fbpx

Вячеслав МИЦУРА

Обустройство инженерных сетей - базовая, а потому востребованная услуга. Но есть один минус: спрос на нее напрямую зависит от общей динамики строительных работ в стране. Чтобы подстраховаться в условиях нынешнего замедления темпов строительства, начальник Специализированного управления №149 ОАО «Стройтрест №3» Николай КОВАЛЕВСКИЙ параллельно начал развивать монтажное направление и наладил производство металлоконструкций.

Впрочем, обо всем по порядку. А начнем с основного профиля СУ-149.
Образованное в 1975 г., СУ-149 как структурное подразделение ОАО «Стройтрест №3» присутствовало на многих стройках государственного значения. Так уж повелось… Если надо возвести какой-то объект быстро и качественно, заказчики зачастую останавливают свой выбор на солигорских строителях. Нередко решение о передаче им подряда принимается на высоком государственном уровне, вплоть до Президента страны.

В разные годы СУ-149 участвовало в возведении жилья и инфраструктуры для чернобыльских переселенцев Гомельщины, ряда объектов в белорусской столице, в т.ч. гостиницы «Виктория», Минского международного образовательного центра, медучреждений, стадиона «БАТЭ» в Борисове, создавало инженерные сети для «Беларуськалия» и «Газпрома», благоустраивало Завод горного воска в г.п. Свислочь. Управлению доверили создание очистных коммунальных сетей в Солигорске и Слуцке, объекты соцкультбыта в Слуцке, Любани и Клецке. Список можно продолжить…

Наработанные деловые связи и доброе имя позволили собрать весомый портфель заказов даже в посткризисные 2012-2013 гг. Впрочем, в этом году общее замедление белорусской стройки все-таки начало сказываться и на выручке СУ-149.

Расширение сознания и… ниши
Понимая уязвимость специализации на инженерных сетях и предчувствуя сложности с сохранением высоких объемов работ, Н.Ковалевский принял стратегическое решение подстраховать риски развитием нового направления деятельности - монтажом металлоконструкций и оборудования. Для этого минувшей зимой провели подготовку и переподготовку специалистов, обновили техническую базу - и уже этим летом монтажники смогли выйти на месячный объем работ около 10 млрд. руб., что составило примерно 30% выручки управления. Благо впереди просматриваются крупные заказы в рамках реконструкции белорусских НПЗ. Управление уже участвует в работах на «Нафтане», идут переговоры по Мозырскому НПЗ. А на таких объектах можно получить хороший подряд как в рамках основной специализации, так и по новому направлению.

Дальше - больше. Появляется возможность на собственной базе развивать производство металлоконструкций (ферм, эстакад, колон и т.п.). Сейчас мощности управления позволяют выпускать их 30 т в месяц при объеме монтажных работ до 300 т, т.е. даже без увеличения подряда производство можно увеличить в разы. Для этого на предприятии начали оборудовать дополнительный цех. «При работе со своими металлоконструкциями мы сможем формировать значительно более высокую добавленную стоимость, чем если просто будем заниматься монтажом, - объясняет Н.Ковалевский коммерческую целесообразность проекта. - Резка, сварка, пескоструйка, покраска… Все это составляющие стоимости, отсюда и разница в цене на металл в районе 10 млн./т с готовыми металлоконструкциями за 18-23 млн./т».

Дополнительные возможности по расширению рыночной ниши руководитель управления видит в развитии ряда узкоспециализированных работ. Например, 20 работников СУ-149 задействованы на тепловой изоляции трубопроводов, еще 9 трудятся в деревообрабатывающем цеху, столько же - на сертифицированной СТО, известной в регионе кузовными работами.

Так из нескольких новых и перспективных источников формируется и стабилизируется общий поток выручки, создается подушка экономической безопасности бизнеса.

Подобная диверсификация деятельности - отнюдь не модное увлечение маркетинговыми стратегиями, а жизненно важная необходимость, скорее даже - условие выживания. Как и большинство строительных организаций Беларуси СУ-149 захлестнула проблема неплатежей. Долги заказчиков перед управлением достигли 90 млрд. руб., что равно примерно трехмесячной выручке. «Некоторые не рассчитались с нами за работы, выполненные еще в 2012-2013 гг.», - сетует руководитель. Получается, что предприятие кредитует своими средствами чьи-то объекты, тогда как из-за возникающего кассового разрыва само порой вынуждено брать дорогие кредиты на выплату зарплаты работникам.

Страдают и поставщики материалов для проблемных объектов. Правда, по словам Н.Ковалевского, большинство из них с пониманием относятся к ситуации, за что руководитель им искренне благодарен. Лишь в единичных случаях дело доходит до судебных разбирательств. Но это в целом не снижает остроты проблемы. Любопытно, что с частными заказчиками, как правило, не возникает вопросов по расчетам, как нет их и с крупными предприятиями вроде «Беларуськалия» и «Нафтана». Выполнил работу - получил расчет. Зато просто какая-то беда с УКСами и некоторыми другими госзаказчиками! Ссылаясь на важность строительства того или иного объекта, чиновники порой включают административный ресурс, и СУ-149 как добросовестный подрядчик свою работу выполняет. Вот только едва ли разумно обескровливать его потом неплатежами. Не лучше ли некоторым заказчикам трезво оценить собственные финансовые возможности?

Многим также не мешало бы сосредоточиться на более качественном проведении предпроектных и проектных работ. Обустройство инженерных сетей находится в самом начале строительного цикла, а потому чувствительно к разного рода пересмотру и доработкам проектов. Вырыли котлован, а вскоре оказывается, что строящийся объект решили сместить, положили асфальт - а потом поняли, что лучше возвести в этом месте котельную, и т.д. Но работы уже выполнены, подрядчик понес затраты, вот только возмещать их заказчик не спешит.

Подобные ситуации нередки при проведении параллельного проектирования и строительства. Когда-то в бытность премьер-министра Сергея Сидорского параллельное проектирование получило широкое распространение и было призвано ускорить возведение объектов. С той же целью некоторые заказчики применяют его и сегодня. Вот только благая идея часто приобретает нелицеприятные формы. Оно и неудивительно, если из желания быстрее начать стройку некоторые буквально «на коленке» начинают создавать чертежи, допуская ошибки, которые потом дорого обходятся и инвесторам и строителям.

Модернизация с умом
За почти 40 лет существования СУ-149 приходилось работать в условиях различной конъюнктуры, благоприятной и не очень, всегда были какие-то проблемы и их надо было решать. Между тем талант руководителя проявляется не только в понимании проблем, но и в умении применить инструменты стабилизации для своего предприятия, в эффективном использовании всех видов ресурсов. Значительные возможности здесь предоставляет рациональная модернизация.

На волне строительного бума прежней пятилетки многие строительные организации в расчете на растущие объемы закупили значительное количество машин и оборудования, однако теперь в условиях стагнирующего спроса и недоиспользования основных средств эти инвестиции оказались заморожены. Но не все директора, похоже, извлекли должный урок. Некоторые слишком дословно восприняли нынешний призыв к модернизации - и вновь приступили активно обновлять технический парк без должных экономических расчетов. Где уж тут ожидать эффективную фондоотдачу!

Иной подход практикует Н.Ковалевский. Машины и оборудование на СУ-149 стараются закупать под гарантированный подряд. Например, в свое время четыре экскаватора приобрели для выполнения значительного объема работна ОАО «Кричевцементношифер». Техника окупилась за 4 года. Новый немецкий укладчик тротуарной плитки пригодился на Борисовском стадионе «БАТЭ», где в смену он закрывал до 500 м2. Когда значительные объемы заказа поступили из родного Солигорска, для работ на его улицах закупили вторую аналогичную машину. Где укладывается плитка, есть заказ и на бортовой камень - соответственно, появляется смысл закупать технику по его установке. Что и сделали. А вот с приобретением американской машины монолитного борта решили повременить. Анализ расходов и возможных доходов показал, что пока эта покупка выглядит довольно рискованной.

При выборе машин и оборудования в СУ-149 прежде всего оценивают их производительность и надежность. «В 2003 г. купили первый английский экскаватор JCB, - вспоминает начальник управления. - Поставили его отработать смену рядом с российским экскаватором, имевшим ковш аналогичного объема. «Англичанин» оказался в 2,5 раз производительней!» Время также показало высокую надежность такой техники: лишь спустя 11 лет работы экскаватору впервые потребовался более-менее серьезный ремонт. Сделав соответствующие выводы, руководство СУ-149 значительно обновило парк техники западными машинами JCB и Caterpillar. И не прогадало, так как высокая производительность и относительно низкие эксплуатационные расходы позволили выйти на 3-4-летний период окупаемости инвестиционных затрат в эти машины.

Задачу обеспечить рациональную модернизацию сильно усложнили высокие процентные ставки на финансовом рынке. Непросто окупить машину, взятую в кредит или лизинг под 30-40% годовых. По этой причине начальник СУ-149 признается, что пока вынужден приостановить приобретение основных средств с привлечением заемных денег. Но и в таких условиях есть пространство для рационального маневра. С Минским заводом колесных тягачей удалось договориться на поставку 30-тонных самосвалов с отсрочкой платежа, в результате чего по сравнению с прошлым годом затраты на транспорт снизились на 60%.

В ряде случаев можно вообще обойтись без закупки новой техники. Например, для развития нового направления - монтажных работ - СУ-149 активно арендует технику у сторонних организаций, и экономика в рамках такого подхода остается в плюсе, заверил Н.Ковалевский. В любом случае сейчас это лучше, чем загонять предприятие в убытки, проводя модернизацию по заоблачным ценам.

Зарабатывает тот, кто работает
Разумеется, экономическая устойчивость и эффективность работы предприятия, качество и производительность напрямую зависят от умения обращаться с одним из главных ресурсов - кадрами.

Специализация в нише инфраструктурных сетей определила выраженную сезонность работ СУ-149. Зимой они замирают. И чтобы время не пропало зря, людей активно вовлекают в повышение квалификации и переподготовку.

Отлажена работа с молодыми специалистами. Например, прежде чем попасть в команду ИТР, под патронатом куратора они минимум 3 месяца проходят адаптацию, вникая в специфику работы планового отдела, отдела кадров и в целом аппарата управления. Так у них формируется комплексное представление о предприятии, вырабатывается умение взаимодействовать в коллективе.

Со своей стороны СУ-149 старается привлечь хорошим соцпакетом. Молодым специалистам, в т.ч. создавшим семьи, предоставляется арендное жилье, кроме того, у них появляется возможность в порядке очереди построить собственную квартиру. Подобные перспективы привлекают выпускников профильных вузов, в частности, традицией уже стало распределение в Солигорск из Полоцкого государственного университета. «Устроившиеся к нам на работу, ребята общаются со своими друзьями-студентами, делятся опытом - так у нашего управления формируется положительный имидж как места для трудоустройства», - рассказывает Н.Ковалевский.

Отлажен и подбор рабочих. Тут, конечно, приходится проводить серьезный отсев, отмечает руководитель. Большинство хороших специалистов, как правило, уже где-то трудоустроены, тогда как «дрейфующая масса» в основном сформирована из тех, кто не может прижиться на постоянном месте в силу характера, пристрастия к алкоголю или склонности к прогулам. Выбрать подходящих помогает скрупулезный контроль за трудовой дисциплиной.
Сформирован положительный опыт подбора кадров из числа сезонных рабочих, а таковых ежегодно набирается до 100. По итогам сезона руководство управления отбирает 15-20 лучших, которых переводит на постоянную работу и организует для них зимнее обучение с присвоением разряда по выбранной специальности.

Но дать человеку должную квалификацию и знания - это только полдела. Задача - добиться от него максимальной производительности. Для этого оплату труда в СУ-149 привязали к сделке, а чтобы никто не мог «отсидеться», привычные бригады разбили на звенья. Это позволило вести точный учет выполненных работ каждым сотрудником, а, следовательно, справедливо оплачивать труд в зависимости от количества и качества. Работал налегке - получи 5-6 млн. руб. в месяц, старался брать и качеством, и количеством - заработал 8-12 млн. и более. «Такой подход стимулирует к более продуктивному труду, хотя и не всех, - отмечает глава управления. - Даже при сдельной форме оплаты многое зависит от руководителя, его умения организовать, подстегнуть коллектив». В СУ-149 первичный контроль за производительностью труда возложен на мастеров. Они отчитываются перед начальником управления, причем спрашивают с них строго не тогда, когда их подчиненные заработали много, а когда - мало.

Придя в 1977 г. со студенческой скамьи в СУ-149, Н.Ковалевский хорошо запомнил слова своего наставника, тогдашнего начальника управления Михаила Довнара. Так вот, в память врезались его наставления: «Если вы в течение месяца были жестким и требовательным к работнику, но добились от него результата, то в конце месяца, получив зарплату он забудет про все обиды. Если же давали ему расслабляться, полежать, покурить, и он ничего не заработал - вот тогда он действительно помянет вас плохим словом».

Думаем, с высказываниями рабочих в адрес нынешнего руководства все в порядке - ведь в СУ-149 традиционно одни из самых высоких зарплат в Стройтресте №3.

Экономический результат СУ-149, как и на любом предприятии, складывается из целого набора составляющих. Влияет и позиционирование на рынке, и принципы инвестирования, и умение задействовать различные ресурсы. Главное, что по совокупности факторов управлению удается обеспечить положительный финансовый итог, а значит, можно смелее смотреть в будущее.

СУ-149 ОАО «Стройтрест №3 Ордена Октябрьской революции»
223710, г. Солигорск, ул. Козлова, 37
Тел.: +375 (174) 22 47 28 (приемная)
Факс: +375 (174) 22 01 99
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

{jcomments on}