Марина НОСОВА
Основной игрок на рынке мостостроения Беларуси - ОАО «Мостострой» - за 40 лет работы построил и капитально отремонтировал около 1400 мостов и путепроводов общей протяженностью свыше 120 км. Кто-то скажет: монополист! Мол, любое доминирование тормозит развитие рынка… Но как заверил директор филиала «Мостостроительное управление №1 ОАО «Мостострой» Сергей ПИЧУГОВ, лидирующая роль предприятия не привела к застою, наоборот, произошла концентрации средств и специалистов. К тому же конкурентная среда в этой сфере услуг постепенно формируется.
- Сергей Анатольевич, стоит ли создавать конкуренцию в мостостроении?
- Мы не против здоровой конкуренции. На рынке возникают мостостроительные организации, которые работают на небольших объектах. Нам же доверяют большие, требующие и значительных трудовых ресурсов, и современной техники, и серьезной организации труда и быта строителей. Я за приход в мостостроение частных структур. Ведь около 70% мостов в Беларуси нуждаются в реконструкции. Частники могли бы взять на себя небольшие мосты, ремонт которых не требуют значительной материальной базы и привлечения больших финансовых средств.
- Что сложнее: строить или реконструировать мосты?
- Реконструировать намного сложнее, чем строить новый объект. Реконструкция часто сопровождается постановкой сложных и неожиданных технических задач. Одинаковых мостов не бывает, и каждый требует своего подхода, своей технологии. При этом мы беремся за объекты любой сложности. Так, одним из самых непростых за последнее время стал капитальный ремонт моста через реку Днепр по проспекту Шмидта в Могилеве. С 1968 г. мост капитально не ремонтировался, в аварийное состояние пришла одна из опор. Для ее восстановления пришлось перекрыть движение, хотя изначально этого не планировалось. Тогда и стало понятно, насколько важен данный мост для города. Пока велись работы, Могилев стоял в пробках.
Была поставлена задача сдать мост в эксплуатацию в феврале 2015 г., но мостостроители постарались и пустили движение по нему уже 4 августа этого года.
- Каковы источники финансирования подобного рода работ и достаточны ли они?
- Реконструкция и строительство мостов ведутся из средств местного и республиканского бюджетов. Когда реконструировался мост в Могилеве, задержек финансирования не было. Трехсменная работа управления и четкое финансирование помогли пустить движение раньше срока. Окончательная стоимость объекта составит более 70 млрд. руб. Все, что первоначально планировалось по проекту, пришлось на ходу переделывать из-за сложностей, которые возникали буквально на каждом этапе реконструкции.
Вскрывались старые элементы, и оказывалось, что они в таком состоянии, что необходимо было переделывать проект. Но усилия проектировщиков и строителей не были напрасными. Мост, который мог в любую минуту обрушиться, успешно отремонтирован. Испытания института «БелдорНИИ» после завершения реконструкции показали, что несущие конструкции моста не имеют дефектов и недоделок, влияющих на грузоподъемность.
При строительстве применялись современные технологии, в том числе натяжение высокопрочной арматуры, когда несколько конструкций бетона стягиваются в одно целое. Мост подвергся сильной коррозии. Для устранения проблемы были поставлены арматурные пучки из Австрии, в Москве их обработали по новой технологии, Могилевский завод «Строммашина» изготовил металлические упоры к балкам. Так конструкция была усилена и теперь прослужит долгие годы.
- Можно ли говорить об экспортном потенциале в вашей сфере деятельности?
- Наше управление раньше занималось экспортом услуг, работая на российском рынке - строило мосты в Псковской, Смоленской областях. Это позволяло решать проблемы с валютой, необходимой для обновления материальной базы. Пока работы в России свернуты, поскольку достаточно заказов в Беларуси. Если же вновь возникнет необходимость выйти на внешние рынки, предприятие к этому готово. Сформирована соответствующая материальная база. Мы следуем за техническим прогрессом и обновляем основные средства, закупая современные краны, миксеры, оборудование, помогающее значительно ускорять процесс укладки бетона. На базе предприятия установлен бетонный завод «Эльба», обеспечивающий материалом все объекты строительства управления.
Модернизация позволяет снижать издержки производства, ускорять сроки строительства, механизировать ручной труд, повышать качество. Меняется не только техника, но и технологии. Присматриваемся в том числе к передовым западным технологиям, для чего, например, было организовано обучение в Италии. Правда, их опыт нельзя напрямую применять в Беларуси из-за разных климатических условий. Если в Италии в основном положительная температура воздуха, то у нас - значительные перепады. Да и некоторые технологические решения в Беларуси вряд ли получат широкое применение, поскольку нет больших проливов и водных преград, как в Европе.
- По чьим проектам строятся и реконструируются мосты?
- Проектированием мостов занимается Государственное предприятие «Белгипродор», мы довольны его работой. Институт гибко и оперативно реагировал на изменения в проекте при реконструкции моста в Могилеве.
- Хватает ли вам квалифицированных кадров?
- Специалистов-мостовиков готовят в Белорусском национальном техническом университете и в Белорусско-российском университете. Проблем с рабочими практически нет. При необходимости предприятие нанимает дополнительное их количество. Конечно, всегда хочется привлекать наиболее квалифицированные кадры, поэтому определенную тревогу вызывает то, что часть таких специалистов уехали на заработки в Россию. Хотя зарплата в управлении довольно достойная.
Так, за июнь в среднем она составила 8,2 млн. руб., в том числе у рабочих - 7,7 млн.
В целом в последние годы персонал обновился, на предприятие пришли молодые кадры. За хорошую работу руководством города и области многие специалисты награждены почетными грамотами.
- Деятельность в узком сегменте рынка рискована с точки зрения стабильности заказов. Стремитесь ли вы как-то подстраховаться выполнением других видов работ?
- Да, управление проводит диверсификацию услуг. Кроме строительства и реконструкции мостов, осуществляются общестроительные работы - забивание свай, возводим фундаменты под жилые дома.
- Что у вас в перспективе?
- В ближайших планах предприятия - ремонт еще одного моста в Могилеве - Пушкинского, который был построен в 1959 г. На данный объект сейчас разрабатывается проектно-сметная документация. Стоимость работ составит около 300 млрд. руб. Решается вопрос с финансированием. Предстоит расширить мост до шести полос движения.
Справка «Директора»
История филиала началась с образования Мостостроительного района дорожного Управления шоссейных дорог при Совете Министров БССР согласно приказу МВД СССР № 0391 от 16.06.1949 г. Первоначально Мостостроительный район был дислоцирован на базе ДЭУ-703 в Витебске, в 1953 г. переведен на базу ДЭУ-708 в Могилев. В 1957 г. разделен с ДЭУ-708 и переподчинен Главному управлению шоссейных дорог при Совмине БССР. Нынешнее название филиал «МСУ№1 ОАО «Мостострой» установлено с 02.12.2010 г.
По итогам I полугодия 2014 г. выручка филиала от реализации продукции, товаров, работ, услуг составила 31,66 млрд. руб. (в 2,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года), себестоимость реализованной продукции, товаров, работа услуг - 25,6 млрд., прибыль от текущей деятельности - 823 млн., в т.ч. чистая прибыль - 663 млн. руб.
Филиал «МСУ №1 ОАО «Мостострой»
212022, г. Могилев, ул. Космонавтов, 23 А
Тел./факс: +375 (222) 28-41-31
Тел.: +375 (222) 28-29-37
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
{jcomments on}