым Третьим Римом, а также Киевской Руси и ее территорий. Иван III получил прозвище «собирателя земель русских», присоединив к Московии Тверское, Ярославское, Ростовское и другие княжества, положив начало формированию Российского государства с центром в Москве.
Василий III продолжил дело отца, а результатом его действий стали в том числе война с Литвой в 1512-1522 гг., осада и захват Смоленска в июне 1514 г. и позднее Оршанская битва.
Сложность изучения итогов битвы под Оршей в том, что среди историков разных стран до сих пор нет единого мнения по поводу ее результатов. Одни склонны считать ее рядовым событием в ходе множества военных конфликтов между ВКЛ и Москвой, а победу - одной из тактических, но не стратегических. Другие же называют ее величайшей военной победой в истории ВКЛ и Европы.
Битва состоялась 8 сентября 1514 г. недалеко от Орши на берегу реки Крапивна, притока Днепра. Армией ВКЛ командовал православный гетман Константин Острожский, второй богатству человек в ВКЛ после Радзивиллов. Примечательно, что большая часть его владений находилась на территории современной Украины, поэтому для украинцев сегодня он является национальным героем. Хотя, заметим, Константин Острожский происходил из рода туровских князей, т.е. являлся этническим литвином (белорусом).
Со стороны русской армии боевыми действиями руководили воеводы Иван Челяднин и Михаил Булгаков. Их стратегический замысел состоял в том, чтобы дать переправиться части армии литвинов через реку, отрезать им путь к отступлению и сбросить в воду. Но в силу несогласованности действий затея провалилась, литвинам удалось полностью осуществить переправу и при помощи совместных действий артиллерии и кавалерии разгромить неприятеля.
Гетман Константин Острожский, руководивший боевыми действиями, позднее был удостоен небывалых почестей от короля за эту победу. В ходе битвы были захвачены в плен крупные московские военачальники.
Для белорусов смысл сражения и его результатов еще и в том, что это была первая победа, одержанная на территории страны собственными силами, в отличие, например, от битвы при Грюнвальде, где борьба шла на чужой территории и в составе сборной коалиции войск.
Российские историки не считают эту битву чем-то значимым, а рассматривают ее как один из эпизодов войны, которых было множество у той и другой сторон. Они приводят факты о том, что в ходе боев Смоленск так и не был освобожден литвинами, а военные действия последующих лет ослабили мощь ВКЛ, потерявшей ряд своих территорий.
Споры вызывают и данные о количестве участников сражения. По мнению одних историков, московское войско по численности превосходило войско ВКЛ почти в три раза и составляло 80 тыс. против 30 тыс. Но какой смысл было войску ВКЛ, вступать в неравный бой с превосходящими силами врага? По мнению ряда исследователей, 80 тыс. войска не набралось бы не только под Оршей, но и во всем Московском княжестве, так что на самом деле в сражении участвовало не более 40 тыс. воинов (с обеих сторон) при перевесе московитов в 4-5 тыс. человек. Большая часть русской армии во главе с Василием III осталась в Смоленске, а в Оршу было направлено только два отряда для решения тактических задач.
Ряд польских историков выдвигает версию о том, что воины ВКЛ составляли в этой битве меньше половины, а преимущество было за представителями польской армии под командованием Януша Сверчовского и Войцеха Самполинского, что также вносит неясность в трактовку победы. Но так или иначе битва под Оршей - событие, которое еще не оценено в полной мере исследователями Беларуси и соседних стран. Историю, как известно, пишут победители, а рост могущества и влияния Российской империи в XVI-XVIII вв. привели к тому, что все победы литовского оружия в ходе военных конфликтов были либо нивелированы, либо детально изучались и не предавались широкой огласке ввиду политики единения братских народов Беларуси и России.
Возможно, это также связано с тем, что, несмотря на победу под Оршей, Смоленск и ряд территорий ВКЛ были потеряны и позже отошли Москве. Тем не менее история знает ряд примеров битв, не сыгравших стратегического значения в ходе войны, но почитаемых как образец воинской доблести и героизма.
{jcomments on}